Визитка проекта Лишайники - биоиндикаторы воздушной среды

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческое задание участникам

Авторы:

Образовательное учреждение (я)

ГОУ ЯО Гаврилов-Ямская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат

(ФИО, должность)

  1. Скорлотова Юлия Евгеньевна, учитель биологии и химии

Тема проекта:

Биология. Раздел «Растения». Тема 3. Царство Грибы. Лишайники.

Творческое название:

Биомониторинг в сосновом лесу

Типология проекта:

Информационный, практико-ориентированный

Категория
учащихся:

6-10 класс

Продолжительность проекта

краткосрочный

среднесрочный

долгосрочный

Предметная
область (и):

Биология. 6 класс. Раздел «Растения». Тема 3. Царство Грибы. Лишайники.

Образовательные цели:

-познакомиться с историей изучения лишайников;

- определить положение лишайников в системе живой природы;

- изучить строение лишайников, их происхождение и эволюцию;

- дать понятие о биоиндикации - способе оценки степени загрязнения природной среды с помощью живых организмов;

- дать понятие о лихеноиндикации - методе определения состояния чистоты воздуха при помощи лишайников;

- определить состояние чистоты воздуха соснового леса, на территории которого расположена школа-интернат;

- сделать выводы о степени загрязнения воздуха в лесу и сравнить с результататами исследования воздушной среды на территории города Гаврилов-Ям.

Развивающие цели:

- способствовать формированию информационной культуры;

- творческого мышления;

- развивать у детей способность к познавательной деятельности;

- формировать навыки самостоятельной работы с большим объемом информации;

- развивать умение анализировать и систематизировать собранный материал.

Воспитательные цели:

Способствовать формированию коммуникативной культуры

(Повышение мотивации обучения в коррекционной школе при использовании ИКТ);

- воспитанию бережного отношения к природе.

Основополагающий вопрос:

Как реагируют лишайники на состояние воздушной среды?

Проблемный вопрос:

Можем ли мы самостоятельно определить состояние воздушной среды соснового леса методом лихеноиндикации?

Частные вопросы
(в рамках учебной темы)

Темы исследований

1.Лихенология - наука о лишайниках

1.1.Лихенология - наука о лишайниках

1.2. Лишайники - растения-сфинксы

2.Строение и многообразие лишайников

2.1.Строение лишайников

2.2.Многообразие лишайников

3.Лихениондикация - исследование состояния воздушной среды при помощи лишайников

3.1.Методика определения состояния воздушной среды с помощью лишайников

4.Биомониторинг в сосновом лесу

4.1.Разнообразие видов лишайников, обитающих в сосновом лесу рядом с территорией школы-интерната

4.2.Биомониторинг в сосновом лесу в соответствии с методикой

Этапы проекта:

Название этапа

Сроки

Ученик

Педагог

  1. Подготовительный

1 урок

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Создание проблемной ситуации.

  1. Проектировочный

2 недели

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Координация работы.

  1. Практический

2 недели

Экскурсии. Сбор материала. Создание презентаций и публикаций. Работа над веб-сайтом.

Координация работы.

  1. Контрольно-коррекционный

1 урок

Самооценка.

Координация работы.

  1. Заключительный

2 урока

Представление (презентация) проекта.

Координация работы. Создание портфолио проекта.

Аннотация проекта:

  1. На кого рассчитан проект (если требуется)

  2. Обоснование выбора темы с учетом УМК

  3. Продолжительность (часы, дни, недели)

  4. Итоговое завершение проекта

Проект рассчитан на учащихся 6-10 классов специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната.

Тема «Лишайники» изучается в 6 классе.

Растительный и животный мир планеты богат и разнообразен. Неотъемлемой частью его являются лишайники. Предположительно число их видов около 26 тысяч, некоторые занесены в Красную книгу. Они - пионеры растительности и могут поселяться на голых скалах. Лишайники растут очень медленно и ведут прикреплённый образ жизни. Они долгожители и могут доживать до 600 лет. Лишайники не бояться ничего, кроме загрязнения воздуха, без них невозможно существование слаженного механизма природы. По состоянию, видовому составу и количеству лишайников можно определить состояние окружающей воздушной среды. Проект рассчитан на учащихся среднего звена. Может использоваться на уроках биологии и во внеклассной работе. Данный УМП мотивирует самостоятельную деятельность учащихся, инициирует из творчество, позволяет проявить себя.

Продолжительность проекта - 1 год (учебный). Итоговое завершение - урок с представлением презентаций учащихся, гербариев, докладов.


© 2010-2022