• Преподавателю
  • Биология
  • Открытый урок на тему: «История появления главных народнохозяйственных культур картофеля и пшеницы»

Открытый урок на тему: «История появления главных народнохозяйственных культур картофеля и пшеницы»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок на тему: «История появления главных народнохозяйственных культур картофеля и пшеницы».

Урок проведен в 6 классе.

Учитель биологии Кац Е. П.

Цель урока: углубить и расширить знания учащихся по вопросу истории появления главных народнохозяйственных культур пшеницы и картофеля.

Обобщить знания учащихся о культурных растениях.

Задачи:

  1. Повторить, закрепить и углубить знания учащихся по теме.

  2. Расширять кругозор учащихся, прививать интерес к биологии, приучать к работе с дополнительными источниками информации.

Оборудование : мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация .

Атрибуты: медицинский халат, фартук , каравай с рушником

Межпредметные связи: история, литература, музыка.

Тип урока: комбинированный. Урок закрепления и обобщения с элементами нового материала.

Ход урока:

1. Орг. момент. Объявление темы урока: знакомство учащихся с целью урока.

2. Тестирование по теме «культурные растения» с взаимопроверкой.

3. Рассказ учителя об истории введения пшеницы в культуру, говоря, что это очень древняя культура и что при раскопках древних поселений находили зерна пшеницы. Пшеница одна из основных культур, так как из нее получают хлеб. Хлеб - всему голова.

Звучит стихотворение « Хлеб» Автор - С. Погореловский

Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

(ученица в руках с караваем рассказывает)

Открытый урок на тему: «История появления главных народнохозяйственных культур картофеля и пшеницы».


Учитель указывает на значение хлеба и на бережное отношение к нему. Рассказывает о хлебе в пору Великой Отечественной войны, когда выдаваемые сто грамм хлеба были на вес золота.

4. Учитель рассказывает о происхождении хлеба и тут учащийся выступает с сообщением «Хлеб - всему голова».

Из глубин истории пришел к нам хлеб. Длинен путь к караваю. Прежде чем злаки превратились в хлеб, прошло немало веков. Сначала люди научились дробить зерна, очищать, смешивать его с водой - получать болтушку, похлебку. Но это был еще не хлеб. История хлеба - история народа. Она изобилует волнующими обычаями. В гробнице Тутанхамона нашли два мешка пшеницы. Эту пшеницу посеяли на поле, которое находилось неподалеку от гробницы. Зерно взошло, хотя пролежало 2000 лет. Дало хороший урожай. Это говорит о том, что в древние египтяне одни из первых растили пшеницу и изготавливали хлеб. В одной из египетских пирамид был найден хлеб, которому утверждают археологи, 4000 лет. Этот самый древний на земле хлеб хранится он в Британском музее. В народе издавна говорят «Хлеб - всему голова». Некоторые виды продуктов приедаются, а хлеб никогда! В связи с улучшением и разнообразием рациона питания потребление хлеба за последние годы несколько уменьшилось, но все же хлеб продолжает оставаться важной, составной частью питания. Пищевой состав хлеба играет большую роль в организме каждого человека. Ведь хлебом мы получаем половину необходимых углеводов. Пищевая ценность хлебных изделий определяется химическим составом.

Хлебные изделия содержат белки, углеводы, аминокислоты, витамины, минеральные вещества.
В каждой крошке хлеба вложена энергия Земли, труд и теплота человеческих рук, лучики солнца. Берегите хлеб!

Хлебопекарная промышленность выпускает различные хлеба (простые и сдобные). Как и другие продукты, у хлеба бывают дефекты и болезни. Различают дефекты внешнего вида: не правильная форма, горелая, бледная и т.д. Болезни плесневения, меловая картофельная болезнь. Обычно хлеб портится и заболевает в жаркое время. Эта болезнь называется картофельная гаммоза. Такой хлеб опасно употреблять в пищу. Хлеб хранят в хорошо проветриваемом помещении, в сухом месте, в специальных хлебницах.

5.История картофеля (рассказ учителя) и учащийся выходит с сообщением

«Ботаническое описание картофеля».

Картофель относится к семейству паслёновых. Корневая система стержневая, слаборазвитая, стебли травянистые высотой от 50 до 100 см, листья простые непарноперистые, цветки правильные и собраны в соцветия из 2-4 завитков. Формула - Ч(5) Л(5) Т5 П1. Окраска венчика синего, тёмно-синего, фиолетового, белого цвета, что является одним из важных сортовых признаков. Картофель - самоопыляющееся растение. Плод - многосемянная ягода. На подземных частях стебля развиваются подземные побеги - столоны, на концах которых формируются клубни - видоизменённые подземные побеги. С помощью клубней картофель размножается вегетативным путём.

Ботаническое название картофеля - паслён клубненосный.

6.Продолжение рассказа учителя о картофеле в Европе, Франции, России; рассказ о картофельных бунтах, показ музеев и памятников о картофеле; пословицы о картофеле (объяснение их смысла, беседа)

Картофелю посвящали стихи и баллады, а также немало написано песен на языках разных народов, где каждый народ воспевал эту культуру по своему и с восхищением. Учитывая, что 2015 год Год Ассамблеи народа Казахстана учащимся предложены отрывки из известных нам песен о картофеле, как например «Антошка» и другие, в том числе и белорусская песня - «Бульба».

7. Стихотворение о картофеле. Выступление учащегося:

Без картошки жить на свете
Очень даже грустно дети.
Выручает нас всегда
Эта скромная еда:
И в пюрешке, и в мундирах,
В первых блюдах, и в гарнирах,
И вареной, и печеной,
И хрустящей, и толченой.
Про нее сказать не грех,
Что картошка лучше всех!

8. Выходит ученица в медицинском халате

Сообщение «Лекарственные свойства картофеля».

Врач: Помимо того, что картофель используется широко в пищевых и технических целях, он является эффективным лекарственным растением: свежий картофельный сок употребляется как обволакивающее средство при язве желудка, гастритах, запорах, способствует снижению кровяного давления при гипертонии. Кашица из картофеля хорошо лечит ожоги, экзему. В зимнее время картофель является основным источником витамина C. Именно с развитием культуры картофеля в Европе исчезла цинга. Кроме витамина C в клубнях содержатся в небольших количествах витамины B1, B2, B6, A, K, PP. Клубни картофеля богаты солями кальция, калия, железа, йода, серы. К сожалению, в погоне за большим урожаем в последнее время используют много минеральных удобрений. Нитраты накапливаются в клубнях и вызывают кислородное голодание тканей, чем отравляют организм человека и животных. С чрезмерным количеством нитратов организму помогают вести борьбу витамины и молочные продукты. Количество нитратов в картофеле можно уменьшить при его кулинарной обработке: очищенный картофель поместить на 15- 20 мин в холодную воду, затем слить её, залив новой порцией воды, довести до кипения и тоже слить, затем залить свежей водой до готовности.

Открытый урок на тему: «История появления главных народнохозяйственных культур картофеля и пшеницы».


9. Выходит ученик в фартуке в роли повара с сообщением «Пищевые ценности картофеля»


Повар: В нашей стране картофель называют вторым хлебом, и это не случайно. Картофель обладает большой пищевой ценностью. Главным компонентом картофеля является крахмал, белки. Если питательную ценность куриного белка принять за 100%, то ценность белка пшеницы составит 65%, а белка картофеля - 85%. Ещё в картофеле содержится 0,3% сахара, 0,2% жиров, 1% клетчатки, 1,1% микроэлементов, 75% воды. 1кг клубней даёт 840 ккал. Рекомендуемая суточная доза 300-400 г. Из картофеля можно приготовить различные блюда и гарниры. Его варят, жарят, тушат, фаршируют. Большое значение имеет правильное приготовление картофеля: почистив картофель, нужно опустить его в холодную воду. Надолго в воде не рекомендуется оставлять т. к. он теряет питательные вещества. Не рекомендуется варить картофель в жестяной или медной посуде, при этом теряется большое количество витамина С. При варке на пару потери витамина С в 2 раза меньше, чем при варке в воде.

Картофель, положенный для варки в холодную воду, теряет до 50% витаминов, а опущенный в кипяток - 10-20%.

Открытый урок на тему: «История появления главных народнохозяйственных культур картофеля и пшеницы».


10. Закрепление- обобщение . Загадки о культурных растениях. Представленные растения относятся к семействам злаковые, пасленовые, крестоцветные и др.

11. В конце урока подводятся итоги, учащиеся отвечают на вопросы, поставленные перед ними в начале урока.

-- Самым древним растением является пшеница.

Полезные советы: как хранить свежий хлеб.

--- Введение картофеля в культуру в России сопровождалось «картофельными бунтами», так как крестьяне, употребляя в пищу не клубни, а плоды картофеля, часто умирали, потому что плод картофеля- ягода содержит большое количество ядовитого вещества солонина.

12. Оценки за урок.

© 2010-2022