• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока по биологии Строение цветка в технологии развития критического мышления (6 класс)

Конспект урока по биологии Строение цветка в технологии развития критического мышления (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК БИОЛОГИИ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Моя оригинальная история.

Предмет: биология.
Тип интеллекта: математический (логический).
Синквейн:
Учитель
Сочувствующий, разносторонний
Думает, развивает, направляет
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить
Наставник.

Немного в шутку - о себе - в форме синквейна на тему «Учитель, работающий в технологии развития критического мышления (ТРКМ)». На самом деле, данная технология сложна, требует больших усилий и времени, чтобы вникнуть, разобраться, погрузиться в нее, несколькими словами ее не опишешь. Однако не ошибается тот, кто ничего не делает. Желание докопаться до истины приносит результаты, порой неплохие. Поэтому я хочу поделиться с теми наработками, которые у меня получились благодаря участию в методической Интернет-лаборатории по указанной выше проблеме.

Для проведения урока в ТРКМ я составила рекомендации. Считаю их полезными, нужными, приносящими результат, пусть даже очень крохотный.

Рекомендации (прием «Корзина идей»):

  • Старайтесь избегать сообщения информации в готовом виде, новое ученик открывает в систематическом выполнении различных упражнений.

  • Обязательно обсуждайте любой, даже неверный ответ. Помните: отрицательный результат - тоже результат!

  • Приучайте учеников обосновывать свои ответы без напоминания. Каждый имеет собственное мнение по обсуждаемому вопросу, и оно может быть верным.

  • Ваша оценка ответа ученика не должна его обидеть или поставить в неловкое положение. Даже если ответ вас не удовлетворил, покажите его положительные моменты.

  • Приучайте слушать ответы учащихся, одноклассников. Помните: "слушать" и "слышать" - не одно и то же.

Если сравнивать урок в традиционной форме и в ТРКМ, то наглядно можно увидеть эти отличия на конкретном примере. Возьмем для сравнения только заключительную часть урока - этап «Рефлексия».

1. в традиционной форме:

VII. Подведение итогов.
- Как человек должен использовать поверхность своего края?
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание.
Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 147 - 153).
Выполнить задания в учебнике № 1 - 4 (с. 151).
Выполнить № 3 в рабочей тетради (с. 49).

2. в технологии развития критического мышления:

VII. Подведение итогов.

Я предлагаю в качестве подведения итогов урока всем ученикам разделиться на 4 группы и составить синквейн на тему «Поверхность края». Обсуждаем результаты, разные варианты синквейнов, которые вы составили; я предлагаю свой вариант:

Поверхность края

Ровная, гладкая

Ухаживать, отдыхать, познавать

Берегите и охраняйте свой край!

Земная кора.

VIII. Домашнее задание.

Прочитайте текст на с. 147-153 и составьте по прочитанному материалу трехчастный дневник в виде таблички:

Цитата, на которую вы обратили особое внимание

Почему данное высказывание заставило вас задуматься?

Какой вопрос учителю вы хотели задать по данному высказыванию?

Подумайте, какие эмоции у вас вызывает данная тема?

Какие предложения вы могли бы внести (мероприятия) для сохранения природы, рельефа нашего края? Оформите это в виде листовки - призыва.

Предлагаю разработку урока в ТРКМ, с учетом рекомендаций, требований, эффективного использования подходящих приемов.

Урок по биологии в 6 классе на тему «Строение и функции цветка»

(урок изучения нового материала)

Цель урока: изучение нового материала с использованием технологии критического мышления.

Задачи урока:

Образовательная: изучить особенности строения цветка в связи с выполняемыми функциями.

Развивающая: развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательная: привить навыки коммуникативного общения, работать с таблицами, рисунками, схемами, натуральными объектами.

Оборудование: схемы, таблицы, натуральные объекты, фотографии, справочники.


I.Этап урока «Вызов»

Учитель: «Ребята, малыши начальных классов принесли мне свои любимые стихи, два из них я хочу вам прочитать».

1. Носит одуванчик 2. Нарядные платьица,

Желтый сарафанчик Желтые брошки.

Подрастет - нарядится Ни пятнышка нет

В беленькое платьице. На красивой одежке.

Легкое, воздушное, Такие веселые эти ромашки -

Ветерку послушное. Вот-вот заиграют, как дети, в пятнашки.

Учитель: Как вы думаете, ребята, какое отношение имеют эти стихи к нашему уроку?

(Возможно, мы их будем изучать…)

Учитель: Вы абсолютно правы. Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной, значимой как для других организмов, так и для нас, темой - Цветок. А почему? Мы попытаемся ответить на этот вопрос в конце урока.

  • Запишите в тетрадях число и тему урока «Строение и функции цветка»

  • Нарисуйте схематично любой из цветков в услышанных стихах в своих тетрадках (обучающиеся записывают тему урока и зарисовывают цветок).

Учитель: Начнем мы урок с того, что попытаемся сформулировать определение, что такое ЦВЕТОК. Для этого, вам необходимо вспомнить строение побега, виды почек.

(Учащиеся дают свои определения, работа учеников может быть как индивидуальной, так и групповой на 1-2 мин).

Учитель: Давайте сравним ваши определения с определениями, записанными в биологических справочниках (можно предложить учащимся найти определение и зачитать; или обратиться к определению, данному в учебнике).

Идет обсуждение понятия, отмечаются самые удачные определения.

Учитель: Посмотрите на свои рисунки и вспомните, что вы уже знаете о цветке? А чтобы было сделать это легче, я предлагаю вам сделать краткие записи в правой колонке таблицы в сигнальных листках, которые лежат у вас на столах.

ЗНАЮ

УЗНАЛ

ХОЧУ УЗНАТЬ

Возможные записи обучающихся (цветок состоит из лепестков, у него есть ножка, бутон, цветки растут группой, мелкие и т.д.)

Учащиеся записывают свои личные знания о цветке в первую колонку. Обмениваются информацией и обсуждают её.

Учитель: Ребята, у меня на доске точно такая же таблица и я предлагаю вам поделиться своими знаниями о цветке, а я занесу их в общую таблицу (учитель заполняет колонку).

Оформление доски (таблица).

ЗНАЮ

УЗНАЛ

ХОЧУ УЗНАТЬ


  1. Этап «Осмысление»

Учитель: Вот как много слов мы записали. Внимательно посмотрите еще раз и попробуйте соотнести их с предложенными биологическими понятиями: строение, функции, многообразие.

( Работа может проводиться как индивидуально, так и в группах, 2-3мин)

Возможные записи таблицы 2.

Конспект урока по биологии Строение цветка в технологии развития критического мышления (6 класс)

Строение Функции Многообразие

Пестик, защита, одиночные, соцветия, размножение,

образование плодов, цветоножка, образует пыльцу (и т.д.)

Учитель: Давайте посмотрим, как распределились эти понятия по группам и почему? (Обсуждаем, аргументируем, делаем поправки, заполняем доску)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, вам достаточно этих знаний о цветке?


  1. Этап «Чтение с пометкой»

Учитель: У вас на столе лежат схемы и тексты. Я вам предлагаю прочесть текст и на листках текстов сделать пометки о том, что вам уже известно, что узнали и что хотите еще узнать о цветке, используя следующие символы.

() - знаю

() - это для меня новое

(?) - хочу узнать

Учащиеся работают с текстом, делают пометки (10-12мин).

Учитель: Все справились с работой? А теперь выпишите в левую колонку биологические понятия, которые вы узнали в ходе чтения текста.

Ребята работают с текстами и схемами, заносят данные в 3 колонку таблицы

(узнал новое).

Учитель: Давайте обсудим, что же было новым для вас?

По ходу обсуждения, учитель заносит данные в таблицу на доске. Уточняются понятия, конкретизируется строение цветка, дают ответ на вопрос о роли цветка.

Учитель: Внимательно посмотрите на понятия в 3 колонке и дополните схему: строение, функции, многообразие.


  1. Этап «Развития познавательного интереса».

Учитель предлагает учащимся выбрать в тексте информацию, которая вызывает у обучающихся, потребность узнать, дополнить знания об изучаемом цветке в большем объеме.

Ребята работают с третьей колонкой (хочу узнать), заполняют её, а учитель, обобщив их, заносит в таблицу на доске. В конце работы таблица на доске становиться заполненной.

  1. Этап «Подачи домашнего задания».

Учитель: Скажите ребята, на все ли вопросы мы получили ответы? В ходе обсуждения, учащимся предлагаются индивидуальные задания, исходя из того, что они хотят узнать дополнительно.

Д/З - 1. § 44;

2. Творческое задание - составить эссе «Путешествие по цветку».


  1. Этап «Рефлексия».

Учитель: Наш урок подходит к концу, но изучение темы на этом не заканчивается, это только первые шаги в познании удивительного чуда природы - цветка. Нам еще многое предстоит узнать о многообразии цветка, его роли в природе и жизни всего живого на земле.

Учащимся предлагается ответить на вопросы карточек:

1. Сегодня на уроке мне было интересно узнать о …

2. Если бы не было цветов, то…

3. Мне понравилось работать в паре, потому что…

4. Знания о строении цветка мне пригодятся в жизни…

5. Я был удивлен, узнав о том, что…

6. Заполните схему о строении цветка.

Приложение

Цветок

Функции цветка. Цветок - это видоизмененный укороченный побег, приспособленный для размножения покрытосеменных (цветковых) растений.

Цветки отличаются большим разнообразием в деталях строения, окраске и размерах. Самые крошечные цветки у рясковых (диаметр около 1 мм), а самые крупные (диаметром от 60 см до 1 м и массой около 6 кг) - у тропического растения-паразита раффлезии Арнольди.

Строение цветка. Центральной частью цветка, его осью является цветоложе, к которому прикрепляются все другие его части (см. рисунок). Цветки прикрепляются к стеблю при помощи цветоножки.

Конспект урока по биологии Строение цветка в технологии развития критического мышления (6 класс)

Рис. Цветки: а, 6 - с двойным околоцветником; в - без околоцветника; г - неправильный; д - правильный; е- асимметричный; 1 - цветоложе; 2 - чашелистики; 3 -лепестки; 4 - тычинки; 5 - пестик.

Цветки, не имеющие цветоножки, называются сидячими (кофейное дерево, волчье лыко). У некоторых растений на цветоножке имеются один или два маленьких листочка, именуемых прицветничками.

Наружными частями цветка являются зеленые чашелистики, образующие чашечку. За чашечкой располагаются лепестки, в совокупности составляющие венчик.

И чашелистики, и лепестки могут быть свободными (у яблони, вишни, груши, лютика) или сросшимися (у картофеля, колокольчика, тыквы). Чашечка и венчик составляют вместе околоцветник. Околоцветник бывает двойным (имеется чашечка и венчик), простым венчикоковидным (имеется только венчик - у тюльпана, ландыша, лилии), простым чашечковидным (имеется только чашечка - у свеклы, конопли, крапивы). Существуют цветки и без околоцветника (у осоки, ивы, ясеня). Околоцветник защищает внутренние части цветка от неблагоприятных условий, а также привлекает своей яркой окраской насекомых-опылителей.

Внутри располагаются тычинки (от двух до нескольких десятков). Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца.

В самом центре цветка находится один или несколько пестиков. Пестик состоит из завязи (нижняя расширенная часть), столбика и рыльца, расположенного на верхушке столбика. У некоторых растений (например, у мака) столбик отсутствует; тогда рыльце размещается на завязи и называется сидячим. Рыльце служит для улавливания пыльцы, столбик приподнимает рыльце над завязью, что облегчает улавливание пыльцы, а в завязи расположены семязачатки.

Цветки, имеющие тычинки и пестики, называются обоеполыми (у картофеля, тюльпана, лютика, яблони, груши). Некоторые цветки имеют только тычинки - их называют тычиночными (или мужскими) или только пестики, их называют пестичными (или женскими). Такие однополые, или раздельнополые, цветки - у конопли, тополя, ивы, кукурузы, огурца и др.

Растения с раздельнополыми цветками могут быть однодомными и двудомными. У однодомных растений мужские и женские цветки размещаются на одном и том же растении (у кукурузы, тыквы, огурца), у двудомных - на разных особях (у облепихи, ивы, тополя, конопли).

Соцветия. Цветки располагаются поодиночке или группами. Однако немногие растения имеют одиночно расположенные на концах побегов (маки, тюльпаны, пионы, магнолии) или на стволах и ветвях (гледичия каспийская) крупные ярко окрашенные цветки. У подавляющего большинства растений мелкие цветки собраны в группы, называемые соцветиями.

И, НАКОНЕЦ - самооценка конспекта данного урока. Считаю, что анализ (экспертиза) урока намного интереснее, чем его конструирование. Представляю самооценку с использованием приема «Шесть шляп»:

Белая шляпа - многообразие материала, много логических связок как внутри данного урока, так и в системе уроков по морфологии растений.
Желтая шляпа - во-первых, возможность заинтересовать информацией - насыщенная, красочная; во - вторых, способствует возникновению потребности у учащихся пополнить свои знания о цветке.
Черная шляпа - мало самостоятельной работы учащихся, нужно было бы предложить больше разнообразных форм такой работы.
Красная шляпа - эмоции разные, прежде всего, связаны с тем, что сама люблю стихи читать (и сочинять иногда); умиление, радость, удовлетворение от желанной самоотдачи.
Зеленая шляпа - на мой взгляд, можно было бы предложить учащимся картинку с многообразием цветков и попросить выделить общие признаки для всех; это сложно, но позволяет развивать логическое мышление.
Синяя шляпа - любой результат - это все равно результат, а недостатки и недоработки - только путь к творчеству, более эффективным методам и приемам.

За синей шляпой - последнее слово, но это не последнее слово в работе учителя по самосовершенствованию, развитию, самопознанию.

Творить, обдумывать, дерзать!
Решительным и твердым быть!
К заветной цели путь держать,
Мгновенье каждое ценить!


© 2010-2022