Урок 11 класс Гланые направления эволюции

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 11 класс Гланые направления эволюцииУрок 11 класс Гланые направления эволюцииУрок 11 класс Гланые направления эволюцииУрок 11 класс Гланые направления эволюцииУрок 11 класс Гланые направления эволюцииУрок 11 класс Гланые направления эволюцииУрок 11 класс Гланые направления эволюцииУрок 11 класс Гланые направления эволюцииМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

КАМСКОПОЛЯНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГАОУ СПО «НИЖНЕКАМСКИЙ СВАРОЧНО-МОНТАЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»


Утверждаю

Зам. заведующей по УПР

____________Г.Р.Шигапова

«____»____________2013г



Открытый урок

Главные направления эволюции

Урок 11 класс Гланые направления эволюции

Подготовила преподаватель I категории

Э.Г. Гильфанова


пгт Камские Поляны

2013 г.

Формируемые компетенции:

ОК. 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ОК. 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК. 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Цель урока: познакомить учащихся с основными типами эволюционных изменений, сформировать знания о главных направлениях эволюции и их показателях, конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса.

Задачи урока: Обучающая: изучить главные направления эволюции органического мира и пути достижения биологического прогресса; рассмотреть соотношение между главными путями эволюции; охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе видов;

Развивающая: способствовать развитию логики - смыслового мышления обучающихся, развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, делать выводы, уметь использовать ранее изученный материал, развивать навыки коллективного труда; а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

Воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.

Тип урока: Комбинированный

Метод обучения: частично-поисковый, проблемный, диалогический;

Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, практическая работа

Форма урока: групповая работа

Вид урока: Изучение нового материала

Метод преподавания: стимулирующий

Метод учения: частично - поисковый

Материально- техническое оснащение урока:

1.Раздаточный материал: папки с тестовыми заданиями

2. проектор, экран Презентация: «Главные направления эволюции

3. Видеосюжет: «Ароморфоз»

Литература:1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечник «Общая биология 10-11 классы»;

2. Т.А. Козлова Тематическое и поурочное планирование по биологии»;

3. Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова «Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы»

4. Красная книга Татарстана

5. Интернет-ресурсы

Межпредметные связи: экология (тема: Жизненные формы), география (темы: Материки, Мировой океан).

Внутрипредметные связи: ботаника (темы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Покрытосеменные), зоология (темы: Нервная система, Опорно-двигательная система, Органы кровообращения)













Ход урока:

I. Организационный момент (1 минута)

- приветствие обучающихся;

- проверка готовности обучающихся к уроку;

- рапорт дежурного;

- психологический настрой обучающихся к уроку.

II. Актуализация знаний ( 5 мин.)

Ключевые понятия по новой теме размещены на доске:

Параллелизм
Конвергенция

Дивергенция

Биологический прогресс.
Биологический регресс

Ароморфоз
Идиоадаптация
Дегенерация

Группа делится на 3 подгруппы (в подгруппе как сильные, так и слабые обучающиеся)

Цели урока (для обучающихся проговаривает преподаватель).(слайд № 1)

- На этом уроке мы рассмотрим и закрепим основные понятия по теме «Главные направления эволюции», закрепим умения работать с таблицами.

На столах лежит оценочный лист, где обучающиеся должны ставить оценки своей подгруппе за ответы (приложение №1)

- Мотивация урока. Ребята, обратите внимание на экран, как вы понимаете тему сегодняшнего урока «Главные направления эволюции» о чём мы сегодня будем говорить? (ответы обучающихся) (слайд № 2)

- Для того чтобы хорошо усвоить новую тему, вспомним ключевые понятия.

Мозговой штурм: (слайд № 3)

  • Термин эволюция? (процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора)

  • Вид? ((лат. «генус») - совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства; населяющие определённый ареал; обладающие определёнными морфо-физиологическими признаками).

  • Назовите критерии вида?

  • Морфологический - (сходство внешнего и внутреннего строения)

  • Физиологический (сходство всех процессов жизнедеятельности и прежде всего сходство размножения)

  • Генетический (характерный для каждого вида набор хромосом)

  • Экологический. (Набор факторов внешней среды, необходимых для существования)

  • Географический (распространение вида в природе (ареал))

  • Исторический (общность предков, единая история возникновения и развития).

  • Изменчивость? (способность организмов изменять свои признаки и свойства)

  • Естественный отбор? (выживают особи наиболее приспособленные, менее приспособленные погибают)

III. Изучение нового материала. (20 мин.)

Ребята откройте тетради и запишите тему урока «Главные направления эволюции»

Изучение нового материала начинается с самостоятельного изучения параграфа Задание №1. Самостоятельная работа с учебником

- Используя параграф 63 стр. 230 самостоятельно из учебника определите, какие типы эволюционных изменений зашифрованы (приложение №2). Назовите примеры, используя рисунки животных (приложение №3)

- Проверим правильность ваших ответов: 1 подгруппа - Параллелизм

2 подгруппа - Конвергенция

3 подгруппа - Дивергенция

(Записать в тетради)

Типы эволюционных изменений

Параллелизм

Дивергенция

процесс эволюционного

изменения сходные признаки

приобретают родственные

организмы. Например,

ласты.

Конвергенция


эволюционного изменения, в результате

которого сходные признаки

приобретают неродственные организмы

Например, измененные конечности, складки кожи


3.1. Типы эволюционных изменений.

(слайд № 4) Параллелизм - это процесс эволюционного развития в сходном направлении двух или нескольких родственных организмов. Например, среди млекопитающих китообразные и ластоногие независимо друг от друга перешли к обитанию в водной среде и приобрели соответствующие приспособления - ласты.

(слайд № 5) Конвергенция - тип эволюционного изменения, в результате которого сходные признаки приобретают неродственные организмы. Классическим примером конвергентного развития является возникновение сходных форм тела у акулы, ихтиозавра, дельфина. Сходство между неродственными организмами бывает только внешним. У птиц и у бабочек имеются крылья, но происхождение этих органов различно. В первом случае - это измененные конечности, во втором - складки кожи.

(слайд № 6) Дивергенция - процесс дивергенции представляют обычно в виде эволюционного древа с расходящимися ветвями. Общий предок дал начало двум или большему количеству форм, которые, в свою очередь, стали родоначальниками многих видов и родов. Примером дивергенции форм является возникновение разнообразных по морфофизиологическим особенностям вьюрков от одного или немногих предковых форм на Галапагосских островах.

3.2 Главные направления органической эволюции

Объяснение преподавателя:

- Прогресс и регресс - это два главных направления органической эволюции. Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена (1884-1963 гг.) и Алексея Николаевича Северцова (1866-1936) (слайд № 7)

- Ребята для получения дополнительной оценки, вы можете приготовить на следующий урок приготовить сообщение: «Биография И. И. Шмальгаузена и А. Н. Северцова.


Направления (слайд № 8)

Эволюции



Биологический Биологический

прогресс регресс

Беседа:

- Ребята, как Вы понимаете биологический прогресс? (ответы обучающихся)

- Какое направление эволюции можно проследить в следующих высказываниях? Увеличение численности кроликов после заселения их в Австралию? (биологический прогресс)

- Характеристика биологического прогресса? (Высокая численность, широкий ареал, большое количество подчиненных систематических групп)

Вывод: Биологический прогресс - это результат успеха в борьбе за существование.

- Снижение численности лишайников в густонаселенных районах? (биологический регресс).

- Дайте Характеристику биологического регресса (уменьшение численности, сокращение ареала, снижения числа систематических групп более низкого ранга).

Вывод: Биологический регресс - отсутствие необходимого уровня приспособленности.

- Чем опасен биологический регресс? (Вымиранием)

Биологический регресс чреват опасностью вымирания и в некоторых случаях человек способствует этому.

- Какой вы можете привести пример? (Вследствие усиленного отстрела сократилась численность, и сузился ареал распространения соболя, на грани вымирания уссурийский тигр).

Вывод: Эволюция имеет необратимый характер, вот почему для сохранения видов созданы и создаются Красная книга, заповедники, заказники, национальные парки.

Запишите в тетрадях (слайд № 9)

Биологический прогресс

Биологический регресс

(от лат. progressus - движение вперёд) - достижение данной группой организмов успеха в борьбе за существование.

(от лат. regressus - движение назад) - эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.

- увеличение численности особей;

- расширение ареала;

- активное образование новых видов, популяций.

Вывод: гарантирует видам дальнейшее развитие.

- снижение численности особей данного вида;

- сужение ареала обитания;

Вывод: влечёт к вымиранию организмов.

3.3 Пути достижения биологического прогресса:

Работа в подгруппах

Пути достижения биологического прогресса



Ароморфоз (арогенез) Общая дегенерация (катагенез)

Идиоадаптация (алломорфоз)

(слайд № 10) Ароморфоз - главный путь достижения биологического прогресса (от греч. airo - поднимаю и morfozis - образец, форма) - эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающее уровень его организации, т.е. ведущее к биологическому прогрессу.

Примеры:

  • Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца у ланцетника двух -, трёх-, четырёх - камерному сердцу у позвоночных;

  • Обособление кругов кровообращения и разделение артериального и венозного кровотоков;

  • Появление челюстей у позвоночных; появление скелета; возникновение жабр и лёгких;

  • У животных: двусторонняя симметрия тела, развитие мышц, сегментация тела, появление хорды, челюстей, выкармливание детенышей молоком

  • Переход растений от размножения спорами к размножению семенами; образование цветков и плодов у цветковых растений; появление проводящей системы у наземных растений

  • У растений: развитие тканей, появление вегетативных органов, появление цветков, плодов, семян, появление фотосинтеза.

( слайд №11) Идиоадаптация (от греч. idios - особый и лат. adapto - прилаживаю) - приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов.

Пример:

  • покровительственная окраска насекомых; строение ног, клюва у птиц;

  • форма тела скатов и камбалы и др.

  • Различная окраска, форма тела у водных животных, различные конечности у насекомых и животных.

  • У растений приспособление к опылению цветков ветром, насекомыми, видоизменение листьев

( слайд № 12) Общая дегенерация - (лат. degenero - вырождаюсь) - упрощение организации в ходе эволюции данной группы организмов, сопровождающееся утратой ряда функций и выполняющих их органов.

Пример:

  • У пещерных обитателей часто наблюдается редукция органов зрения, снижение активности, отсутствие пигментации;

  • У паразитов - редукция кишечника, ротового и анального отверстий, упрощение строения нервной системы.

Задание: Заполните таблицу, проставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции (приложение № 4)

А - ароморфоз

И - идиоадаптация

Д - дегенерация

Приспособительные признаки, возникающие

в ходе эволюции

направления эволюции

1

Возникновение многоклеточных организмов


2

Возникновение полового процесса


3

Образование позвоночника


4

Образование пятипалых конечностей


5

Образование ластов


6

Образование цепкого хвоста (у обезьяны)

7

Образование у земноводных трехкамерного сердца

8

Образование у земноводных двух кругов кровообращения

9

Возникновение теплокровности

10

Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

11

Усложнение головного мозга

12

Увеличение массы головного мозга

13

Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

14

Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

15

Утрата густого шерстного покрова (у слона)

16

Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня)

17

Образование хобота у слона

18

Удлинение шеи у жирафа

(приложение №5) Сравните правильность ответов. За каждый правильный ответ - 1 балл (внесите в таблицу Лист самооценки) (слайд №13)

Приспособительные признаки, возникающие

в ходе эволюции

направления эволюции

1

Возникновение многоклеточных организмов

а

2

Возникновение полового процесса

а

3

Образование позвоночника

а

4

Образование пятипалых конечностей

и

5

Образование ластов

и

6

Образование цепкого хвоста (у обезьяны)

и

7

Образование у земноводных трехкамерного сердца

а

8

Образование у земноводных двух кругов кровообращения

а

9

Возникновение теплокровности

а

10

Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

и

11

Усложнение головного мозга

а

12

Увеличение массы головного мозга

и

13

Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

а

14

Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

д

15

Утрата густого шерстного покрова (у слона)

д

16

Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня)

д

17

Образование хобота у слона

и

18

Удлинение шеи у жирафа

и

IV. Закрепление изученного материала. (10 мин.)

Преподаватель озвучивает явление, а обучающиеся устно отвечают

(слайд №14)

  1. Появление челюстей у позвоночных. (Ароморфоз)

  2. Покровительственная окраска у животных. (Идиоадаптация)

  3. Отсутствие ног у змей. (Дегенерация)

  4. Уменьшение ареала белых лебедей. (Регресс)

  5. Корневище ландыша, клубни картофеля представляют собой подземные побеги. (Дивергенция)

  6. Сходные структуры в строении глаз осьминога и человека. (Конвергенция)

Тест: Верно, или неверно (устно) (слайд №15)

  1. - Приводят ли идиоадаптации к морфологическому прогрессу?

  2. + Приводят ли идиоадаптации к биологическому прогрессу?

  3. + Является ли дегенерацией упрощение нервной системы и органов чувств, у бычьего цепня?

  4. + Отсутствие листьев, корней и хлорофилла дегенераций у повилики?

  5. - Биологический регресс ли гарантирует видам дальнейшее развитие?

  6. + Ароморфозы, идиоадаптации к биологическому прогрессу?

Рефлексия урока (2 мин) (Слайд №16)
- Что нового узнал на уроке?
- Где испытывал трудности?
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось на уроке?
- Где пригодятся эти знания?

В тетрадях составим синквейн 1) группа - Ароморфоз

2) - Идиоадаптация

3) - Дегенерация

Объявление и выставление оценок за урок.

Оценочный лист (приложение №1)

Задание

Оценка




(слайд № 17) V. Задание на дом (2 мин) § 63, стр. 230-236. В дополнительной литературе найдите новые для вас примеры

биологического прогресса регресса видов в связи с деятельностью

человека, запишите их в тетрадь.








Приложение №1

ЛИСТ САМООЦЕНКИ



Задание

Оценка

1



2



3



4



5



6



7













































Приложение №2

………….- это процесс эволюционного развития в сходном направлении двух или нескольких родственных организмов. Например, среди млекопитающих китообразные и ластоногие независимо друг от друга перешли к обитанию в водной среде и приобрели соответствующие приспособления - ласты.

…………..- тип эволюционного изменения, в результате которого сходные признаки приобретают неродственные организмы. Классическим примером конвергентного развития является возникновение сходных форм тела у акулы, ихтиозавра, дельфина. Сходство между неродственными организмами бывает только внешним. У птиц и у бабочек имеются крылья, но происхождение этих органов различно. В первом случае - это измененные конечности, во втором - складки кожи.

………….- Процесс дивергенции представляют обычно в виде эволюционного древа с расходящимися ветвями. Общий предок дал начало двум или большему количеству форм, которые, в свою очередь, стали родоначальниками многих видов и родов. Примером дивергенции форм является возникновение разнообразных по морфофизиологическим особенностям вьюрков от одного или немногих предковых форм на Галапагосских островах.

(Дивергенция Параллелизм, Конвергенция)











Приложение №3

Урок 11 класс Гланые направления эволюции Урок 11 класс Гланые направления эволюции

Урок 11 класс Гланые направления эволюцииУрок 11 класс Гланые направления эволюции

Урок 11 класс Гланые направления эволюции

Урок 11 класс Гланые направления эволюцииУрок 11 класс Гланые направления эволюции

Галапагосские вьюрки

Приложение № 4

А - ароморфоз

И - идиоадаптация

Д - дегенерация

Приспособительные признаки, возникающие

в ходе эволюции

направления эволюции

1

Возникновение многоклеточных организмов


2

Возникновение полового процесса


3

Образование позвоночника


4

Образование пятипалых конечностей


5

Образование ластов


6

Образование цепкого хвоста (у обезьяны)

7

Образование у земноводных трехкамерного сердца

8

Образование у земноводных двух кругов кровообращения

9

Возникновение теплокровности

10

Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

11

Усложнение головного мозга

12

Увеличение массы головного мозга

13

Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

14

Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

15

Утрата густого шерстного покрова (у слона)

16

Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня)

17

Образование хобота у слона

18

Удлинение шеи у жирафа









Приложение № 5

За каждый правильный ответ - 1 балл

Приспособительные признаки, возникающие

в ходе эволюции

направления эволюции

1

Возникновение многоклеточных организмов

а

2

Возникновение полового процесса

а

3

Образование позвоночника

а

4

Образование пятипалых конечностей

и

5

Образование ластов

и

6

Образование цепкого хвоста (у обезьяны)

и

7

Образование у земноводных трехкамерного сердца

а

8

Образование у земноводных двух кругов кровообращения

а

9

Возникновение теплокровности

а

10

Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

и

11

Усложнение головного мозга

а

12

Увеличение массы головного мозга

и

13

Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

а

14

Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

д

15

Утрата густого шерстного покрова (у слона)

д

16

Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня)

д

17

Образование хобота у слона

и

18

Удлинение шеи у жирафа

и











© 2010-2022