История преподавания курса Биоэтика

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСТОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДПВ «БИОЭТИКА»

Родионова Г.Н.

ПГСГА, Самара

Современное биолого-этическое образование в России строится на основе гармоничного соотношения фундаментальных и прикладных компонентов морального знания. Этика как вузовская дисциплина сложилась на рубеже 1950-1960-х гг. В Московском и Ленинградском университетах в 1959 г. создаются кафедры этики и эстетики. К середине 1970-х гг. этика преподавалась практически во всех университетах и педагогических вузах СССР, а также в ряде юридических и медицинских институтах. К середине 1990-х гг. преподавание этики в России осуществлялось в рамках философских факультетов университетов. К концу 1990-х гг. наметилась тенденция отделения профессиональных и прикладных видов морального знания от философской этики. Дополнительную актуальность и значимость проблеме этического образования придал на тот момент мировоззренческий и нравственный кризис российского общества. Именно в этих условиях прикладная этика была включена в квалификационный перечень дисциплин, утвержденных в качестве направлений в высшей школе. Теоретическим обеспечением дисциплины стала идея «интегральной» этики, нашедшая отражение в государственном образовательном стандарте.

Преподавание биологической этики на кафедре ботаники СГПУ (ПГСГА) стало возможным вследствие того, что доценты Н.С. Ильина и Г.Н. Родионова, работая в стенах Лицея философии планетарного гуманизма, руководит которым доцент СГАКИ Л.Н. Леонтьева, получили полезный опыт. В лицее у учеников формируется понимание общефилософских и нравственно-этических категорий и законов, необходимых для прогрессивного генезиса социальных систем через естественные науки как биология, география, химия. В рамках лицея существует непрерывная система естественнонаучного образования, предполагающая несколько аспектов:

  1. Научно-образовательное направление осуществляет базовое формирование знаний, понятийного, терминологического, фактического материала.

В основе знаний учащихся лежат категории: а) ценности смысла каждой индивидуальной жизни как неповторимой части единого целого; б) аналогии между законами биологической жизни и человеческой мудростью, параллели между законами природы и общества; в) осмысление функционирования и эволюции био- и геосистем, проявление философских закономерностей в единстве и многообразии всего живого, иерархической соподчиненности и цикличности развития открытых систем, выявление причинно-следственных связей макро- и микромира.

  1. Нравственное воспитание учащихся в рамках элективного (вариативного) курса «Биоэтика». Основу содержания данного направления составляют такие системообразующие понятия как нравственность, мораль, любовь, добродетель, красота.

В основе преподавания красной нитью обозначен экологический императив: не поступай в окружающей среде - космосе, природе, обществе с человеком вопреки естественным и нравственным законам, ибо их нарушение ведет к распаду жизненно необходимой гармонии, равновесия, связей, к гибели взаимозависимых и взаимообусловленных экологических систем, ниш, живых существ.

  1. Экспериментально-педагогическая работа. Учениками совместно с ведущими преподавателями многопланово исследуются следующие научно-методологические проблемы:

  • 1999-2006гг. «Толерантность и этностресс - антропобиологический аспект» раскрываются биологические закономерности развития толерантности в этносе, рассматриваются социогенные механизмы поддержания этноса и генезис стресса в этносе; руководитель к.б.н., член Петровской Академии Е.В. Логинов.

  • 1999-2005гг. «Принципы толерантности в экологии» изучаются разные уровни организации живого - организменный, биоценотический, биосферный; руководитель к.б.н. Н.С. Ильина.

  • 2000-2006 гг. «Геобиоантропоцентризм толерантной эволюции жизни» рассматривается место человека в эволюции природы и разума, толерантные способы решения экологических, экономических, этических проблем как способ сохранения биосферы и жизни человеческого общества, гармонизации отношений человека и биосферы, сохранение вещественно-энергетических, информационных связей общества и среды; руководитель к.б.н. Г.Н. Родионова.

В 2006 году на кафедре ботаники СГПУ доцентами Н.Н. Трофимовой и Г.Н. Родионовой освоен курс «Природа как ценность мироздания». В это же время доцент Г.Н. Родионова ведёт курс «Биологическая этика». Данные дисциплины соединяют в себе биологические, экологические знания и изучение системы человеческих ценностей. Материал курсов выстроен на основе современных данных биологических и экологических наук, с учетом позиций основных научных школ страны и мира. Позднее на ЕГФ преподается только дисциплина по выбору «Биологическая этика», которую на разных отделениях факультета вели доценты Г.Н. Родионова и Н.С. Ильина.

Авторы программ преследуют цели. Дать смысловые и ценностные ориентиры для осознания уникальности человеческой жизни (философский аспект); помочь студентам выработать правильное отношение к собственному здоровью и жизни (валеологический аспект); развить чувство ответственности в вопросах продолжения жизни в следующих поколениях (этический и моральный аспекты); выявить место природы в системе ценностей различных общественных групп (аксиологический аспект); выявить личностное значение природы для каждого члена человеческого общества (психологический аспект); определить основные направления в экологическом воспитании учащихся и пути формирования экоцентрической модели экологического сознания (педагогический аспект).

Основными принципами работы в рамках программы являются следующие:

Принцип научности предполагает применение научно обоснованных форм и методов работы, соответствующих возрасту студентов и учитывающих их психофизиологические особенности, знания и кругозор.

Принцип проблемности направлен на разрешение дилемм различного характера методами поисковой деятельности, активного наблюдения, написания эссе и изложения своей точки зрения.

Принцип системности заключается в одновременном получении знаний о происходящих в природе процессах и формировании таких нравственных качеств, как сострадание, доброта, милосердие и др.

Принцип наглядности предполагает использование в работе наглядного материала в виде иллюстраций, пособий, видеоматериалов, моделей-схем и т.п.

Принцип гуманности проявляется, прежде всего, в выборе гуманистической модели образования, подразумевающей переход с авторитарного обучения и воспитания на личностно-ориентированное, на педагогику сотрудничества преподавателя и студента, диалоговую форму обучения, когда студент становится равноправным членом обсуждения различных вопросов цикла, а не просто обучаемым. Организация занятий направлена на то, чтобы студенты могли как можно чаще высказываться, актуализировать собственный опыт, строить предположения.

Принцип последовательности связан с принципами системности и проблемности. Занятия проводятся в определенной логической последовательности, отражающей структуру блоков программы и тем внутри них.

Принцип толерантности формирует терпимость (толерантность) к тем, кто мыслит иначе, и милосердие к тем, кому не дана способность к осмыслению мира.

Принцип деятельности. Деятельность - это основа экологического образования студентов. Традиционно большое внимание уделяется уходу за комнатными растениями, животными и др. Предприняты шаги к расширению рамок такой деятельности за счет конкретных поступков и действий.

Наиболее показательными для понимания феномена биологической этики являются проблемы, которые можно назвать «открытыми моральными проблемами». Это такие темы, по поводу моральной квалификации которых нет единства мнений в общественном сознании, как среди специалистов, так и среди широкой публики. Они открыты в том смысле, что нерешенным остается вопрос о нравственно достойных способах их практического решения. Применительно к ним речь идет не просто о нарушении общепринятых моральных канонов, а об отсутствии таковых вообще. Отдельная личность может иметь по каждой из этих проблем совершенно определенное мнение. Обсуждая вопросы о том, допустимы ли эвтаназия, аборты, клонирование и т.д., мы не только высказываем более или менее истинные суждения, но осуществляем также определенный моральный выбор.

Доценты Г.Н. Родионова и Н.Н. Трофимова издали в 2010 году учебное пособие «Основы биологической и экологической этики» ( 5 п.л.), что стало логическим продолжением предыдущей печатной работы (Экоэтика и экопсихология, 2008). Рецензентами выступили профессор СГУ С.А. Сачков и доцент ПГСГА Н.С. Ильина. В пособии рассматриваются базовые принципы дисциплины и вопросы, носящие дилеммный характер. Обозначенные в нём темы соприкасаются с различными областями жизни, где пересекаются разнородные моральные обязательства, предпочтения и оценки. Предложенные материалы позволяют студенту на базе общечеловеческих ценностей выработать своё отношение к обозначенным проблемам. В пособии представлены вопросы и задания по разделам курса, экологические задачи, тесты, творческие задания. Авторы полагают, что, материалы пособия направлены (способствуют) на формирование профессиональных компетенций студентов: анализа и обобщения информации; владения навыками поиска новой информации и аргументирования своей точки зрения.

За 4 года преподавания дисциплины отрадно отметить, что студенты охотно посещают лекции, активно участвуют в дискуссиях, грамотно подбирают сопровождающий занятия материал в электронном виде; ряд студентов самостоятельно выполняют по интересным для них темам электронные презентации. В 2010 году завершающим моментом изучения курса стал выпуск газет на факультетском стенде. Студенты Х3 свою газету назвали «Качество жизни», в которой с биоэтических позиций рассмотрели критерии этого понятия для человека. Студенты Б1 в газете «Умереть надо тоже уметь…» остановились на проблемах эвтаназии. Отрадно, что в подготовленных материалах были не только теоретические материалы, но и собственные социологические исследования. Ребята подготовили вопросы и провели среди сокурсников факультета и общежития 4-1корп. анкетирование на выбранные темы. Приятно было видеть, что газеты с интересом читали как студенты и преподаватели ЕГФ, так и других факультетов.

Важным моментом явилось и то, что удалось осуществить деятельный или поступочный компонент образовательного процесса. Студенты Х3 участвовали 5 мая 2010 в посадке деревьев в рамках акции «65 деревьев к 65-летию победы в Великой Отечественной войне», проходившей на территории ОСЮН. В рамках акции компании AVON Hello Green Tomorrow «Самое время помочь природе», поддерживающей глобальную программу ООН по защите окружающей среды «Миллиард деревьев» студенты Х3 перечислили по 30 руб. личных средств для посадки деревьев. Каждому студенту от компании был выслан Благодарственный сертификат участия. Хочется верить, что такие маленькие поступки приводят к «большим» позитивным изменениям на нашей планете, в нашем сознании и сердцах.

Биологическая этика является составной частью фундамента общекультурной и общетеоретической подготовки специалиста любого профиля. Поэтому возможно изучение этой дисциплины на других факультетах вуза, а кафедра ботаники с удовольствием предоставит свой интеллектуальный и преподавательский ресурс.

Литература

  1. Экоэтика и экопсихология. Методическая разработка для студентов естественно-географического факультета СамГПУ / Составитель Трофимова Н.Н. Самара, СамГПУ, 2008. 48 с.

  2. Родионова Г.Н., Трофимова Н.Н. Основы биологической и экологической этики: Учебное пособие для студентов естественно-географического факультета ПГСГА. Самара: ПГСГА, 2010. 80 с.



© 2010-2022