Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 классов

           Рабочая программа составлена на основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководствомВ.В. Пасечника / авт.-сост. Г.М. Палядьева.- М.: Дрофа, 2010. и ориентирована на использование учебника «Природа. Неживая и живая» (5 класс) авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2009 г. Программа курса содержит большое количество абстрактных  терминов, теоретических сведений, которые необ...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю

Директор __________О.Б.Худяков

Приказ №_______ от________2014г.



Рабочая программа

индивидуально-групповых занятий

по природоведению

для обучающихся 5 в,г класса

МБОУ «Новогорная средняя общеобразовательная школа №41»

на 2014-2015 учебный год

Автор программы: С.В. Глухова, учитель биологии


п. Новогорный г. Озерск Челябинская область

2014 год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными правовыми документами федерального уровня:

• Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2, ст.12, ст.28, ст.30, п.6, ст.47, ст. 48);

• Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 № 1089);

• Федеральным базисным учебным планом (приказ МО и Н РФ от 09 марта 2004 г. №1312);

• Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 июля 2012г. №05-2680;

• Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. Ms 28-02-484/16;

• Методическими рекомендациями по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана «О преподавании учебного

предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014 - 2015 учебном году»;

с нормативными правовыми документами • Уставом МБОУ «СОШ №41»;

• Основной образовательной программой МБОУ «СОШ №41» начального, основного и среднего уровней общего образования;

• Локальными нормативными актами МБОУ «СОШ №41».

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / авт.-сост. Г.М. Палядьева.- М.: Дрофа, 2010. и ориентирована на использование учебника «Природа. Неживая и живая» (5 класс) авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2009 г. Программа курса содержит большое количество абстрактных терминов, теоретических сведений, которые необходимо рассмотреть на уроках, учащиеся испытывают затруднения в обучении. Цель курса индивидуально-групповых занятий - придание знаниям, получаемым на уроке, практической направленности, отработка определений, теоретических сведений на лабораторных и практических занятиях: из 33 часов - 4 лабораторные работы (часть урока), 16 - практических работ (весь урок), 1 - экскурсия.

Реализация национально-регионального компонента предусмотрена в объёме 3 часов.

Тематическое планирование


№ раздела

Название раздела

Реализация национально-регионального компонента

Число часов

1

Введение

1

2

Вселенная

2

3

Строение и свойства вещества

5

4

Воздух

4

5

Вода

Охраняемые водоёмы Челябинской области

3

6

Горные породы

2

7

Почва - особое тело Земли

2

8

Организмы

1

9

Растения - посредники между небом и землей

Охраняемые растения Челябинской области, окрестностей посёлка Новогорный.

6

10

Грибы

1

11

Животные - братья наши меньшие

Животные Красной книги Челябинской области.

2

12

Ваши любимые растения и животные

2

13

Человек. Его здоровье и безопасность жизни

2

14

Природа едина

1

Итого

34


Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Элементы содержания (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме)

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся (следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»);

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

План

Факт

1

Введение (1 час)

1

Методы изучения природы

Метод, погода, температура воздуха, направление ветра, осадки

Урок изучения нового

Знать определение метода наблюдения;

актуализировать умение вести записи в календаре погоды

Фронтальный устный

Вести записи в дневнике погоды

04.09

2

Вселенная (2 часа)

2

Созвездия. Солнечная система

Строение Вселенной

Комбинированный урок

Знать определение Вселенной, небесного тела

Наблюдать созвездия в вечернее время, сделать рисунок

11.09

3

Земля. Луна.

Строение Земли. Суточное и годовое движение Земли.

Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).

Луна - спутник Земли

Лабораторная работа

Знать определение планеты, спутника, литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы.

Уметь наблюдать изменение высоты полуденного Солнца, определять на звездной карте созвездий Северного полушария, работать с картой, атласами, глобусом: определять на них экватор, полюса, меридианы, Северное и Южное полушария

Фронтальный

Наблюдать фазы Луны, сделать рисунок

18.09

3

Строение и свойства вещества (5 часов)

4

Тела и вещества, их свойства.

Тела и вещества.

Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Лабораторная работа

Электризация тел путем трения. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

Фронтальный

Сделать коллекцию твёрдых веществ

25.09

5

Молекулы. Атомы. Элементы. Разнообразие веществ.

Молекулы. Диффузия. Простые и сложные вещества.

Комбинированный урок

Знать: Молекулы. Диффузия. Простые и сложные вещества.

Фронтальный устный

Не задано

02.10

6

Движение, взаимодействие частиц.

Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах.

Комбинированный урок

Знать: движение частиц

Фронтальный устный

Не задано

09.10

7

Явления физические и химические. Горение.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые) и

химические явления. Химические реакции.

Комбинированный урок

Знать и уметь различать явления физические и химические

Фронтальный устный

Подобрать загадки, пословицы о физических и химических явлениях.

16.10

8

Окисление.

Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Комбинированный урок

Знать отличие горения от окисления, использование человеком окисления в быту.

Фронтальный устный

Подобрать примеры использования окисления человеком.

23.10

4

Воздух (4 часа)

9

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление).

Состав воздуха. Физические свойства воздуха

Комбинированный урок

Знать состав воздуха, физические свойства

Фронтальный устный

Сделать рисунки о свойствах воздуха.

30.10

10

Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли.

Изменение температуры воздуха с высотой.

Атмосферное давление. Барометр.

Комбинированный урок

Уметь пользоваться барометром

Фронтальный устный

Не задано

13.11

11

Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер. Изготовление модели флюгера (определение направления ветра на модели флюгера).

Ветер. Флюгер.

Лабораторная работа

Знать правила техники безопасности при изготовлении флюгера, уметь пользоваться флюгером

Фронтальный

Записывать направления ветра в течение недели

20.11

12

Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

Условные знаки на карте

Лабораторная работа

Уметь определять местонахождения гор со снежными вершинами на карте по условным знакам

Фронтальный

Не задано

27.11

5

Вода (3 часа)

13

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Три состояния воды

Практическая работа

Знать правила техники безопасности при работе с нагревательными элементами, тепловое расширении воды.

Фронтальный

Не задано

04.12

14

Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Растворимые и нерастворимые вещества

Практическая работа

Знать правила техники безопасности при работе со стеклянным оборудованием

Фронтальный

Не задано

11.12

15

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. РК. Охраняемые водоёмы Челябинской области

Работа воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

Экскурсия

Знать значение воды в жизни природы и человека,

Фронтальный

Не задано

18.12

6

Горные породы (2 часа)

16

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень).

Выветривание, обломочные горные породы.

Практическая работа

Уметь описывать минералы и горные породы (по 3-4 признакам) и определять их свойства.

Фронтальный письменный

Сделать коллекцию обломочных горных пород

25.12

17

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы.

Руда, рудные и нерудные полезные ископаемые, черные и цветные металлы, свойства металлов

Практическая работа

Уметь описывать минералы и горные породы (по 3-4 признакам) и определять их свойства.

Фронтальный письменный

Не задано


15.01

7

Почва - особое тело Земли (2 часа)

18

Свойства почвы.

Разнообразие почв. Структура почвы.
Состав и свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Практическая работа

Знать виды почв, уметь определять их свойства.

Фронтальный

Не задано

22.01

19

Плодородие почвы

Обработка почвы. Почва и растения.
Эрозия почв, ее виды.

Практическая работа

Знать правила техники безопасности при работе с нагревательными элементами.

Фронтальный

Не задано

29.01

8

Организмы (1 час)

20

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Клеточное строение организмов. Клетка.

Практическая работа

Уметь пользоваться увеличительными приборами.

Фронтальный

Не задано

05.02.

9

Растения - посредники между небом и землей (6 часов)

21

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые.

Характерные признаки растений.

Комбинированный урок

Знать понятие организм растения

Фронтальный устный

Не задано

12.02

22

Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах.

Органы цветковых растений

Практическая работа

Знать и уметь различать органы цветковых растений

Фронтальный письменный

Не задано

19.02

23

Определение названия растений с помощью атласа-определителя.

Алгоритм определения названия растения

Практическая работа

Уметь пользоваться атласом-определителем для определения названия растений.

Фронтальный письменный

Принести семена гороха или бобов

26.02

24

Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян

Практическая работа

Уметь ставить простейшие опыты по выявлению условий прорастания семян

Фронтальный письменный

В течение недели следить за состоянием семян

05.03

25

Наблюдение результатов опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян

Практическая работа

Уметь наблюдать опыты по выявлению условий прорастания семян

Фронтальный письменный

В течение недели следить за состоянием семян

12.03

26

Охрана растений, растения Красной книги. Р.К. Охраняемые растения Челябинской области, окрестностей посёлка Новогорный.

Красная книга, охраняемые растения, охраняемые растения Челябинской области, окрестностей посёлка Новогорный.

Комбинированный урок

Распознавать наиболее распространенные дикорастущие, лекарственные, ядовитые и охраняемые растения своей местности

Фронтальный

Подготовить материалы для создания Красной книги окрестностей посёлка Новогорный

19.03

10

Грибы (1час)

27

Грибы. Разнообразие грибов.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Практическая работа

Знать и уметь распознавать наиболее распространенные в данной местности съедобные и ядовитые грибы.

Фронтальный письменный

Составить памятку по сбору грибов

02.04

11

Животные - братья наши меньшие (2 часа)

28

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них.

Практическая работа

Знать и уметь узнавать наиболее распространенных животных своей местности (в том числе ядовитых видов) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

Фронтальный устный

Не задано

09.04

29

Животные Красной книги. РК Животные Красной книги Челябинской области.

Охрана диких животных.

Охрана диких животных.

Практическая работа

Знать и уметь узнавать редких, охраняемых животных своей местности с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

Фронтальный устный

Подготовить материалы для создания Красной книги окрестностей посёлка Новогорный

16.04

12

Ваши любимые растения и животные (2 часа)

30

Создание благоприятных условий для жизни растений. Уход за ними.

Благоприятные условия для жизни растений

Комбинированный урок

Знать рекомендации по уходу за комнатными растениями.

Индивидуальный письменный

Составить памятку по уходу за комнатными растениями.

23.04

31

Создание благоприятных условий для жизни животных. Уход за ними.

Благоприятные условия для жизни животных

Комбинированный урок

Знать рекомендаций по уходу за

домашними животными

Индивидуальный письменный

Составить памятку по уходу за домашними животными

30.04

13

Человек. Его здоровье и безопасность жизни (2 часа)

32

Измерение роста, температуры, массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

Возрастные нормы показателей развития.

Практическая работа

Знать приёмы измерения роста, температуры, массы.

Фронтальный устный

Не задано

07.05

33

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной нагрузки. Овладение простейшими способами первой помощи при травмах

Травмы, их виды. Первая доврачебная помощь при травмах

Практическая работа

Знать травмы, их виды.

Уметь оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, ссадинах, обмороках.

Фронтальный устный

Не задано

14.05

14

Природа едина (1 час)

34

Связи неживого и живого. Правила поведения в природе.

Связи неживого и живого. Правила поведения в природе.

Комбинированный урок

Знать правила поведения в природе.

Фронтальный устный

Составить памятку по правилам поведения в природе

21.05

Перечень компонентов учебно-методического комплекса

  • Тематическое и поурочное планирование по природоведению. 5 класс. К учебнику В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой "Природа. Неживая и живая. 5 класс" Л. Д. Парфилова. Экзамен. 2005 г.

  • Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Учебник, Пакулова В. М., Иванова Н.В.
    М., Дрофа, 2009 г

  • Рабочая тетрадь. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс Пакулова В.М., Иванова Н.В. М., Дрофа, 2012 г

Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса

Знать:

  • отличия живой природы от неживой;

  • строение, свойства тел неживой и живой природы;

  • связь живого и неживого;

  • состав воды, ее свойства и значение для живых тел природы;

  • основные признаки рудных и нерудных полезных ископаемых

  • состав и свойства почвы;

  • многообразие растений и животных,

  • меры по охране неживой и живой природы.

Уметь:

  • проводить измерения температуры воздуха;

  • определять направление ветра и облачность, виды осадков;

  • делать записи условными обозначениями в дневниках;

  • определять высоту полуденного солнца над горизонтом;

  • выращивать растения, животных и ухаживать за ними;

  • ставить простейшие опыты с растениями.

Характеристика контрольно-измерительных материалов

Оценивание уровня подготовки обучающихся планируется проводить на каждом занятии, объекты контроля - записи в дневнике погоды, рисунки, загадки, пословицы на определённую тему, примеры явлений, коллекции, памятки, иллюстративные материалы на определённую тему, описание проведения лабораторных работ.

Литература:

  • Рабочая тетрадь. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс Пакулова В.М., Иванова Н.В. М., Дрофа, 2012 г

9


© 2010-2022