Технологическая карта по биологии на тему Бактерии (5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Место - МБОУ СОШ №47

Уровень - школьный

Дата

Класс - 5

Технологическая карта урока

Целевой блок

Тема: Бактерии

Познакомить учащихся с бактериями, особенностями их строения и жизнедеятельности; дать представление о многообразии бактерий, их роли в природе и жизни человека

Цель

Деятельностная цель: создать условия для применения познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий в процессе знакомства с царством Бактерии.

Предметно-дидактическая цель: формировать представление о отличительных особенностях строения, жизнедеятельности бактерий, мест обитания, их роли в природе и жизни человека, многообразии форм.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся использовать различные источники информации для выполнения учебной задачи; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки различных форм бактерий; устанавливать признаки приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей бактерий в природе и жизни человека; будут знать существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий.

Личностные: будут сформированы познавательные интересы, направленные на изучение бактерий, навыки обучения, доброжелательное отношение к мнению другого человека, социальные нормы и навыки поведения в классе и школе.

Метапредметные:

Регулятивные - научатся: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получат возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научатся: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получат возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научатся: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; получат возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательная: сформировать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.

Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, интерес, умение наблюдать, речь, умения слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними; продолжить формирование интеллектуальных и творческих способностей; способствовать развитию умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; продолжить формирование умений по планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Тип урока

Комбинированный, подготовка и решение учебной задачи

Учебно-методический комплекс

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Раздел «Наборы цифровых ресурсов» к учебнику «Биология. Введение в биологию. 5 класс». Плешаков А. А., Сонин Н. И. - Режим доступа: school-collection.edu.ru/catalog/. Учебник, рабочая тетрадь к УМК Н.И.Сонина. Компьютер, интерактивная доска . Атлас серии «Линия жизни» - Биология: бактерии, грибы, лишайники /И.В.Черепанов.- М.:Просвещение, 2005г.(стр.62), коллекция минералов.

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Бактерии, ворсинки, жгутики, спора, кокки, спириллы, вибрионы, бациллы, нуклеиновая кислота, бактериология.

Организация пространства

Парная, фронтальная, индивидуальная работа

Межпредметные связи

Действия обучающихся

Диагностика результатов урока (итог урока)

Домашнее задание

Проверить своё умение рассматривать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни. (Раздать карточки с заданиями.) П.11, рабочая тетрадь п.11.

Организационная структура урока

Этап урока

Методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые Формируемые

действия УУД

1.Актуализация опорных знаний урока, проверка домашнего задания

Фронтальная беседа

Проводит проверку домашней работы, знания основных терминов с помощью терминологического диктанта по вариантам (см. ресурсный материал к уроку).

Проводит индивидуальный опрос:

- Что изучает наука систематика? (Многообразие и классификацию живых организмов.)

- Почему возникла необходимость в классификации и систематизации живых организмов? (Чтобы изучить живую природу.)

- Что такое вид? Дайте определение этому понятию. (Вид - совокупность особей, сходных по признакам, обитающих на определенной территории и дающих плодовитое потомство.)

- Назовите ученого, который ввел бинарную номенклатуру, приведите пример. (Карл Линней)

- Нa основе каких критериев растения и животные распределяются по систематическим категориям? (Родство, сходство строения.)

- Какие царства различают в живой природе? (Бактерии, грибы, растения, животные.)

- Пo каким критериям можно разделить живые организмы разных царств живой природы? (По размерам - бактерии, по типу питания - грибы и животные; по способности к движению - грибы и растения; по строению.)

- Назовите представителей царства животных.

- Назовите представителей царства растений.

- По каким свойствам растения отличаются от животных? (Неподвижность, отсутствуют рефлексы, неограниченный рост в течение всей жизни, могут самостоятельно создавать питательные вещества.)

- В чем заключается многообразие живых организмов?

(4 царства, много отрядов, классов, видов.)

- Какие увеличительные приборы вы знаете? (Лупа, микроскоп.)

Отвечают письменно на задания. Сдают работы.



Отвечают на вопросы, проверяют и исправляют устные ответы учащихся, анализируют, сравнивают

Метапредметные. Регулятивные

- контроль знаний на основе умений анализировать изученный материал.

Коммуникативные

- умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные: общеучебные-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

II. Мотивация

к изучению

нового материала. Формулирование

темы и целей

урока. Обеспечение

мотивации

и принятия

учащимися

цели учебно-

познавательной

деятельности.

Подведение

детей к формулированию

темы и постановке задач

урока

















III.Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.









































































IV. Первичное

закрепление

изученного

материала.

Освоение способа действий

с полученными знаниями

в практической деятельности



















V. Рефлексия учебной деятельности





VI.Подведение итогов





Вводная беседа



























Работа с учебником, рабочей тетрадью, использование ЭОР











































































































































Физкультминутка

























Обобщающая беседа























Фронтальная работа





Закрепляющая беседа



Домашнее задание

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

- среди многообразия живых организмов есть такие, которые мы не видим невооруженным глазом. Эти

организмы можно изучить, используя увеличительные приборы, а именно микроскоп. Эти живые организмы появились на Земле одними из первых на планете. Они были открыты в 1676 году Антони Ван Левенгуком. Он увидел их при помощи оптического микроскопа и отнес к группе микроскопических организмов, которые назвал «анималькули». Они участвуют в круговороте веществ на планете, благодаря их работе преобразуются химические вещества. Человек использует их в своих целях: получает кисломолочные продукты, квашеную капусту, витамины, некоторые лекарственные препараты. Также эти организмы могут играть и отрицательную роль в природе и жизни человека: они являются возбудителями различных заболеваний. Некоторые могут активно двигаться, вращаясь вокруг своей оси с огромной скоростью. Если бы человек мог так двигаться, он развивал бы скорость до 350 км/ч! Я думаю, что вы уже догадались, о каких организмах идет речь. Выслушивает мнения учащихся, направляет. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание

учащимися поставленных целей урока:

- Изучение царств природы мы начнем с изучения бактерий. Чтобы понять эти организмы, скажите, что нам о них нужно узнать? Слушает предложения учащихся и записывает план урока на доске. (Строение, формы бактерий, распространение, размножение и значение бактерий.)

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями:

- слово «бактерия» произошло от греческого «бактерион», что означает «палочка». Хотя существуют

бактерии различной формы. Палочковидные бактерии

называются «бациллы», шаровидные одиночные -

«кокки». Если шаровидные бактерии объединены

По две такие бактерии называются «диплококки». А вот стафилококки имеют форму гроздьев винограда. Существуют также изогнутые, спиралевидные и другие формы бактерий. Более подробно различные формы бактерии вы сможете изучить в старших классах. Рассмотрите рисунки на стр.61 и изобразите схему: «Формы бактерий»

- Снаружи клетки бактерий покрыты оболочкой, или

капсулой, защищающей клетку от внешних воздействий. Большинство типичных органоидов отсутствует. Бактериальная клетка лишена оформленного ядра, а нуклеиновая кислота расположена в цитоплазме. Вспомните, что такое нуклеиновая кислота? Какие функции она выполняет? Для ответа на вопрос воспользуйтесь предметным указателем учебника на стр.154. В каком параграфе и части учебника мы изучали это вещество? Также на внешней оболочке клеток имеются ворсинки или жгутики, с помощью которых бактерии

передвигаются. Бактерии - очень активные организмы, они много двигаются и питаются. Некоторые бактерии способны сами создавать питательные вещества, но все-таки большинство из них питаются

готовыми веществами: за счет других организмов, как паразиты, телами других организмов или их

мертвыми останками.

- Размножение бактерий происходит путем обычного деления: когда одна материнская клетка делится надвое и образует две новые, дочерние клетки. Среднее время деления бактерий -20 минут. В благоприятных условиях бактерии размножаются быстро. А при наступлении неблагоприятных условий превращаются в спору. Рассмотрим этот механизм с помощью ЭОР и заполните задание в тетради с печатной основой №66.

В споре бактерия может пережить и высокие температуры, и очень низкие, а также отсутствие влаги. Если вновь наступают условия, необходимые для жизнедеятельности бактерии, оболочка споры (=цисты) разрывается, и бактерия продолжает свою жизнедеятельность. А жизнедеятельность бактерий может происходит везде: в воздухе, почве, воде, на живых организмах и даже внутри их тел. Бактерии, обитающие в почвенном слое, перерабатывают остатки живых организмов, превращая их в минеральные вещества, участвуют в образовании перегноя. Но в природе существуют и патогенные бактерии, которые вызывают различные заболевания, например туберкулез, брюшной тиф, чуму, холеру. Все эти заболевания уносят большое количество жизней людей. Контроль над холерой и чумой человек взял в свои руки. Задача биологии и медицины - разработка вакцины или методов лечения и профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

- Какие методы профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, мы можем соблюдать? ( Делать

прививки, мыть руки, соблюдать гигиену, правильно

обрабатывать пищу, принимать витамины и др.)

- Сейчас мы проведем профилактику заболеваний

глаз и искривления позвоночника.

Уделим время физкультминутке:

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Повернулись к окну и нашли глазами самый удалённый объект. Сконцентрировали внимание на нём в течении 5-10 секунд. Затем, перевели взгляд на раму окна и снова сконцентрировали на ней своё внимание. Повторили это упражнение ещё два раза.

Кроме отрицательной, бактерии играют и положительную роль в природе и жизни человека. Бактерии необходимы для производства кисломолочных продуктов: кефира, йогурта; также продукты жизнедеятельности бактерий используются при изготовлении творога, сыра, маринованных овощей. Выпишите из учебника, в чем заключается положительная роль бактерий в природе.

1) Почвенные бактерии участвуют в образовании перегноя, почвы.

2) В результате жизнедеятельности бактерий образовались залежи руд, запасы природного газа.

3) Участвуют в разрушении мертвых тканей растений и животных

Организует беседу по уточнению и конкретизации

первичных знаний:

- Почему ученые считают, что бактерии являются

первыми живыми организмами на Земле? (Они имеют простое строение, не имеют ядра, могут переживать неблагоприятные условия среды.)

- Благодаря каким особенностям строения бактерии

могут переносить неблагоприятные условия жизни?

(Твердая оболочка, циста=спора.)

- Где могут обитать бактерии? (В воде, воздухе, почве, живых организмах.)

- В чем особенности строения бактерий? (Снаружи

покрыты оболочкой, не имеют ядра, имеют органы

передвижения, такие как жгутики или реснички.)

- Какова положительная роль бактерий в природе

и жизни человека? (Почвенные бактерии участвуют в образовании перегноя, почвы. В результате жизнедеятельности бактерий образовались залежи руд, запасы природного газа. Участвуют в разрушении мертвых тканей растений и животных.)

- В чем заключается отрицательная роль бактерий?

(Болезнетворные бактерии вызывают заболевания человека и животных.)

Подводит учащихся к выводу о строении и жизнедеятельности бактерий.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу

на уроке. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Даёт комментарий к домашнему заданию: учебник п.11, дописать задания в тетради с печатной основой. Раздаёт карточки с заданиями-по выбору

Отвечают на вопросы

учителя. Слушают

мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему

Урока

































Переводят услышанную информацию в виде схемы - работа в парах. (Возможно использование простых рисунков).



Рассматривают рисунок на стр.60.



Работают по алфавитному указателю и содержанию учебника.



Отвечают на вопросы. Анализируют.













Изучают механизм образования спор, задают вопросы, оформляют задание №66.















Способствует развитию навыков осознанного восприятия, первичного обобщения; побуждает к высказыванию своего мнения.

Выдвигают предположения о мерах профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Заполняют № 69 в тетради с печатной основой.



Выполняют упражнения



Осуществляют профилактику утомляемости.







Работают по учебнику. Систематизируют информацию,

Выделяют и записывают главное.









Отвечают на вопросы























Осуществляют самоанализ деятельности





Слушают учителя



Записывают задание

Личностные:

- развитие и формирование интереса к изучению природы;

- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

Метапредметные.

регулятивные

-планирование, целеполагание. Познавательные;

-умение структурировать материал

-самостоятельное выделение и формулирование темы и плана изучения урока.

























Матапредметные познавательные - поиск и выделение информации, классификация объектов.

Метапредметные познавательные

-применение методов информационного поиска учебника,

-умения структурировать знания,

-умения строить речевое высказывание.















Метапредметные познавательные

-поиск и выделение необходимой информации с помощью компьютерных средств,

-умение адекватно, сжато и выборочно, передавать содержимое текста.













Коммуникативные

-умение точно выражать свои мысли в соответствии с поставленным вопросом.















Метапредметные познавательные

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков,

-смысловое чтение.









Метапредметные регулятивные

-осознание и усвоение основного материала.





















Коммуникативные

- воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками.





Коммуникативные

-формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают, своё мнение и позицию

-задают уточняющие вопросы.

Ресурсный материал к уроку

Терминологический диктант по теме «Разнообразие живого»

Вариант 1

1. В живой природе различают царства: ....

2. Наука, занимающаяся классификацией живых организмов, называется ....

3. Критериями, на основе которых распределяют живых организмов, являются …

4. Наибольшая систематическая категория-это ... .

Вариант 2

  1. Наименьшая систематическая категория - это ...

  2. Ввёл бинарную номенклатуру ... .

3. Вид - это ... .

4. На какие две группы делят всех животных?

Ответы:

Вариант 1.

1. Бактерии, грибы, растения, животные.

2. Систематика.

3. Родство, внешнее и внутреннее строение.

4. Царство.

Вариант 2.

1. Вид.

2. К. Линней.

3. Совокупность особей, сходных по признакам, обитающих на определенной территории, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

4. Одноклеточные и многоклеточные.

Критерии оценки:

«5»-0 ошибок

«4»-1

«3»-2

«2»-3,4

Карточки с заданиями

Задание 1. Объясните, почему доски для разделки мяса и рыбы нельзя использовать ,если в них появились трещины?

Задание 2.Известно, что готовить мясные и рыбные консервы в домашних условиях не рекомендуется, так как в них могут развиваться бактерии, выделяющие один из самых опасных и сильных ядов - ботулин. Укажите почему.

Задание 3. Пути передачи бактериальных инфекций: через воздух, продукты питания, воду, ранки на коже, укусы насекомых. Расскажите, какие меры безопасности вы можете предложить.











© 2010-2022