- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа элективного курса по генетике Мы и наши гены
Рабочая программа элективного курса по генетике Мы и наши гены
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Цыкина С.Н. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа
элективного курса
для учащихся 10-11 классов.
Мы и наши гены.
Автор-составитель:
Цыкина
Светлана Николаевна
Абакан
Пояснительная записка.
Биология - наука многогранная. В жизни любого человека имела и имеет большое значение. В старших классах ребята знакомятся с генетикой. На сегодняшний день генетика - одно из приоритетных направлений биологии. Особое место в ней занимает раздел генетика человека. Данный раздел позволяет расширить знания в вопросах о происхождении человека, о влиянии экологии на здоровье человека с точки зрения генетики, а так же знакомит с медицинской генетикой. Поэтому актуальным является углубление содержания раздела «Генетика человека» в рамках предмета «Общая биология» для изучения в старших классах. В связи с этим был составлен элективный курс «Мы и наши гены». Курс рассчитан на учащихся 10,11 классов, которые в дальнейшем выбирают специальность, связанную с биологией, увлекаются этой наукой.
Цель курса - углубить знания учащихся в области генетики человека в связи с влиянием экологии на его организм.
Задачи курса:
-
научить составлять и анализировать генеалогическое древо
-
познакомить с наследственными и врождёнными заболеваниями человека с целью профилактики
-
научить объяснять с научной точки зрения проявление определённого признака у организма.
Элективный курс рассчитан на 32 часов, из них 2 часа резервное время.
Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел - «Азбука генетика». При изучении этого раздела учащиеся расширяют свои знания о строении и свойствах хромосом и генов, о видах мутаций. Второй раздел - «Основы генетики человека».
Данный раздел знакомит ребят с наследственными и врождёнными заболеваниями человека, причинами возникновения и мерами профилактики.
Элективный курс предусматривает изучение теоретического материала и практические занятия. Материал курса основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин - анатомии, цитологии, общей генетики.
Контроль учителя за усвоением материала учащимися осуществляется c помощью тестовых заданий.
Форма проведения занятий - лекции, работа в малых группах, практические работы, защита проекта.
Содержание курса.
I.Азбука генетика (12ч.).
Г.Мендель- основоположник генетики. Законы Менделя. Этапы развития генетики. Значение генетики.
ДНК- носитель наследственной информации. Открытие ДНК. Работы Д.Уотсона и Ф. Крика. Строение и полиморфизм ДНК. Виды РНК. Строение и функция РНК. Генетический код и его свойства. Матричные процессы в клетке. Репликация ДНК.
Виды репликации - консервативная, полуконсервативная, дисперсионная. Ферменты, участвующие в репликации. Репарация ДНК. Этапы репарации.
Хромосомы. Типы хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Структура хромосом. Хроматин. Структурные перестройки хромосом - внутрихромосомные, межхромосомные. Хромосомный полиморфизм. Хромосомная карта.
Ген. Современное представление о гене. Структурные гены, виды структурных генов. Классификация генов в зависимости от выполняемой функции. Взаимодействие генов- комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропизм. Регуляция действия генов.
Экспрессия генов. Сцепленное наследование генов. Группы сцепления. Виды сцепления генов. Кроссинговер. Кроссоверные гаметы. Мутация. Мутационная теория Г.де Фриза. Типы мутаций: по происхождению - спонтанные и индуцированные, по месту возникновения - соматические и генеративные. По характеру изменения фенотипа - видимые и биохимические, по влиянию на жизнеспособность - летальные, полулетальные, нейтральные, по характеру изменения генетического материала - геномные, генные, хромосомные. Мутагенез. Причины возникновения и искусственное получение мутаций. Свойства мутагенов. Мутагенные факторы среды. Работы Г.С.Филипова, Г.Мёллера. Охрана людей от действия мутагенов.
Практическая работа № 1. Решение задач по молекулярной генетике.
Практическая работа № 2. Решение задач на взаимодействие генов.
Практическая работа № 3. Решение задач на сцепленное наследование.
II Основы медицинской генетики (20 ч).
Этапы становления генетики человека. Методы генетики человека. Близнецовый метод. Монозиготные и дизиготные близнецы. Изучение влияния наследственных задатков и среды на формирование тех или иных признаков. Цитогенетический метод.
Биохимический метод и метод моделирования.
Геном. Структура генома человека. Хромосомное определение пола.
Синдром Морриса. Отличие людей на уровне генома. Гены, определяющие умственные способности человека. Гены счастья и тревоги. Генотерапия.
Генетические механизмы образования рас. Генетическое родство и генетическое различие представителей разных рас.
Наследственность. Виды наследственности - хромосомная, цитоплазматическая.
Наследственные и врождённые болезни. Наследственные заболевания, встречающиеся в Хакасии. Причины наследственных болезней. Их группы - моногенные, полигенные, хромосомные.
Моногенные болезни с аутосомно-доминантным типом наследования (синдром Альпорта, талассемия, гемолитическая анемия); с аутосомно-рецессивным типом наследования (фенилкетонурия, альбинизм, болезнь Тея-Сакса); сцепленные c Х-хромосомой, рецессивное наследование (гемофилия, дальтонизм, миопатия Дюшина); сцепленное с У-хромосомой (раннее облысение, ихтиозис).
Хромосомные заболевания, связанные с нарушением числа отдельных хромосом - трисомия (синдром Патау, синдром Эдвардса, болезнь Дауна), моносамия (синдром Шерешевского-Тернера, синдром Кляйнфелтера). Хромосомные заболевания, связанные со структурной перестройкой хромосом - делеция (синдром «кошачьего крика»), инверсия (микроцефалия). Врождённые болезни - наследственные и ненаследственные. Причины их возникновения. Болезни с наследственной предрасположенностью - ревматизм, бронхиальная астма, шизофрения и т. д. Профилактика наследственно обусловленных заболеваний. Кровнородственные браки и наследственные болезни.
Группы крови человека, их особенности. Антигены. Резус-фактор, его наследование.
Резус-конфликт. Наследственные заболевания крови - серповидноклеточная анемия, болезнь Кули.
Родословная. Пробанд. Условные обозначения и графическое изображение генеалогического древа. Анализ родословной. Значение знаний родословной.
Практическая работа № 4. Решение задач на наследование определённого гена.
Практическая работа № 5. Решение задач по теме «Наследственные болезни».
Практическая работа № 6. Решение задач на наследование групп крови.
Практическая работа № 7. Решение задач на составление родословной.
Практическая работа № 8. Составление и анализ своего генеалогического древа
По окончанию изучения курса учащиеся должны знать:
-
основные генетические понятия
-
строение хромосомы и гена
-
типы взаимодействия генов
-
виды мутаций, их роль
-
наследственные заболевания и меры профилактики
Учащиеся должны уметь:
-
решать генетические задачи
-
объяснять механизмы передачи признака
-
составлять и анализировать генеалогическое древо
-
объяснять проявление какого-либо признака
-
работать с научно-популярной литературой
-
создавать и защищать проекты.
Критерии успешного усвоения курса.
1.Решение задач
за каждую правильно решённую задачу - 1б., max 5б.
2. Тест
за каждый правильный ответ - 1б., max 7б.
3. Проект
-
научность - 6б.
-
оригинальность -5б.
-
красочность -3б.
-
защита проекта - 10б.
Примерные темы проектов:
Моя родословная.
Наследование групп крови в моей семье.
Наследственные заболевания моей семьи.
Курс считается усвоенным, если учащийся наберёт 2/3 от максимальной суммы баллов.
Литература для учителя:
Алиханян С.И. Общая генетика. М.: Высшая школа, 1985.
Бочков Н.П., Захаров А.Ф., Иванов В.И. Медицинская генетика. М.: Медицина , 1984. Карузина И.П. Учебное пособие по основам генетики. - М.: Медицина, 1986.
Приходченко Н.Н., Шкурат Т.Т. Основы генетики человека. Р.-на - Д. «Феникс», 1997.
Хелевин Л.В., Лобанов А.М. Задачник по общей и медицинской генетики: Учебное пособие. М., «Высшая школа», 1976.
Литература для учащихся:
Бахур В.Т. Это неповторимое «я». М.: Знание, 1986
Богданов А.А. Медников Б.М. Власть над геном. М.:Просвещение,1989.
Милунски, Обри. Знайте свои гены. М.: Мир, 1981.
Лаптев Ю.П. Занимательная генетика. М.: «Колос», 1982.
Приложение.
Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов Т.\ П.
Деятельность учащихся.
Введение. Цели и задачи курса.
1
I
Азбука генетика.
13
1.
От Менделя и до сегодняшнего дня.
1
Тест
2
Методы генетики.
1
3
ДНК - носитель наследственной информации
1
4
РНК, строение и функции.
1
5
Матричные процессы в клетке.
1
6
Практическая работа № 1 Решение задач по молекулярной генетике.
1
Отработка умений решать задачи.
7
Наследственный аппарат соматической и генеративной клеток. Хромосомы. Структура и упаковка хромосом.
1
8
Ген. Современное представление о гене.
1
9
Взаимодействие генов.
1
10
Практическая работа № 2. Решение задач на взаимодействие генов.
1
Отработка умений решать задачи.
11
Сцепленное наследование генов.
1
12
Практическая работа № 3. Решение задач на сцепленное наследование.
1
Отработка умений решать задачи.
13
Мутации. Типы мутаций.
1
II
Основы медицинской генетики.
20
1,2
Генетика человека на рубеже веков. Методы генетики человека.
2
Тест
3
Человек и его гены.
1
4
Практическая работа № 4 Решение задач на наследование определённого гена.
1
Отработка умений решать задачи.
5
Наследственность. Виды наследственности.
1
6
Наследственные заболевания человека. Болезни с аутосомно-доминатным и аутосомно - рецессивным типом наследования.
1
7
Наследственные заболевания сцепленные с половыми хромосомами.
1
8
Хромосомные заболевания, связанные с нарушением числа отдельных хромосом.
1
сообщение
9
Врождённые болезни - наследственные и ненаследственные.
1
10
Практическая работа № 5 Решение задач по теме «Наследственные заболевания».
1
Отработка умений решать задачи
11
Группы крови. Наследование свойств крови человека.
1
12
Практическая работа № 6 Решение задач на наследование групп крови.
1
Отработка умений решать задачи
13
Наследственные заболевания крови.
1
14
Родословная. Правила составления родословной.
1
15
Практическая работа № 7 Решение задач на составление родословной.
1
Отработка умений решать задачи
16,17
Практическая работа № 8 Составление и анализ генеалогического древа знаменитых людей
2
Работа в группах. Отчёт о практ. работе
18,19
Моя родословная
2
Подготовка мини-проекта, защита
20
Итоговое занятие
1
рефлексия
Итого
34
: