- Преподавателю
- Биология
- Открытый урок 8 класс
Открытый урок 8 класс
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Быкова Г.П. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Интегрированный (с физикой) открытый урок биологии
по теме
«Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях»
Класс: 8 «А»
Дата проведении: 15. 12. 2007 Цели и задачи урока
Образовательная: сформировать основные представления о физиологии дыхания; изучить взаимосвязь строения и функции дыхательной и кровеносной систем; показать связь биологических и физических знаний, необходимых для понимания единства органического мира.
Развивающие: обеспечить развития умений и навыков:
-
целеполагания и планирования учебной деятельности;
-
проведение сравнений, анализа, обобщения с выводами;
Воспитательные: развивать коммуникативные способности учащихся; расширить кругозора школьников и формировать интерес к предмету.
Формы организации познавательной деятельности: работа с карточками и заданиями разнопланового характера, работа с таблицами и схемами, выполнение лабораторной работы, сообщения Оборудование:
-
презентация в Power Point по теме «Дыхание в горах», «Дыхание под водой»;
-
дидактические карточки и тес гы для актуализации опорных знаний, закрепления и первичного контроля;
-
таблицы «I азообмен в лёгких и тканях», «Строение органов дыхания»
Понятия н термины: альвеолы, газообмен, парциальное давление, кессонная болезнь, карбогемоглобин, гипоксия, тканевое дыхание.
Ход урока I Организационный момент.
Приветствие учащихся, создание доброжелательной обстановки на уроке.
-
Актуализация опорных знаний н мотивация учебной деятельности.
Обращение внимания учащихся к теме предыдущего урока «Органы дыхания и значение дыхания»
С целью актуализации опорных знаний проводим проверку изученного материала.
-
Индивидуальная работа (обсуждение высказывания Гиппократа):
«Воздух - ото пастбище жизни».
«Дыхание - значит жизнь»
-
Письменная работа по карточкам-заданиям и самопроверка по ключу.
-
Изучение нового материала
Всту пительное слово учитель биологии:
Дыхание свойство и признак всех живых организмов. И сегодня мы продолжим изучение этого процесса, который, как и все процессы в живых организмах, подчинён физическим законам.
Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и лёгких. Изучение особенностей строения и функций лёгких проведём в виде самостоятельной работы с учебником.
-
Работа с учебником
Прочитайте в учебнике статью о строении лёгких §27. с. 140 и выделите:
-
знакомую информацию:
-
новую информацию:
-
«хочу спросить».
После выполнения проводится её обсуждение. Учащиеся задают интересующие их вопросы учителю.
-
Работа с таблицей
Человек дышит атмосферным воздухом, представляющим собой смесь газов. Проанализируйте данные таблицы, сравните, сделайте вывод о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. ^
02
N2
С'02
Инертные
газы
Водяной пар
Вдыхаемый
воздух
21%
79%
0.03%
небольшое
кол-во
небольшое
кол-во
Выдыхаемый
воздух
16%
79%
4%
небольшое
кол-во
увеличенное
количество.
-
Лабораторная работа
«Исследовать состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
! 1,сль: состав выдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Оборудование: прибор для определения состава углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе, известковая вода.
Вывод: Известковая вода иод действием углекислого газа мутнеет, и образуется осадок в соответствии с реакцией Са (ОН)2 + СО: =СаСОз + НО:
-
Рассказ учит еля биологии с элементами беседы
У человека дыхание осуществляется благодаря следующей последовательности процессовВнешние дыхание
«Лёгочная вентиляция» - обмен газов между организмом м внешней средой
«Легочное дыхание» - обмен газов между альвеолами лёгких и кровью.
11ереное газов
Гранспорт О: и СО2 в организме кровью.
Внутреннее(тканевое дыхание)
Использование кислорода клетками для окислительных процессов с выделением энергии.
Сегодня мы рассмотрим легочное и тканевое дыхание.
При дыхании количество кислорода в лёгких уменьшается, а углекислого газа увеличивается. Кислород из воздуха, находящегося в альвеолах, переходит в кровь, а углекислый гав переходит их крови в альвеолярный воздух.
Почему и как это происходит?
Что бы обьяснить этот процесс, мы должны обратиться к физике, потому что переход газов из окружающей среды в жидкость и из жидкости в воздух подчиняется физическим законам.
-
Объяснение понятия учителем физики парциального давления газов и механизмов ( азообмена в лёгких и тканях (использование таблицы «Приложение»).
Воздух представляет собой смесь газов, в которую входят азот, кислород, углекислый газ. аргон и другие газы. Воздушная масса атмосферы оказывает на нас давление, равное 760 мм рт. ст. В смеси газов каждый газ оказывает независимое давление, которое называют парциальным давлением данного газа. Парциальное давление каждого газа в атмосферном воздухе легко подсчитать. Например, кислород на любой высоте составляет по объёму 20.9 % воздуха, поэтому его парциальное давление на уровне моря при полном давлении 760 мм рг. ст. будет равно:
Р (0:)=(760 2*0.9): 100-159 мм рт. ст.
Так же рассчитывается и давление и других газов:
Р (N2)=600.8 мм рт. ст. Р (С0г)-0.2 мм рт. ст.
На схеме изображён каскад процессов с участием дыхательных газов в соответствии с их парциальным давлением. Ключевыми для дыхания в этом каскаде являются переходы газов из лёгких в кровь, и из крови в ткани.
-
Рассказ учителя физики.
Стенки лёгочных альвеол человека состоят из однослойного плоского эпителия, покрытого слизью - сурфактаном. Он снижает поверхность натяжения в альвеолах, что
позволяет с меньшими усилиями увеличивать объем лёгких при вдохе. Перенос газов через стенки альвеол происходит согласно закону диффузии. Направление и скорость этого процесса определяются разностью парциальных давлений газа, или его напряжений. В притекающей к капиллярам лёгких венозной крови напряжение кислорода составляет 40 мм рт. ст., углекислого газа - 47 мм рт. ст.
Согласно законам физики газы будут диффундировать от места большего давления к месту меньшего до тех гюр. пока не установится динамическое равновесие - равеново прямого и обратного потоков газов. Поскольку парциальное давление кислорода в альвеолах больше, чем в венозной крови, то кислород диффундирует из альвеолы в капилляры. Напряжение углекислого газа больше в венозной крови, чем в альвеолах, поэтому углекислый газ диффундирует в альвеолы.
Условия 1 азообмена в лёгких настолько благоприятны, что данный процесс приводи i к равновесному состоянию примерно за 1 секунду.
Потребность человека в кислороде в состоянии покоя 350 мл/мин. а при физических нагрузках - 5000мл/мин.
-
Фронтальная беседа с учителем физики
-
Что называют парциальным давлением?
-
Как высчитывается парциальное давлении 1азов?
-
Чему равно парциальное давление кислорода, азота, углекислого газа?
-
Как называется процесс перехода газов из альвеол в капилляры и обратно?
-
Почему кислород при вдохе поступает в кровь, а углекислый газ выводится из крови в лёгкие?
-
За какое время происходит газообмен в лёгких?
-
Рассказ учителя биологии с элементами беседы
Второй этап дыхания человека - перенос газов кровью. Газы слабо растворяются в жидкостях. В крови есть удивительное вещество - гемоглобин. - которое способно химически связать кислород и углекислый газ. и поддерживать постоянную регуляцию крови.
Кислород вступает в непрочное соединение с гемоглобином.
-
Как называется образованное вещество'1 (оксигемоглобин)
-
В каких клетках крови содержится оксигемоглобин? (эритроцитах)
-
Какую химическую реакцию образования оксигемоглобина, вы можете записать? (ученики пишут на доске химическую реакцию в лёгких lih IfbOs (окси?имо?лобин)
в тканях HbOs = Hb+4():
Связывание гемоглобина осуществляется с помощью иона железа.
-
Как будет различаться по цвету кровь артериальная и венозная? (Артериальная алая, венозная - вишнёвая)
Перенос углекислого газа так же связан с гемоглобином. Примерно 10% газа соединяется с этим белком и образует непрочное соединение карбогемоглобин. Остальная часть соединяется с водой и образует угольную кислоту'. Кислота реагирует с ионами наiрия и калия в плазме крови.
Детям предлагается записать химическую реакцию с образованием карбогемоглобина.
-
Рассказ учителя физики
Газообмен в лёгких и тканях протекает оп тем же физически законам, что и в лёгких. Ткани поглощают кислород и отдают углекислый газ, при этом газы переходят из об лас £ и большего напряжения в область меньшего напряжения.
Р (СОг) в тканях = 60 мм рт. ст.
Р (Ог) в тканях = 20 - 40 мм рт. ст.
На интенсивность газообмена влияют длина капилляров, разность напряжений, химический состав крови, скорость кровотока.
-
Промежуточный контроль знаний учащихся проводит учитель физики
(использование таблиц «Приложения»)
Вопрос.
-
Как происходит диффузия газов в организме человека
(Перенос газов осуществляется за счёт разности между их парциальными давлениями в альвеолах и крови, крови и тканях. Г азы переходят из область высокою напряжения в область низкого напряжения
-
Сообщения учащихся
Задание учащимся давалось с опережением.
А) «Дыхание на Эльбрусе» (об особенностях дыхания в горах)
Б) «Ныряем» (особенностях дыхания под водой)
IV Закрепление изученного материала 1. Работа и группах по принципу игры «Бумеранг»
Учащиеся делятся на парное число команд. Каждой команде даётся карточка-задание. Участники игры одновременно выполняют работу и передают свое задание по часовой стрелке рядом сидящему игроку, при этом передающий сам получает задание от соседнего игрока. Игра заканчивается после выполнения последнего задания. Результаты в последующем проверяются учителем.
Вопросы повышенной трудности
-
У здорового жителя высокогорья обнаружено повышенное содержание эритроцитов в крови. Можете ли вы объяснить причину этого и оценить, на какой примерно высоте живёт человек.
-
Чемпионы по глубоководному нырянию погружаются на глубину до 100 м без акваланга и возвращаются на поверхность за 4 -5 мин. 11очему у них не возникает кессонной болезни?
-
При глубоководном погружении водолазы используют для дыхания специальные газовые смеси, в которых азот заменён гелием. Объясните с чем это связано?
Задачи
Сколько воздуха расходуется на дыхание класса из 35 человек в течении 45 минут урока, если один ученик в среднем делает 16 вдохов в минуту по 500 см3 воздуха (12,6)
Исправь ошибку
-
Растения дышат только днём, используют углекислый газ.
-
Дыхание проходит в два этапа: внешнее и внутреннее.
-
Причина газообмена в лёгких разность между напряжениями и парциальными давлениями газов.
-
Жидкости и газы в природе движутся из области высокого давления
-
Весь углекислый газ переносится эритроцитами.
-
Перенос кислорода осуществляется плазмой крив.
-
Соединение кислорода с гемоглобином называется карбогемоглобин.
Тест
Указанные процессы распределить по группам
-
Газообмен в тканях
Б. Физические процессы при газообмене.
-
Процессы в большом Kpyie кровообращения.
-
переход Ол из лёгких в кровь
-
Переход Оз крови в ткани
-
Переход СО2 из тканей в кровь
-
Переход СО: из крови в лёгкие
-
Присоединение О2 к эритроциту
-
Отделение Ог от эритроцита
-
Превращение артериальной крови в венозную.
-
Превращение венозной крови в артериальную.
-
Разрыв химической связи Ог гемоглобином
! 0. Химическое связывание О2 с гемоглобином
-
Капилляры в тканях
-
Лёгочные капилляры.
-
Рефлексии
Учитель предлагает проанализировать учащимся ход урока и ответить наследующие вопросы.
-
что нового вы узнали о газообмене в лёгких и тканях?
-
на все ли, интересующие вас вопросы, мы ответили?
-
на какие знания, полученные ранее по другим предметам, вы опирались (химия, физика) Дети заполняют «Карту исследования результативности структуры урока» (пример карты прилагается)
-
Домашнее задание
§ 27. Творческое задание по выбору
-
составить синквейк (пятистрочное стихотворение) «Газообмен»
-
сообщение «Смерть клиническая и биологическая», «Влияние курения на дыхательную систему»
-
Подведение итогов урока
Выставление оценок.
1-7, 11-1,2, III-l.IV-3, V-2, VI-1, Vll-3. VIII-5. IX- 6, X-6. XI- 5, XII-2. XIII- 1, XIV-3. XV- 4. XVI-3