Рабочая программа учебной дисциплины БИОЛОГИЯ базовый уровень СПО

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Вологодской области

БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология


по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» (базовый уровень) среднего профессионального образования





Вытегра,

2015 г.

Рабочая программа разработана c учетом: требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413); Приказа Минобразования России от 29 декабря 2014 № 1645 «Внесение изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; требований Фундаментального ядра содержания общего образования; примерной программы учебной дисциплины «Биология» предназначенной для изучения биологии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.; «Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17.03.2015 № 06-259)

Организация-разработчик: БОУ СПО ВО «Вытегорский политехнический техникум»

Разработчик: Барон Анастасия Олеговна, преподаватель

Рекомендована Предметной цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин, протокол № ___ от ________201__ г.



СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

30

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

32







1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» отражает обязательный минимум содержания образовательной программы среднего общего образования с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по экологии

Программа дисциплины «Биология» реализуется в пределах основной профессиональной образовательной программы и осваивается с учетом естественнонаучного профиля получаемого профессионального образования по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» (базовый уровень) среднего профессионального образования. Программа может быть использована при изучении биологии в профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина «Биология» относится к естественным наукам общеобразовательного учебного цикла и принадлежит обязательной предметной области (по выбору) ФГОС СОО.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины

Изучение учебной дисциплины «Биология» на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

в направлении личностного развития

формирование знанийо биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейобучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

владениеумениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

воспитание качеств личности, обеспечивающих возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

формирование способности к выполнению проектов биологически ориентированной социальной деятельности связанных с биологическими аспектами.

в метапредметном направлении

развитие представлений о биологии как науке о жизни, создание условий для биологических исследований, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для биологии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

в предметном направлении

овладение биологическими знаниями и умениями,необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественнонаучных дисциплин и дисциплин профессионального цикла для продолжения образования;




Задачами курса являются:


  • формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и концепции биологии;

  • формирование представления о роли биологии в формировании научного мировоззрения; о вкладе биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; о единстве живой и неживой природы, родстве живых организмов;

  • выявить приспособления организмов к среде обитания, антропогенных изменениях в экосистемах своей местности;

  • сравнение биологических объектов: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

  • формирование гражданской позиции, направленной на сохранение и восстановление природного богатства планеты;

  • создать условия для развития у студентов творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.




Пояснительная записка

При освоении специальностей начального и среднего профессионального образования в учреждениях среднего и начального профессионального образования биология изучается как базовый учебный предмет в объеме 108 часов. Программой предусмотрено овладение студентами научными основами общей биологии, общая нагрузка (108ч), из них теории (54ч), практических и лабораторных работ (16ч), контрольных работ (2ч), Самостоятельных работ (36ч), из них индивидуальная проектная деятельность (12ч).

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

Рабочую программу составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера). В рабочей программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей. При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности. Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно - научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования. Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников. Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Биология

Требования к результатам освоения учебной дисциплины личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

Личностные результаты освоения учебной дисциплины должны отражать:

умение

1) умение ясно, логично и точно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл познавательной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

3) оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении биологических задач;

5) умение контролировать процесс и результат учебной биологической деятельности;

6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

7) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Требования к результатам освоения учебной дисциплины метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Метапредметныерезультаты освоения учебной дисциплины должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

7) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Предметные результаты освоения базового курса учебной дисциплины должны отражать:


  1. сформированность знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

  2. владение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  3. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  4. использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе;

  5. воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  6. индивидуальная проектная деятельность.

Данная рабочая программа способствует формированию общих компетенций:

ОК 1.

ОК 2.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

ОК 8.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


Формирует ключевые компетентности:

- компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, науки, производства, истории цивилизации;

- компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;

- компетентность социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество, социальная мобильность;

- компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и решение; продуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

- компетентность информационных технологий: приём, переработка, выдача информации; мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной и Интернет-технологией.

Индивидуальный проект обучающегося по учебной дисциплине

биология

Индивидуальная проектная деятельность является обязательной частью образовательной деятельности обучающегося, осваивающего основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования, предусматривающей получение среднего общего образования и специальности.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации образовательной деятельности студента (учебное исследование или учебный проект) в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.

Цели организации работы над индивидуальным проектом


  • создание условий для формирования учебно-профессиональной самостоятельности обучающегося - будущего специалиста;

  • развитие творческого потенциала обучающегося, активизация его личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося);

  • развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающегося;

  • предоставление возможности обучающемуся продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области.

Задачами выполнения индивидуального проекта являются:


  • формирование умения осуществлять поэтапное планирование деятельности (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);

  • сформировать навыки сбора и обработки информации, материалов (умений выбрать подходящую информацию, правильно её использовать);

  • развить умения обобщать, анализировать, систематизировать, оформлять, презентовать информацию;

  • сформировать позитивное отношение у обучающегося к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии в установленным планом).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:


  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Требования к подготовке индивидуального проекта


  • индивидуальный проект по учебной дисциплине «Биология» выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).


  • индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение всего курса изучения учебной дисциплины в рамках внеаудиторной самостоятельной работы, и должен быть представлен в виде завершённого продукта-результата: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

Для специальностей среднего профессионального образования естественнонаучного профиля максимальная учебная нагрузка обучающегося составляет 108 часов, в том числе:

  • обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 72часов;

  • самостоятельная работа обучающегося - 36 часов.







2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

Практические - лабораторные работы

16

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:

выполнение индивидуального проекта

12

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  • выполнение индивидуальных заданий;

  • выполнение тестовых заданий;

  • подготовка сообщений, докладов;

- подготовка презентаций;

  • решение практических заданий;

  • подготовка рефератов

Промежуточная аттестация в форме устного экзамена


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Учебная дисциплина «Биология»

108

Введение

Содержание

1.Биология - наука о жизни.

2.Разделы биологии.

1

1

Раздел 1 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

12

Тема 1.1. Многообразие живого мира

Содержание

1.Уровни организации живой материи

2.Критерии живых систем

1

1

2

Тема 1.2. Возникновение жизни на Земле

Содержание

1.История представлений о возникновении жизни

2.Современные представления о возникновении жизни

3.Теории происхождения протобиополимеров

4.Эволюция протобионтов

5. Начало биологической эволюции

1

1

1

1

1

2

Практические работы

1.Эволюция химических элементов в космическом пространстве

2.Образование планетарных систем

3.Этапы биологической эволюции

1

1

1

2,3

Самостоятельная работа

1.Ведение словаря биологических терминов

2.Теории вечности жизни (доклад/сообщение/презентация)

3.Материалистические теории происхождения жизни (доклад/сообщение/презентация)

2

Раздел 2 Учение о клетке

11

Тема 2.1. Химическая организация клетки

Содержание

1.Органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки

1

2

Тема 2.2. Метаболизм

Содержание

1.Анаболизм

2.Катоболизм

3.Автотрофный тип обмена веществ

1

1

1

2

Тема 2.3.Строение и функции клеток

Содержание

1.Прокариотическая клетка

2.Эукариотическая клетка

3.Деление клеток

1

1

1

2

Лабораторные работы

1.Сравнение строения растительной и животной клетки

1

2,3

Самостоятельная работа

1.Ведение словаря биологических терминов

2.Таблица «Органоиды клетки и их функции»

3.Неклеточные формы жизни (доклад/сообщение/презентация)

3

Раздел 3. Размножение и развитие организмов

8

Тема 3.1. Размножение организмов

Содержание

1.Бесполое и половое размножение

2

2

Тема 3.2. Онтогенез

Содержание

1.Эмбриональный период развития

2.Постэмбриональный период развития

1

1

2

Лабораторная работа

1.Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция

2

2,3

Самостоятельная работа

1.Ведение словаря биологических терминов

2.Развитие организмов и окружающая среда (влияние на них освещения, питания, гормонов, облучения и т.д.) (доклад/сообщение/презентация)

2

Раздел 4. Основы генетики и селекции

20

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

Содержание

1.Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя

2.Законы Менделя

3.Хромосомная теория наследственности

4.Генетика пола

5.Ваимодействие генов

1

1

1

1

1

2

Практические работы

1.Решение задач по моно и дигибридному скрещиванию

2

2,3

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

Содержание

1.Генотипоческая и фенотипическая изменчивость

2

2

Практические работы

1.Мутации

1

2,3

Тема 4.3. Основы селекции

Содержание

1.Создание пород животных и сортов растений

2. Методы селекции

2

2

2

Самостоятельная работа

1.Ведение словаря биологических терминов

2.Решение задач по моно и дигибридному скрещиванию

3.Составление родословной

4.Значение мутаций для сельского хозяйства и биотехнологий (доклад/сообщение/презентация)

5.Генномодифицированные продукты (доклад/сообщение/презентация)

6.Клонирование (доклад/сообщение/презентация)

6

2,3

Раздел 5. Учение об эволюции органического мира

21

Тема 5.1. Закономерности развития живой природы

Содержание

1.История представлений о развитии жизни на Земле

2.Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

3.Эволюцтонная теория Ч.Дарвина

4.Микроэволюция

2

2

2

2

2

Тема 5.2. Биологические последствия приобретения приспособлений

Содержание

1.Арогенез, аллогенез, катогенез

2.Правила эволюции

2

2

2

Тема 5.3. Развитие жизни на Земле

Содержание

1.Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое.

2

2

Тема 5.4. Происхождение человека

Содержание

1.Положение человека в системе животного мира

2.Современный этап эволюции человека

1

1

2

Практическая работа

1.Эволюция приматов

2.Стадии эволюции человека

1

2,3

Самостоятельная работа

1.Ведение словаря биологических терминов

2. Таблица «Основные ароморфозы в архее и протерозое»

3.Таблица «Усложнение животных организмов на Земле в процессе эволюции»

4

2,3

Раздел 6. Взаимоотношения организма и среды

21

Тема 6.1. Биосфера

Содержание

1.Структура биосферы

2.Круговорот веществ в природе

2

2

2

Тема 6.2. Жизнь в сообществах

Содержание

1.История формирования живых организмов

4

2

Практические работы

1.Биогеограия. Основные биомы суши

2. Взаимоотношения между организмами

1

1

2,3

Тема 6.3. Биосфера и человек

Практические работы

1.Воздействие человека на природу

2.Природные ресурсы и их использование

3.Последствия хозяйственной деятельности человека

4.Охрана природы и перспектива рационального природопользования

1

1

1

1

2,3

Самостоятельная работа

1.Ведение словаря биологических терминов

2. Озоновые дыры, кислотные дожди и их предотвращение (доклад/сообщение/презентация)

3.Таяние ледников на полюсах Земли (доклад/сообщение/презентация)

4.Поднятие Мирового океана (доклад/сообщение/презентация)

5.Адаптация животных и человека к окружающей среде (доклад/сообщение/презентация)

7

2,3

Итоговая контрольная работа

2

3

Экзамен

Выполнение индивидуальных проектов по учебной дисциплине

12

2,3

Примерная тематика индивидуальных проектов

1.Пища будущего: вред и польза

2.Питание по группам крови

3.Адаптация гигантских улиток ахатин к содержанию в домашних условиях

4.Актуальные вопросы ВИЧ-инфекции

5.Акустический шум и его воздействие на организм человека

6.Алкоголь. Влияние алкогольной продукции на здоровье человека

7.Бактерии. Исследование заселения растений азотфиксирующими бактериями

8.Бактерицидное действие фитонцидов: горчицы, чеснока, лука

9.Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию генеративных органов сосны обыкновенной

10.Биометрическое исследование влияния дерматоглифических особенностей человека на его характер, особенности, поведение

11.Вирусы-возбудители рака

12.Влияние Луны на рост и развитие растений

13.Влияние слов и музыки на рост и развитие растений

14.Гормоны - регуляторы живых организмов

15.Индикаторы беды - лишайники


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1-ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).






2.3. Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий

(по разделам содержания учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ»)

Наименование разделов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел 1.

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

Определять основные уровни организации живой материи.

Формулировать критерии живых систем.

Владеть историей представлений о возникновении жизни.

Формулировать теорию происхождения протобтополимеров.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владение устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.

Адекватно, точно и последовательно отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи; так и в форме внутренней речи, как в устной, так и в письменной речи.

Уметь анализировать, критически оценивать и интерпретировать информацию.

Строитьлогическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Иметь представление о происхождении развития жизни на Земле.

Способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Понимать информацию, представленную в текстовой форме; отделять новое знание от известного;

ставить вопросы к тексту и искать ответы на них.

Ориентировать в системе знаний; выполнять анализ, производить синтез.

Раздел 2.

Учение о клетке

Объяснять сходства и различия в строении растительной и животной клетки.

Формулировать клеточную теорию.

Объяснять что из себя представляет неклеточная форма жизни.

Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Пользоватьсядополнительной и справочной литературой.

Иметь представление о веществах, входящих в состав клетки.

Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

составлять план и последовательность действий;

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок.

Раздел 3. Размножение и развитие организмов

Объяснять способы размножения организмов.

Изображать стадии мейоза.

Формулировать понятия Эмбрионального и постэмбрионального развития.

Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Иметь представление об онтогенезе.

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, использовать речь для регуляции своего действия.

Ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;

слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Понимать информацию, представленную в текстовой форме; отделять новое знание от известного; ставить вопросы к тексту и искать ответы на них.

Ориентировать в системе знаний; выполнять анализ, производить синтез.

Раздел 4.

Основы генетики и селекции

Решать задачи по моно и дигибридному скрещиванию.

Формулировать законы Г. Менделя.

Объяснять закономерности наследования признаков.

Владеть информацией по наследованию признаков у человека.

Владеть знаниями о фенотипической и генотипической мутации, приводить примеры, решать задачи.

Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Пользоватьсядополнительной и справочной литературой.

Иметь представление о закономерности наследования признаков.

Строитьлогическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Проводить прикидку и оценку результатов решений задач.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок.

Проявлять устойчивый интерес к пониманию закономерностей изменчивости

Раздел 5.

Учение об эволюции органического мира

Формулировать эволюционную теорию Ч. Дарвина.

Приводить примеры искусственного и естественного отбора.

Владетьгеохронологической историей Земли.

Описывать стадии эволюции человека.

Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Пользоватьсядополнительной и справочной литературой.

Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие и строить логическую цепочку.

Составлять план и последовательность действий.

Способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

прогнозировать пути достижения биологического прогресса.

Раздел 6. Взаимоотношения организма и среды

Определять типы взаимодействий организмов.

Составлять схемы разнообразия биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина.

Формулировать учение Вернадского о биосфере.

Изображать схемы круговорота веществ в природе.

Объяснять воздействие человека на природу в процессе становления общества.

Описывать последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Использовать дополнительные источники для исследования перспективы рационально природопользования.

Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Развернуто обосновывать суждения, приводить доказательство.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Быть готовым к самостоятельному поиску метода решения простейших биологических задач.

прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества.

Использовать приобретенные знания и умения на занятиях профессионального цикла и повседневной жизни.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оснащение учебного кабинета биологии обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, информационными средствами, а также техническими средствами обучения.

Оборудование учебного кабинета:

- учебная доска;

- учебная мебель (ученические стулья и столы, рабочее место преподавателя);

Технические средства обучения:

- компьютер;

- проектор;

- экран;

- интерактивная доска.

Информационные средства обучения:

- электронные учебные издания по основным разделам курса биологии;

- мультимедийные обучающие программы;

- презентации по разделам курса биологии.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Биология: учебник для образоват. учреждений нач. и сред.проф. образования / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М. Константинова. - М: Издательский центр «Академия», 2012. - 320 с.

  2. Общая биология: Учеб.для 10-11 кл. обеобразоват. учреждений / ( Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.) под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. - М. Просвещение, 2012. - 304 с.

  3. Общая биология: Учеб.для 10-11 кл. для обеобразоват. учреждений : базовый уровень / (Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.). под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение» -М.: Просвещение. 2010. -304 с..

  4. Общая биология: учеб.для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2004 - 624 с.

Дополнительные источники:


  1. Биология. Ответы на вопросы. Теория и примеры решения задач. - М.: Федеративная Книготорговая Компания 1999 - 160 с.

  2. Биология. 10 - 11 классы: организация контроля на уроке. Контрольно - измерительные материалы / сост. Л. А. Тепаева. - Волгоград: Учитель, 2010. -223 с.

  3. Тесты, зачеты, блицопросы по биологии: 10 -11 классы. М.: ВАКО, 2009 - 224 с.


Интернет-ресурсы:

1)http: // altai. fio. ru/proiects/Group4/potok 13/site/index, html Калейдоскоп уроков по биологии

2)http: //nrc. edu. ru/est/

Биологическая картина мира

3)http: // livt. net/

Энциклопедия «Живыесущетва»

4)http: //bio. 1 September. ru/

Журнал «Биология»

5)http: //evolution, powemet. ru/

Теорияэволюции

6)http: //dronisimo. chat, ru/homepage 1 /ob. htm

Общаябиология

7)http: // sci. aha, ru/biodiv/index. htm

Биоразнообразие









  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Для текущего контроля и промежуточной аттестации создан фонд оценочных средств (ФОС). ФОС включает в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.

При изучении тем всего курса «Биология» текущий контроль включает контрольную работу по темам входящим в курс изучения.

Также в контроле за знаниями, умениями и навыками обучающихся применяется промежуточный контроль:

  • самостоятельные работы на 15 - 20 минут по каждой теме предмета для осуществления текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся, в качестве дополнительных упражнений, а также с целью самоподготовки;

  • зачеты по теоретической части для проверки теоретических заданий по данной теме;

  • тематические тесты для проверки усвоения теоретических знаний по теме, путем применения тестовых заданий в различных формах: задания с готовыми ответами, задания со свободным кратким ответом, задания на дополнение высказывания.


Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно


Основные показатели оценки результата

Личностные

Результатом формирования личностных учебных универсальных действий следует считать:

  • положительное отношение к урокам биологии;

  • умение признавать собственные ошибки;

  • формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);

  • формирование биологической компетентности.

Метапредметные

Результатом формирования познавательных учебных универсальных действий будут являться умения:

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

  • уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;

  • уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • уметь устанавливать аналогии;

  • владеть общим приемом решения учебных задач;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки;

  • уметь осуществлять выбор наиболее эффективных образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Основным критерием сформированностикоммуникативных учебных универсальных действий

можно считать коммуникативные способности обучающегося, включающие в себя:

  • желание вступать в контакт с окружающими;

  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;

  • умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;

  • задавать вопросы с целью получения нужной информации;

  • организовывать взаимопроверку выполненной работы;

  • высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

  • отслеживать цель учебной деятельности и внеучебной (проектная деятельность);

  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм

  • выбирать средства для организации своего поведения;

  • адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

  • оценивать собственные успехи;

  • планировать шаги по устранению пробелов.

В результате изучения тем курса обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:


  • относиться бережно к собственному здоровью, природным ресурсам и окружающей среде;

  • использовать приобретенные биологические знания и умения в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе;


  • применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

  • использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, взаимоотношений природы и общества;

  • сохранять биоразнообразие;

  • участвовать в экологических акциях;

Предметные

Тема1.1. Многообразие живого мира

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

Уровни организации живой материи. Критерии живых систем (особенности химического состава, метаболизм, единый принцип структурной организации, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, авторегуляция, ритмичность, энергозависимость).

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:

Использовать основные понятия.

Тема1.2. Возникновение жизни на Земле

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

История представлений о возникновении жизни. Представление древних и средневековых философов. Работы Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические теории происхождения жизни. Современные представления о возникновении жизни. Эволюция химических элементов в космическом пространстве. Образование планетарных систем. Первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни. Источники энергии и возраст Земли. Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов. Начальные этапы биологической эволюции.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:

Использовать основные понятия. Анализировать и оценивать теории происхождения жизни.

Тема2.1. Химическая организация клетки

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

Неорганические вещества, входящие в клетку (вода, минеральные соли). Органические вещества, входящие в клетку (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры, гормоны, пигменты, АТФ).

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:

Использовать основные понятия.

Тема2.2. Метаболизм

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

Анаболизм. Катаболизм. Автотрофный тип питания. Фотосинтез. Хемосинтез. Гетеротрофный тип обмена веществ.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:

Использовать основные понятия.

Тема2.3. Строение и функции клеток

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

Прокариотическая клетка. Эукариотическая клетка. Цитоплазма (Наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, клеточный центр, цитоскелет, жгутики и реснички). Клеточное ядро. Строение ядра. Деление клеток. Митоз. Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория строения организмов. Неклеточные формы жизни. Вирусы.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:

Использовать основные понятия. Сравнивать строение клеток растений и животных по готовым препаратам (фотографиям).

Тема3.1. Размножение организмов

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

Бесполое размножение. Половое размножение. Гаметогенез. Мейоз.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:

Использовать основные понятия.

Тема3.2. Онтогенез

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

Онтогенез. Эмбриональный период развития. Дробление. Гаструляция. Органогенез.

Постэмбриональный период развития. Биогенетический закон. Развитие организмов и окружающая среда.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:

Использовать основные понятия. Выявлять и описывать признаки сходства зародышей человека и других позвоночных, как доказательство их эволюционного родства.

Тема4.1. Закономерности наследования признаков

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:

Использовать основные понятия. Составлять простейшие схемы моногибридного и дигибридного скрещивания.

Тема4.2. Закономерности изменчивости

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

Наследственная (генотипическая) изменчивость. Фенотипическая изменчивость.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:

Использовать основные понятия.

Тема4.3. Основы селекции

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:

Использовать основные понятия. Решение генетических задач.

Тема5.1. Закономерности развития живой природы

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

История представлений о развитии жизни на Земле. Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Система органической природы К. Линнея. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Методический отбор. Бессознательный отбор. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование и естественный отбор. Межвидовая борьба. Внутривидовая борьба. Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды. Образование новых видов. Вид. Критерии вида. Мутации и их эволюционная роль. Генетическая стабильность популяций. Генетические процессы в популяциях. Формы естественно отбора. Движущий отбор. Стабилизирующий отбор. Половой отбор. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественно отбора. Видообразование.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:

Использовать основные понятия. Описывать особей одного вида по морфологическому критерию. Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека.

Тема5.2. Биологические последствия приобретения приспособлений

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

Арогенез. Аллогенез. Катагенез. Основные закономерности биологической эволюции. Правила эволюции.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:

Использовать основные понятия.

Тема5.3. Развитие жизни на Земле

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

Георхонологическая история Земли. Развитие жизни в архейской, протерозойской, палеозойской, мезозойской, кайнозойской эрах.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:

Использовать основные понятия.

Тема5.4. Происхождение человека

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

Положение человека в системе животного мира. Эволюция приматов. Стадии эволюции человека. Современный этап эволюции человека.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:

Использовать основные понятия.

Тема6.1. Биосфера

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Структура биосферы. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:

Использовать основные понятия.

Тема 6.2.Жизнь в сообществах

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

История формирования сообществ живых организмов. Биогеография. Основные биомы суши. Неарктическая область. Палеарктическая область. Восточная область. Неотропическая область. Эфиопская область. Австралийская область. Взаимоотношение организма и среды. Биоценозы. Абиотические факторы среды. Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор. Биотические факторы среды. Смена биоценозов. Взаимоотношения между организмами. Симбиоз. Антибиотические отношения. Нейтрализм.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:

Использовать основные понятия.

Тема6.3. Биосфера и человек

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Природные ресурсы и их использованию. Неисчерпаемые ресурсы. Исчерпаемые ресурсы. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнение воздуха. Загрязнение пресных вод. Загрязнение Мирового океана. Антропогенные изменения почвы. Влияние человека на растительный и животный мир. Радиоактивное загрязнение биосферы. Охрана природы.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:

Использовать основные понятия. Описывать антропогенные изменения в естественных природных ландшафтах своей местности. Решение экологических задач.

Овладение учебными универсальными действиями ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, использование знаний, умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности, к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, получение умений и компетенций, включая самостоятельную организацию процесса усвоения знаний.






Примерный перечень вопросов по учебной дисциплине,

проверяемые заданиями в рамках промежуточной аттестации


  1. Критерии жизни. Уровни организации живой материи.

  2. Химический состав клетки: неорганические вещества, значение и строение.

  3. Органические вещества клетки: углеводы и липиды.

  4. Белки: состав, строение молекул, значение.

  5. Нуклеиновые кислоты: виды, строение, значение.

  6. Прокариотическая клетка: строение и функционирование.

  7. Бактерии.

  8. Вирусы.

  9. Органоиды эукариотической клетки.

  10. Цитоплазматическая мембрана: строение, мембранный транспорт веществ.

  11. Наследственный аппарат клетки: ядро, набор хромосом.

  12. Энергетический обмен в клетке.

  13. Пластический обмен на примере биосинтеза белков.

  14. Жизненный цикл клетки. Митоз.

  15. Образование гамет. Мейоз.

  16. Эмбриональное развитие животных.

  17. Постэмбриональное развитие.

  18. Генетика как наука. Методы изучения наследственности.

  19. Основные закономерности наследования и понятия генетики.

  20. Первый и второй законы Г. Менделя.

  21. Генетические законы Г. Менделя.

  22. Сцепленное наследование

  23. Наследование признаков, сцепленных с полом.

  24. Взаимодействие генов.

  25. Виды изменчивости. Модификации.

  26. Наследственная изменчивость. Мутации.

  27. Селекция как наука. Одомашнивание. Методы селекции.

  28. Закон гомологических рядов. Современные достижения селекции.

  29. Теория эволюции живого на Земле.

  30. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

  31. Естественный отбор: формы и механизмы.

  32. Приспособленность и ее относительный характер.

  33. Критерии и структура вида.

  34. Популяция как единица эволюции: дрейф генов, популяционные волны.

  35. Главные направления эволюции. Макро- и микро-эволюция

  36. Эволюция растительного мира на Земле.

  37. Эволюция животного мира на Земле.

  38. Теория происхождения жизни.

  39. Происхождение человека.

  40. Биосфера: состав и строение.

  41. Состав и функционирование биогеоценозов. Пищевые цепи и сети.

  42. Изменение биосферы под действием человеческой деятельности.


© 2010-2022