Рабочая программа кружка Экология человека

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Тазларово

муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

Согласовано » «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МОБУ СОШ с.Тазларово

_______ (Хамина Л.А.) МОБУ СОШ с.Тазларово МР Зианчуринский район

Протокол № от «28_»августа 2014 г. ________(Аккубикова А,Ф). _________(Душанбаев А.Р.)

« 29»августа 2014 г. Приказ № 125 от 30 августа 2014

02-20

Рабочая программа организации внеурочной деятельности

по экологическому направлению

кружок «экология человека»

7-11 классы

учителя первой квалификационной категории

Хаминой Людмилы Александровны



2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды, а также сохранение здоровья и здорового образа жизни является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры, здорового образа жизни у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует чёткого определенья всех его звеньев выявления связей и зависимостей. Здоровье - не всё. Но всё без здоровья - ничто. (Сократ)

Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы сполна насладиться её сокровищами он должен знать природу уметь приспособиться к ней не навредить себе и природе и самое главное должен отвечать по крайней мере одному требованию - быть здоровым.

Возможно, поэтому большая часть ответственности за спасение здоровья ребят берет на себя школа, которая ещё со времён Аристотеля призвана обучать и воспитывать жить в гармонии с природой, а значит и предостерегать ребёнка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой самостоятельной жизни.

Актуальность программы кружка и основные положения экологического воспитания и привития здорового образа жизни учащихся.

В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что в свою очередь ведет к её загрязнению и негативному влиянию на здоровье подрастающего поколения. Но сохранение и укрепление здоровья детей одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть выпускников нашей школы являются полностью здоровыми, поэтому воспитание в данном направлении приобретает социальную значимость

Цель: формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.

Задачи:

Усвоение ведущих идей основных понятий и научных факторов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека, способствующие здоровому образу жизни и укрепление его посредством взаимодействия с природой.

Понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества, а так же приобретения здоровья.

Овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природоиспользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по её улучшению

Выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе и не навредить своему здоровью.

Формирование понятий о взаимосвязях в природе и применение их для укрепления своего здоровья.

Развитие духовной потребности в общении с природой, осознание её облагораживающего воздействия на организм человека, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера.

Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе и тем самым своему здоровью.

8. Раскрыть закономерности развития организма человека о тесной связи с окружающей природной средой, способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью.

Дать представление об отрицательном взаимодействии на организм человека и негативных последствий, связанных с загрязнением окружающей природы.

специфика - создание условий для его самореализации, стимулирование творческой активности и развитие индивидуальных задатков и способностей

В работе кружка рассчитано использование следующих форм и методов: познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы на местности, соматометрические измерения, встречи с интересными людьми (врачами, студентами, лесником, агрономом). .

Общая характеристика Кружок рассчитан на учащихся 8-11 классов, талантливых и любознательных, интересующихся биологией, экологией, химией, географией. Оптимальное количество детей в группе 12 человек. Основными аспектами здорового образа жизни являются пропорциональное соотношение взаимодействия человека и природы, правильная организация свободного времени и досуга, в том числе и при выходе детей на природу.

Организация досуга детей и подростков является одним из основных приоритетных направлений деятельности экологического кружка, созданного После проведенного мною анализ была выявлена проблема: школьники получают достаточно большой объем теоретических знаний, а на практике в силу объективных и субъективных причин, применять их не могут.

Для решения данной проблемы кружок имеет практическую направленность составлен с учетом психолого-физиологических особенностей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Что же понимается под экологической культурой и здоровым образом жизни? Это качество личности включающее в себя следующие компоненты:

  1. Интерес к природе и здоровому образу жизни.

  2. Знание о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на
    природу.

  3. Чувства эстетические и нравственные.

  4. Позитивная деятельность и поведение в природе.

  5. Мотивы деятельности в природе (гуманистические, познавательские,
    эстетические, санитарно - гигиенические и др.)

Ценностные ориентиры экологического кружка.

1Процесс формирования ответственного отношения к природе является
составной частью общей системы воспитания, актуальным её направлением.

2Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи
глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

3В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению

4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается
на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности
в содержании и организации экологического образования.

Место кружка в учебно воспитательном плане : В соответствии с учебным планом МОБУ СОШ с.Тазларово на изучение кружка отводится 1 час в неделю, 35 часов в год соответственно

Основное содержание кружка « Экология человека»

Тема 1. Здоровье и окружающая среда человека. Введение. Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья.

Здоровье человека. Практическая работа. Соматометрические измерения человека

Тема2. Учитесь быть здоровым!

Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе

Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Учитесь быть здоровым!

Гигиена питания. Режим и правила питания. Сервировка и оформление обеденного стола. Гигиена твоего жилища. Чистота в доме и квартиреПрактическая работа. Сервировка и оформление обеденного стола. Подвижные игры на свежем воздухе

Тема 3. Медицина против болезней Растения лечат и калечат. Путешествие с комнатными растениями .Гиподинамия. Движение - это твоё лекарство. Красивая походка. Изучение физического развития и функционального состояния организма. Практическая работа. Оказание первой медпомощи. Правила хранения лекарств и обращение с ними.

Тема 4 Вода и водоем в жизни человека. Связи местного населения и отдельного человека с водой и водоемом: потребности в пресной воде для питья и хозяйства. Воды исследуемой территории: виды вод местности, водные ресурсы. Источники снабжения водой местного населения. Ведение наблюдений исследования .Практическая работа. Ведение наблюдений и исследования. Тема 2. Виды водопользования на исследуемой территории. Особенности местности, прилегающей к исследуемому водоему: степень населения, густота гидрологических объектов, степень использования водоемов в хозяйстве и быту, их состояние, охрана от истощения и загрязнения. Целебные воды. Химический состав некоторых минеральных вод. Воздействие их на организм. Минеральные источники своей местности. Оценка их состояния. Использование местным населением. Оборудование источника. Составление плана расположения водных источниковисследуемой территории.

Практическая работа Химический состав некоторых минеральных вод Тема 3. Исследование прилегающей к водоему местности. Связь водоема с другими компонентами территории. Зависимость его состояния от состояния исследуемой территории. Особенности рельефа. Поверхностный сток воды в водоем. Загрязнение водоема поверхностными водами. Причины и меры предупреждения. Тип грунта исследуемой территории (глинистый, песчаный, торфяной и т. д.). Зависимость состояния грунтовых и поверхностных вод.Практическая работа Исследование прилегающей к водоему местностирактера водоема, свойств воды.

Органолептические свойства воды (запах, вкус, цвет). Различение запахов: естественного и искусственного происхождения. Норма на запах. Способы определения запахов.

Зависимость вкуса воды от ее химического состава.. Жесткость воды. Способы определения и устранения жесткости воды. Практическая работа Органолептические свойства воды (запах, вкус, цвет)..

Учебно-тематический план кружка « экология человека » , по плану - 35

тема

Кол-во часов по плану

Теоретические

Практические

Тема1 Окружающая среда и здоровье человека.

6

5

1

тема 2 Адаптация человека к экстремальным условиям среды

3

2

1

Тема 3. Социальная адаптация

6

4

2

Тема4 Учитесь быть здоровым

6

4

2

Тема 5 Вода и водоем в жизни

4

1

3

Тема6Исследование пищевых продуктов

4

1

3

Тема7генетика человека

6

3

3

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

В результате изучения экологии человека ученик должен

знать/понимать:основные понятия, связанные с экологией человека,

адаптацией к различным природным и социальным факторам, экстремальным условиям

среды, влияющим на здоровье человека, влияние вредных привычек на организм Вредные для здоровья факторыО норме и режиме питания

уметь:характеризовать указанные понятия, характеризовать факторы, влияющие на здоровье

человека; исследовать реакцию организма на изменение температуры

окружающей среды; определять хронотип человека, определять социальные

факторы среды, влияющие на человека, оценивать поведение человека в обществе Решать простейшие экологические задачиПрименять знания экологических правил при анализе различных видов
хозяйственной деятельностиОпределять уровень загрязнения воздуха и воды

Ожидаемые результаты.Эта программа направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своей деревни, района, области, республики.Экологическое образование по данной программе предполагает не только получения знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся нести реальный вклад в сбережение природы своей местности.Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.Общение с природой - это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.Сохранение здоровья подрастающего поколения - важнейшая задача семьи и школы. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуальны. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующего сохранению здоровья.Особую роль приобретает программа школьного обучения, в процессе которого закладываются фундамент отношений человека с окружающим миром, и начинает просыпаться интерес к своему организму.

Школьникам среднего возраста свойственна высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир к широкому кругу явлений, социальной природной действительности, стремление общения с природой, поэтому целесообразно вести ученый процесс современной школы экологический кружок « экология человека ».

В течении занятий экологического кружка « экология человека » будут сформированы компетенции:

1. Знание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни;

2. Умение оздоровлять окружающую среду внося посильный вклад в улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий жизни человека;

3. Развиваться умения и навыки, направленные на сохранение и укреплениеиндивидуального здоровья учащихся;

4. Овладение экологической культурой учащимися.

Оценка эффективности реализации Программы.

Оценка эффективности Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания. Проектные работы и их защита на школьных и на районных конференциях.Фоторепортаж о работе кружка, его презентация. Практические работы.

Тематическое планирование

Планир.дата

Фактич. дата

Тема

Форма занятия

Количество часов

тема 1Окружающая среда и здоровье человека.1Введение. Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья.

. Лекция Просмотр фильма

Теоретические

1

практические

2Как мы растем и развиваемся

1

3Движение и красота человека

Пр. раб №1«Соматометрические измерения человека»

1

4Физическая культура в жизни человека. Активный отдых.

1

5Простудные заболевания и их предупреждение.

Беседа. Встреча с врачом

1

6Закаливание и его роль в укреплении здоровья

1

тема 2 Адаптация человека к экстремальным условиям среды

1Гравитационные воздействия в жизни человека.

Лекция Просмотр фильма

Лекция Просмотр фильма

1

1

2 Влияние на организм человека вибраций, шума, электромагнитных и ионизирующих излучений

1

Тема 3. Социальная адаптация

1Социальные факторы, негативно влияющие на организм.

1

2Химическое загрязнение окружающей среды и его

воздействие на растущий организм

.

.

3Реакции детского организма на телевидение и компьютер,

курение, алкоголь

Беседа Просмотр фильма

1

4Проблема детской наркомании и токсикомании.

диспут

1



5Адаптация к различным видам трудовой деятельности.

Устный журнал

1



6Утомление и рациональная организация учебного и

трудового процесса.

Пр. раб №2

1

тема 4Учитесь быть здоровым


1Гигиена питания

Беседа Просмотр фильма

1

2Режим и правила питания

Беседа

1

3Сервировка и оформление обеденногостола

Пр. раб №3

1

4Гигиена твоего жилища

Беседа

1

5Чистота в доме, в квартире, в классе

Беседа

1

6Красивая походка- хорошее здоровье

Пр. раб №4

1

Тема 5 Человек, вода и водоём



1Источники снабжения водой местного населения.

экскурсия

1

2Определение РН - воды. Определение 02 воды.

Пр. раб №5

1

.

3Определение нитратов воды. Определение железа в воде

Пр. раб №6

1

4Определение кишечной палочки в воде

Пр. раб №7

1

Тема6Исследование пищевых продуктов


1Методы Исследований Методика Исследований

лекция

1

2Исследования мясных блюд

Пр. раб №8

1

3Исследования молочных продуктов

Пр. раб №9

1

Исследования хлебобулочных изделий

1


Тема7 генетика человека

1Генетика и будущее человека

диспут


2Решение заданий и задач

Пр. раб №10

1

3Евгеника; позитивная и негативная

диспут

1

4Наследственные болезни

Просмотр фильма

1

5Защита рефератов

1

КОНТРОЛЬ ОБУЧЕННОСТИ.

Проектные работы и их защита на школьных и районных конференциях. Фоторепортаж о работе кружка, его презентация

.Практические работы





Перечень учебно-методического обеспечения

Закон РФ «Об образовании»

Конвенция ООН о правах ребенка.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Целевая программа: "Профилактика заболеваний и оздоровления детей, подростков и учащейся молодежи образовательных учреждений

Перечень материально-технического обеспечения

Микропрепараты: набор микропрепаратов по разделу «Человек» (базовый

Модели: Строение глаза млекопитающего, Строение уха, Строение сердца ,Строение межреберных мышц

Набор моделей по строению органов человека ,торс человек

Модели остеологические :Скелет человека Череп человека расчлененный рука человек

Таблицы : ,набор таблиц по анатомии человека

Реактивы: Комплект реактивов для базового уровн

оборудование: Лупа ручная, Микроскоп школьный ув.300-500, компьютер, проектор

Список литературы, используемый педагогом:

  1. А.А. Обухов. Исследовательская работа школьников Российская АкадемияНаук «Я и Земля» / Народное образование. 2010год.

2Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. здоровье человека иокружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа 2011год- 2

3Горлов А.А. Жить в согласии с природой. - М., 2009

4Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека: Практикум для вузов. - М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2012 - 112

5Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство клабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.:
Просвещение, 2008.239с.

6Каневский 3. Крик о помощи //Знание-сила, 2010-№1

7Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В. Егорова - Чебоксары. 2009. 10

8Мурманцев B.C., Юшкин Н.В. Человек и природа. - М.: 2011

9Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. В.Н. Кардашенко. М.: Медицина 2009264с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ:

  1. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. - М., 2009

  2. Каневский 3. Крик о помощи// Знание - сила, 2010 - №1

  3. Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.: Фис 2009

  4. Мурманцев B.C., Юшкин Н.В. Человек и природа. - М.: 2007

  5. Копыт Н.Я., Скворцов Е.С. Алкоголь и подростки. - М.: Медицина,2008

  6. Руденко И. Наследство Жана Нико. - М.: Медицина, 2012

  7. Шанцева Н.Н. Наш выбор-Здоровье Волгоград 2009. ИздательствоУчитель

Интернет-ресурсы:bio.1september.ru , bio.1september.ru , km.ru/educftion bio.nature.ru , km.ru/educftion

Журнал предметного кружка «Экология и человек на 2013-2014 уч. год руководитель Хамина Л.А.

месяц

число









ФИО обучающегося

























































































































© 2010-2022