Конспект урока на тему Животные на войне

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 7 классе «Животные на войне»

Цель:стимулирование познавательного интереса у учащихся о роли животных в жизни человека во время Великой Отечественной войны. Формирование патриотической позиции. Воспитание любви к Родине, гуманного отношения к животным. Воспитание чувства гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Фоном звучит песня «Журавли» Учитель: Идут годы, меняется жизнь, но время не в силах стереть из нашей памяти великую дату - 9 мая 1945 года. Этот день отмечают в каждой семье, как великий праздник - День Победы в Великой Отечественной войне. Мы родились уже после войны и, к счастью не узнали её ужасов, но глубоко гордимся тем, что наш народ сумел выстоять в жестокой битве с фашизмом и победить. В этот день мы вспоминаем погибших и живых, воинов и мирных жителей - всех, благодаря кому была завоевана победа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. События военного времени не забыты - они живы в воспоминаниях ветеранов.

В Победе в Великой Отечественной войне, которую мы в эти дни продолжаем праздновать, в победах в других войнах, в течение тысячелетий, играли героическую роль бойцы, чьи имена не хранятся в анналах истории.
Хочу напомнить, друзья, что и эти безымянные воины достойны уважения и любви нашей. Сегодня наш урок мы посвятим им. Животным, которые внесли свой вклад Победу. .(Слайд 1)


Утверждены официальная эмблема и логотип празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.(Слайд 2)

Эмблема представляет собой многоцветное изображение знака ордена Отечественной войны I степени в обрамлении золотых лавровых ветвей. Между ветвями расположена надпись золотого цвета «70 ЛЕТ». А на официальном логотипе празднования изображен летящий голубь на небесно-синем фоне и Георгиевская лента. .(Слайд 3)

Применение цветов российского триколора в изображении и надписях подчеркивает высокий государственный статус празднования. Как вы думаете, почему именно голубь является символом победы?

Сообщение ученика Голубь - символ мира

Все знают, что голубь считается символом Мира, но почему это так, могут объяснить далеко не все. На самом деле, голубь стал всеобще признанным символом Мира после того как Пабло Пикассо нарисовал эмблему для Всемирного конгресса сторонников мира который проходил в 1949 году. (Слайд 4)

На эмблеме был изображен белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь..

Конечно, эмблема не была придумана с потолка. Если внимательно присмотреться, то лучшей кандидатуры на символ мира просто не отыскать - воробей слишком суетливый, ворона слишком мрачная, павлин чересчур пафосный. Может, подошел бы лебедь, но он уже является символом любви и верности, и к тому же он не играл в реальной жизни столь важной роли светлого вестника как голубь.

Еще в древности голубь был символом плодородия и мира. Древние люди думали, что у голубя нет желчного пузыря, а желчь со времен Гиппократа считалась причиной злого, сварливого нрава. Бытовало поверие, что дьявол и ведьмы могут принимать любые обличия, кроме голубя, осла и овцы. Также голубь изображался на скипетрах некоторых правителей, символизируя власть, посланную им Богом.

А на Востоке голуби вообще были священными птицами. Именно голубь появлялся на плече пророка Мухаммеда, олицетворяя сходящее на него Божественное вдохновение.

В каждой культуре голубь несет свой особенный смысл: в масонстве он - символ невинности и чистоты, в Китае - старости и долголетия. Согласно индийской легенде, в белых голубях заключены души любящих. Да и сейчас целующиеся голубки символизируют влюблённых.

Белый голубь считается посланцем Венеры - птицей, приносящей удачу влюбленным. Существует легенда, что однажды голуби Венеры свили гнездо в шлеме бога войны Марса, из-за чего он, дабы их не тревожить, отложил свой очередной военный поход. Голубь часто ассоциируется с доброй вестью, а во все времена, не было вести лучше, чем весть об окончании войны.

В христианстве голубь считается символом Святого Духа, Который сошел на Христа при крещении в облике голубя. В Библии голубка, выпущенная Ноем, принесла ему оливковую ветвь как символ примирения стихии. Это считается знаком прощения людей.

Несмотря на различие многих религий и культур, ни в одной из них голубь не ассоциируется со злом, напротив, он извечный символ добра, любви и мира во всем мире.

Учитель: Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы.

В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди - и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней. О многих интересных случаях, когда природа помогала людям, вы сегодня услышите. Самыми верными помощниками солдат в годы Великой отечественной войны были, конечно, собаки. Сколько сказано слов. (Слайд 5)

Ученик:
Может чья - нибудь муза устала
Говорить о войне
И тревожить солдатские сны…
Только кажется мне,
До обиды написано мало
О собаках-бойцах,
Защищавших нас в годы войны!

Стёрлись в памяти клички.
Не вспомнить теперь и мордашку.
Мы, пришедшие позже,
Не знаем совсем ничего.
Лишь седой ветеран
Ещё помнит собачью упряжку
В медсанбат дотащившую
С поля боя когда-то его!

На историческом параде Победы в Великой Отечественной войне в Москве в 1945 году в одном строю с пехотинцами, разведчиками, танкистами, саперами шли солдаты подразделений военного собаководства со своими четвероногими питомцами. (Слайд 6)

Великая Отечественная на деле доказала эффективность применения собак в военных целях. К началу войны на учете в клубах Осоавиахима их стояло свыше 40 тысяч, а к концу - Советский Союз вышел на первое место в мире по использованию собак в военных целях. В период с 1939 по 1945 год было создано 168 отдельных воинских частей, использовавших собак. На различных фронтах действовали 69 отдельных взводов нартовых отрядов, 29 отдельных рот миноискателей, 13 отдельных специальных отрядов, 36 отдельных батальонов нартовых отрядов, 19 отдельных батальонов миноискателей и 2 отдельных спецполка. Кроме этого периодически участвовали в боевых действиях 7 учебных батальонов курсантского состава Центральной школы служебного собаководства. (слайд 7)

По всем военным дорогам прошли более 68 тысяч собак, которые внесли неоценимый вклад в дело Великой Победы над врагом. .(Слайд 8)

Животные работали нюхачами, искальщиками мин, поводырями, вытаскивали раненых из развалин или из боя, иногда их использовали как камикадзе - обвязывали взрывным устройством, и животное бросалось под танк и погибало...(Слайд 9)

Ездовые собаки, около 15 тысяч упряжек, летом на специальных тележках, зимой на нартах под огнем вывозили с поля боя тяжелораненых, подвозили боеприпасы, грузы.(Слайд 10)

Масштабы военных, действий потребовали от Центральной школы собаководства Красной Армии, производившей формирование ездовых подразделений, проделать большую работу по укомплектованию их собаками, спецснаряжением, установками и подготовленным личным составом - вожатыми-санитарами.

Упряжки ездовых собак во время войны состояли в основном из кобелей, которые быстро приучались друг к другу. Приучение собак друг к другу во избежание будущих драк вожатые производили во время обучения их службе и содержания на месте.

Собаки-санитары искали раненых, на спине перевозили медикаменты, перевязочный материал.(Слайд 11)

Собаки-миноискатели обнаруживали, а саперы обезвреживали мины, фугасы. Собаки разминировали Белгород, Киев, Одессу, Новгород, Витебск, Полоцк, Варшаву, Прагу, Вену, Будапешт, Берлин. .(Слайд 12)

Использовались собаки и в отрядах Смерша для поиска диверсионных групп противника, особенно для поиска вражеских снайперов-«кукушек». Чаще всего в каждый из отрядов входили 1-2 стрелковых отделения, оперативный работник органов НКВД или НКГБ, связист с радиостанцией, и вожатый со служебно-розыскной собакой. .(Слайд 13)

Из директив: «ГУКР считает нужным еще раз напомнить, что при проведении войсковой операции в Шиловичском лесу собаки, обладающие верхним-дальним чутьем и опытом отыскания тайников и схронов, должны быть использованы на самых перспективных участках».

Собаки-истребители бросались, шли на смерть, подорвав более 300 танков, железнодорожные составы. Собаки подрывали вражескую бронетехнику в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, Брянском. Из директивы начальника инженерных войск Советской Армии всем фронтам от 17 ноября 1944 года: «В Ясско - Кишеневский операции взвод собак-миноискателей успешно выполнял задачу по сопровождению танков. Этот специально обученный взвод сопровождал танки во всю глубину зоны оперативных заграждений противника. Собаки привыкли к езде на броне танков, к шуму моторов и стрельбе из орудий. В местах, подозрительных на минирование, собаки-миноискатели под прикрытием огня танков производили разведку и обнаруживали минные поля». (Слайд 14)

Из донесения командующего 30-й армией генерал-лейтенанта Лелюшенко от 14 марта 1942 г.: «В период разгрома немцев под Москвой пущенные в атаку танки противника были обращены в бегство собаками истребительного батальона. Противник боится противотанковых собак и специально за ними охотится».300 немецких танков было уничтожено собаками за годы войны, это целая танковая дивизия. Но все эти животные были смертниками. .(Слайд 15)

Уже давно стала легендой история, как генерал Конев награждал в госпитале раненых бойцов. Во время церемонии ему сообщили, что кинолог рядовой Арефьев ничего не ест несколько суток и находится в тяжелой депрессии. За 2 дня боев у него погибли все 12 собак, подорвав 12 вражеских танков. Генерал Конев попросил оставить их вдвоем в палате. Он был заядлый охотник и хорошо понимал что такое взаимоотношение человека и собаки. По приказу Конева Иван Петрович был демобилизован, это был невиданный случай для начала войны. С тех пор Иван Петрович жил в тайге, работал егерем и вокруг него были только собаки.Сторожевые собаки работали в боевом охранении, в засадах, доставляли боевые донесения. .(Слайд 16)

Ученик:

Несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль. Конница всегда идёт по кратчайшему пути, через овраги и болота, форсируя реки и просачиваясь сквозь лесные чащобы. Быстрые и неутомимые, целые партизанские соединения иногда проходили незамеченными в нескольких метрах от фашистов. .(Слайд 17)

Вот что писал в своей докладной записке немецкий генерал Гальдер: «Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск». И действительно, хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника - и сделает это незаметно. .(Слайд 18)

В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Перед глазами

(Слайд 19)

встают кадры фронтовой кинохроники: красноармейцы из всех сил выталкивают застрявшую телегу со снарядами, запряжённую лошадьми. Лошадь оставалась основной тяговой силой армии. На начало войны в армии их было без малого 2 миллиона - но их всё равно катастрофически не хватало. .(Слайд 20)

Лошадей использовали для переброски боеприпасов, провианта и раненых. Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.

Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных. (Слайд 21)

…И стучат по планете копыта

Там где войн полыхает гроза.

Сколько бедных их было убито,

Человечьи их плачут глаза…

Лошади старались, как умели.

Вынесли героев из атак -

Чтоб герои в песнях прогремели,

Только не споют о лошадях…….

Ученик: .(Слайд 22)

С первых дней войны началось формирование партизанского движения. Применение лошадей, для того чтобы незаметно перевезти боевую технику или людей на большие расстояния, зачастую приводило к расшифровке расположение партизанского лагеря: отпечатки подков лошади были хорошо заметны в лесу. Тогда и появилась идея использовать для этой цели лосей. Следы лося не вызывали подозрений. Лось может питаться тонкими ветками деревьев, а лосиное молоко обладает целебными свойствами. Определённый опыт в этом направлении уже был. В шведской армии были лосиные войска, а первая попытки одомашнивания лосей в СССР были предприняты ещё в 1930 году. Для подготовки лосей была создана специальная группа. Лосей объезжали и приучали к выстрелам. Около двадцати лосей были направлены в разведотделы армии. Известны случаи успешных рейдов наших разведчиков на лосях в тыл противника.

Учитель:Следующая страничка будет посвящена птицам.

Голуби. (Слайд 23)

Как не странно, символ мира может оказаться эффективным средством войны. Голубиная почта существовала ещё со времён глубокой древности, но с приходом радио казалось, что её век окончен. Но первые бои Великой Отечественной войне показали, что проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио - 5 км. Зачастую техника выходила из строя. В этом плане показательным является сражение при форсировании реки Великая в 1944 г. Наши войска захватили плацдарм и оторвались от основных частей белее, чем на 25 км. Связи на таком расстоянии не было и быть не могло. И тогда были применены голуби. Они ежечасно приносили сведения с немецких позиций и корректировали огонь. 21 ноября 1941 г. гитлеровцы захватили город и один из приказов оккупантов был об уничтожении голубей. Они хотели не допустить передачи сведений нашим войскам за Дон.
Только голуби Вити Черевичкина, не подчинившегося приказу, носили разведывательные данные через Дон в Батайск. Выслеженный фашистами Витя был убит с голубем на руках. Емубыло 14 лет.
После войны в Ростове-на-Дону открыли парк имени Вити Черевичкина, где установлен памятник, на котором мальчик прижимает к плечу голубя. .(Слайд 24)

Применялись голуби и для уничтожения объектов противника.

Во время Второй мировой войны воевали не только собаки, голуби, мулы,но и даже коты существовали «военнообязанные» кошки. В их обязанности входили очищать землянки и окопы от крыс, переносчиц туляремии. .(Слайд 25)


Во время второй мировой войны, куда с неба в любую минуту могла обрушиться смерть, кошки нередко спасали своих хозяев. Подобные случаи были зафиксированы во всех воюющих странах жизней.


В числе легенд военного времени есть и история про рыжего кота-"слухача", поселившегося при зенитной батарее под Ленинградом и точно предсказывавшего налеты вражеской авиации. Причем, как гласит история, на приближение советских самолетов животное не реагировало. Командование батареей ценило кота за его уникальный дар, поставило на довольствие и даже выделило одного солдата за ним присматривать.
Кроме того, известны случаи, когда в голодные военные времена деревенские кошки охотились и приносили домой добычу, подкармливая хозяев.

Кроме этого, кошки во время ВОВ спасали людей лучше, чем акустические установки, сообщающие о приближающейся бомбёжке.

Как же они могли предупредить о возможной бомбардировке?

У них просто поднималась дыбом шерсть или старались издавать шипящие звуки.

Некоторые кошки неслись сразу в ближайшие бомбоубежища.

Благодаря беспокойному поведению пушистых созданий люди спасались от неминуемой смерти.

Они как бы говорили: «давай собирайся быстрее и пойдем за мной».

Люди только начали изобретать приспособления для выявления бомбовой угрозы, а кошки уже были живыми «радарами», оповещающие об опасности, благодаря чему спаслось много людей.
При малейших признаках беспокойства у кошек хозяева быстро собирались и бежали в бомбоубежища, прихватив с собой четвероного часового. Эта способность кошек во время войны оказалась настолько ценной, что в Европе была учреждена специальная медаль с выгравированными на ней словами: "Мы тоже служим родине". Медаль вручалась кошкам, спасшим наибольшее количество человеческих жизней. .(Слайд 26)
В годы Второй мировой войны кошек брали на борт субмарин в качестве живых детекторов качества воздуха.
Известны случаи, когда в голодные военные времена деревенские кошки охотились и приносили домой добычу, подкармливая хозяев. .(Слайд 27)

Во время 900-дневной блокады Ленинграда кошки помогали людям выжить. Крысы уничтожали последние крохи провизии и угрожали блокадному городу эпидемиями. И тогда в апреле 1943 года председатель Ленсовета постановил "выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград дымчатых кошек". Сразу после снятия блокады в Ленинград из глубины России доставили два эшелона кошек. Люди стояли в очередях, чтобы получить драгоценного зверька. Так кошки город спасли от крыс.
Нам сейчас трудно представить то страшное время.. . Но вот стихи по теме.. . .(Слайд 28)


Шла по городу кошка,
Медленно, по проспекту,
Грациозно ступала,
Гордо вокруг смотрела.
Люди шептали: "Кошка!
Вы посмотрите - кошка!
Надо же, ну и чудо! ",
Долго ей вслед глядели,
Восхищённо вздыхали,
А пожилой профессор
Снял аккуратно шляпу
И поклонился кошке.

Солнце слепило окна,
Солнце дробилось в лужах,
Шла, прищурившись, кошка,
Королева проспекта

Вот прошло уже 70 лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор, но мы с вами должны навсегда оставить в своей памяти подвиг, который совершил народ, ради женщин и детей, ради внуков и правнуков, то есть ради нас с вами, ради мира на земле. Мы должны помнить тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. .(Слайд 29)

Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе. .(Слайд 30)

Мир это лучшее слово на свете,

Взрослые к миру стремятся и дети,

Птицы, деревья, цветы на планете.

Мир - это главное слово на свете.

Любить этот мир, любить его свет…

За то, что в нём есть, за то, чего нет.

Любить просто так, за то, что живёшь.

За то, что берёшь и что отдаёшь.

Любить за свободу, за красоту.

Его совершенство, его простоту.

Любить в ожидании нового дня,

Который в ответ тоже любит тебя!

Вопросы для обсуждения (Слайд 31)

Вывод:Таким образом, под поведением животных нужно понимать связь, соотношение организма с окружающей средой, конкретными условиями существования. Иначе говоря, поведение животного - это его «внешняя деятельность», определяющая все реакции организма на те или иные условия жизни, внешней среды, а также возникающие в ответ на различные внутренние состояния. В основе поведения животного, приспосабливающегося к постоянно меняющимся условиям существования, лежит, прежде всего, состояние и деятельность нервной и гуморальной систем.

нервная система высших позвоночных животных.(Слайд 32)

Нервная система достигла наиболее высокого, совершенного развития у высших позвоночных животных. У них она подразделяется на центральную, включающую головной и спинной мозг, периферическую, представленную черепно-мозговыми и спинномозговыми нервами, соединяющими мозг с различными органами и участками тела, и вегетативную, регулирующую деятельность внутренних органов. Все эти отделы тесно связаны и взаимодействуют друг с другом.

Главный отдел центральной нервной системы - головной мозг. При сравнении мозга ящерицы, акулы, человека и кролика, можно видеть, что с усложнением организации животных ведущее значение приобретает кора больших полушарий головного мозга, управляющая всеми действиями, поведением и связью организма животного с внешней средой. У рыб она не развита, у земноводных, пресмыкающихся и птиц - представлена в виде тонкого слоя нервных клеток: Значительно более развита кора больших полушарий у млекопитающих

Итог урока.



© 2010-2022