- Преподавателю
- Биология
- Программа школьного лесничества Росток
Программа школьного лесничества Росток
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кемаева Л.Н. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено на педсовете Утверждено:
Согласовано: директор МОУ «НСОШ №1»
зам. директора по ВР Попова Т.В._____________
Назарова Э.В._________ от « »___________2012г.
От « »_________ 2012г.
Программа
дополнительного образования
Школьное лесничество «Росток»
направление: зколого-биологическое
для школьников 6-9 классов
Срок реализации: 1 год
(2015-2016г.)
Автор: Кемаева Л.Н.,
учитель биологии
Новосергиевка - 2015
С каждым годом беднее земля,
Лес редеет, и реки мелеют.
Но, представьте себе, для меня,
Чем беднее она, тем милее.
Словно близкий больной человек,
Чем болезненнее - тем дороже…
Гладишь руку, прощаясь навек,
Чуешь - дрожь пробегает по коже…
Станислав Куняев
В настоящее время обостряется проблема сохранения лесов - лёгких нашей планеты, имеющих глобальное значение в сохранении жизни на ней.
Невозможно переоценить значение леса для человека. Лес является сложной экологической системой, где взаимосвязь между ее составляющими компонентами прочна и многогранна. Нарушение хотя бы одной из связей разрушает целостность системы, приводит ее к гибели.
Лес - элемент географического ландшафта и абсолютно бесспорно его значение в этнографии и истории.
Лес содержит в себе высокоэнергетический потенциал, находясь в котором человек защищен от негативного воздействия антропогенных факторов.
И, наконец, лес - источник благосостояния человека, его кормилец.
К сожалению, леса сейчас вырубаются, выгорают, отступают из-за неразумного использования человеком природных богатств до такой степени, что можно сказать: естественные леса находятся сейчас под угрозой исчезновения.
И только, осознав глубину этой проблемы, человек сможет исправить свои ошибки и не допустить беды. Но, чтобы восстановить утраченное, потребуется работа ни одного поколения людей. А для этого необходимо воспитывать в обществе бережное отношение к природе.
Пояснительная записка.
Направленность дополнительной образовательной программы: эколого-биологическая.
Программа школьного лесничества «Росток» реализует компетентностный подход в системе дополнительного образования учащихся, направлена на повышение у учащихся ценностного отношения к окружающему миру. Активная деятельность учащихся в школьном лесничестве поможет им повысить свой образовательный уровень, расширить и углубить биологические и экологические знания. Дополнительные знания о родной природе расширят их кругозор, мотивируют природоохранную деятельность учащихся, будут способствовать вовлечению в практическую исследовательскую деятельность и развитию потребности к познанию и творчеству.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
В условиях модернизация образования актуально формирование ключевых компетенций, т.е. готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Данная программа предполагает развитие экологической компетентности: формирует экологическую культуру, ценностное отношение к природе и жизни в целом, навыки безопасного поведения в окружающей среде.
Реализация программы школьного лесничества с практико-ориентированным обучением, позволяет переносить теоретические знания на выработку практических умений и навыков, повышает мотивацию к изучению предмета биологии и расширяет круг их знаний и интересов за пределы школьной программы. Знания о природе родного края, овладение методами её изучения позволят учащимся проводить краеведческие наблюдения и включат их в исследовательскую деятельность. Программа поможет сформировать у учащихся интерес к биологии как науке комплексной и многогранной.
Программа предусматривает активную природоохранную деятельность учащихся, которая способствует дальнейшему улучшению охраны окружающей среды, позволяет получить необходимые навыки для участия в конференциях, конкурсах и соревнованиях лесоводов. Она расширит представления учащихся о профессиях, где необходимы фундаментальные экологические знания.
Необходимость.
Организация школьного лесничества целесообразна и своевременна потому, что обостряются экологические проблемы, проблемы нравственно-этического воспитания подростков, увеличивается число подростков, ведущих неправильный образ жизни. Поэтому необходимость программы вызвана: во-первых, социальными запросами общества, где нужны настоящие патриоты своей Родины, достойные граждане России, высоконравственные, со сложившимися мировоззренческими установками, ценностными ориентациями, активной жизненной позицией, которые знают историю, природу малой родины, её проблемы и понимают естественные, экономические и общественно-политические процессы, происходящие в ней.
Во-вторых, в связи с обострением экологических проблем, в стране возрождаются школьные лесничества, необходимо их создавать и организовать с их помощью природоохранную деятельность.
Цель работы школьного лесничества:
Формирование экологической компетентности учащихся, направленной на воспитание ценностного отношения к природе и мотивацию природоохранной деятельности средствами школьного лесничества.
Задачи:
1. Обучающие.
-
Раскрыть особенности леса как экосистемы, среды обитания многих растений и животных и показать его роль в жизни человека.
-
Изучить основы лесоводства, лесовосстановления, лесной таксации, природные особенности своего района.
-
Научить правилам рационального использования лесов для нужд человека.
-
Сформировать практические навыки посадки деревьев и ухода за ними, сбора семян, проведения фенологических наблюдений и исследовательской работы в лесу.
-
Мотивировать природоохранную деятельность учащихся, способствующую дальнейшему улучшению охраны окружающей среды.
-
Побудить к сбору материалов для уголка «Охрана Природы» в школьном музее.
2. Развивающие.
-
Развивать интерес к познанию и творчеству.
-
Совершенствовать навыки практической работы и исследовательской деятельности.
-
Развивать творческие способности и потребность к самореализации.
-
Развивать умение проводить разъяснительную работу среди учащихся о пользе леса для человека и необходимости бережного отношения к природе.
3. Воспитательные.
-
Формировать экологическую культуру, воспитать у подростков ценностное отношение к природе и жизни в целом.
-
Научить навыкам безопасного поведения в окружающей среде.
-
Формировать личность с активной жизненной позицией и социально значимыми установками.
-
Совершенствовать трудовое обучение и воспитание учащихся, способствовать профессиональной ориентации.
-
Сплотить коллектив, развивать взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь, научить коллективно-групповым навыкам работы.
Отличительные особенности программы.
Содержание программы соответствует общим целям биологического образования, опирается на ключевые компетентности учащихся и способствует формированию ценностных ориентаций и социально значимых качеств личности. Она сочетает учебно-познавательную, эколого-краеведческую и исследовательскую направленность.
Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, взаимосвязи в системах и в природе вообще, позволяют обеспечить целостность и связь с учебным предметом - биологией. Содержание программы определено с учётом опыта работы по экологическому воспитанию с использованием краеведческого подхода.
Изучение программы предполагается на основе интеграции знаний из курса биологии, расширяет и углубляет знания учащихся о лесе, как особой экосистеме, способной оказывать жизненно важное влияние на человека, а также о среде обитания многих растений и животных; развитие природоохранной деятельности учащихся, совершенствование их трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации.
При разработке программы учитывались также психолого-педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность для учащихся. Теоретические занятия подкрепляются практическими работами. Результаты работы отслеживаются по участию в конкурсах, соревнованиях и конференциях.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Программа предназначена для проведения внеклассной кружковой работы с учащимися 6-9 классов. В состав группы входят подростки среднего школьного возраста от 12 до 15 лет по свободному набору. Организуются постоянные разновозрастные группы.
Сроки реализации:
Программа реализуется за 1 год. Программа составлена на основе договора МОУ «Новосергиевская СОШ №1» и ГУ «Новосергиевское лесничество» «О работе школьного лесничества на 2011г.» и опирается на некоторые положения программы «Благоговение перед жизнью» Оренбургского областного эколого-биологического центра 1999 года.
Режим занятий.
Программа рассчитана на 68 часов, занятия проводятся по 2 часа в неделю. Группа составлена из 15 человек. Теоретические занятия подкрепляются экскурсиями, практическими работами в лесничестве и практическими занятиями по обработке собранного материала. Обязательно участие подростков в природоохранной и просветительской деятельности, в соревнованиях и конкурсах.
Формы занятий.
1. Теоретические занятия (занятия-лекции, занятия-презентации, занятия с использованием ИКТ, занятия с лесниками).
2. Практические занятия (практические работы в лесничестве, практикумы по обработке собранного материала, практические работы с определителями).
3. Экскурсии (в лес, в лесничество, в музей, по изучению охраняемых территорий и т.д.)
4. Творческие мастерские (по созданию рукописной книги, ёлочных букетов, аншлагов, буклетов, презентаций).
5. Уроки по созданию коллективных проектов.
Рекомендуемые методы.
1. Словесно-наглядные (рассказ, объяснение, беседа, демонстрации таблиц, схем, презентаций, фото- и видеоматериалов).
2. Практические (практические работы, игровые методы, соревнования, подготовка к конкурсам).
3. Проблемно-поисковые (задания поискового характера, проблемные вопросы, элементы технологии критического мышления).
4. Исследовательские (создание коллективных и индивидуальных проектов, презентаций, исследования в лесу, подготовка к олимпиадам и конференции).
5. Творческо-прикладные (создание гербариев, коллекций, выполнение творческих заданий).
При организации учебно-тренировочной деятельности рекомендуются методы и формы:
1. Индивидуальный метод тренировки.
2. Работа в парах по взаимному обучению.
3. Групповая организация.
Для повышения мотивации к изучению природы используются коллективные средства обучения и информационно-коммуникативные технологии.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
В процессе занятий по программе обучающийся должен приобрести знания и умения, которые подробно прописаны в учебно-тематическом плане.
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
-
Учащиеся должны знать:
- что такое экосистема;
- особенности и структуру леса как экосистемы;
- в чём заключается ответственность человека за сохранение природы;
- правила поведения в лесу, методы его изучения и условия сохранения;
- последствия воздействия человека на экосистему леса;
- влияние на организм человека экологической среды леса и правила экологически грамотного поведения в природе.
2. Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику леса, как экосистемы;
- объяснять причины изменений структуры леса;
- выявлять роль антропогенного воздействия на лес;
- анализировать своё поведение в природе, образ жизни и делать выводы о его влиянии на природу;
- обосновывать правила рационального природопользования;
- работать с различными источниками информации, в том числе электронными;
- определять виды растений с помощью гербария и определителей;
- научиться приёмам и методам наблюдения, фотографирования, видеосъёмки, ведению полевого дневника.
- составлять коллекции и гербарии (технике сбора, сушки и монтирования растений);
- осуществлять практическую деятельность: изготовление агитационных щитов, кормушек для птиц, скворечников, посадка деревьев и уход за ними, сбор семян.
3. Учащиеся должны вести просветительскую работу среди населения,
пропаганду охраны природы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Участие в осенней экологической выставке. Областные соревнования лесничих.
Участие в научно-исследовательские конференции, предметной олимпиаде.
Оценка результатов:
- практические работы;
- защита проекта;
- презентация портфолио;
- зачёт по результатам творческих работ (не менее трёх);
- участие в экологических акциях и просветительской работе.
Динамика интереса к работе в лесничестве и уровень развития экологической компетентности учащихся прослеживаются по участию в мероприятиях и изучаются с помощью анкетирования (на вводном и итоговом занятиях).
Учебно-тематический план программы школьного лесничества «Росток»
№
п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов 68
Теория
Практика
Всего
1
Введение.
Темы 1-4
4 часа
-----
4 часа.
2
Характеристика лесного фонда.
Темы 5-18
5 часов
5 часов /
4 часа экскурсии
14 часов
3
Дендрология.
Темы 19-42
8 часов
11 часов /
5 часов творческая мастерская
24 часа.
4.
Травянистые растения леса.
Темы 43-52
4 часа
5 часов /
1 час творческая мастерская
10 часов
5
Грибное царство.
Темы 53-54
1 час
1 час
2 часа.
6
Фауна леса.
Темы 55-60
3 часа
3 часа
6 часов
7
Методы изучения природы.
Темы 61-68
2 часа
5 часов /
1 час экскурсия
8 часов.
Итого:
27
30 +5-экскурсии
6- творческая мастерская
68
Продолжительность занятия Периодичность в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год
2 часа 1 раз 2 часа 68 часов
Подробный учебно-тематический план.
№ п/п
Да
та
Содержание учебной темы (теория, практические работы, экскурсии)
Количество часов
В том числе:
Основные вопросы и понятия, вырабатываемые ЗУП учащихся
Тип занятия
Форма контроля
теория
практика
1-2
3-4
с
с
1. Введение. 4 часа.
Вводное занятие. Цели и задачи школьного лесничества. Устав и организация работы школьников. О чём надо помнить, изучая природу. Фенологические наблюдения.
История изучения природы Оренбургской области (флоры и фауны). Учёные - исследователи природы Оренбургской области.
4
2
2
4
2
2
-
-
_
Знать: устав, цели, задачи лесничества, правила поведения в природе, личностные качества натуралиста.
Уметь: вести фенологические наблюдения. Составлять свод правил.
З: историю изучения флоры и
фауны Оренбургской области, исследователей Оренбургского края - П.И.Рычкова,
П.С. Палласа, С.С.Неуструева, Ф.Н.Милькова, А.А.Чибилёва
и других.
Лекция. Вводное анкетирование, входное анкетирование.
Теоретическое занятие.
Сообщения учащихся, фотовыставка. Презентации.
5-6
7-8
9-10.
11-
12.
13-14.
15-16.
17-18.
с
с
о
о
о
о
н
2. Характеристика лесного фонда. 14 часов
История и структура лесного хозяйства, России, Оренбургской области.
Новосергиевское лесничество. История создания.
Экскурсия «Знакомство со структурой и организацией работы лесничества».
Лес как экосистема. Экологическое значение лесов.
Практическая работа. «Знакомство с литературой о лесе. Составление презентаций».
Леса - памятники природы.
Творческая мастерская «Берегите леса - лёгкие планеты»
Платовская лесная дача. Экскурсия в природу.
Практическая работа «Составление коллекций и гербариев». Отчёт об экскурсии.
Бузулукский бор - зелёная жемчужина Оренбургского края.
Творческая мастерская «Летопись Бузулукского бора» (Составление рукописной книги).
14
2
2
2
2
2
2
5
2
2 / 2 э
1
1
2 / э
1
5 / 4 э
-
1
1
-
1
Знать историю и структуру лесного хозяйства России, Оренбургской области, этапы развития.
Уметь составлять буклеты
Новосергиевское лесничество. Знакомство со структурой и организацией работы лесничества. История создания.
Характеризовать лес как экосистему. Выявлять компоненты экосистемы и их взаимосвязь. Обосновывать экологическое значение лесов, водоохранное значение леса.
Основная экологическая терминология: сообщество, экосистема, биосфера, экологические факторы. Экологические системы Оренбургской области и их проблемы. Основные экологические группы растений. Леса - памятники природы и леса, имеющие историческое значение.
Знать историю Платовской дачи. Уметь вести наблюдения за растениями и животными, собирать гербарный материал.
Знать правила оформления гербария. Уметь изготавливть гербарий и коллекции.
Знать историю Бузулукского бора, его значение, создание национального парка.
Обосновывать роль бора в истории края.
Уметь составлять презентации и рукописную книгу.
Теоретическое занятие.
Составление буклета.
Экскурсия в Новосергиевское лесничество.
Теоретическое занятие.
Практическая работа.
Теоретическое занятие.
Практическая работа.
Составление листовок
Экскурсия
Практическая работа.
Урок-презентация
Практическая работа. Творческая работа - рукописная книга.
19-20.
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
н
н
н
д
д
д
д
я
я
я
я
ф
3. Дендрология. 24 часа.
Дендрология, её история и задачи. Жизненные формы растений.
Ярусное распределение растений леса.
Практическая работа «Определение ярусного состава леса»
Голосеменные растения леса. Общая характеристика и условия произрастания. Значение хвойных растений в жизни человека
Сосна и ель - царицы лесов России.
Практическая работа «Составление проекта «В сосновом лесу - молиться, а еловом - удавиться»
Практическая работа «Определение хвойных растений с помощью гербария и определителей
Охрана хвойных лесов от незаконной рубки (Встреча с лесничим). Акция «Ёлочный букет вместо ёлки».
Покрытосеменные древесные растения леса. Общая характеристика и условия произрастания.
Значение покрытосеменных древесных растений в жизни человека. Творческая мастерская (составление буклетов, презентаций, кроссвордов, оформление информационного стенда).
Берёза - символ России.
Практическая работа «Составление проекта «Люблю берёзку Русскую…»
Практическая работа «Определение деревьев с помощью гербария и определителей»
Кустарники леса. Практическая работа «Определение кустарников с помощью гербария и определителей»
Практическая работа «Сбор семенного материала сосны».
Лесопользование. Виды и значение рубок леса.
Практическая работа «Проведение обмера деревьев, отбор для рубки».
24
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
8
1
2
1
-
1
2
1
-
-
-
-
1
11 / 5 э
1
-
1
2
1
-
1 т/м
2
-
2
2
1
Знать определение дендрологии, её историю и задачи. История природы Оренбургской области и Новосергиевского района. Геологическое прошлое нашего края. Выявлять жизненные формы растений.
Обосновывать ярусное распределение растений в лесу.
Знать голосеменные растения леса. Давать общую характеристику и выявлять условия произрастания. Обосновывать значение хвойных растений в жизни человека
Знать о сосне и ели - основе лесов России. Предлагать меры по охране хвойных лесов от незаконной рубки. Уметь составлять проекты.
Знать биологические особенности хвойных растений. Уметь работать с определителями, определять принадлежность растений к таксономическим единицам.
Знать административные меры по охране лесов. Уметь проводить интервьюирование.
Уметь работать с природным материалом.
Знать биологические особенности растений степной зоны. Выявлять покрытосеменные древесные растения леса. Давать общую характеристику и распознавать условия произрастания.
Знать биологические особенности покрытосеменн-
ых растений. Обосновывать роль покрытосеменных древесных растений в жизни человека. Уметь изготавливать творческие работы.
Знать биологические особенности берёзы. Обосновывать роль этого растения в истоии, литературе, фольклоре, как символа России. Развивать навыки проектной деятельности.
Знать биологические особенности покрытосеменн-
ых растений. Уметь узнавать растения по гербариям, работать с определителями и Интернет-ресурсами.
Знать правила работы с определителями, кустарники леса, их виды и значение. Уметь работать с определителями, гербариями.
Знать особенности размножения сосны. Уметь собирать семенной материал.
Знать основные растительные сообщества. Кустарниковые и древесные растения нашего края, выявлятьприспособления к степным условиям. Лесопользование. Виды и значение рубок леса. Хозяйственно ценные растения местной флоры, их использование человеком.
Уметь пользоваться мерной линейкой лесника.
Теоретическое занятие.
Практическая работа.
Теоретическое занятие. Сообщения и презентации учащихся.
Теоретическое занятие.
Практическая работа. Коллективный проект.
Практическая работа.
Теоретич. Зан.
Творческая мастерская. Творческие работы учащихся.
Урок-презентация
Презентации учащихся.
Теоретическое занятие. Творческая мастерская.
Творческие работы.
Практическая работа. Коллективный проект.
Практическая работа.
Практическая работа.
Практическая работа в природе
Теоретическое занятие.
Практическая работа.
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
ф
ф
ф
м
м
4. Травянистые растения леса. 10 часов.
Ботаника - наука о растениях. Систематика растений. Виды травянистых растений, произрастающих в лесу. Их роль в экосистеме леса.
Практическая работа «Определение травянистых растений с помощью гербария и определителей».
Лекарственные растения леса. Приёмы сбора и сушки.
Практическая работа «Оформление стенда «На всякую хворь, зелье вырастает».
Практическая работа «Определение лекарственных растений с помощью гербария и определителей».
Дикорастущие виды местной флоры, нуждающиеся в охране. Вопросы охраны природы. «Красная книга».
Хозяйственно ценные растения местной флоры.
Практическая работа «Изготовление аншлагов противопожарного содержания».
10
2
2
2
2
2
4
1
1
-
1
-
5 / 1т/м
1
1
2
1
2
Знать: ботаника - наука о растениях. Систематика растений. Выявлять виды травянистых растений, произрастающих в лесу. Их роль в экосистеме леса.
Уметь узнавать растения по гербариям, работать с определителями и Интернет-ресурсами, изготовливать гербарии.
Знать лекарственные растения леса, приёмы сбора и сушки.
Уметь объяснять их воздействие на организм.
Уметь узнавать растения по гербариям, работать с определителями.
Знать дикорастущие виды местной флоры, нуждающиеся в охране, вопросы охраны природы, «Красная книга». Хозяйственно ценные растения местной флоры, их использование человеком, ценные кормовые травы, технические растения, дубильные, эфиромасличные, медоносные, лекарственные и др. виды. Выявлять дикорастущие виды местной флоры, нуждающиеся в охране. Что такое флористика, как составить композицию из сухих растений.
Урок-презентация
Практическая работа.
Презентации.
Изготовление гербариев.
Урок-презентация
Творческая мастерская.
Практическая работа.
Теоретическое занятие.
Тестирование.
Презентации.
Практическая работа.
Аншлаги.
53-54
м
5. Грибное царство. 2 часа.
Съедобные и ядовитые грибы. Категории грибов и правила сбора. Охрана грибного царства.
Практическая работа «Определение грибов с помощью определителей».
2
1
1
Знать систематику грибов. Отличать съедобные грибы от ядовитых. Категории грибов по их использованию человеком. Обосновывать основные правила сбора. Узнавать исчезающие грибы, обосновывать меры охраны грибного царства.
Урок-презентация
Практическая работа.
55-56
57-58
59-60
м
а
а
6. Фауна леса. 6 часов.
Науки о животных, их многообразие и взаимосвязанность. Классификация и систематика животных. Определение животных леса, их роль в лесных экосистемах.
Практическая работа « Знакомство с животными по определителям».
Энтомология - наука о насекомых. Насекомые леса, их роль в лесных экосистемах. Практическая работа «Определение насекомых с помощью определителей».
Необходимость охраны животных. Заповедники и заказники. «Красная книга». Практическая работа с литературой «Знакомство с сетью охраняемых территорий. Изготовление кормушек и скворечников».
6
2
2
2
3
1
1
1
3
1
1
1
Знать науки о животных, их многообразие и взаимосвязь. Уметь распределять животных по географическим зонам в зависимости от географических широт. Выявлять влияние образа жизни и природных условий на формирование облика животных, защитные приспособления животных, особенности животного мира Оренбургской области. Знать классификацию и систематику животных, основные таксономические единицы, животных Оренбургской области различных таксономических единиц. Мелкие и крупные эндемики и реликты.
Энтомология - наука о насекомых. Насекомые леса, их роль в лесных экосистемах. Насекомые - вредители леса. Борьба с ними.
Знать: Необходимость охраны животных. Заповедники и заказники. «Красная книга». Редкие животные Оренбургской области. Выявлять причины их вымирания и предлагать меры по охране и восстановлению численности. Пчеловодство и его значение в хозяйственной деятельности человека. Продукты пчеловодства. Определять животных леса, их роль в лесных экосистемах.
Теоретическое занятие.
Практическая работа.
Презентации, видеоролики, клипы.
Теоретическое занятие.
Практическая работа.
Теоретическое занятие. Практическая работа.
Акция «Помоги
птицам!»
Скворечники и кормушки.
61-62
63-64
65-66
67-68
а
а
м
м
7. Методы изучения природы.
8 часов.
Приёмы и методы изучения флоры и фауны. Коллекционирование растений и животных.
Практическая работа «Подготовка экскурсионного снаряжения, сбор и гербаризация растений, коллекционирование животных».
Экскурсия в природу «Изучение количественного и качественного состава природного сообщества леса. Сбор материала для практических работ. Наблюдение за животными».
Практическая работа. Обработка результатов и составление коллекций и гербариев. Изучение растений и животных нашей местности.
Презентация портфолио учащихся.
Итоговое анкетирование.
Школьный дендрарий, его образовательные и воспитательные задачи. Практическая работа. Посадка деревьев и кустарников.Как посадить дерево. Практическая работа в дендрарии.
Заключительное занятие. Итоговое тестирование и анкетирование.
8
2
2
2
2
2
1
-
-
1
5 / 1 э
1
2
2
1
Знать приёмы и методы изучения флоры и фауны. Научиться коллекционированию растений и животных, составлению гербария, сбору материала (технике сушки и монтирования растений).
Изучить биологические особенности природных сообществ родного края. Сообщества луга, леса, степи.
Научиться приёмам и методам наблюдения, фотографирования, видеосъёмки, ведению полевого дневника.
Знатьто такое дендрарий и как его организовать школьный дендрарий, его образовательные и воспитательные задачи.
Уметь сажать деревья, составлять к ним таблицы.
Теоретическое занятие.
Демонстрация.
Практическая работа.
Экскурсия.
Практическая работа
Практическая работа.
Коллекции и гербарии.
Теоретическое занятие. Практическая работа.
Содержание программы.
I. Введение. 4 часа.
Цели и задачи школьного лесничества. Устав и организация работы школьников. О чём надо помнить, изучая природу. Фенологические наблюдения (как составить календарь наблюдений, систематически следить за ростом и развитием древесно-кустарниковых пород, сроки цветения, созревания семян сосны, дуба, техника сбора).
История изучения природы Оренбургской области (флоры и фауны). Учёные - исследователи природы Оренбургской области. Что надо учитывать, изучая природу. Какими личностными качествами должен обладать натуралист.
История изучения флоры и фауны Оренбургской области. Исследователи Оренбургского края - П.И.Рычков, П.С. Паллас, С.С.Неуструев, Ф.Н.Мильков, А.А.Чибилёв и другие.
Формы контроля работы учащихся Составление свода правил.
Сообщения учащихся, фотовыставка. Презентации. Анкетирование.
2. Характеристика лесного фонда. 14 часов
История и структура лесного хозяйства, России, Оренбургской области. Этапы развития лесного хозяйства.
Новосергиевское лесничество. Знакомство со структурой и организацией работы лесничества. История создания. Лес как экосистема. Компоненты экосистемы и их взаимосвязь. Экологическое, историческое значение лесов. Водоохранные леса.
Основная экологическая терминология: сообщество, экосистема, биосфера, экологические факторы. Экологические системы Оренбургской области и их проблемы. Основные экологические группы растений. Леса - памятники природы и леса, имеющие историческое значение. Платовская лесная дача. Бузулукский бор - зелёная жемчужина Оренбургского края.
Экскурсия «Знакомство со структурой и организацией работы лесничества».
Практическая работа. «Знакомство с литературой о лесе. Составление презентаций».
Творческая мастерская «Берегите леса - лёгкие планеты»
Экскурсия в природу «Платовская лесная дача»
Практическая работа «Составление коллекций и гербариев».
Творческая мастерская «Летопись Бузулукского бора» (Составление рукописной книги).
3. Дендрология. 24 часа.
Дендрология, её история и задачи. Жизненные формы растений.
Ярусное распределение растений леса. История природы Оренбургской области и Новосергиевского района. Геологическое прошлое нашего края. Биологические особенности растений степной зоны. Основные растительные сообщества. Кустарниковые и древесные растения нашего края, их приспособления к степным условиям. Основные экологические группы растений. Правила работы с определителями.
Голосеменные растения леса. Общая характеристика и условия произрастания. Значение хвойных растений в жизни человека
Сосна и ель - царицы лесов России. Охрана хвойных лесов от незаконной рубки
Покрытосеменные древесные растения леса. Общая характеристика и условия произрастания. Значение покрытосеменных древесных растений в жизни человека. Кустарники леса, их виды и значение. Берёза - символ России. Лесопользование. Виды и значение рубок леса. Хозяйственно ценные растения местной флоры, их использование человеком.
Основные понятия. Формы растений, растительные сообщества, экологические группы растений, дендрарий, флористика.
Демонстрации. Гербарии, определители, таблицы по общей биологии, открытки с изображением редких растений, «Красная книга Оренбургской области», Атласы и карты Новосергиевского района.
Практическая работа «Определение ярусного состава леса».
Практическая работа «Составление проекта «В сосновом лесу - молиться, а еловом - удавиться».
Практическая работа «Определение хвойных растений с помощью гербария и определителей».
Встреча с лесничим. Акция «Ёлочный букет вместо ёлки».
Творческая мастерская: составление буклетов, презентаций, кроссвордов, оформление информационного стенда. Тема «Значение покрытосеменных древесных растений в жизни человека».
Практическая работа «Составление проекта «Люблю берёзку Русскую…»
Практическая работа «Определение деревьев с помощью гербария и определителей»
Практическая работа «Определение кустарников с помощью гербария и определителей»
Практическая работа «Сбор семенного материала сосны».
Практическая работа «Проведение обмера деревьев, отбор для рубки»
4. Травянистые растения леса. 10 часов.
Ботаника - наука о растениях. Систематика растений. Виды травянистых растений, произрастающих в лесу. Их роль в экосистеме леса. Лекарственные растения леса. Приёмы сбора и сушки. Дикорастущие виды местной флоры, нуждающиеся в охране. Вопросы охраны природы. «Красная книга». Хозяйственно ценные растения местной флоры, их использование человеком, ценные кормовые травы, технические растения, дубильные, эфиромасличные, медоносные, лекарственные и др. виды. Дикорастущие виды местной флоры, нуждающиеся в охране. Что такое флористика, как составить композицию из сухих растений.
Основные понятия. Формы травянистых растений, травяные растительные сообщества, экологические группы растений: ксерофиты, суккуленты.
Практическая работа «Определение травянистых растений с помощью гербария и определителей».
Практическая работа «Оформление стенда «На всякую хворь, зелье вырастает».
Практическая работа «Определение лекарственных растений с помощью гербария и определителей».
Практическая работа «Изготовление аншлагов противопожарного содержания».
5. Грибное царство. 2 часа.
Систематика грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Категории грибов по их использованию человеком. Основные правила сбора. Исчезающие грибы, охрана грибного царства.
Практическая работа «Определение грибов с помощью определителей».
6. Фауна леса. 6 часов.
Науки о животных, их многообразие и взаимосвязь. Распределение животных по географическим зонам в зависимости от географических широт. Влияние образа жизни и природных условий на формирование облика животных. Мелкие и крупные эндемики и реликты. Защитные приспособления животных, особенности животного мира Оренбургской области. Классификация и систематика животных основные таксономические единицы. Представители животных Оренбургской области различных таксономических единиц. Энтомология - наука о насекомых. Насекомые леса, их роль в лесных экосистемах. Насекомые - вредители леса. Борьба сними. Необходимость охраны животных. Заповедники и заказники. «Красная книга». Редкие животные Оренбургской области, причины их вымирания и меры по охране и восстановлению численности. Пчеловодство и его значение в хозяйственной деятельности человека. Продукты пчеловодства. Определение животных леса, их роль в лесных экосистемах.
Практическая работа « Знакомство с определителями».
Практическая работа «Определение насекомых с помощью определителей».
Практическая работа с литературой «Знакомство с сетью охраняемых территорий. Изготовление кормушек и скворечников».
Основные понятия. Эндемики, реликты, таксоны, заповедники, заказники, национальные парки.
Демонстрации. Карты Оренбургской области и Новосергиевского района, атласы, иллюстрации, отчёты об экскурсии.
7. Методы изучения природы. 8 часов.
Приёмы и методы изучения флоры и фауны. Коллекционирование растений и животных, составление гербария, сбор материала (техника сушки и монтирования растений). Изучение биологических особенностей природных сообществ родного края. Сообщества луга, леса, степи.
Приёмы и методы наблюдения. Фотографирование, видеосъёмка. Ведение полевого дневника.
Что такое дендрарий и как его организовать. Школьный дендрарий, его образовательные и воспитательные задачи.
Практическая работа «Подготовка экскурсионного снаряжения, сбор и гербаризация растений, коллекционирование животных».
Практическая работа. Обработка результатов и составление коллекций и гербариев. Изучение растений и животных нашей местности.
Практическая работа. Посадка деревьев и кустарников. Как посадить дерево. Практическая работа в дендрарии.
Экскурсия в природу «Изучение количественного и качественного состава природного сообщества леса. Сбор материала для практических работ. Наблюдение за животными».
Основные понятия. Сообщество, экосистема, биосфера, экологические факторы, ксерофиты, гидробионты, суккуленты.
Основные понятия: полевое и камеральное определение, флора, фауна, природное сообщество, ботанизирка, пресс, морилка, сачок.
Демонстрации. Экскурсионное снаряжение, определители, гербарии растений, коллекции животных; рефераты, проекты, исследовательские работы учащихся; таблицы по общей биологии.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Условия реализации программы и техническое оснащение занятий.
Занятия осуществляются в условиях общеобразовательной школы в кабинете биологии, в компьютерном классе и в библиотеке, экскурсии и практические работы - в лесничестве, в природе. Для реализации программы необходимы учебные пособия, карты и атласы, компьютеры, электронные образовательные программы по экологии, лесному делу, таблицы и наглядные средства по экологии, оборудование, используемое лесниками.
Для проведения практических работ используются определители, гербарии с определительными карточками, коллекции насекомых и оборудование для их изготовления. Для организации экскурсий потребуются сачки, морилки, лопатки, гербарные папки и сетки. При проведении посадок и работы в дендрарии необходимы лопаты, вёдра, мотыги.
Занятия проводятся учителем биологии высшей категории, главным инспектором Новосергиевского лесничества и лесниками.
Тип проведения занятия и формы контроля приведены в подробном тематическом плане. Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.), приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий, формы подведения итогов по каждой теме или разделу будут приведены после первого года реализации программы. Тогда будет отработана методика проведения занятий и учитель сможет составить методические рекомендации.
Краткие методические рекомендации.
1. Введение. 4 часа.
Вводные занятиях проводятся в теоретической форме. Для активизации учащихся рекомендуется подготовка сообщений, творческая работа - создание фотовыставки, составление свода правил, презентации. Для изучения интереса проводится анкетирование.
2. Характеристика лесного фонда. 14 часов.
Большая часть времени отводится на практические работы и экскурсии: «Знакомство со структурой и организацией работы лесничества», экскурсия в природу «Платовская лесная дача», «Знакомство с литературой о лесе. Составление презентаций», «Составление коллекций и гербариев» с целью отработки практических умений и навыков.
Организация занятия в форме творческой мастерской «Берегите леса - лёгкие планеты», «Летопись Бузулукского бора» (составление рукописной книги) помогут развить творческие способности учащихся.
3. Дендрология. 24 часа.
Тема изучается на теоретических занятиях, которые проводятся в форме лекций, презентаций, занимательных часов.
Предусматривается составление коллективного проекта «В сосновом лесу - молиться, а еловом - удавиться», проекта «Люблю берёзку Русскую…» с целью формирования исследовательских навыков.
Встреча с лесничим, акция «Ёлочный букет вместо ёлки», составление буклетов, презентаций, кроссвордов, оформление информационного стенда «Значение покрытосеменных древесных растений в жизни человека» поможет развить интерес к кружку. А практические работы «Сбор семенного материала сосны», «Проведение обмера деревьев, отбор для рубки» помогут развить практические навыки.
4. Травянистые растения леса. 10 часов.
При изучении темы отводится равное время на теоретические и практические занятия, так как изучается важный теоретический материал, способствующий пополнению биологических и экологических знаний, имеющих практическую направленность и определение травянистых растений с помощью гербария и определителей. Так же предусматривается просветительская и природоохранная деятельность: оформление стенда «На всякую хворь зелье вырастает», изготовление аншлагов противопожарного содержания.
5. Грибное царство. 2 часа..
Тема важна, так как имеет практическое значение, изучается систематика грибов, съедобные и ядовитые грибы, категории грибов по их использованию человеком, основные правила сбора, исчезающие грибы, охрана грибного царства. Проводится занятие-презентация, демонстрируется видеоматериал, проводится викторина и мини-олимпиада, практическая работа «Определение грибов с помощью определителей».
6. Фауна леса. 6 часов.
Изучение животных леса предусматривается на теоретических занятиях, для этого учащимся предлагается найти в сети Интернет презентации, видеоролики, клипы. Практические работы предполагают знакомство с определителями, определение животных, вредных насекомых с их помощью, практическую работу с литературой по накомству с сетью охраняемых территорий.
Акция «Помои птицам!» предусматривает изготовление скворечников и развешивание кормушек. Такая деятельность формирует практические навыки и воспитывает ценностное отношение к природе.
7. Методы изучения природы. 8 часов.
На теоретических занятиях (2 часа) даётся понятие о приёмах и методах изучения флоры и фауны. А на практических работах отрабатываются техника коллекционирования растений и животных, составление гербария, сбор материала (техника сушки и монтирования растений).
Приёмы и методы наблюдения, фотографирования, видеосъёмки, ведения полевого дневника отрабатываются во время экскурсии в природное сообщество леса. В школьном дендрарии проводится практическая работа по посадке деревьев и кустарников. По итогам этих занятий учащимся предлагается составить презентацию, видеоклип или видеофильм на темы «Живёт на свете красота», «Мы - защитники природы», «Наш школьный дворик», «Дендрарий. Каким он был и каким станет через 5 лет».
На заключительных занятиях проводится итоговое анкетирование, его результаты сравниваются с входными данными. Проводится зачёт по участию в работе школьного лесничества, презентация творческого портфолио учащихся. Самые активные члены лесничества награждаются.
Литература для учителя
-
А.А.Чибилёв. Природа Оренбургской области. В 2-х частях. Оренбург, 1995 г.
-
А.А.Чибилёв. Природное наследие Оренбургской области. Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996.
3. А.А.Чибилёв, Г.Д. Мусихин, В.П. Петрищев, В.М. Павлейчик.Ж.Т. Сивохип. Геологические памятники природы Оренбургской области. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2000 г.
4. Бирюкова В.И. Исторические вехи развития лесного хозяйства Оренбургской области. - Южный Урал, 2009г.
5. Булыгин Н.Е. Дендрология. - Л.: Агропромиздат. Ленинградское отделение, 1991. - 352 с.
6. Браун В. Настольная книга любителя природы. Л.- Гидрометеоиздательство, 1985.
7. Мамаев Б.М., Бордукова Е.А. Энтомология для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 114 с.
8. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ./ Под редакцией Н.М.Черновой. М.: Дрофа, 2001 г.
Литература для учеников и родителей.
1. Атлас Новосергиевского района, 2005, 2006 года издания.
2. А.А.Чибилёв. Зелёная книга степного края, - Челябинск: Юж.-Ур. Книжное издательство: 1987 г.
3. Леса Оренбуржья. - Оренбург: оренбургское книжное издательство, 2000. - 244 с.
4. Криксунов Е.А. и др. «Экология» 9 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений / М.: Дрофа, 1995.
5. Петров В.В. Лес и его жизнь: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1986. - 159 с.
6. Основы экологии. 10-11 класс / Под редакцией Н.М.Черновой. М.: Дрофа, 2001.