Рабочая программа учебного предмета Биология. Человек (8кл)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ



Рассмотрена

и одобрена на заседании кафедры

химии и биологии

Протокол №1от 28.08.2015 г.

Руководитель кафедры

_______ Л.М. Паршина

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

_________ А.М. Афроськин

Приказ №30--Д от 31.08.2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса « Биология. Человек»

для 8 класса




Составитель: учитель биологии

МОУ «Большеелховская СОШ»

Паршина Людмила Михайловна









2015

Пояснительная записка


Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

При изучении курса «Человек и его здоровье» эти цели конкретизируются в рамках рассматриваемого материала:

- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и по «Программе основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений». Авторы: Н.И.Сонин, М.Р. Сапин.

. Полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 68 часов, 2 часа в неделю.

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 68 часов.

Изучение школьниками биологии направлено на достижение следующих личностных результатов:

1) овладение принципами и правилами отношения к живой природе, основами ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями;

2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) овладение умением работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

3) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;

4) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.

Предметными результатами становятся:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
























Тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащихся, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Обобщающие уроки

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

Человек как биологический вид

2

2

-

-

-

-


Происхождение человека

3

3

-

-

-

-


Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм

1

1

-

-

-

-


Общий обзор организма человека

4

1

2

-

1

-


Координация и регуляция

13

10

2

1

1

-


Опора и движение или опорно-двигательная система

8

6

1

1

-

-


Внутренняя среда организмов

4

3

1

-

-

-


Транспорт веществ

4

2

1

1

-

-


Дыхание

5

4

-

1

-

-


Пищеварение

6

2

2

1

1

-


Обмен веществ и энергии

2

2

-

-

-

-


Выделение

3

3

-

-

-

-


Покровы тела

3

2

-

1

-

-


Размножение и развитие

2

2

-

-

-

-


Нервная деятельность

5

4

-

1

-

-


Человек и его здоровье

3

1

1

1





Итого

68

50

10

8

3







Содержание учебного предмета «Биология. Человек»


Тема 1. Человек как биологический вид -(2 ч) Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Основные понятия: рудименты, атавизмы, систематика человека.

Знать: биологическую терминологию, систематическое положение Человека разумного в царстве Животные: тип, класс, отряд, семейство, род, вид.

Уметь: доказывать животное происхождение человека, находить черты сходства у зародышей человека и животных, приводить примеры рудиментов и атавизмов

Тема 2. Происхождение человека (3часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Основные понятия: эволюция, расы (негроидная, европеоидная, монголоидная), антропогенез (австралопитек, человек умелый, питекантроп, синантроп, кроманьонец, человек разумный), антропология, этнография.

Знать: биологическую терминологию, биологические, социальные, экологические факторы становления человека, характерные особенности предшественников современного человека, представителей рас человека.

Уметь: Отличать представителей разных рас, доказывать, что все представители человека относятся к одному виду, объяснять влияние факторов на эволюцию человека

Тема 3.Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм(1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Демонстрация портретов великих ученых - анатомов и физиологов.

Основные понятия:анатомия, физиология, гигиена

Знать:биологическую терминологию, краткую историю

Уметь: описывать методы изучения человека, приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей.

Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Основные понятия: клетка, органоиды, межклеточное вещество, ткань, орган, системы органов

Знать:биологическую терминологию, отличия животной клетки от растительной, химический состав клетки, её органоиды, строение тканей (эпителиальных, соединительных, мышечных, нервной), свойства тканей, органы и системы органов человека

Уметь:узнавать на немых таблицах органоиды клетки, виды тканей, называть функции тканей и их структурных компонентов, характеризовать основные виды тканей, работать с микроскопами и готовыми микропрепаратами

5. Координация и регуляция (13 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам).

Основные понятия: гуморальная регуляция, гормоны, нейрон (чувствительный, вставочный, исполнительный), аксон, дендрит, безусловный рефлекс, условный рефлекс, рефлекторная дуга, рефлекторный центр, рецепторы, анализаторы.

Знать: биологическую терминологию, функции вставочных, исполнительных нейронов, функции компонентов рефлекторной дуги, строение нервной системы, строение анализаторов.

Уметь:приводить примеры рефлекторных дуг и рефлексов, чертить схемы рефлекторной дуги безусловного рефлекса, объяснять действия прямых и обратных связей в нервной системе, показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой, сравнивать головной мозг человека с головным мозгом других животных

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Основные понятия: надкостница, красный и жёлтый костный мозг, эпифиз, диафиз, губчатое вещество кости, компактное вещество кости, микроскопическое строение кости, соединения костей (сустав, шов, полуподвижое соединение), строение скелета (скелет черепа, туловища и конечностей), строение позвонка, межпозвонковые диски, микроскопическое строение мышц, антагонисты, синергисты, мышцы-сгибатели, мышцы-разгибатели, строение сухожилия, гиподинамия, тренировочный эффект, утомление, осанка, плоскостопие, остеохондроз

Знать: биологическую терминологию, химический состав костей, виды травм, основные группы мышц, последствия гиподинамии

Уметь: объяснять зависимость характера повреждения костей от их химического состава, характеризовать типы соединения костей, узнавать по немому рисунку строение отделов скелета, выявлять особенности строение поперечно-полосатой и гладкой мышечной тканей.

Тема 7. Внутренняя среда организма (4часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа Изучение микроскопического строения крови.

Основные понятия: внутренняя среда организма, кровь, лимфа, тканевая жидкость, антиген, антитело, плазма крови, форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), фибриноген, фагоцитоз, анемия, естественный и искусственный иммунитет, аллергия, СПИД, резус-фактор, резус-конфликт, вакцина, сыворотка

Знать: биологическую терминологию, процесс свёртывания крови, условия образования тромба: витамин К, соли кальция, значение тканевой жидкости и лимфы, группы крови, правила переливания крови, процессы кроветворения и созревания эритроцитов, иммунную систему человека (костный мозг, вилочковую железу, Т- и В-лимфоциты)

Уметь: устанавливать взаимосвязь между компонентами внутренней среды, объяснять процессы, происходящие в лимфатических узлах, характеризовать процесс свёртывания крови, объяснять механизм различных видов иммунитета, причины нарушения иммунитета

Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные и практические работы

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.

Основные понятия: замкнутая система кровообращения, аорта, артерии, вены, капилляры, артериальная и венозная кровь, кровообращение, наружный слой сердца, миокард, эпителиальный слой, околосердечная сумка, систола, диастола, адреналин

Знать: биологическую терминологию, большой и малый круги кровообращения, образование тканевой жидкости и лимфы, положение сердца в грудной полости, роль парасимпатического и симпатического отделов нервной системы в регуляции работы сердца, оживление крови по А.А. Кулябко, свойства сердечной мышцы, гормоны, влияющие на работу сердца

Уметь: узнавать по немому рисунку структурные компоненты сердца, раскрывать взаимосвязь между строением сердца и механизмом сердечного цикла, характеризовать механизм нервно-гуморальной регуляции работы сердца, измерять давление и пульс, различать венозное, артериальное и капиллярное кровотечение, оказывать первую помощь при кровотечениях.

Тема 9. Дыхание (5часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Практическая работа

Определение частоты дыхания*.

Основные понятия: дыхание, лёгкие, бронхи, альвеолы, трахея, гортань, канцерогены, защитные рефлексы - кашель, чихание, флюорография, жизненная емкость легких

Знать: биологические понятия, процесс дыхания, роль кислорода в организме, механизм газообмена в лёгких и тканях, заболевания органов дыхания - гайморит, тонзиллит, пневмония и др., факторы, влияющие на дыхание

Уметь: узнавать по немым рисункам органы дыхания, устанавливать взаимосвязь между строением органов дыхания и функциями, характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, объяснять действия защитных барьеров, преграждающих вход инфекции в лёгкие, оказывать первую медицинскую помощь

Тема 10. Пищеварение (6часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Лабораторные и практические работы

Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Основные понятия: пищеварение, питательные и балластные вещества, органы пищеварения, рецепторы вкуса, пищеварительные ферменты: пепсин, трипсин, желчь, роль печени: синтез кислот, выработка желчи, барьерная функция, поддержание постоянного состава, аппендицит, перитонит

Знать: основные биологические понятия, значение питания, функции пищи: пластическая и энергетическая, значение кулинарной обработки пищи, процесс механической и химической обработки пищи, функции языка, зубов и слюнных желёз, состав желудочного сока, механизм действия ферментов, строение кишечной ворсинки, механизм всасывания, образование гликогена, работы Павлова, правила приема пищи, симптомы протекания желудочно-кишечных заболеваний

Уметь: приводить примеры пищи животного и растительного происхождения, называть и описывать этапы пищеварения, приводить примеры безусловных и условных пищеварительных рефлексов, по немым рисункам определять органы пищеварения

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Основные понятия: пластический и энергетический обмен, микро- и макроэлементы, витамины (водо- и жирорастворимые), авитаминоз, гиповитаминоз

Знать: основные биологические понятия, основные группы витаминов: С, А, В, Д, К, Е и т.д., основные виды авитаминозов: цинга, бери-бери, рахит, роль органов дыхания, кровообращения, пищеварения и выделения в обмене веществ, содержание различных витаминов в различных продуктах питания

Уметь: характеризовать виды обмена веществ, группы витаминов, рассчитывать нормы питания

Тема 12. Выделение (3 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Демонстрация модели почек.

Основные понятия: почка, мочеточник, мочеиспускательный канал, ворота почек, корковое и мозговое вещество почек, нефрон: капсулы, канальцы, собирательные канальцы

Знать: основные биологические понятия, процесс фильтрации и образование первичной и вторичной мочи, функции выделения, строение и функции нефрона, факторы, влияющие на работу почек, предупреждение почечных заболеваний

Уметь: называть и показывать по таблице органы выделительной системы, узнавать по немому рисунку структурные компоненты почки, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями системы мочевыделения

13. Покровы тела (4часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Основные понятия: эпидермис, дерма, гиподерма, производные кожи - волосы и ногти, теплорегуляция, закаливание, грибковые и паразитарные заболевания кожи, гормональные и гиповитаминозные нарушения кожи, угревая сыпь.

Знать: основные биологические понятия, строение и функции кожи, процессы теплопроведения и теплоизлучения, способы закаливания, приёмы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях, уход за кожей, волосами и ногтями, причины кожных заболеваний

Уметь: на немом рисунке показывать и называть структурные компоненты кожи, показывать взаимосвязь между строением и функциями кожи, определять тип кожи

Тема 14. Размножение и развитие (2часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Основные понятия: оплодотворение, онтогенез, органы размножения человека, менструальный цикл, поллюции, филогенез, плацента, беременность, наследственные заболевания, врождённые заболевания, индивид, личность.

Знать: биологическую терминологию, стадии оплодотворения, этапы жизненного цикла особи, процесс развития плода, режим беременной, закон индивидуального развития, профилактика заболеваний, передаваемых половым путём

Уметь: характеризовать процесс оплодотворения, перечислять рефлексы новорожденного, использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции, находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5часов)

Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Основныепонятия: высшая нервная деятельность, инстинкт, положительные и отрицательные приобретённые рефлексы, сон, мышление, память (логическая и механическая, оперативная и длительная), речь, внимание (произвольное и непроизвольное), аффект, воля, рассеянность, темперамент (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), экстраверт, интроверт, волевые качества

Знать: процесс торможения условного рефлекса, стадии сна (быстрый и медленный сон), гигиена сна, свойства мышления, процесс запоминания, виды эмоций, роль речи в труде, приёмы запоминания, свойства внимания

Уметь: приводить примеры врождённых и приобретённых рефлексов, программ поведения, характеризовать формы поведения человека

Тема 16. Человек и его здоровье (3 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Основные понятия: санитарно-гигиенические нормы, здоровый образ жизни, стресс, гиподинамия, переутомление, вредные привычки, окружающая среда как источник энергии и веществ

Знать: основные понятия, методы укрепления здоровья, влияния вредных привычек на здоровье человека, правила поведения человека в окружающей среде

Уметь: оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, отравлении угарным газом, травмах, спасении утопающего, ожогах, обморожении








Календарно-тематическое планирование «Биология. Человек»

№ п/п

Наименование раздела и тем

Вид занятия

Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

Тема 1. Человек как биологический вид -(2 ч)

План.

Факт.

1

1.1

Место человека в системе органического мира.

Объяснение

1

Задание № 1,2 в тетрадях на печатной основе

2

1.2

Особенности человека

Объяснение

1

Составление таблицы


Тема 2. Происхождение человека(3ч)

3

2.1.

Происхождение человека и его эволюция

Объяснение

1

Составление таблицы

4

2.2

Этапы становления человека. Входная контрольная работа.

Беседа

1

Работа в группах - составление схемы

5

2.3

Расы человека, их происхождение и единство.

Объяснение

1

Заполнение таблицы « Сравнительная характеристика рас»


Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека (1 ч.)

6

3.1

История развития знаний о строении функциях организма человека

Беседа

1

Поиск в учебнике информации для составления таблицы. Выполнение упр. в раб. тетради


Тема 4. Общий обзор организма человека (4 ч)

7

4.1

Клеточное строение организма. Лабораторная работа № 1 «Строение животной клетки».

Практическое занятие

1

Лабораторная работа № 1 «Строение животной клетки».

8

4.2

Покровные и соединительные ткани.

Практическое занятие

1

Биологический диктант

9

4.3

Мышечная и нервная ткань Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического строения тканей».

Практическое занятие

1

Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического строения тканей».

10

4.4

Органы. Система органов. Организм.

Объяснение

1

Анализ текста учебника


Тема 5. Координация и регуляция (13 ч)

11

5.1

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

Обобщение

1

Анализ текста учебника.

12

5.2

Роль гормонов в обменных процессах. нервно - гуморальная регуляция, ее нарушения

Беседа

1

Участие в эвристической беседе, заслушивание сообщений учащихся

13

5.3

Зачетный урок по темам « Общий обзор организма человека». «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности».

Обобщение

1

Тестирование

14

5.4

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

Беседа

1

Составление опорной схемы, анализ содержания рисунков

15

5.5

Спиной мозг.

Беседа

1

Обсуждение прочитанного текста учебника, анализ рисунков и таблицы

16

5.6

Cтроение и функции головного мозга.

Повторение

1

Описать рисунки учебника

17

5.7

Лабораторная работа№3 «Изучение головного мозга человека по муляжам»

Объяснение

1

Выполнение задания из рубрики «Подумайте»

18

5.8

Полушария головного мозга

Объяснение

1

Участие в беседе, сообщения о Сеченове, описание рисунка, анализ текста учебника.

19

5.9

Контрольное тестирование по темам « Нервно- гуморальная регуляция физиологических процессов», « Организм человека и его строение»

Тестирование

1

Тестирование

20

5.10

Анализаторы, их строение и функции. .Зрительный анализатор. Практическая работа № 1. «Изучение изменения размера зрачка»

Беседа, демонстрация

1

Практическая работа № 1. «Изучение изменения размера зрачка»

21

5.11

Анализаторы слуха и равновесия

Объяснение, демонстрация

1

Описание содержания рисунка. Составление таблицы « Строение и функции органов слуха»

22

5.12

Кожно - мышечная чувствительность. Обоняние и вкус.

Объяснение, демонстрация

1

участие в беседе, описание содержания рисунка; самостоятельная работа с учебникам в группах.

23

5.13

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимодействие. обобщение знаний об органах чувств и анализаторов.

Беседа

1

Работа с опорным конспектом


Тема 6. Опора и движение. (8 ч)

24

6.1

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение

Объяснение, демонстрация

1

Описывание рисунков учебника

25

6.2

Строение, свойства костей, типы их соединений. Практическая работа № 2 «Изучение внешнего вида отдельных костей»

Практическое занятие

1

Практическая работа № 2 «Изучение внешнего вида отдельных костей»

26

6.3

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

Урок практикум

1

Практические действия

27

6.4

Мышцы, их строение и функции.

Объяснение, демонстрация

1

28

6.5

Основные группы мышц.

Объяснение, демонстрация

1

29

6.6

Работа мышц.

1

Работа с учебником

30

6.7

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

Обобщение

1

Работа с рисунками учебника

.

31

6.8

Взаимосвязь строения и функций опорном - двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека Контрольное тестирование по теме « Опорно - двигательная система»

Промежуточная аттестация

1

Тестирование


Тема 7. Внутренняя среда организма (4 ч)

32

7.1

Внутренняя среда организма и ее значение. Кровь.

Объяснение, демонстрация

1

Работа учебником

33

7.2

Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)»

Практическое занятие

1

Лабораторная работа №3 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)»

34

7.3

Иммунитет.

Объяснение

1

Сообщение

35.

7.4

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

Объяснение, демонстрация

1

Сообщение учащихся на тему «Защитные свойства крови»


Тема 8. Транспорт веществ (4 ч)

36

8.1

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения

Объяснение, демонстрация

1

Работа учащихся с текстом и рисунками учебника на стр.126

37

8.2

Работа сердца Практическая работа № 3 «Подсчет пульса в разных условиях»

Практическое занятие

1

Практическая работа № 3 «Подсчет пульса в разных условиях»

38

8.3

Лимфатическая система и движение лимфы по сосудам

Объяснение

1


39

8.4

Контрольное тестирование по темам «Транспорт веществ», « Внутренняя среда организма»

Тстирование

1

Тестирование


Тема 9. Дыхание (4 ч)

40

9.1

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания. Практическая работа №4 «Определение частоты дыхания»

Практическое занятие

1

Практическая работа №4 «Определение частоты дыхания»

41

9.2

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция

Объяснение

1

Заслушивание сообщения «Как надо дышать?». «Гигиена дыхания»

42

9.3

Заболевания органов дыхания, их предупреждения. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения

Беседа

1

Выступления учащихся сообщениями о болезни органов дыхания

43

9.4

Контрольное тестирование по теме « Дыхание»

Тестирование

1

Тестирование


Тема 10. Пищеварение (6 ч)

44

10.1

Пищевые продукты и питательные вещества

Беседа

Работа в рабочих тетрадях

45


10.22.

Пищеварение в ротовой полости

Объяснение

1

Задания в раб. тетради

46

10.3

Пищеварение в ротовой полости Лабораторная работа №5 « Действие ферментов слюны на крахмал»

Практическое занятие

1

Лабораторная работа №4 « Действие ферментов слюны на крахмал»

47

10.4

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке

Беседа

1

Работа с текстом учебника

48

10.5

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Гигиена питания.

Беседа

1

Работа с текстом учебника

49

10.6

Итоговое тестирование по теме « Пищеварительная система»

Обобщение

1

тестирование


Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины (2 ч.)

50

11.1

Пластический и энергетический обмен.

Объяснение

1

Лекция учителя с элементами беседы

51

11.2

Витамины

Объяснение

1

Обсуждение прочитанного и сост. таблицы


Тема 12. Выделение (3ч)

52

12.1

Выделение. Строение и работа почек

Объяснение

1

Обсуждение прочитанного и сост. таблицы

53

12.2

Образование мочи.

Объяснение, демонстрация

1

54

12.3

Заболевания почек и их предупреждение

Беседа

1

Лекция с учителя с элементами беседы. сообщения учащихся


Тема 13. Покровы тела (3 ч)

55

13.1

Строение и функции кожи

Объяснение

1

Работа с текстом учебника, обсуждение прочитанного и сост. таблицы

56

13.2

Роль кожи в терморегуляции организма

Беседа

1

Работа с текстом учебника

57

13.3

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви

Беседа

1

Сообщения учащихся

58

13.4

Контрольное тестирование по темам «Обмен веществ. Выделение. Покровы тела»

Контроль знаний

1

Тестирование


Тема 14. Размножение и развитие (2 ч)

59

14.1

Половая система человека

Беседа

1

60

14.2

Возрастные процессы

Урок - семинар

1

Выступления с сообщениями


Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 ч)

61

15.1

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Урок - семинар

1

Сообщения выступления учащихся о заслугах И.М.Сеченова, И.П. Павлова

62

15.2

Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль приспособлении к условиям жизни

Объяснение, демонстрация

1

Работа с рисунками учебника

63

15.3

Торможение его виды и значение

Беседа

1

Самост. работа с текстом учебника

64

15.4

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна

Беседа

1

Самост. работа с текстом учебника

65

15.5

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы Типы нервной деятельности.

Беседа

1

Работа с текстом учебника

66

6

Тема 16.Человек и его здоровье (3ч)

16.1

Оказание первой доврачебной помощи. Практическая работа№5. « Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Практическое занятие


Практическая работа№5. « Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

67

16.2

Итоговая контрольная работа по курсу « Человек и здоровье»

Обобщение

1

Тестирование

68

16.3

Заключительный урок

1


Итого

68


Материально - техническое обеспечение


Перечень оборудования

Плакаты:

  1. Ископаемые люди

  2. Предшественники человека

  3. Человеческие расы

  4. Эпителиальные, соединительные и мышечные ткани

  5. Расположение внутренних органов

  6. Железы внутренней секреции

  7. Схема строения нервной системы

  8. Нервная клетка и схема строения рефлекторной дуги

  9. Образование и внешнее торможение условного рефлекса

  10. Спинной мозг и схема коленного рефлекса

  11. Головной мозг человека

  12. Изучение работы пищеварительной системы по И.П.Павлову

  13. Камера для изучения условных рефлексов

  14. Обонятельный и вкусовой анализатор

  15. Слуховой анализатор

  16. Зрительный анализатор

  17. Скелет

  18. Череп человека .

  19. Скелетные мышцы

  20. Строение костей и типы их соединений

  21. Вывихи и переломы костей

  22. Схема кровообращения

  23. Кровь

  24. Сердце

  25. Кровеносная система человека

  26. Фазы работы сердца 2 экз.

  27. Дыхание и сокращение сердца в покое

  28. Значение тренировок сердца

  29. Органы дыхания

  30. Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании

  31. Схема строения органов пищеварения

  32. Зубы

  33. Суточные нормы витаминов

  34. Калорийность и состав пищевых продуктов

  35. Органы выделения

  36. Кожа

Муляжи:

1.Скелет

2.Орган зрения

3.Орган слуха

4.Головной мозг

5. Сердце

Оптические приборы:

Микроскопы-15

  1. Лупа-15

Лабораторное оборудование:

Предметные и покровные стекла

Чашки Петри

Пипетки

Пробирки

Химические стаканы разного объема

Колбы разного объема

Мультимедийные учебные пособия:

  1. Мультимедийное учебное пособие из серии «Просвещение» «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс»

  2. Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6 - 11 класс» (2CD)

  3. Справочное пособие «1С: Репетитор. Биология»

  4. Интегрированное интерактивное наглядное пособие «Строение и жизнедеятельность организма человека», ООО «Дрофа», 2008

  5. Сборник интерактивных творческих заданий по биологии 7 - 9 класс, ЗАО «Новый диск», 2007

Мультимедийные презентации:

  1. Зрительный анализатор

  2. История развития знаний о строении и функциях организма человека

  3. Клеточное строение тела человека

  4. Место человека в системе органического мира

  5. Биологические ритмы. Сон

  6. Высшая нервная деятельность. Поведение человека.Рефлексы.

  7. Строение и функции крови. Форменные элементы крови (ФЭК)

  8. Группы крови

  9. Живая крепость. Иммунитет

10. Органы дыхания

11. Газообмен в легких и тканях

12. Дыхательные движения и их регуляция

13. Болезни органов дыхания и их предупреждение

14. Спинной мозг

15. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат.

16. Мышцы человека

17. Нарушения ОДА

18. Обобщающе-повторительный урок «ОДА»

19. Пищеварение

20. Ткани

21. Органы кровообращения

22. Работа сердца

23. Движение крови по сосудам

Учебно-методическое обеспечение


Основная учебно-методическая литература

  1. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: Дрофа, 2012.

  2. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс». - М.: Дрофа, 2012.

  3. Сонин Н. И., Резникова В. З., Ренева Н. Б. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2013.

  4. Козачек Т.В. Биология. 8 класс. Поурочные планы к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина. - Волгоград: Учитель, 2013.

Дополнительная учебно-методическая литература

  1. Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.:Классик Стиль, 2003. - 104 с. (Книжная полка учителя)

  2. Беликова Р.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Практикум. - Бийск. БГПУ им.В.М.Шукшина, 2006, - 97 с.

  3. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек»/ авт.-сост. Т.В.Козачек. - Волгоград: Учитель, 2006. - 328 с.

  4. Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе. Книга для учителя. - Воронеж: ГОУ «Воронежский государственный педагогический университет», 2002. - 196 с.

  5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.

  6. Семенцова В.Н. Биология 8 класс. Технологические карты уроков: Метод пособие. - СПб.: «Паритет», 2003. - 240 с. (Серия «Поурочное планирование»)

  7. Физиология человека и животных: лабораторный практикум. 2-е изд., испр./ Сост. Н.К.Гайнанова, Н.Н.Беспалова - Бийск: РИО БПГУ им. В.М.Шукшина, 2005. - 104 с.

  8. Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 - 9 классы (авторская линия Н.И.Сонина). - СПб.: Паритет, 2005. - 128 с.

10. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 352 с.

11. Боринская С.А., Янковский Н.К. Люди и их гены: нити судьбы. - Фрязино: «Век 2», 2009. - 64 с.

12. Вишняцкий Л.Б. История одной случайности или происхождение человека. - Фрязино: «Век 2», 2005. - 240 с.

Адреса сайтов в сети ИНТЕРНЕТ

bio.1september.ru Все для учителя биологии газета «Биология» - приложение к 1 сентября
km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

uchportal.ru Учительский портал

sbio.info. Первое биосообщество


© 2010-2022