Рабочая программа по предмету «Биология. Живой организм» 5-6 класс

Рабочая программа  по «Биологии» составлена на основе ФГОС (Стандарты второго поколения), а также рабочей программы  Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Сферы,. 5—9 классы.   Программа рассчитана на преподавание  в 5-6 классе по учебнику  «Биология. Живой организм» (УМК «Сферы») Авторы:  Л.Н.Сухорукова, В.С. Кумченко. - М.: Просвещение, 2012 г. и предполагает проведение, как теоретических уроков, так и лабораторных работ. В процессе обучения предусматривается...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ТЮМЕНИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88

«Рассмотрено»

на заседании МО _____________________

Протокол № _____

от «__» ________2013 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР____________

от «__» ______2013 г

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 88_________________

от«__»_______2013г

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

Протокол № _____

от «__» __________ 2013 года

«Согласовано»

Председатель Управляющего совета ____________

от «__» ________ 2013 года


Рабочая программа по предмету

«Биология. Живой организм» 5-6 класс




Составитель:

учителя биологии: Васильева Н. А.

Срок реализации программы

2014 - 2015 уч. год




Тюмень, 2014 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по «Биологии» составлена на основе следующих нормативных документов:


  • ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

  • Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы - М.: Просвещение, 2011. - 54 с. - (Стандарты второго поколения)

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 г. N 85);

  • ООП ООО МАОУ СОШ № 88, 2014 г.

а также рабочей программы Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Сферы,. 5-9 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений / ЛН. Сухорукова, В.С. Кучменко. - М.Просвещение, 2011. - 144 с.

Цели и задачи курса:

• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;

• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;

• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии 5-6 класса опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Проблемность содержания предопределила методы и организационные формы изучения курса: мини-лекции, беседы, экскурсии, игры, уроки-путешествия, диспуты. Для развития творческих способностей учащихся, умений моделировать и анализировать биологические ситуации различной сложности, в данный курс включены лабораторные, практические работы, индивидуальные и коллективные исследовательские работы, индивидуальные и коллективные проектные работы. Программа продолжает знакомить с основными биологическими закономерностями, с которыми учащиеся начали знакомиться в 4 классе в учебном курсе «Окружающий мир», такими как: связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др. В программе отражен общепредметный образовательный минимум, который охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме конкретных знаний; опыт осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально- ценностных отношений - в форме личностных ориентаций.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на преподавание в 5-6 классе по учебнику «Биология. Живой организм» (УМК «Сферы») Авторы: Л.Н.Сухорукова, В.С. Кумченко. - М.: Просвещение, 2012 г. и предполагает проведение, как теоретических уроков, так и лабораторных работ. В процессе обучения предусматривается использование электронного пособия к учебнику, рабочей тетради-практикума и тетради-тренажёра. Программа рассчитана на 2 года обучения из расчета 1 час в неделю, всего 68 часов

Требования к результатам освоения учебного предмета

для учащихся 5-6 классов.

Личностные результаты освоения учебного предмета:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

2. формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию.

3. знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.

4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений ( доказывать , стоить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

5. формирование личностных представлений о целостности природы.

6. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия.

7. развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

8. формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно- полезной деятельности.

9. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.

10. формироование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

1. умение определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.

2. использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент.

3 уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию.

4. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

6. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе , здоровью своему и окружающих

7. преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

8. откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;

9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками ; работать индивидуально и в группе, находить общее решение .

10 ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

11. формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

Учащийся научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Учащийся получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Содержание учебного предмета.

Часть обозначенных в программе лабораторных работ не требует специальных учебных часов, т.к. выполняется в ходе урока при изучении новой темы.

Лабораторные и практические работы, не являющиеся обязательными для выполнения всеми учащимися, обозначены знаком *.

Региональная (краеведческая) составляющая ФГОС ООО внесена в следующие темы, разделы:

Тема урока

Количество часов

5 класс (3 часа)

1

Экскурсия: Осенние явления в жизни растений и животных родного края.

1

2

Среда обитания. Экологические факторы

1

3

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений родного края»

1

6 класс (12 часов)

1

Движение живых организмов

1

2

Вегетативное размножение растений

1

3

Расселение и распространение живых организмов

1

4

Сезонные изменения в природе и жизнедеятельность организмов

1

5

Строение и функции стебля

1

6

Оплодотворение у цветковых растений. Семена и плоды

1

7

Внешнее и внутреннее строение корня

1

8

Видоизменения надземных побегов

1

9

Видоизменения подземных побегов и корней

1

10

Дыхание и кровообращение животных

1

11

Опыление

1

12

Индивидуальное развитие растений

1

5 класс

Содержание учебного предмета.


Биология. Живой организм. 5 класс.

(34 часов, 1 час в неделю)

Раздел 1. Введение (3ч)

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторные и практические работы:

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений родного края»

Раздел 2. Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12 ч)

Разнообразие живого. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы. Растения. Животные. Существенные признаки представителей этих царств, их многообразие, их роль в природе и жизни человека. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда-источник веществ, энергии и информации Влияние экологических факторов на организмы. Приспособленность организмов к среде обитания на примере живых организмов Тюменской области. Роль живого вещества в биосфере. Взаимодействие разных видов в экосистеме. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз.

Круговорот веществ и превращение энергии.

Лабораторные и практические работы:

Разнообразие отделов растений

Экологические группы растений по отношению к воде

Раздел 3. Клеточное строение живых организмов (10 ч)

Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Клетки, ткани и органы растений и животных. Отличительные признаки живых организмов. Результаты эволюции: многообразие видов.

Лабораторные и практические работы:

Устройство увеличительных приборов

Приготовление микропрепарата кожицы лука

Строение одноклеточных организмов

Раздел 4 Ткани живых организмов. 9ч.

Клетки, ткани и органы растений. Покровная, механическая, основная, проводящая, образовательная, механическая ткани, их строение и функции. Строение животных. Общие признаки соединительной ткани животных, виды этой ткани. Кровь - особая соединительная ткань, ее функции. Внутренняя среда организма. Строение и функции мышечной ткани. Эпителиальная ткань животных, ее значение в жизни животных. Нервная ткань, ее значение и обеспечение целостности организма..

Лабораторные и практические работы:

Строение покровной ткани листа

Строение основных и образовательных тканей листа

Строение соединительных тканей животных

Строение мышечных и нервных тканей животных

Экскурсия « Весенние явления в жизни растений родного края»

Биология. Живой организм. 6 класс.

V. Органы и системы органов живых организмов (12 ч.)

Орган. Системы органов.

Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений. Побег - система органов: почка, стебель, лист. Почка - зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение стебля и листа, их функции.

Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем. Видоизмененные надземные и подземные побеги. Видоизменения корней.

Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная.

Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания.

Демонстрация: таблицы, рисунки, схемы, видеофильмы, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), муляжи органов и систем органов растений и животных.

Лабораторные работы:

Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек.

Строение стебля.

Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья.

Строение корневого волоска. Корневые системы.

Видоизменения подземных побегов.

VI. Строение и жизнедеятельность организмов (23 ч.)

Движение живых организмов. Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных. Значение опорно-двигательной системы. Приспособления различных групп животных к движению в водной, наземно-воздушной и почвенной средах.

Питание живых организмов. Питание производителей - зеленых растений. Почвенное питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Воздушное питание растений. Фотосинтез, краткая история его изучения. Доказательства фотосинтеза. К.А.Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений. Испарение воды листьями. Листопад, его значение.

Питание потребителей - животных. Пищеварительный тракт. Значение кровеносной системы в обеспечении питательными веществами всех органов животных. Разнообразие животных по способу питания: растительноядные животные, хищники, падальщики, паразиты.

Питание разрушителей - бактерий и грибов. Гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии-симбионты. Особенности питания грибов. Микориза. Значение деятельности разрушителей в природе.

Дыхание живых организмов. Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении энергии.

Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза. Практическое значение знаний о дыхании и фотосинтезе.

Дыхание животных. Строение дыхательной системы в зависимости от среды обитания. Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Роль кровеносной системы в обеспечении органов дыхания животных кислородом. Круги кровообращения. Дыхание бактерий и грибов. Брожение.

Транспорт веществ. Опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у растений. Значение кровеносной системы в транспорте веществ. Строение и функции сердца.

Выделение у живых организмов. Значение выделения. Выделение у одноклеточных организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у многоклеточных животных.

Размножение живых организмов. Биологическое значение размножения. Способы размножения - бесполое и половое. Особенности размножения бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Бесполое размножение многоклеточных растений и грибов: вегетативное и с помощью спор. Половое размножение, его значение для эволюции. Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия. Опыление, его способы. Двойное оплодотворение. Плоды и семена, их строение и разнообразие.

Особенности размножения многоклеточных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Развитие нового организма из оплодотворенной зиготы. Яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие животные.

Индивидуальное развитие и расселение живых организмов. Периоды индивидуального развития растений: зародышевый, молодости, зрелости, старости. Периоды индивидуального развития животных: зародышевый, формирования и роста организма, половой зрелости, старости. Развитие с полным и неполным превращением. Прямое развитие.

Расселение грибов и растений. Приспособления для распространения спор, семян и плодов. Расселение животных. Миграция, ее значение.

Демонстрация: опыты, иллюстрирующие результаты фотосинтеза, дыхания и испарения у растений, передвижение воды и минеральных веществ по стеблю, условия прорастания семян, скелет млекопитающих, раковины моллюсков, коллекции насекомых; репродукции картин, изображения цветков и соцветий, способов опыления; таблицы, рисунки, модели, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие основные процессы жизнедеятельности, разнообразие животных по способу питания, развитие с полным и неполным превращением.

Лабораторные работы:

Строение цветка.

.* Определение плодов.

Развитие насекомых.

*Практические работы.

1. Вегетативное размножение растений.

2. Способы проращивания семян.

3. Агротехнические приемы выращивания растений.

Резерв (3 ч.)

Использование резервного времени на изучение живых организмов, их эволюцию, роль в окружающей среде на основе краеведческих материалов - типичных представителей местной флоры и фауны. Практические работы могут проводиться выборочно (на уроке или во внеурочное время). Итоги выполнения летних заданий могут быть представлены на выставке творческих работ школьников в начале учебного года.

Тематическое планирование с указанием

основных видов учебной деятельности.

5 класс, 34 часа




урока

Тема урока

Кол-во
часов

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)


Раздел 1: Введение - 3 ч

1.

Биология - наука о живых организмах

1

Определять предмет изучения био­логии.

Описывать основные направления биологии и пути её развития.

Объяснять значение биологии и жи­вых организмов в жизни человека

2.

Условия, необходимые для жизни организмов

1

Называть условия, необходимые для жизни организмов.

Приводить примеры влияния окру­жающей природной среды на чело­века.

Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы

Объяснять значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере.

3.

Экскурсия: Осенние явления в жизни растений родного края.

1

Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период.

Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада.

Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии «Осенние явления в жизни родного края».

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Раздел 2: Разнообразие живых организмов. Среды жизни - 12 ч

1.

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

1

Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств.

Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы.

Описывать роль представителей разных царств

в биосфере.

2.

Деление царств на группы.

1

Называть типы животных, отделы растений.

Приводить примеры представите­лей разных отделов и типов.

Сравнивать представителей разных групп растений и животных

3.

Среда обитания. Экологические факторы.

1

Называть среды жизни, их эколо­гические факторы. Сравнивать различные среды жизни.

Характеризовать виды экологичес­ких факторов.

Приводить примеры действия эко­логических факторов на живые ор­ганизмы

4.

Вода как среда жизни

1

Называть основные абиотические факторы водной среды обитания.

Приводить примеры обитателей вод­ной среды.

Наблюдать за водными организма­ми.

Выделять особенности строения ор­ганизмов, обитающих в водной сре­де (на основе личных наблюдений).

5.

Наземно-воздушная среда жизни

1

Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде.

Приводить примеры обитателей на­земно-воздушной среды.

Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды.

Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обита­ния, растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги.

6.

Свет в жизни растений и животных

1

Приводить примеры растений и жи­вотных, по-разному приспособлен­ных к световому режиму.

Наблюдать реакции живых орга­низмов на воздействие света на при­мере комнатных растений.

Устанавливать продолжительностью светового пе­риода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям.

7.

Почва как среда жизни

1

Анализировать и сравнивать внеш­нее строение животных, обитаю­щих в почве.

Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия.

Прогнозировать последствия нару­шения почвенного покрова.

Выявлять связь между урожай­ностью сельскохозяйственных рас­тений и плодородием почв

8.

Организменная среда жизни

1

Приводить примеры паразитичес­ких форм растений, животных, грибов, бактерий.

Выделять существенные особеннос­ти организменной среды.

Описывать черты приспособлен­ности организмов к паразитическо­му образу жизни, использованию других организмов в качестве сре­ды обитания.

Применять информационные ре­сурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания.

9.

Сообщество живых организмов

1

Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания.

Объяснять ведущую роль растений в сообществе.

Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных.

10.

Роль животных, грибов и бактерий в сообществе

1

Приводить примеры грибов и бакте­рий (паразитов, сапротрофов, симби­онтов) пищевых цепей.

Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях.

Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере

11.

Типы взаимоотношений организмов в сообществе

1

Приводить примеры различных ти­пов взаимодействия организмов в со­обществе.

Устанавливать причины разных ти­пов взаимодействия живых организ­мов в сообществе. Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями.

Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития общества.

12.

Контрольно-обобщающий урок по теме"Разнообразие живых организмов. Среды жизни"

1

Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические фак­торы.

Описывать черты приспособлен­ности растений и животных к ус­ловиям различных сред жизни.

Обосновывать роль растений, жи­вотных, грибов и бактерий в сооб­ществе.

Прогнозировать последствия нару­шения взаимосвязей в живой при­роде.

Раздел 3: Строение клетки - 10 ч

1.

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов

1

Называть увеличительные прибо­ры, учёных, внёсших вклад в изу­чение клеточного строения.

Находить и анализировать инфор­мацию о клеточном строении орга­низмов.

Формулировать положения клеточ­ной теории

2.

Устройство увеличительных приборов

1

Называть части лупы и микроскопа.

Описывать этапы и правила работы с микроскопом.

Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличи­тельных приборов в процессе прове­дения лабораторной работы.

Применять практические навыки в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в ка­бинете биологии, правила обраще­ния с лабораторным оборудованием.

Находить дополнительную инфор­мацию об увеличительных прибо­рах в электронном приложении

3.

Состав и строение клеток

1

Называть органические и мине­ральные вещества, основные ком­поненты клетки.

Называть органические и мине­ральные вещества, основные ком­поненты клетки.

Описывать значение органических и минеральных веществ для жизне­деятельности клетки и организма.

Выполнять лабораторную работу Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудовани­ем.

4.

Строение бактериальной клетки

1

Называть компоненты бактериаль­ной клетки.

Выделять основную особенность бактериальной клетки - отсут­ствие оформленного ядра.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности челове­ка

5.

Строение растительной, животной и грибной клеток

1

Называть органоиды клеток эукариот.

Сравнивать клетки растений, жи­вотных, грибов.

Делать выводы о причинах сход­ства и различия.

Распознавать и описывать изучае­мые объекты, используя различные информационные ресурсы

6.

Строение клеток

1

Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведе­ния лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, пра­вила обращения с лабораторным оборудованием

7.

Образование новых клеток

1

Устанавливать последовательность процессов при описании клеточно­го деления.

Обосновывать биологическое зна­чение процесса деления клетки.

Использовать информационные ре­сурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни ор­ганизма

8.

Одноклеточные организмы

1

Определять общие черты однокле­точных, колониальных и многоклеточных организмов.

Приводить примеры одноклеточ­ных, колониальных и многоклеточных организмов.

Применять практические умения в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудова­нием

9.

Колониальные и многоклеточные организмы

1

10.

Обобщающий урок по теме" Строение клетки"

1

Раздел 4: Ткани живых организмов - 9 ч

1.

Покровные ткани растений и животных

1

Распознавать покровные ткани растений и животных.

Устанавливать взаимосвязь строе­ния тканей с их функциями.

Сравнивать покровные ткани, де­лать выводы о причинах их сход­ства и различия.

Прогнозировать последствия пов­реждения покровных тканей у растений и животных

2.

Строение покровной ткани листа

1

Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьи­ца).

Устанавливать взаимосвязь строе­ния клеток покровной ткани лис­та с их функциями.

Применять умения работать с мик­роскопом.

Готовить микропрепараты в про­цессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила об­ращения с лабораторным оборудо­ванием

3.

Механические и проводящие ткани растений

1

Приводить примеры механических и проводящих тканей растений.

Устанавливать связь между разви­тием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями

4.

Основные и образовательные ткани растений

1

Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры.

Устанавливать взаимосвязь строе­ния клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тка­ней с их функциями.

Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процес­се лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудова­нием

5.

Соединительные ткани животных

1

Называть и описывать соедини­тельные ткани животных.

Устанавливать взаимосвязь строе­ния и функций тканей.

Определять разные виды тканей на микропрепаратах.

Обосновывать роль крови в обеспе­чении целостности организма.

Проводить лабораторную работу.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в ка­бинете биологии, правила обраще­ния с лабораторным оборудованием.

6.

Мышечная и нервные ткани животных

1

Описывать и сравнивать строение мышечных тканей.

Определять особенности строения клеток нервной ткани.

Устанавливать зависимость строе­ния тканей с их функциями.

Распознавать ткани в процессе лабо­раторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудова­нием

7.

Контрольно-обобщающий урок по теме "Ткани живых организмов"

1

Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот, разные типы тканей.

Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей.

Определять клетки ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации.

Классифицировать клетки и ткани.

Устанавливать взаимосвязь строе­ния клеток и тканей с их функция­ми

8.

Итоговая работа

1

Выявлять особенности химическо­го состава живых организмов.

Называть органоиды клеток.

Устанавливать взаимосвязь строе­ния клеток и тканей с их функци­ями.

Объяснять роль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом. Описывать природные сообщества своей местности.

Устанавливать черты приспособ­ленности организмов к обитанию в различных средах.

Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности челове­ка в природных сообществах.

Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологич еских си­туаций.

9.

Обобщение.

1


6 класс, 34 часа

Темы

Кол. часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Живой организм. 6 класс (34 ч)

Введение (1ч)

1

Растения. Процессы жиз­недеятельности: обмен ве­ществ и превращение энер­гии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продук­тов обмена, транспорт ве­ществ. Животные. Процессы жизнедеятель­ности и их регуляции у животных

1

Устанавливать взаимосвязь клеток и тканей.

Называть и определять органы и системы органов растительного и животного организмов. Приводить примеры взаимосвязи ор­ганов и систем органов в организме. Высказывать предположения о по­следствиях нарушения целостности организма, повреждения тканей и органов, взаимосвязи органов и сис­тем органов растений и животных

Органы и системы органов живых организмов (11ч)

1

Органы и системы органов растений. Побег

1

Называть составные части побега. Описывать строение побега и почек. Сравнивать вегетативные и генера­тивные почки.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения побега и его функциями

2

Строение побега и почек

Л/р 11. Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек

1

Исследовать строение побега на на­туральных объектах. Распознавать части побега, вегета­тивные и генеративные почки.

Устанавливать связь строения веге­тативных и генеративных почек с их функциями.

Делать выводы о значении побега, роли почек в жизни растения. Использовать ресурсы электронного приложения для извлечения необхо­димой информации. Демонстрировать умение пользо­ваться лупой в процессе лаборатор­ной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудова­нием

3

Строение и функции стебля, в тч на примере растений родного края

Л/р 12. Строение стебля

1

Описывать внутреннее строение стебля, его функции. Определять возраст дерева по спилу. Объяснять причины образования го­дичных колец и роста стебля в дли­ну, толщину.

Прогнозировать последствия обрез­ки деревьев, повреждения коры плодовых деревьев. Высказывать своё мнение о береж­ном отношении к деревьям. Исследовать строение стебля в про­цессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудова­нием

4

Внешнее строение листа

Л/р 13. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья

1

Называть и определять части лис­та. Различать простые и сложные листья. Характеризовать типы листорас­положения. Определять типы листорасположе­ния на натуральных объектах. Анализировать, сравнивать строе­ние листа, используя натуральные объекты. Проводить наблюдения с помощью увеличительных приборов в про­цессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудова­нием

5

Клеточное строение листа

1

Описывать строение кожицы и мякоти листа.

Объяснять взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функ­ций.

Различать световые и теневые листья.

Исследовать строение кожицы лис­та на микропрепаратах. Фиксировать результаты наблюде­ний

6

Строение и функции корня (в том числе на примере корневых систем растений Тюменской области)

Л/р 14. Строение корневого волоска. Стержневая и мочковатая корневые системы

1

Называть зоны корня, их функ­ции.

Распознавать типы корневых сис­тем, боковые и придаточные кор­ни.

Устанавливать связь строения и функций зон корня. Применять на практике знания о зонах корня, корневых волосках. Исследовать зоны корня на мик­ропрепаратах в процессе лабора­торной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудова­нием

7

Видоизменения надземных побегов(в том числе на примере видоизменений надземных побегов растений Тюменской области)

1

Называть видоизменённые надзем­ные побеги, приводить примеры. Устанавливать причины разнообра­зия побегов на основе наблюдений взаимосвязи строения надземных по­бегов с условиями среды обитания. Использовать гербарные экземпля­ры, живые объекты, дополнительные источники информации при подготов­ке сообщения о разнообразии побегов. Оценивать значение разнообразия растений для сохранения природы родного края

8

Видоизменения подземных побегов и корней (в том числе на примере видоизменений поддземных побегов растений Тюменской области)

Л/р 15. Видоизменения подземных побегов

1

Называть видоизменения подзем­ных побегов и корней. Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов. Наблюдать видоизменённые побеги и корни.

Объяснять особенности их строения в связи с приспособленностью к ус­ловиям среды обитания. Определять видоизменённые подзем­ные побеги на натуральных объек­тах в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обраще­ния с лабораторным оборудованием

9-10

Органы и системы органов животных

2

Называть системы органов живот­ных.

Определять функции систем орга­нов.

Обосновывать важность взаимосвя­зи всех систем органов для обеспе­чения целостности организма. Объяснять наличие наружного и внутреннего скелетов, замкнутой и незамкнутой кровеносных систем, примитивное и сложное строение нервной системы с позиций идеи об эволюции органического мира

11

Контрольно - обобщающий урок

1

Сравнивать и классифицировать

листья, корневые системы, видоиз­менённые побеги.

Связывать строение листа, стебля, корня, органов и систем органов жи­вотных с выполняемыми функциями. Обосновывать значение органов и систем органов для обеспечения процессов жизнедеятельности мно­гоклеточного организма. Доказывать единство растительно­го и животного мира, используя информацию разных источников

Строение и жизнедеятельность живых организмов (22 ч)

1

Движение живых организмов

(в том числе на примере растений и животных Тюменской области)

1

Называть и описывать способы пе­редвижения некоторых одноклеточ­ных организмов.

Приводить примеры движения ор­ганов растений.

Обосновывать необходимость пере­движения животных в пространстве. Наблюдать за движением листьев к свету у комнатных растений, спосо­бами перемещения животных в раз­личных средах.

Использовать информационные ре­сурсы для подготовки сообщений о приспособленности органов движе­ния животных к жизни в опреде­лённой среде

2

Почвенное питание растений

1

Определять сущность почвенного питания растений. Приводить примеры плотоядных и паразитических видов растений. Объяснять явления, обусловленные корневым давлением, зависимость почвенного питания от условий внешней среды.

Доказывать с помощью эксперимен­та роль корневого давления в пере­движении воды с минеральными ве­ществами

3-4

Фотосинтез. Из истории изучения воздушного питания растений

Постановка эксперимента

2

Называть и описывать условия и результаты процесса фотосинтеза. Ставить биологический экспери­мент, доказывающий образование крахмала в зелёных листьях на свету, выделение кислорода. Обосновывать космическую роль зелёных растений. Выдвигать предположения об усло­виях, способствующих эффектив­ности фотосинтеза и повышению урожайности растений. Извлекать и анализировать инфор­мацию о фотосинтезе из различных источников

5

Испарение воды растениями. Листопад

Постановка эксперимента

1

Описывать сущность процесса ис­парения воды листьями. Выявлять условия, влияющие на интенсивность испарения воды листьями.

Приводить доказательства роли листьев в испарении растений. Распознавать листопадные и веч­нозелёные растения, приводить примеры, используя гербарные эк­земпляры, рисунки

6

Питание животных

1

Называть и описывать отделы пи­щеварительной системы животных. Выявлять существенные признаки растительноядных, хищных, парази тических животных, приводить при­меры.

Обосновывать связь кровеносной и дыхательной систем с процессом пи­щеварения

7

Питание бактерий и грибов

1

Называть и описывать способы пи­тания бактерий и грибов, приводить примеры.

Объяснять роль в природе бактерий и грибов как разрушителей органи­ческого вещества.

Сравнивать автотрофные и гетеро­трофные, сапротрофные и паразити­ческие формы среди бактерий и гри­бов.

Обосновывать биосферное значение цианобактерий, бактерий-азотфикса-торов, раскрывать роль микоризы

8

Дыхание растений, бактерий и грибов

1

Определять сущность процесса ды­хания.

Сравнивать дыхание и фотосинтез, дыхание и брожение, устанавливать взаимосвязь этих процессов

Обосновывать значение знаний о процессах дыхания и брожения для практической деятельности человека

9

Дыхание и кровообращение животных (на примере растений и животных Тюменской области)

1

Устанавливать взаимосвязь процес­сов дыхания и кровообращения у животных. Описывать круги кровообращения, строение органов дыхания живот­ных в связи со средой обитания. Приводить примеры животных, ор­ганы дыхания которых представле­ны жабрами, трахеями, лёгкими

10

Транспорт веществ

Постановка эксперимента

1

Сравнивать проводящую систему растений и кровеносную систему животных, делать выводы о при­чинах их сходства. Устанавливать взаимосвязь строе­ния и функций проводящей систе­мы растений и транспортной систе­мы животных. Доказывать с помощью биологи­ческого эксперимента передвиже­ние воды и минеральных веществ по сосудам древесины, а органичес­ких веществ - по ситовидным трубкам коры. Приводить примеры холоднокров­ных и теплокровных животных

11

Выделение. Обмен веществ

1

Выявлять существенные особеннос­ти процесса выделения и обмена ве­ществ.

Устанавливать взаимосвязь пищева­рительной, дыхательной, выдели­тельной систем в процессе обмена веществ.

Делать выводы об обмене веществ как характерном признаке живых организмов, зависимости интенсив­ности обмена веществ от прогрессив­ного развития кровеносной и дыха­тельной систем.

Приводить примеры органов выделе­ния животных

12

Размножение организмов. Бесполое размножение

Наблюдение почкования дрожжей

1

Выявлять существенные отличия бесполого размножения от полового. Называть и описывать различные способы бесполого размножения, приводить их примеры. Делать выводы о биологическом зна­чении бесполого размножения

13

Вегетативное размножение растений

(в том числе на примере культурных и дикорастущих растений Тюменской области)

П/p 1. Вегетативное размножение растений

П/p 3. Агротехнические приемы выращивания растений

1

Называть, описывать и сравнивать

разные способы вегетативного разм­ножения растений. Применять знания в практических ситуациях: размножать растения че­ренками, луковицами, почками, уса­ми.

Делать выводы о значении вегета­тивного размножения в природе и жизни человека.

Фиксировать результаты практичес­кой работы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии

14

Половое размножение растений

Л/р 16. Строение цветка

1

Называть и определять части цвет­ка, соцветия, тычиночные и пестич­ные цветки, однодомные и двудом­ные растения.

Выделять главные и второстепенные части цветка, цветки с простым и двойным околоцветником, иллюстрировать их примерами. Делать выводы о биологическом зна­чении цветка в жизни растения. Исследовать строение цветка в про­цессе лабораторной работы, фикси­ровать её результаты в форме схема­тических рисунков. Соблюдать правила поведения в ка­бинете биологии

15

Опыление (на примерах насекомых-опылителей родного края)

1

Называть и описывать различные типы опыления, приводить примеры растений, у которых они встречают­ся, части семени и плода. Сравнивать строение цветков, пыль­цу насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Делать выводы о значении опыле­ния, неразрывной связи растений с их опылителями - животными. Выявлять основные особенности оп­лодотворения у цветковых растений. Прогнозировать опасность сокраще­ния численности пчёл, шмелей, дру­гих насекомых-опылителей, птиц

16

Оплодотворение у цветковых растений. Семена и плоды (в том числе с использованием коллекций семян и плодов юга Тюменской области)

Л/р 18. Определение плодов

1

Описывать основные особенности оп­лодотворения у цветковых растений. Сравнивать и классифицировать сочные и сухие, односемянные и многосемянные плоды. Устанавливать взаимосвязь между цветением, опылением и оплодотво­рением.

Определять сочные и сухие плоды в процессе выполнения лабораторной работы.

Фиксировать результаты в виде таб­лиц, рисунков.

Соблюдать правила поведения в ка­бинете биологии

17

Размножение многоклеточных животных

1

Описывать способы бесполого раз­множения животных. Сравнивать бесполое размножение животных с половым, приводить примеры.

Выявлять основные закономерности развития животных, используя ил­люстрации и электронное приложе­ние.

Делать вывод об эволюционном преимуществе животных с внутри­утробным развитием

18

Индивидуальное развитие растений

П/р 2. Способы проращивания семян, произрастающих в зоне рискованного земледелия

1

Описывать периоды индивидуально­го развития растений. Объяснять роль зародыша семени в развитии растений. Сравнивать процессы роста и разви­тия растений.

Соблюдать правила поведения в ка­бинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

19

Индивидуальное развитие животных

Л/р 19. Развитие насекомых

1

Описывать периоды индивидуально­го развития животных. Выявлять особенности эмбриональ­ного развития животных. Сравнивать непрямое и прямое раз­витие, развитие с полным и непол­ным превращением

20

Расселение и распространение живых организмов

(в том числе на примере растений и животных Тюменской области)

1

Описывать различные способы рас­селения и распространения живых организмов.

Выяснять особенности распростра­нения растений.

Объяснять способность к расселению и освоению новых территорий как общее свойство живых организмов. Понимать причины и значение миг­раций для животных. Прогнозировать последствия изме­нений в природе для распростране­ния живых организмов

21

Сезонные изменения в природе и жизнедеятельность организмов

(в том числе на примере сезонных изменений и жизнедеятельности растений и животных Тюменской области)

Контрольно - обобщающий

1

Устанавливать взаимосвязь между длиной светового дня и приспособи­тельными реакциями живых орга­низмов.

Обосновывать значение листопада, видоизменённых надземных и под­земных побегов, корней для перене­сения растениями неблагоприятных сезонных изменений; значение яв­лений анабиоза, зимнего сна в жиз­ни животных.

Понимать практическое значение фенологических наблюдений. Наблюдать за сезонными изменени­ями в природе, описывать, делать выводы

22

Обобщающий урок

1

Устанавливать взаимосвязь дыха­ния, фотосинтеза и почвенного пита­ния растений.

Обосновывать участие процессов пи­тания, дыхания, выделения в обме­не веществ.

Понимать роль процесса деления клеток для роста и развития орга­низма.

Находить черты сходства в размно­жении и развитии растений, живот­ных.

Делать выводы о средообразующей роли живых организмов, единстве живого мира



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса




Наименование объектов и средств

Материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Фактическое наличие

Основная

школа

Старшая школа

Основная

школа

Старшая школа


2

3

4

5

6

1.БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)


1

Стандарт основного общего образования по биологии

Д

1

2

Примерная программа основного общего образования по биологии

Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-7 классы: проект.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 48 с. - (Стандарты второго поколения)

Д

1

3

Авторские рабочие программы по разделам биологии

Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Сферы,. 5-9 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений / ЛН. Сухорукова, В.С. Кучменко. - М.Просвещение, 2011. - 144 с.

Д

1

4

Методические пособия для учителя

Поурочные методические рекомендации УМКЛ.Н. Сухорукова, В.С Кучменко

Д

1

5

Учебник:В.С. Кучменко, Л.Н. Сухорукова. «Биология. Живой организм». 5-6 класс (УМК «Сферы») - Изд. М. «Просвещение», 2012

Р

1

6

Рабочая тетрадь-практикум. Биология Живой организм 5-6.- Изд. М. «Просвещение», 2012

1

7

Тетрадь-тренажёр. Биология Живой организм 5-6. - Изд. М. «Просвещение», 2012

1

8

Тетрадь-экзаменатор. Биология Живой организм 5-6. - Изд. М. «Просвещение», 2012

1

9

Электронное приложение к учебнику.

1

10

Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие/ Е. В. Тяглова.- М.: Глобус, 2010.

1

11

Экскурсии в природу: пособие для учителя/ Т. Б. Державина.- М.: Мнемозина, 2010.

1

12

Красная книга. Растения Габриэлян Э.Ц., Наука

1

13

Птицы красной книги В.Г. Бабенко А.А. Кузнецов Педагогика

1

14

Насекомые красной книги А.В. Свиридов Н.Б. Никитский, Педагогика

1

15

Ядовитые растения и животные Орлов Б.Н. Гелашвили Д.Б. Ибрагимов А.К. Высшая школа

1

16

Н.Верзилин По следам Робинзона Детская литература

1

17

Энциклопедия «Животные»

Д

2

18

Энциклопедия «Растения»

Д

2

19

Определитель водных беспозвоночных

Эл.прил

20

Определитель насекомых

П

1

21

Определитель паукообразных

Эл. прил

22

Определитель птиц

П

Эл.прил

23

Определитель растений

П

1





2.ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ


Таблицы


1

Портреты ученых биологов

Д

1

2

Правила поведения в учебном кабинете

Д

1

3

Правила поведения на экскурсии

Д

1

4

Правила работы с цифровым микроскопом

1

5

Развитие животного и растительного мира

Д

1

6

Систематика животных

Д

1

7

Систематика растений

Д

1

8

Строение, размножение и разнообразие животных

Д

1

9

Строение, размножение и разнообразие растений

Д

1

10

Схема строения клеток живых организмов

Д

1

11

Уровни организации живой природы

Д

1

12

1.Уровни организации живой природы

2.Молекуляарный уровень

3.Субклеточный уровень

4.Клеточный (растительная клетка)

5.Клеточный (животная клетка)

6.Органотканевый (растения)

7.Органотканевый (животные)

8.Организменовый уровень

9.Популяционно-видовой

10.Биоцинотический (растения)

11.Биоценотический (животные)

12.Биосферный уровень

1

13

1.Передвижение веществ по растениям

2. Клеточное строение растения

3.Растения широколиственного леса

4.Запосные вещества и ткани растений

5.Строение растительной клетки

6.Покровная ткань растений

7.Механическая ткань растений

8.Образовательная ткань растений

9.Основная ткань растений

10.Проводящая ткань растений (силема)

11..Проводящая ткань растений (флоема)

12.Жизнедеятельность клетки

1

14

Анатомия

1.Скелет человека

2.Мыщцы (вид спереди)

3 Мышцы (вид сзади)

4. Кровеносная и лимфатическая система.

5. Дыхательная система.

6. Пищеварительная система.

7. Выделительная система.

8. Нервная система.

1

15

Размножение, рост и развитие животных.

Арктика

Лес1

Луг

Водоем

Домашние животные и их дикие предки.

Растение - живой организм

Культурные растения

Деление клетки (митоз, мейоз).

Тип хордовые (млекопитающие)

Тип хордовые (пресмыкающиеся)

Тип хордовые (земноводные).

Строение клетки (про- и эукариотическая клетки)

Возникновение жизни.

Времена года.

Пустыня

1


Карты атласы


1

Заповедники и заказники России

Д

15

2

Зоогеографическая карта мира

Д

15

3

Зоогеографическая карта России

Д

15

4

Природные зоны России

Д

1

5

Центры происхождения культурных растений и домашних животных

Д

1




Атласы


1

Беспозвоночные животные

Д

1 Эл.прил

2

Позвоночные животные

Д

1 Эл.прил

3

Растения. Грибы. Лишайники

Д

1 Эл.прил



3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА


1

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание),

1

2

Уроки Биологии. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия., 6 класс (электронное учебное издание)

1

3

Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С»

1

4

Ботаника 6-7 класс Электронный атлас Новый диск

1

5

Зоология 7-8 класс Электронный атлас Новый диск

1

6

Открытая биология Интерактивный курс Физикон

1

7

Комнатные растения энциклопедия

1

8

Мир цветов энциклопедия

1



4.ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом и компьютерном виде)



Видеофильмы


1

Фрагм Фрагментарный видеофильм о сельскохозяйственных живо животных

Д

1

2.

Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов

Д

1

3

Фрагментарный видеофильм о беспозвоночных животных

Д

1

4

Фрагментарный видеофильм по обмену веществ у растений и животных

Д

1

5

Фрагментарный видеофильм по эволюции живых организмов

Д

1

6

Фрагментарный видеофильм о позвоночных животных (по отрядам)

Д

1

7

Фрагментарный видеофильм об охране природы в России

Д

1

8

Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам

Д

1

9

Фрагментарный видеофильм по селекции живых организмов

Д

1

10

Фрагментарный видеофильм происхождение и развитие жизни на Земле

Д

1

11

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ

1

12

НЕВИДИМАЯ ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ

1

13

СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ 1-4 часть

1

14

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА

1

15

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

1

16

БИОСФЕРНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ

1

17

ЖИТЬ ИЛИ НЕ ЖИТЬ.(экология)

1

18

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ ЖИВОТНЫХ

1

19

ПЛОТОЯДНЫЕ

1

20

ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ 1-3 часть

1



5.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


2

Видеомагнитофон (или видеоплейер)

Д

1

4

Компьютер мультимедийный

С пакетом прикладных программ(текстовых,табличных,графических и презентационных), с возможностью подключения к интернет:имеет аудио- и видео входы и выходы и универсальные порты.,приводами для чтения и записи компакт-дисков:оснащен акустическими колонками,магнитофоном и наушниками

Д

1

5

Копировальный аппарат

Д

1

Лазерный принтер черно-белый

1

6

Мультимедийный проектор

1

7

Набор датчиков ЦЛ «Архимед» к компьютеру

Датчики содержания кислорода, частоты сердечных сокращений, дыхания, освещенности, температуры, влажности

Д

2

Датчики «Кобра-4»

10

8

Телевизор панель ЖК

Д

1

9

Цифровая фотокамера

1

12

Экран проекционный

Д

1

6.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ



Приборы, приспособления


1

Барометр

Д

1

3

Весы учебные с разновесами

Д

1

4

Гигрометр

Д

2

6

Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.

Р

10

7

Комплект оборудования для комнатных растений

Д

1

8

Комплект оборудования для содержания животных

Д

1

10

Лупа ручная

Р

15

12

Микроскоп школьный ув.300-500

Р

15

14

Термометр наружный

Д

1

17

Тонометр

Д

1

18

Цифровой микроскоп или микрофотонасадка

10



7.МОДЕЛИ



Модели объемные


1

Модели цветков различных семейств

Д

1

3

Набор моделей органов человека

Р

1

4

Торс человека

Д

1




Модели остеологические


1

Скелет человека разборный

Д

1

2

Скелеты позвоночных животных

Р

1

3

Череп человека расчлененный

1




Муляжи


1

Плодовые тела шляпочных грибов

Р

1

3

Результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений

Р

1



8.НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ


Гербарии,

иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп

Р

1


Влажные препараты


1

Внутреннее строение позвоночных животных (по классам)

Р

1




Микропрепараты


5

Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовый)

Р

1

7

Набор микропрепаратов по разделу »Животные» (базовый)

Р

1




Коллекции


1

Вредители сельскохозяйственных культур

Р

1

3.

Морфо-экологические адаптации организмов к среде обитания (форма, окраска и пр.)

1


Живые объекты


Комнатные растения по экологическим группам


Тропические влажные леса

3


Влажные субтропики

Сухие субтропики

3

4


Пустыни и полупустыни

10


Водные растения

5




Беспозвоночные животные


Простейшие

+


Черви

+


Насекомые

+


Моллюски

+


Позвоночные животные (содержатся при соблюдении санитарно-гигиенических норм)


Млекопитающие (хомячки, морские свинки)

9


Аквариумные рыбы

+


Мелкие певчие птицы, волнистые попугаи

6




9.ИГРЫ


1.Настольные развивающие игры по экологии

П

1




10. Экскурсионное оборудование





Экскурсионное оборудование используется на группу учащихся


1

Бинокль

Д

1

2

Морилка для насекомых

П

1

3

Папка гербарная

П

1

4

Пресс гербарный

П

1

5

Рулетка

Д

1

6

Сачок водный

П

1

7

Сачок энтомологический

П

1

8

Совок для выкапывания растений

П

1




11.СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ


1

Доска аудиторная с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления таблиц, карт

1

2

Стол демонстрационный

1

3

Стол письменный для учителя (в лаборантской)

1

4

Стол препараторский ( в лаборантской)

1

5

Столы двухместные лабораторные ученические в комплекте со стульями

16

6

Стул для учителя

1

7

Стол компьютерный

1

8

Подставка для ТСО

1

9

Шкафы секционные для оборудования

3

10

Раковина -мойка

1

12

Стенды экспозиционные

2





© 2010-2022