- Преподавателю
- Биология
- Визитка проекта Лишайники - биоиндикаторы воздушной среды
Визитка проекта Лишайники - биоиндикаторы воздушной среды
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скорлотова Ю.Е. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Творческое задание участникам
Авторы:
Образовательное учреждение (я)
ГОУ ЯО Гаврилов-Ямская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат
(ФИО, должность)
-
Скорлотова Юлия Евгеньевна, учитель биологии и химии
Тема проекта:
Биология. Раздел «Растения». Тема 3. Царство Грибы. Лишайники.
Творческое название:
Биомониторинг в сосновом лесу
Типология проекта:
Информационный, практико-ориентированный
Категория
учащихся:
6-10 класс
Продолжительность проекта
краткосрочный
среднесрочный
долгосрочный
Предметная
область (и):
Биология. 6 класс. Раздел «Растения». Тема 3. Царство Грибы. Лишайники.
Образовательные цели:
-познакомиться с историей изучения лишайников;
- определить положение лишайников в системе живой природы;
- изучить строение лишайников, их происхождение и эволюцию;
- дать понятие о биоиндикации - способе оценки степени загрязнения природной среды с помощью живых организмов;
- дать понятие о лихеноиндикации - методе определения состояния чистоты воздуха при помощи лишайников;
- определить состояние чистоты воздуха соснового леса, на территории которого расположена школа-интернат;
- сделать выводы о степени загрязнения воздуха в лесу и сравнить с результататами исследования воздушной среды на территории города Гаврилов-Ям.
Развивающие цели:
- способствовать формированию информационной культуры;
- творческого мышления;
- развивать у детей способность к познавательной деятельности;
- формировать навыки самостоятельной работы с большим объемом информации;
- развивать умение анализировать и систематизировать собранный материал.
Воспитательные цели:
Способствовать формированию коммуникативной культуры
(Повышение мотивации обучения в коррекционной школе при использовании ИКТ);
- воспитанию бережного отношения к природе.
Основополагающий вопрос:
Как реагируют лишайники на состояние воздушной среды?
Проблемный вопрос:
Можем ли мы самостоятельно определить состояние воздушной среды соснового леса методом лихеноиндикации?
Частные вопросы
(в рамках учебной темы)
Темы исследований
1.Лихенология - наука о лишайниках
1.1.Лихенология - наука о лишайниках
1.2. Лишайники - растения-сфинксы
2.Строение и многообразие лишайников
2.1.Строение лишайников
2.2.Многообразие лишайников
3.Лихениондикация - исследование состояния воздушной среды при помощи лишайников
3.1.Методика определения состояния воздушной среды с помощью лишайников
4.Биомониторинг в сосновом лесу
4.1.Разнообразие видов лишайников, обитающих в сосновом лесу рядом с территорией школы-интерната
4.2.Биомониторинг в сосновом лесу в соответствии с методикой
Этапы проекта:
Название этапа
Сроки
Ученик
Педагог
-
Подготовительный
1 урок
Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.
Создание проблемной ситуации.
-
Проектировочный
2 недели
Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.
Координация работы.
-
Практический
2 недели
Экскурсии. Сбор материала. Создание презентаций и публикаций. Работа над веб-сайтом.
Координация работы.
-
Контрольно-коррекционный
1 урок
Самооценка.
Координация работы.
-
Заключительный
2 урока
Представление (презентация) проекта.
Координация работы. Создание портфолио проекта.
Аннотация проекта:
-
На кого рассчитан проект (если требуется)
-
Обоснование выбора темы с учетом УМК
-
Продолжительность (часы, дни, недели)
-
Итоговое завершение проекта
Проект рассчитан на учащихся 6-10 классов специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната.
Тема «Лишайники» изучается в 6 классе.
Растительный и животный мир планеты богат и разнообразен. Неотъемлемой частью его являются лишайники. Предположительно число их видов около 26 тысяч, некоторые занесены в Красную книгу. Они - пионеры растительности и могут поселяться на голых скалах. Лишайники растут очень медленно и ведут прикреплённый образ жизни. Они долгожители и могут доживать до 600 лет. Лишайники не бояться ничего, кроме загрязнения воздуха, без них невозможно существование слаженного механизма природы. По состоянию, видовому составу и количеству лишайников можно определить состояние окружающей воздушной среды. Проект рассчитан на учащихся среднего звена. Может использоваться на уроках биологии и во внеклассной работе. Данный УМП мотивирует самостоятельную деятельность учащихся, инициирует из творчество, позволяет проявить себя.
Продолжительность проекта - 1 год (учебный). Итоговое завершение - урок с представлением презентаций учащихся, гербариев, докладов.