- Преподавателю
- Биология
- Мониторинг регулятивных УУД на уроках естественно-научного цикла
Мониторинг регулятивных УУД на уроках естественно-научного цикла
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Залевская О.С. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МОНИТОРИНГ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА
В блок регулятивных УУД входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:
-
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
-
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
-
оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
-
планирование - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; составление плана и последовательности действий;
-
контроль - в форме сличения способа действия и его эталона;
-
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий могут применяться следующие виды заданий:
-
Поиск информации в предложенных источниках
-
Взаимоконтроль
-
Заучивание материала наизусть в классе
-
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)
-
Целеполагание.
Ф.И.О. учащегося
Уровни целеполагания
Критический
Низкий
Достаточный
Высокий
I
II
III
IV
V
VI
Отсутствие цели
Принятие практической цели
Переопределение познавательной задачи в практическую
Принятие познавательной задачи
Переопределение практической задачи в теоретическую
Самостоятельная постановка учебной цели
1.
2.
3.
Уровни сформированности целеполагания
-
Отсутствие цели (плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в контроле);
-
Принятие практической задачи (осознает, что надо делать только в процессе решения практических задач);
-
Переопределение познавательной задачи в практическую (осознает, что сделал и что надо делать только в процессе решения практической задачи);
-
Принятие познавательной задачи (осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее);
-
Переопределение практической задачи в теоретическую (четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения);
-
Самостоятельная постановка учебных целей (выдвигает содержательные гипотезы, умеет исследовать способы действия).
2. Контроль.
Ф.И.О. учащегося
Уровни сформированности контроля
Критический
Низкий
Достаточный
Высокий
I
II
III
IV
V
VI
Отсутствие контроля
Контрольна уровне непроизвольного внимания
Потенциальный контроль
Актуальный контроль
Потенциальнвый рефлексивный контроль
Актульный рефлексивный контроль
1.
2.
3.
Уровни сформированности контроля
-
Отсутствие контроля (не может обнаружить и исправить ошибку);
-
Контроль на уровне непроизвольного внимания (неосознанно предугадывает правильное направление действия);
-
Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания (в процессе решения задачи контроль затруднен, после решения - может найти исправить ошибки);
-
Актуальный контроль на уровне произвольного внимания (ошибки исправляет самостоятельно, но не может скорректировать правило контроля сновыми условиями);
-
Потенциальный рефлексивный контроль (задачи соответствующие усвоенному способу выполняет безошибочно, но не новому);
-
Актуальный рефлексивный контроль (контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы).
3. Оценка.
Ф.И.О. учащегося
Уровни сформированности оценки
Критический
Низкий
Достаточный
Высокий
I
II
III
IV
V
Отсутствие оценки
Адекватная ретроспективная оценка
Неадекватная прогностическая оценка
Потенциально адекватная прогностическая оценка
Актуально адекватная прогностическая оценка
1.
2.
3.
Уровни сформированности оценки
-
Отсутствие оценки (полагается на отметку учителя, воспринимает ее
некритически, не воспринимает аргументацию оценки);
-
Адекватная ретроспективная оценка (критически относится к отметкам
учителя, не может и не пытается оценить свои возможности, может оценить
действия других);
-
Неадекватная прогностическая оценка (пытается оценить свои возможности, часто допускает ошибки, учитывая внешние признаки задачи, а не ее структуру);
-
Потенциально адекватная прогностическая оценка (может с помощью
учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую
перед ним задачу, но делает это с трудом);
-
Актуально адекватная прогностическая оценка (самостоятельно
обосновывает еще до решения задачи свои силы).
Регулятивные УУД
ФИО учащихся
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
1-е полугодие
2-е полугодие
1-е полугодие
2-е полугодие
1-е полугодие
2-е полугодие
1-е полугодие
2-е полугодие
1-е полугодие
2-е полугодие
1-е полугодие
2-е полугодие
1
2
3
МОНИТОРИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА
В блоке коммуникативных УУД выделяют действия обеспечивающие организацию учебной деятельности:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-
управление поведением партнёра - контроль коррекция, оценка действий партнёра;
-
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
-
работа в группах
-
составь задание партнеру;
-
отзыв на работу товарища;
-
групповая работа по составлению кроссворда;
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем сверстниками.
Ф.И.О. учащегося
Уровни сформированности учебного сотрудничества
Низкий
Средний
Высокий
I
II
III
Не идет на контакт (агрессивен или пассивен).
Работает в паре ситуативно.
Осознанно стремится к сотрудничеству
1.
2.
3.
2. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ф.И.О. учащегося
Уровни сформированности умения выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Низкий
Средний
Высокий
I
II
III
Читает, но не понимает прочитанного, и не может найти нужных слов при высказывание обратной связи
Высказывает свои мысли по алгоритму.
Участвует в совместном решении проблемы (задачи)
1.
2.
3.
3. Управление поведением партнёра.
Ф.И.О. учащегося
Уровни сформированности управления поведением партнера
Низкий
Средний
Высокий
I
II
III
не может и не хочет договариваться.
пассивен или агрессивен.
не предоставляет помощь.
Не всегда может договориться;
Не всегда может сохранить доброжелательность.
Умеет договариваться, находить общее решение;
Владеет адекватными выходами из конфликта
1.
2.
3.
Коммуникативные УУД
ФИО учащихся
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
управление поведением партнёра
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
1-е полугодие
2-е полугодие
1-е полугодие
2-е полугодие
1-е полугодие
2-е полугодие
1
2
3
МОНИТОРИНГ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА
В блоке познавательных УУД выделяют общеучебные действия, логические и действия постановки и решения проблем.
В число общеучебных действий входят:
-
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-
поиск и выделение необходимой информации;
В число логических действий входят:
-
анализ объектов с целью выделения признаков;
-
классификации объектов;
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ф.И.О. учащегося
Уровни сформированности самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели
Низкий
Средний
Высокий
I
II
III
Не способен (а) выделять и формулировать познавательную цель на уроке.
Только при помощи педагога выделяет и формулирует познавательную цель на уроке.
Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель на уроке.
1.
2.
3.
2. Поиск и выделение необходимой информации.
Ф.И.О. учащегося
Уровни сформированности поиска и выделения необходимой информации
Низкий
Средний
Высокий
I
II
III
Большинство умений поиска и выделения информации
не сформированы
Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога пересказывать и работать с информацией
Выполняет самостоятельно поиск и выделение необходимой информации.
1.
2.
3.
3. Анализ объектов с целью выделения признаков.
Ф.И.О. учащегося
Уровни сформированности анализа объектов с целью выделения признаков
Низкий
Средний
Высокий
I
II
III
Логические связи устанавливать не может.
Недостаточно развита аналитико- синтетическая деятельность.
Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе.
Логические связи устанавливает.
Умеет сравнивать, группировать.
Мыслит самостоятельно.
1.
2.
3.
4. Классификации объектов.
Ф.И.О. учащегося
Уровни сформированности классификации объектов
Низкий
Средний
Высокий
I
II
III
Проблемы с классификацией и выделением закономерностей
Требуется больше времени на выполнение подобных заданий.
Умеет классифицировать, устанавливает закономерности.
1.
2.
3.
Познавательные УУД
ФИО учащихся
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
поиск и выделение необходимой информации
анализ объектов с целью выделения признаков
Классификации объектов
1-е полугодие
2-е полугодие
1-е полугодие
2-е полугодие
1-е полугодие
2-е полугодие
1-е полугодие
2-е полугодие
1
2
3