Методическое пособие к учебнику природоведения 5 класса (обобщение опыта работы)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое пособие

к учебнику природоведения

5 класс

Федорова Л.М.

2014 2015 год



У детей с отклонениями в развитии, отмечается запоздалое формирование познавательных интересов, его неустойчивость, малая глубина.

Вместе с тем, появление интереса к обучению у обучающихся вспомогательной школы в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов.

Использование загадок на уроках помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к учебному предмету.

Обучающиеся разгадывают загадки, ориентируясь на имеющиеся знания, фантазию, умению мыслить образно.

Ребус - это увлекательная головоломка, в которой необходимо восстановить слово или предложение зашифрованное в виде отдельных изображений.

Загадка - это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса.

Шарада - разновидность загадки. Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова.

Что кроется за термином «РАЗВИТИЕ», ЧТО, КАК, и ЗАЧЕМ надо развивать и вообще надо ли это делать, если на уроке иногда не хватает времени даже на отработку пресловутых знаний, умений и навыков. Заниматься развитием школьников просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправлено, но нельзя не отметить, что по существу данного вопроса имеется немало разногласий, споров и абсолютно разных точек зрения.

У каждого ребенка есть способности и таланты (даже у наших - в большей или меньшей степени), все , что нужно для того , чтобы они могли проявить свои дарования - это руководство со стороны взрослых.

Развитие считалось побочным продуктом обучения, стихийно возникающим и почти не управляемым. Проблема развития не выделялась как особая задача педагогики. Понятие это больше относили к физиологии и психологии, чем к педагогике, но положение изменилось. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения.

Под развивающим стали понимать такое обучение при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний на практике ( что нашим детям дается с трудом).

Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Сложность заключается прежде всего в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения как о природе способностей., так и о самом понятии «творчество» применительно к интеллектуальному развитию обучающегося.

Необходимо также помнить, что под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет(обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне, проявляет умения быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу. На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное (хотя наши дети данными способностями не обладают) все таки они получают определенное развитие.

Пример :ученикам надо было выполнить логически - поисковое задание, назвав лишнее слово из следующего ряда: Лондон, Женева, Париж, Москва . этот географический вопрос предполагал однозначный ответ - лишнее слово Женева т к это просто город, а остальные столицы. Ученики привыкшие и приученные видеть много аспектов в одной и той же казалось бы однозначной задаче увидели, что лишним может быть Лондон - т к он на острове и москва - столица нашей Родины, а кроме того среди представленных городов есть самый западный, восточный, северный, южный… они обратили внимание и на лингвистические особенности выделив Женеву по той причине, что в ее названии лишь три слога, а в остальных - два. Или Лондон - в нем ударение на первом слоге, а в остальных - на втором. Это конечно пример обучающихся обычной школы но и наши дети давая неверный в кавычках ответ требуют внимательного рассмотрения иногда и в «неверных» ответах наших детей можно увидеть - логику их логику на которую они способны и необходимо внимательно выслушивать ответы детей и их пояснения к ответам. ДАЖЕ НЕ ВЕРНЫМ

Вселенная

Небесные тела: планеты, звезды

Солнце. Солнечная система

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

и могу - серпом. (Луна)

Ночью посмотри в оконце -

В небе высоко Зажигаемся,

как солнца, Очень далеко. (Звезды)

В телескоп скорей взгляните

Он гуляет по орбите.

Там начальник он над всеми,

Больше всех других планет.

В нашей солнечной системе

Никого крупнее нет. (Юпитер)

Все планеты с полюсами,

Есть экватор у любой.

Но планеты с поясами

Не найдете вы другой.

В этих кольцах он один,

Очень важный господин. (Сатурн)

В небе я свечусь нередко,

Ваша ближняя соседка.

Я Меркурию сестра,

И на мне всегда жара (Венера)

Это красная планета

По соседству с нами.

Он зимой и даже летом

Мерзнет надо льдами.

Странно, что ни говори, -

Лед не сверху, а внутри. (Марс)

Вот планетам младший брат,

По размеру маловат.

К солнышку всех ближе он,

Потому и раскален. (Меркурий)

В космосе с хвостом летаю,

Пыль вселенной подметаю.

Как метла, мой длинный хвост

Проведет уборку звезд. (Комета)

В космосе всегда мороз,

Лета не бывает.

Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает.

Та одежда припасе

И тепло, и кислород. (Скафандр)

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый -

Знаю, то - не круг, а шар,

Сильно раскаленный. (Солнце)

Я лечу вокруг Земли,

Отражаю вниз сигнал,

Чтобы зрители могли

Принимать телеканал. (Спутник)

эти звездочки, как искры,

Падают и гаснут быстро.

Зажигают среди ночи

В небе звездный дождик,

Словно эти огонечки

Рисовал художник. (Метеориты)

Космонавты, крепко сели?

Скоро в космос выхожу!

Вкруг Земли на карусели

По орбите закружу. (Ракета, космический корабль)

В космосе нет сковородки

И кастрюли тоже нет.

Тут и каша, и селедка,

И борщи, и винегрет -

Расфасованы, как крем!

Космонавтом буду.

Из чего-то я поем,

Вовсе без посуды. (Из тюбиков)

Есть окошко в корабле -

Челенджере", "Мире".

Но не то, что на Земле -

В доме и в квартире.

В форме круга то окно,

Очень прочное оно. (Иллюминатор)

Он в скафандре, со страховкой

Вышел на орбиту.

Кораблю поправил ловко

Кабель перебитый. (Космонавт, астронавт)

Методическое пособие к учебнику природоведения 5 класса (обобщение опыта работы)



Наш дом - Земля

Планета Земля

Воздух

Он невидим

И прозрачен

Равнины, холмы, овраги. Поверхность суши. Горы



С буквой "О" трусливый враг

Убежал от нас в.( Овраг)..

Землю нужно охранять,

Всячески оберегать,

Горы, речки и поля -

Это все наша Земля.

Жизнь на ней ведь каждый час,

Так зависит от всех нас,

Что забота наша ей -

С каждым днем еще важней.

Поздравляю с Днем Земли,

Нашу Землю береги,

И она тебя в ответ -

Защитит от разных бед!

Горы



Засиделись мы в низинах?

Можно вспомнить о вершинах!

До чего же он велик,

В белой шапке горный пик.

И в любое время года

Здесь холодная погода. (Ледник)



Выше я, чем все соседки -

Горные вершины.

Для меня совсем не редки

Снежные лавины. (Пик)



Ох, упала речка вниз

Со скалы отвесной!

Тут не спрятаться от брызг.

Что это за место? (Водопад)



Ветер камешек задел -

Он и покатился.

Натворил он много дел,

С гор пока спустился.

Хоть и был тот камень крохой,

Зацепил он братцев.

И в горах раздался грохот -

Нужно разбегаться! (Камнепад)



Падала снежинка с неба,

Зацепила шарик снега.

Вместе катятся они,

Ком растет могучий.

Вы в походы в эти дни

Не ходите лучше! (Снежная лавина)





Мой исток не у ручья -

С ледника сбегаю я.

Очень-очень быстрая,

Свежая и чистая. (Горная речка)



Вся в вершинах эта местность,

Для людей неробких.

Здесь туристам интересно

Вверх идти по тропке. (Горы)



Горной ямы берегись,

Тут сорваться страшно!

И легко свалиться вниз,

Как с высокой башни. (Пропасть)



Вот гора, она гола,

Как из темного стекла.

Не растет на ней, увы,

Ни кусточка, ни травы.

И к тому ж, она отвесна.

Назови мне это место. (Скала)



Он идет не по дорожке -

Поднимается по скалам.

У него ботинки-кошки,

Снаряжения немало -

Ледоруб, и альпеншток,

И страховочный моток. (Альпинист)



Если только захочу -

Я по снежным скалам

И с Памира вниз скачусь.

Обожаю слалом! (Горнолыжник)

Мы ходили по горам

И слыхали тарарам.

Коля выкрикнул: "Ручей!"

А в ответ услышал: "Чей!"

Дима выкрикнул: "Вода!"

А в ответ услышал: "Да!"

Маша крикнула: "Цветы!"

А в ответ вернулось: "Ты!"

Тут безлюдно, только скалы.

Что же нам в ответ кричало? (Эхо)


Вода в природе, свойства воды

С неба к нам он прилетел,

Покружился, тихо сел,

Замерзающую землю

В шубу белую одел (снег)

Был сперва водой, потом прочным сделался мостом (лед)

В море я всегда солена,

А в реке я пресна.

Лишь в пустыне раскаленной

Мне совсем не место. (Вода)

Он и льет, и льет, и льет.

Мокрая погода.

Может, это вертолет

Сбрасывает воду?

Нет, вода из облаков.

Угадай, он кто таков? (Дождь)

Посмотрите-ка! В апреле

С крыши брызги полетели

И стараются, шлеп-шлеп,

Попадать нам прямо в лоб. (Капель)



Воды суши: ручьи, реки

Озера Хоть на море мы похожи,

Мы внутри материка.

В нас порой впадают тоже

Ручеек или река.

С океаном не знакомы.

Назовите, дети, кто мы? (Озера)

Болота

Не вода и не суша

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь

Сверху ряска

А ступишь - вязко

Все обходят это место:

Здесь земле как будто тесно

Здесь осока, кочки, мхи..

Нет опоры для ноги

Пруды

Яму вырыли мы тут, наполнили водой

И получился … пруд

Моря Океаны

Это - водные пустыни,

Волны как барханы.

Здесь, среди бездонной сини -

Штормы, ураганы. (Океан, море)

Ручьи, реки

Мы журчим в апреле звонко,

Ведь сугробы быстро тают,

А мальчишки и девчонки

В нас кораблики пускают. (Ручьи)



Маленькой рождаюсь я,

Получаюсь из ручья,

А до моря добегу -

Стать широкою смогу. (Река)





В океане острова

Из живого вещества.

И полипы твердые,

Очень-очень гордые -

Без камней и без земли

Рифы выстроить смогли. (Кораллы, коралловые полипы, коралловые рифы)



Рос в ракушке много лет

На морской отмели,

А потом попал в браслет,

Бусы, ожерелье. (Жемчуг)



В океане ходим мы,

Словно синие холмы.

Океан - наш дом родной,

В нем немало миль.

В шторм идем большой стеной,

Утихаем в штиль. (Волны)



В море, только под водой,

Можно встретиться с землей.

Тут лежат морские звезды,

Камешки, песок.

Где-то близко ходит грозный,

Важный осьминог.

И погибшие суда

Опускаются сюда. (Дно)

Почва (кто живет в почве)

Наткет, наплетет, сядет и добычи ждет (Паук)

Ход подземный строит ловко

Роет спальню и кладовку (Крот)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вволю нажужжусь (Жук)

Погляди на молодцов

Веселы и бойки,

Волокут со всех концов

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг.

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей, жить не может…(Муравей)

Дождевой червь



Плохо видит на свету,

Под землей живет,

Там на целую версту

Может вырыть ход. (Крот

Полезные ископаемые



Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

По трубе течет,

пироги печет. (Газ)

Не зря она варилась

В доменной печи.

На славу получились

Ножницы, ключи: (Руда)

Если встретишь по дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он -удобрение. (Известняк)

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф)

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Черный и блестящий,

Помощник настоящий. (Каменный уголь)

Ни огня,

Ни света,

А огнем блестит. (Золото)

Полезные ископаемые

Белый камушек растаял - на доске следы оставил (мел)



Под землей их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть, и газ, и много руд. (Полезные ископаемые)



Камни, почву раздробил

Специальный бур -

Из земли фонтан забил,

Маслянист и бур.

Та, что есть в фонтане этом,

Всем нужна зимой и летом.

В ней потом найдут бензин,

И мазут, и керосин. (Нефть)



Черный-черный порошок

Очень нам зимой помог.

Им мы печку разжигали,

То-то было жара!

Кочергой его мешали,

Словно кочегары.

Этот порошок, друг мой.

Добывают под землей. (Уголь)



Мне, ребята, после плавки

Сталью быть охота.

Сталь нужна и для булавки,

И для космолета.

А сама-то я невзрачна,

Темною бываю.

Под землей, в пещерах мрачных

Часто залегаю. (Руда)

Уголь под землей найдут,

Вверх его поднимут.

Завершив тяжелый труд,

Люди каски снимут.

Их работа всем нужна -

С угольком зимой страна! (Шахтеры)



Проберется с молотком

К неизвестным скалам.

С каждым камешком знаком,

С каждым минералом. (Геолог)

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступеньки, постаменты

Красивы станут и заметны. (Мрамор)



Растительный мир земли



Разнообразие растительного мира

Культурные растения

Среда обитания растений

Лес

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой,

Ваню - хворостинкой (Лес)

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом -

Чудеса увидишь в нем! (Лес)



Жаль озябшего бедняжку -

Всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам. (Лес)

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет.

А нагрянет холод злой -

Скинет с плеч ее долой? (Лес)

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы. (Береза)

Зелена, а не луг,

бела, а не снег,

кудрява, а не голова. (Береза)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза)

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (Береза)

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Береза)

Стоит Алена,

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан. (Береза)

Стоят в поле сестрицы:

платьица белёны,

шапочки зелёны. (Березы)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. ( Дуб)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (Желудь)

Все детки на ветках

С рожденья в беретках.

С деревьев упадут -

Береток не найдут. (Желудь)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

Что за дерево стоит -

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина)

В сенокос - горька,

А в мороз - сладка.

Что за ягодка? (Рябина)

Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина)

Сыплет будто из мешка? (Пух тополя)

Летом снег!

Просто смех!

Снег по городу летает

Почему же он не тает? (Пух тополя)

Меня в лесу оставили,

Весь век торчать заставили:

В ушанке заячьей - зимой,

А летом с бритой головой. (Пень)

Стоят казаки,

На них белы колпаки. (Пни в снегу)

грибы

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает - повезло! (Гриб)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

Шапочка да ножка. -

Вот и весь Ермошка. (Гриб)

Под елкою, под осинкою

Стоит мальчик с пальчик,

На нем сер кафтанчик,

Шапка красненька. (Гриб)

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб)

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

Пока дети, каждый в берете,

Повзрослели - шляпы надели. (Грибы)

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошёл,

Красну шапочку нашёл. (Подосиновик)

Во лесу, во бору

Стоят стары старички,

На них красны колпачки.

(Подосиновик)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осинок.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я - … (Подосиновик)

В роще у березки

Повстречались тезки! (Подберезовики)

Не спорю - не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще. (Подберезовик)

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети, -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой. (Опята)

Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три - и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду! (Боровик)

Зашел мужик в сосняк,

нашел слизняк,

бросить жалко,

съесть сыро. (Груздь)

Растут на опушке

Рыжие подружки.

А зовут их … (Волнушки)

Золотистые … -

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом. (Лисички)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай!

Это … (Сыроежки)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной

Никуда не годный. (Мухомор)

На бору, на яру

Стоит мужичок -

Красный колпачок. (Мухомор)

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый … (Мухомор)

Травы , цветы

Луг

Поутру росой умыт,

Раз в году

Косой побрит. (Луг)

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у реки голубой

И жёлт, и синь, и ал! (Луг)

Косою острой

Скошено,

Горой высокой

Сложено. (Сено)

Хвойный лес

Лиственный лес

Смешанный лес

Еловый лес

Сосновый бор

Поле

Цветники

Загадки о цветах и растениях

Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В тонких веточках... (мимоза)

Вырос во поле цветочек:

Сверху - синий огонечек,

Снизу - тонкий стебелек.

Что за цветик? (Василек)

Цветики - корзинкой

С желтой серединкой,

Белая рубашка.

Хороша... (ромашка)

Выросли звоночки в ряд,

Жалко только - не звенят.

Синие бутончики -

Это... (колокольчики)

В лепестки, как в плащ атласный,

Спрятался цветок прекрасный.

Не раскроется никак

В огороде красный... (мак)

Желтую надел он маску

И на бал зовет нас в сказку.

Головой склоняясь вниз,

Всех приветствует... (нарцисс)

Горделивая сестрица,

Всех цветов она царица.

Страшен ей приход мороза.

А зовут царицу... (роза)

Он чуть-чуть похож на розу,

Но не занозишь занозу.

Распустился летом он.

Что за куст такой? (Пион)

Вот корзинка с черным донцем

Целый день следит за солнцем.

В ней так много зернышек.

Что это? (Подсолнушек)

Куст в овраге вырастает,

Лишь дотронешься - кусает.

Не цветет весной красиво.

Что за куст такой? (Крапива)

Мячики колючие,

Очень приставучие.

Их прицепит всем бездельник -

Пакостный сорняк... (репейник)

Кто там смотрит из межи

Посреди колосьев ржи?

Это цветики-малютки,

Голубые... (незабудки)

Чьи высокие макушки

Розовеют на опушке?

Лето красное встречай!

Расцветает... (иван-чай)

Из воды и там, и тут

Белые цветы растут.

Пруд красив, как на картинке,

Летом в нем цветут... (кувшинки)

Колосочки на просторе,

Будто золотое море.

Черный хлеб из них хорош,

Ведь колосья эти - ... (рожь)

Загадка про ромашку

На лугу у той дорожки,

Что ведет к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке,

Белый с желтеньким глазком.

Я его сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!» (ромашка)

Звать его нам нечего,

Он и сам придет,

Расцветет доверчиво

Прямо у ворот -

Солнцем залитой

Цветик золотой. (лютик)

У нас в палисаднике,

Возле терраски,

Растут бордовые,

Фиолетовые, лиловые

И голубые глазки.

Они распускаются

Быстро, как в сказке. (Анютины глазки)

Их видимо-невидимо,

Не сосчитаешь их.

И кто ведь только выдумал -

Веселых, голубых...

Должно быть, оторвали от неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок. (Незабудка)

Дышит, растет,

а ходить не может.(Растение)

Части растения

Цветок стебель



Был тугим он кулачком,

А разжался - стал цветком. (Бутон)



Лист

Вот сидит на ветке

Маленькая почка,

Ждет тепла и света,

Чтобы стать …

(листочком)

С ветки в речку упадет,

И не тонет,

А плывет. (Лист)

Рыжий Егорка упал в озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул. (Лист)

Растут - зеленеют,

Упадут - пожелтеют,

Полежат - почернеют. (Листья)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листья)



Корень

В высоту, к теплу и свету,

Без усилий лезут ветки,

И настойчивей, упорней

Прорастают в землю … (Корни)

Деревья

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший -

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

В шубе летом,

А зимой раздеты. (Деревья)

На ветках -

Плотные комочки.

В них дремлют

Клейкие листочки. (Почки)

Кустарники

Рядом растет он с березами, кленами.

Листья же осенью сбросит зелеными.

Ароматными гроздьями летом цветет.

Кто же кустарник тот назовет?

(Сирень)

Не зима сейчас, а лето,

И не ёлка, кустик это.

Хоть на вид совсем простой,

Но колючий он и злой.

На куст дружно навались,

Но смотри - не наколись.

Рукой ветки раздвигай,

Витамины собирай.

(Крыжовник)

Травы

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растет, цветет все лето.

Коровам без нее - беда:

Она их главная еда. (Трава)

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай! (Душица)

Эй, звоночки,

Синий цвет, -

С язычком,

А звону нет! (Колокольчик)

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит. (Колокольчик)

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят. (Ландыш)

Беленькие горошки

На зеленой ножке. (Ландыш)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василек)

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик)

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него -

И не будет ничего. (Одуванчик)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок -

И остался стебелек. (Одуванчик)

Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок,

Белые реснички. (Ромашка)

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка)

Стоит в саду кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашка)

Белая корзинка,

Золотое донце.

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (Ромашка)

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой.(Подснежник)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех

Весну встречает. (Подснежник)

Кувшинчики и блюдца

Не тонут

И не бьются. (Кувшинки)

На воде увидел ты

Белые цветы.

Эти жители реки

На ночь прячут лепестки. (Лилия водяная)

Лик пахучий,

А хвост колючий. (Роза)

Это зелье ты не тронь:

Жжется больно,

Как огонь. (Крапива)

Растет зеленый кустик,

Дотронешься - укусит. (Крапива)

Не огонь - а жжется,

В руки не дается.

Выросла под ивой,

Звать ее? … (Крапива)

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! (Крапива)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его - сережки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

Весь в пыли,

Хоть сил немного,

У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид. (Подорожник)

Лист острый, узкий,

тянется высоко,

растет в болоте. (Осока)

Стоит над водой,

Трясет бородой. (Камыш)

Ствол этот не простой:

Хоть длинный,

Но пустой. (Тростник)

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких:

Если их не обойдешь -

На себе их все найдешь. (Репейник)

Вырос в поле

Злой и колкий,

Во все стороны иголки. (Репейник)

Кто ни прикасается, -

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (Репейник)

Растет на суше,

голова из плюша. (Рогоз)

Как его назвать?

Среди болот

Высоко и быстро он растет,

Словно он бамбук, а не трава.

Темною сигарой - голова. (Рогоз)

К дереву прижмется

И кверху змейкой вьется.

А под осень выйди в сад -

Гроздья желтые висят. (Хмель)

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох)

Я - болотное растенье,

Конопатят мною стены. (Мох)

Хвойные деревья

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель, сосна)

Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель, сосна)

Зимой и летом

Одним цветом. (Ель, сосна)

Летом и зимой

В рубахе одной. (Ель, сосна)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки - только на макушке. (Сосна)

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница)

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

Лекарственные растения

Весной зеленела,

летом загорела,

осенью надела

красные кораллы. (Рябина)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

В нем почти сто метров роста:

На него залезть не просто!

Из Австралии был он

К нам в Колхиду завезен.

У него одна работа -

Осушение болота. (Эвкалипт)

То ли с крыши, то ли с неба -

Или вата, или пух.

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Методическое пособие к учебнику природоведения 5 класса (обобщение опыта работы)

Комнатные растения

На окне зимой и летом

Вечно зелен и красив.

Ярко-красным цветом

Горит нежно... (бальзамин)

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (пеларгония, герань)

Плоский, длинный, а не брус,

Полосат, а не арбуз. (Сансевьера)

Чтобы солнце сквозь стекло

К нам в окошко не пекло,

Я повешу шторочку,

На белую распорочку,

Не крючком плетеную -

Живую и зеленую. (Традесканция)

Вверх по стенке крутой,

По бетонке литой

Многоножка ползет,

С собой листья везет. (Плющ)

Методическое пособие к учебнику природоведения 5 класса (обобщение опыта работы)

Лист с горбочком, желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час. (алоэ)

Вот чудесные цветы

Небывалой красоты,

Яркие, пахучие…

Ай - ай - ай! Колючие (розы)








Животный мир земли

Разнообразие животного мира

Звери

В лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Зубами «щелк»

Это серый (волк)

Полосатый, сильный, важный

Как большая, злая кошка,

И когда он в клетке даже,

Я боюсь его немножко.

(Тигр)

Там где холод, снег и лед

Этот дикий зверь живет,

Он большой, пушистый, белый,

А еще рыбак умелый.

(Белый медведь)

Он на ёжика похожий,

У него иголки тоже,

Но за морем - не у нас

Обитает…

(Дикобраз

Руки ей нужны как ноги!

Без тропинки, без дороги

На деревьях утром рано

Ловко скачет …

(Обезьяна)

Хоть с иголками я тоже,

Но на ёлку не похож я.

Я под ней живу, и всё ж,

Как вы поняли, я - … . (ЁЖ)

У леса, на опушке

Увидали мы зверушку:

Скачет, словно мячик.

Кто же это? Верно, … (ЗАЙЧИК)

Подхожу на шаг поближе

Я к решетке, осмелев,

Я его впервые вижу:

- Папа, папа это … (Лев)

Кто мышкует на опушке,

Что за рыжий огонек? -

Шевеля тихонько ушком,

Вдруг замрет и сразу - скок! (Лиса)

У меня «рука» большая,

Что висит на голове.

Всё «подручное» хватая,

Посылаю в рот себе. (СЛОН)

Косолап, а не косой!

И не маленький - большой!

Может много скушать меда,

А еще проспать полгода.

(Медведь)

Ласковое прозвище у зверя,

Умильный вид и шерсть мягка.

Но лучше вам теперь поверить -

С ним дружба хороша издалека. (Ласка)

Эта белая лисичка

Лишь на севере живёт.

Очень любит кушать птичек

И мышатам счет ведёт (Песец)

Этот зверь бежит так быстро,

Что догнать его - никак.

Но свою добычу шустро

Догоняет просто так! (ГЕПАРД)

Он играет с нами в прятки,

Прячется в сырой земле.

И еду - свои запасы

Он хранит в большой норе. (СУСЛИК)

Это зверь, а не зверек,

И не в нашем он лесу,

У него один лишь рог,

Да и этот на носу! (Носорог)

Вот так шея, вот так рост! -

Не животное - колосс!

Ноги тоже хороши,

Видно рос он от души! (Жираф)

Прыгнул кроха, как в нору

В сумку к маме - … .(КЕНГУРУ)

Среда обитания

Животные суши

Животные Водоемов



Мы пугливы иногда,

Можем быть и храбрыми,

Окружает нас вода,

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

Мы по рекам и морям. (Рыбы)



Ты, читатель, мне поверь,

Что не рыба я, а зверь.

Нет характера добрей -

В шторм спасаю я людей. (Дельфин)



Этот домик я могу

Отыскать на берегу.

В нем укрытие моллюска

И хозяин гордый:

"Домик выдержит нагрузку,

Известковый, твердый". (Ракушка)

Я маленький и круглый,

Живу в воде друзья.

Есть хвостик, лапок нету -

Лягушкой буду я. (ГОЛОВАСТИК)







Я живу на дне реки.

Только где же плавники?

Нет их, сам скорей взгляни -

Вместо них мои клешни.

Если вдруг опасность рядом,

чень часто пячусь задом. (Рак)



Голова и много ног,

А характер очень строг:

сли гость ко мне не зван,

Поступаю мило -

Выпускаю в океан

Черные чернила. (Осьминог)



Я с неба упала

На морское дно

И хищницей стала

Давным уж давно. (ЗВЕЗДА МОРСКАЯ)



Я живу на берегу,

Я там житель постоянный.

Я для палочек продукт,

Но совсем не деревянный. (КРАБ)

Я ползу своей дорогой,

Домик на себе несу.

Нужно мне совсем немного -

Жить спокойно я хочу! (УЛИТКА)

Насекомые

На пруду я как-то был,

Рыбку здешнюю ловил.

Но она не шла никак -

Видно, дохлый был … .

(Червяк)

Я по комнате летаю -

Неприятная для слуха.

Извини, но я такая,

Надоедливая … . (МУХА)

Я порхаю над капустой,

Устали не зная.

Отложу яичек густо.

Кто меня узнает? (БАБОЧКА-КАПУСТНИЦА)



Рыбы

Пресмыкающиеся

По реке плывет бревно,

И коварное оно,

Оживая вдруг, внезапно,

Может нас за ногу цапнуть.

(Крокодил)

Я умею быстро скрыться

И тихонько затаиться.

Ну, а если ты обманешь

И за хвост меня поймаешь,

Я его тебе, прощаясь,

Сброшу, в травке растворяясь.

(ЯЩЕРИЦА)

Эта змея чуть побольше удава

И ходит о ней не хорошая слава:

Может кабанчика вмиг заглотить,

Иль обезьянку. И что ей не жить?

(АНАКОНДА)

Уж очень ядовита -

Тем и знаменита

В капюшоне та змея.

Должны вы знать, её, друзья.

(КОБРА)


Домашние животные



Это зайчик, но домашний,

А жует он так же ловко,

Также любит клевер-кашку,

И капусту, и морковку. (Кролик)

Она большая,

Она высокая.

И нас катает,

И громко цокает.(Лошадь)

Стоит пред новыми вратами

Зверь: в шубе, да с рогами.

Стоит и думает: «Как быть?

Рогами бить или не бить?» (БАРАН)

Хорошо нам жить на даче:

Куры бегают кругом,

А ещё она в придачу

Поит жирным молоком. (КОЗА)

Лошадкин ребёнок

Совсем не телёнок,

Не щенок он, не котёнок,

Не цыплёнок, не ягнёнок.

Кто догадается

Как он называется? (Жеребенок)

Птицы

Одет всегда он как на бал,

Я в телевизоре видал:

В рубашке белой, в чёрном фраке.

Весёлый он, не любит драки.

Живёт среди льдин.

А зовут его -… (пингвин)

Нам в хозяйстве помогает,

Дом охотно заселяет

Свой, похожий на дворец,

Наш весёлый друг - … . (Скворец)

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг? (Дятел)

На болоте я живу,

По болоту я хожу.

Если прыгнет вдруг лягушка,

Будет «прыгать» в моём брюшке! (ЦАПЛЯ)

Надувается, как шар,

Клювом-хоботом - удар!

Клюв, что хобот. Сам надут.

Птицу эту как зовут? (Индюк)

Шипеть я умею, как будто змея

И словно змеиная шея моя,

А плаваю лучше и этим горжусь,

Кто может сравниться со мною, я - (Гусь)

Собаки

Как-то мамочка моя

Зарычала из-под лавки,

Зарычать хотел и я,

Но пока могу лишь тявкать. (Щенок

Я очень громко лаю,

Но вас не покусаю,

Да потому что дети -

Есть лучшее на свете! (СОБАЧКА)

Домашние кошки

Может кот я, может кошка,

Это я еще не знаю,

Я ведь глупенький немножко

И хвостом своим играю.(Котёнок)

Любит у печки сидеть,

Жмуриться ласково, песенки петь.

За сливочки, масло,

За рыбку и мясо,

За молоко и за за сало

Мне говорить: «Мяу, мало!» (Кошка)



Человек

Организм










Под землей подземный ход

Действует который год.

И в него шоссе нырнуло,

Вниз машины увело.

Часто шумно здесь от гула,

А от фар почти светло. (Туннель)

В нём пустыня Калахари,

Миражей полно в Сахаре.

Этот южный материк

И по площади велик.

(АФРИКА)

© 2010-2022