Конспект урока на тему Грибы. Особенности грибов. Шляпочные грибы

Цели урока:познакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства и черты отличия грибов от растений; дать представление о строение грибов, о типах питания и размножения грибов; познакомить учащихся с характерными признаками представителей шляпочных грибов; дать представление о съедобных и ядовитых грибах; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека. Ключевые понятия и слова: царство грибов, эукариоты; целлюлоза, хитин, мочевина,...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока №1:

Грибы. Особенности грибов. Шляпочные грибы.

ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Предполагаемая деятельность учащихся

Создание положительного эмоционального фона.

Здравствуйте, ребята!

Проверим готовность к уроку. Есть ли тетради, учебники, ручки? Давайте начнём работать. Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное

- чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.

-1мин

Постановка учебной задачи.

Цели урока: познакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства и черты отличия грибов от растений; дать представление о строение грибов, о типах питания и размножения грибов; познакомить учащихся с характерными признаками представителей шляпочных грибов; дать представление о съедобных и ядовитых грибах; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.

Знакомлю уч-ся с целью урока.

-1мин.

Слайд №3

Оборудование: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, таблицы: «Строение шляпочного гриба», «Грибы съедобные и несъедобные», «Плесневые грибы», «Дрожжи» и т.д.; натуральные объекты - плодовые тела трутовиков, дрожжи, консервированные грибы, изображения грибов.


Ключевые понятия и слова: царство грибов, эукариоты; целлюлоза, хитин, мочевина, гликоген; гетеротрофный способ питания; вегетативное тело- мицелий (грибница), плодовое тело; ложная ткань; симбиоз, ферменты, микориза; грибы-сапрофиты, грибы-паразиты, симбионты и грибы- паразиты, симбионты и грибы-хищники; способы размножения грибов: бесполое (частями мицелия, спорами), половое (специализированными клетками - гаметами); шляпочные грибы, ножка и шляпка; трубчатые грибы, пластинчатые грибы.


Ход урока


I.Актуализация знаний


Тест: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека» (см. приложение).

Уч-ся выполняют задание на своём месте по вариантам.1-вар. - нечётные вопросы(1,3,5,7,9), 2-вар. - чётные вопросы (2,4,6,8,10).

- 7мин.

Работа в парах (на доске уже написаны ответы и нормы оценок, но закрыты, после написания уч-ся, открываю). После проверки собираю работы.

Уч-ся меняются работами и проверяют ответы соседа, ставят оценки.

- 2мин.

Индив.работа.Работа по карточкам(во время написания теста).

Уч-ся на первых партах работают по карточкам (см. прилож.)-7мин

II.Изучение нового материала.

Сообщение темы.

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. Кто это?

Правильно, ребята. Сегодня мы поговорим о грибах. Записываем тему урока: «Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы».

ОДА ГРИБАМ

О, дивные творения природы!
Найдётся ли, хотя б один балбес
На этом свете, что не спел бы оды
Для вас?! Вы - просто чудо из чудес!!!

Всё в вас соединилось гармонично:
И вид, и цвет, и вкус, в конце концов!
О, как приятно (подтверждаю лично!)
Вас собирать в глуши родных лесов!

Как радостно с наполненной корзиной. По тропкам, между соснами, бродить -
Не то, что шампиньоны в магазине. В пакете целлофановом купить!

Это гриб.

Уч-ся записывают тему урока. Слайд 2



-2мин.

Рассказ с элементами беседы.


Когда мы говорим о грибах, что вам представляется в это время? Какие грибы вы знаете?

Подосиновики, подберёзовики, белые, мухоморы, поганки и т.д.

Совершенно верно, вы перечислили названия шляпочных грибов, но надо сказать, что кроме грибов, которые мы привыкли видеть в лесу, есть и другие. Например, плесень, которая завелась на старом хлебе - это тоже гриб. Или дрожжи, которые кладут в тесто,- тоже гриб. Если более подробно рассмотреть это царство, то можно выделить несколько признаков, которые объединяют все эти непохожие с виду организмы.

Рассматривают картинки в учебнике, таблицы, муляжи.

Царство грибов, хотя и не такое многочисленное. Как некоторые другие царства, тем не менее, оно насчитывает около 100 тысяч известных видов.

Запись в тетрадь.

Вспомните, какова численность растений, и сравните её с численностью грибов.

Общее число ныне живущих видов растений - приблизительно 400-500 тысяч видов. Это значит, что количество видов ныне известных растений в 4-5 раз больше численности видов ныне известных грибов. Слайд №5

Грибы по всей вероятности произошли от одноклеточных подвижных гетеротрофных организмов около 2-1,8 миллиардов лет назад.


Вспомните, к какому надцарству относятся грибы?

Грибы относятся к надцарству ядерных организмов, или эукариот.

Что это значит?

Это значит, что в клетках грибов имеются ядра.

Вы знаете, что грибы занимают особое положение в системе органического мира и не относятся ни к царству растений, ни к царству животных. Как вы думаете, почему?

Потому, что грибы имеют ряд признаков, характерных для представителей царства растений, а так же некоторые признаки, характерные для представителей царства животных.

- 3мин.

Самостоятельная работа с учебником (Параграф 7,8)

Уч-ся заполняют таблицу (см. прилож.)

- 5 мин.

Проверка качества выполнения работы.

Учитель исправляет ошибки и вносит необходимые дополнения.

Трое учеников отвечают устно по трём столбцам колонки. Остальные уч-ся дополняют ответы.

- 3мин.

Рассказ с элементами беседы.

Итак, основу вегетативного тела грибов составляет мицелий, или грибница, образована тонкими ветвящимися трубчатыми нитями- гифами. Гифы грибов могут состоять из большого числа одноядерных или многоядерных клеток (пеницилл) или одной крупной многоядерной клетки (мукор).

Рассматривают таблицы: «Строение шляпочных грибов», «Плесневые грибы». Запись определений в тетрадь.

Слайд №5

Гифы грибов могут образовывать достаточно крупные скопления, даже иногда плотные переплетения, называемые ложной тканью. Из неё образуется сама грибница и плодовое тело гриба, в котором образуются споры.

Для питания грибам необходимы готовые органические вещества. С каким из царств это сближает грибы?

Как называется такой способ питания?

Запись определений в тетрадь.


Это сближает грибы с царством животных.

Это гетеротрофный способ питания.

Но способы добывания питательных веществ у различных грибов различны. Среди грибов встречаются как сапрофиты и паразиты, так и симбионты и даже хищники. Давайте подробно рассмотрим различные способы добывания питательных веществ грибами.

По способу питания грибы бывают: сапрофиты, симбионты, паразиты, хищники.

Рассматривают слайд №6

Сапрофиты (от греч. «сапрос»- гнилой и «фитон» - растение) питаются готовыми органическими веществами или выделениями живых организмов. Могут встречаться на различных субстратах (хлебе, сырой коже и т.д.). Мицелий этих грибов выделяет особые вещества - ферменты ( от лат. «ферментум»- закваска), которое действует как пищеварительные соки некоторых животных. В связи с этим грибы- сапрофиты могут встречаться практически на любых субстратах. Например, мукор и пеницилл.

Записи определений в тетрадь.

Рассматривание слайдов №7,8

Грибы - симбионты ( от греч. «сим»- совместный и «биос»- жизнь) способны вступать во взаимовыгодные отношения с различными видами растений. В симбиоз вступают преимущественно шляпочные грибы, причем конкретный вид гриба вступает в симбиотические отношения чаще с определенными растениями. Мицелий этих грибов вступает в тесный контакт с корнями древесных растений, а иногда проникает внутрь клеток корней. В результате такого сожительства корни дерева получают воду и минеральные соли, а гриб - органические вещества. Симбиоз мицелия гриба и корней растений называют микоризой (от греч. «микос»- гриб и «риза» - корень).

Например, белый, подберёзовик, подосиновик.

Паразитические грибы могут обитать на растениях, животных и даже других грибах, нанося вред организму- хозяину. Гифы гриба проникают сквозь небольшие раны или повреждения покровов в тело хозяина.

Например, головня, спорынья, трутовик.

Запись определения в тетрадь.

Слайд №9,10,11

Но самый интересный и необычный способ добывания пищи у хищных грибов (гельминтофаги). У этих грибов на концах гифов имеются специальные образования, состоящие из трёх замкнутых в кольцо клеток. При прикосновении к ним они резко набухают и зажимают жертву, оказавшуюся внутри. Таким образом, гифы грибов могут поймать обитающих в почве нематод, амёб и даже некрупных дождевых червей. В жертву врастают гифы гриба и выделяют особые ферменты. А затем содержимое жертвы всасывается теми же гифами.

Давайте послушаем на эту тему доклад.

Запись определения в тетрадь.





Уч-ся рассказывает заранее приготовленный доклад: «Хищные грибы» (см. прилож.)2мин.

Размножаются грибы бесполым и половым способами. Бесполое размножение встречается чаще.

Бесполое - частями мицелия, спорами, почкованием.

Половое - специализированными клетками-гаметами.

Записи в тетради. Слайд№12,13


- 4мин

А теперь, давайте немного отдохнём:

Физкультминутка. Дети утром рано встали.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания - руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь -
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)


Дети делают упражнения.

- 2мин.

Но давайте более подробно познакомимся со шляпочными грибами и их строением. Шляпочные грибы наиболее известны у большинства людей, именно они ассоциируются со словом « гриб».

В повседневной жизни, когда мы говорим о грибах, мы обычно имеем в виду плодовое тело шляпочного гриба. Именно плодовые тела шляпочных грибов мы и используем в пищу.

Но почему мы называем эти грибы шляпочными?

Если в том месте, где выросло плодовое тело гриба аккуратно разрыть почву, можно обнаружить тонкие ветвящиеся, часто бесцветные нити грибницы.

Из чего состоят шляпка и ножка шляпочного гриба?




Потому что у большинства грибов плодовое тело образовано ножкой и шляпкой. Слайд №15


Они состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы, которые называют ложной тканью. Слайд№ 15

Типы шляпочных грибов

1.Трубчатые - нижний слой шляпки состоит из многочисленных трубочек, расположенных вертикально. В трубочках созревают споры.

Назовите такие грибы.

2.Пластинчатые - нижний слой шляпки образован пластинками, отходящими от центра шляпки, и направлены к её краю. На стенках пластинок созревают споры.

Назовите такие грибы.

Записывают в тетрадь. Слайд14,16

Белые, маслята, подберёзовики, подосиновики и т. д.

Записывают в тетрадь.


Рыжики, сыроежки, волнушки, мухоморы и т. д.

-2мин.

Кроме того, грибы можно разделить на ядовитые и съедобные.

Самостоятельная работа.

Давайте попробуем вспомнить, какие съедобные и ядовитые грибы вы знаете.

Самостоятельная работа, основываясь на личном опыте; для проверки работа с учебником по рис.23 и 24.Делают записи в тетради.

Рассматривают слайд №17.

3мин.

А теперь давайте подумаем, какую положительную роль играют грибы в природе и жизни человека?


А отрицательную?

1. Участвуют в круговороте веществ.

2.Из них получают ценные лекарства.

3. Съедобные грибы употребляют в пищу.

4. Грибы необходимы в изготовлении хлеба, сыров, в виноделии и т. д.

Слайд №18

1.Вызывают болезни у растений, животных, человека.

2.Портят продукты питания

3.Разрушают постройки

4.Вырабатывают ядовитые вещества, которыми можно смертельно отравиться.

2мин. Слайд №19

III.Закрепление знаний и умений.

Итак, мы сегодня познакомились: с характерными признаками грибов, с характерными признаками шляпочных грибов. Узнали о ядовитых и съедобных грибах. О значении грибов в природе и жизни человека. А теперь давайте проверим, что вы усвоили.

1.Почему грибы выделили в отдельное царство?

2.Какие грибы называют шляпочными?

3. Почему некоторые грибы могут жить только вблизи деревьев?


Этап рефлексии:

закончите одно из предложений.

-1. Сегодня на уроке мне понравилось…

-2. Мне сегодня удалось…

-3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю…

-4. Мне не понравилось…

-5. Настроение в ходе урока у меня…




1.Т.к. они имеют черты, характерные только представителям этого царства.

2.Грибы, у которых плодовое тело образовано ножкой и шляпкой.

3.Между некоторыми грибами и определёнными видами деревьев устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. Грибница поставляет воду и минеральные вещества корню дерева, а получает от дерева органические вещества.

-3мин

-1мин.

Уч-ся отвечают на вопросы.

Задание на дом.

Параграф 7 и 8 чит.и пер. Сделать рисунки съедобных и ядовитых грибов.

Дополнительное задание (по желанию):

Летом соберите грибы, положите на темную бумагу шляпки пластинчатого и трубчатого грибов (нижней стороной). Через сутки осторожно снимите шляпки с бумаги, вы увидите на ней своеобразный рисунок, который образован высыпавшимися спорами.

Творческое задание (по желанию):

Подготовьте доклад с картинками на тему «Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы», а также доклад на тему: «Выращивание различных грибов».

Узнайте, как лучше всего собирать грибы: срезать гриб ножом, вырывать из земли, выкапывать или выкручивать.

Записывают задание в дневник и в тетради.

2мин.

Всем спасибо за внимание. До свидания.





© 2010-2022