«Неделя биологии в школе»

Программа « Недели Биологического разнообразия» 1 День: «День Растений» - Открытие недели Биологического разнообразия - Игры -Загадки о растениях 2 День: «День Воробья» - Загадки о птицах - Викторина о птицах - Игры 3 День: «День Рыжего Кота» - Игры - Загадки о животных - Музыкальная пауза: «Угадай мелодию» 4 День: « День Умники и Умницы» - Олимпиада по Биологии 5 День: «Мы ищем таланты» -Сценки-загадки -Выставка рисунков -Конкурс кроссвордов 6 День: Подведение итогов «Недели Биологического разнообразия», награждение «Умников и Умниц».
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хорошавина Галина Григорьевна

БОУ: «Михайловская средняя общеобразовательная школа»

Учитель биологии

Методическая разработка: « Неделя Биологического разнообразия в школе»

Цели:

-повысить интерес учащихся к предмету;

-стимулировать их к поиску дополнительных материалов по изучаемым темам;

-привлечь детей к проведению биологических исследований и участию в олимпиаде.

Оборудование: программа на неделю биологии, программа на каждый день, загадки, игры, загадки- сценки, жетоны, медали.

Ход занятия:

(Заранее вывешивается программа на всю неделю, так же ежедневно программа на каждый день. Все красочно оформляется.)

Программа « Недели Биологического разнообразия»

1 День: «День Растений»

- Открытие недели Биологического разнообразия

- Игры

-Загадки о растениях

2 День: «День Воробья»

- Загадки о птицах

- Викторина о птицах

- Игры

3 День: «День Рыжего Кота»

- Игры

- Загадки о животных

- Музыкальная пауза: «Угадай мелодию»

4 День: « День Умники и Умницы»

- Олимпиада по Биологии

5 День: «Мы ищем таланты»

-Сценки-загадки

-Выставка рисунков

-Конкурс кроссвордов

6 День: Подведение итогов «Недели Биологического разнообразия», награждение «Умников и Умниц».

(За все конкуры дети набирают жетоны в « 1 Ум». По количеству жетонов, победители получают медаль: «Ума Палата» и призы).

1 День: «День Растений»

Программа дня:

  1. Игра: «Доктор Айболит»

  2. Игра: «Трава, кустарники, деревья»

  3. Игра: «Капитан Врунгель»

  4. Загадки о растениях

  1. Игра: «Доктор Айболит»

Представьте себе, что вы приходите к товарищу, а он болен. Его мучают кашель и насморк, болит горло, повышена температура.

Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему, используя знания о растениях выбранного вами семейства?

Возможные ответы.

(Семейство крестоцветные.

Редька с медом - хорошее средство от кашля. Взять черную редьку, вырезать сердцевину так, чтобы в нее вошли 2 чайные ложки меда. Полученную жидкость пить 3-4 раза в день до еды.

Семейство розоцветные.

Сухие плоды малины, заваренные в виде чая - хорошее жаропонижающее средство. 2 столовые ложки сухой малины , настаивают 15-20 минут, процеживают и пьют как чай 2-3 раза в день с последующим укутыванием в постели.

Семейство пасленовые.

Картофель - вдыхание пара, получаемого при раздавливании только что сваренного картофеля.

Семейство злаки.

Пырей ползучий - в качестве потогонного и отхаркивающего средства использовать настой корневища пырея ползучего. Берут 15-20 корневищ, заливают двумя стаканами холодной воды и настаивают 10-12 часов.

Семейство лилейные.

Лук - если кашель только начинается, то поможет сок лука. Мелко нарезать лук, густо засыпать сахаром и дать постоять. Принимать по 4-5 раз в день по чайной ложке).

  1. Игра: «Трава, кустарники, деревья»

Дети встают. Ведущий называет название кустарника, травянистого растения, дерева, а дети должны правильно его изобразить, т.е. если одуванчик - присесть, шиповник - встать прямо, руки вниз, береза - руки вверх - это дерево.

  1. Игра: «Капитан Врунгель»

(Найди ошибки в тексте)

«Летние месяцы Карина проводила на даче. Недалеко рос густой ельник, по которому она любила бродить в жаркий июльский день. Можно было вдоволь наесться черники и клюквы, собрать красивые букеты из цветов ромашки и медуницы. У самой дачи цвела белым цветом крапива.

« Вкусные будут из нее щи» - подумала Карина».

Ошибки:

1. Клюква не растет в еловом лесу.

2. Ромашка и медуница не цветут одновременно.

3. Ромашка не растет в ельнике.

4. У ромашки и медуницы не отдельные цветки, а соцветия.

5. Крапива с белыми цветками - это глухая крапива (яснотка) , из нее щи не варят.

4. Загадки о растениях

  1. Ягодка не сладость, зато глазу радость и лесам украшенье, и дроздам угощенье (рябина)

  2. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок (лиственница)

  3. Какие растения заживляют наши раны (подорожник, чистотел)

  4. Зеленый теленок на привязи толстеет (арбуз)

  5. Никто не пугает, а вся дрожит (осина)

  6. Много рук, нога одна (дерево)

  7. Назовите деревья - целители (береза, ель, липа, дуб)

2 День: «День Воробья»

Программа дня:

  1. Викторина о птицах

  2. Загадки: «Птицы»

  3. Игра: «Драчливые петушки»

1. Викторина о птицах

1. Название утки подсемейства нырковых и фамилия русского писателя одинаковы. Назовите их. (Гоголь)

2. Каким образом дрова превратить в оседлую птицу, обитающую в степях и полупустынях? (ДроВа- дроФа)

3. Переставьте буквы в названии комнатной собаки так, чтобы получилась птица из отряда куликов , семейства бекасовых.(Пудель- Дупель)

4. Чтобы узнать, какую птицу из отряда воробьиных нарисовал художник, прибавьте букву к названию русской реки. (Иволга)

5. Лесная певчая птица и рыба имеют одинаковое название. Какое?

( Лесной конек- морской конек)

6.Смените букву в названии хищного млекопитающего с ценным мехом, и вы превратите его в домашнюю птицу. (куНица-куРица)

7. Одинаково названы жук семейства пластинчатоусых, птица отряда удодов и млекопитающее отряда непарнокопытных. Как именно?

( Носорог)

8.Птица из отряда воробьиных и млекопитающее из отряда грызунов называются одинаково. Как? (Пищуха)

9.Трехмачтовое парусное судно 18- 19 веков и птица называются одинаково. Как? (Фрегат)

10. Чудо- Юдо рыба кит. Где ошибка? (Кит- не рыба, а млекопитающее.

11. В названии маленькой отдельной частицы жидкости округлой формы смените букву так, чтобы получилось название птицы из отряда аистообразных. (Капля- Цапля)

12. Приставив букву к названию птицы из семейства вьюрковых, вы получите птицу из отряда куликов. ( Щегол- щеголЬ).

2. Загадки: «Птицы»

1.Какая птица имеет всего два пальца на ногах?(Африканский страус)

2. Какая птица не садится на землю? Стриж)

3. Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну? (Оляпка)

4. Дышит ли цыпленок в яйце? (Да)

5. Название птицы и фрукта? (Киви)

6. Когда температура тела воробьев ниже- летом или зимой? (Одинаковая)

7. Птенцы какой птицы не знают матери? (Кукушки)

8. «Древняя птица»? (Археоптерикс)

9. Какая птица может двигаться по стволу дерева и вверх и вниз? (Поползень)

10. Крылья каких птиц покрыты чешуйками? (Пингвинов)

11. Какие птицы страдают клептоманией( кражами мелких вещей) ? (Сороки, галки, вороны)

3. Игра: «Драчливые петушки»

На полу чертятся мелом два круга диаметром 1- 1,5 метра. «Петушки» встают в круг, захватывают правой рукой свою левую ногу (или наоборот) и пытаются вытолкать соперника за пределы круга.

3 День: «День Рыжего Кота»

Программа дня:

  1. Загадки о животных

  2. Игра: « Рыба, зверь, птица»

  3. Конкурс: «Кто больше»

  4. Музыкальная пауза: «Угадай мелодию»

  1. Загадки о животных

1.Какое животное может прожить 45 дней без воды? (Верблюд)

2.Этого зверька знают все, но его прежнее имя «векша» почти забыто. (Белка)

3.Рекордсмен среди животных по спячке. Недаром говорят «спит, как….» (Сурок)

4.Любимая его поза- « стоять столбиком», при этом зверек похож на гордо подтянутого командира.(суслик)

5.Замечательные строители и инженеры, создатели различных построек. (Бобры)

6.Какое животное изображают обычно с фонтанчиком на спине? (Кит)

2.Игра « Рыба, зверь, птица»

Сейчас мы посмотрим с вами , как хорошо вы знаете рыб, птиц, зверей. Поиграем в игру, которая так и называется: «Рыба, зверь, птица».

Ведущий проходит мимо сидящих, повторяя три слова «рыба, зверь, птица». Внезапно остановившись перед кем- нибудь, он произносит одно из этих слов, например: «птица», играющий быстро называет птицу. Медлить нельзя и называть уже названных ранее рыб, зверей, птиц.

3.Конкурс «Кто больше»

Под каждый шаг назвать животное. Повторять дважды нельзя. Побеждает тот, кто больше сделает шагов.

4.Музыкальная пауза: «Угадай мелодию»

Звучат мелодии песен, в которых упоминаются животные, птицы, рыбы. Участники должны их угадать.

4 День: «Умники и Умницы»

Программа дня:

  1. Олимпиада по биологии (даются олимпиадные задания)

5 День: «Мы ищем таланты»

Программа дня:

  1. Конкурс рисунков: «Нет! Вредным привычкам!»

  2. Конкурс кроссвордов: «Удивителный мир природы»

  3. Театрализованное представление:

( Сценки готовят учащиеся. В конце сценки звучит вопрос, на который необходимо дать ответ командам)

а) 5-6 класс: «Заседание общества друзей птиц»

б) 7-8 класс: «Чудак с птичьего базара»

в) 9-11класс: «Жадность врача Геберлейна»

Сценка: «Заседание общества друзей птиц»

Председатель общества: Сегодня мы собрались на очередное заседание Общества друзей птиц. В середине 19 века несколько пар этих птиц были завезены в Америку. Их выпустили в парках Нью- Йорка. Горожане очень радовались птицам, о них писали в газетах. Из разных мест приезжали люди, чтобы посмотреть на маленьких любимцев, послушать их пение.

Журналист: В их честь писали стихи.

Житель Бостона: В Бостоне им поставили памятник . Так люди отблагодарили птиц, спасших их поля и сады от вредных гусениц.

Член общества: Шли года. Птицы так размножились, что стали мешать людям, наносить вред. Количество птиц пришлось ограничить.

Журналист: Вот сообщение из одной области. Там эти птицы уничтожают посевы зерновых, подсолнуха, склевывают почки фруктовых деревьев, воруют зерно, ягоды.

Председатель общества: Жители Китая в 60-е гг. XX в. Подсчитали количество пшеницы и риса, съеденного этими пернатыми. И объявили им войну. В некоторых местах эти птицы были уничтожены поголовно. И что же? Через некоторое время китайцам прищлось покупать этих птиц в Монголии и выпускать в тех местах, где они исчезли.

Член общесва: Специалисты подсчитывали, что стая в количестве тысячи этих птиц за один месяц уничтожает 8 кг семян сорных растений. Во время кормления птенцов только одного выводка они уничтожают почти 300 тыс. тонн вредных насекомых. Это при том , что имеют два - четыре выводка за год.

Орнитолог: Эти птицы на удивление стойкие. Они дружно помогают друг другу искать пищу, отважно защищают свои гнезда. Птицы верны своим избранникам - пары распадаются только после смерти одного из партнеров. Они прекрасные родители: кормят птенцов и в холод, и в жару. Необычайно сообразительны, хорошо знают своих врагов.

Вопрос: О каких птицах шла речь? (О воробьях).

Сценка: «Чудак с птичьего базара»

Ведущий: Место действия - птичий базар средневековой Италии.

Торговец птицами: Посмотри, вон тот самый странный покупатель, о котором я рассказывал.

Товарищ торговца: Действительно, поведение этого человека очень странное. Он ходит от одного торговца к другому и подолгу и внимательно наблюдает за птицами в клетках.

Торговец: А потом платит названную цену, открывает клетку и выпускает птиц на волю.

Товарищ: С каким удовольствием наблюдает этот чудак за полетом птиц в синюю вышину неба!

Торговец: Кто же он такой? Давай - ка спросим у слуги.

Слуга: Мой хозяин - действительно необычайный человек. Он одновременно художник, ученый и архитектор. О нем говорят, что он прославит не только свое имя, но и нашу страну и время, в котором он живет.

Ведущий: Слуга не ошибся. Его хозяин - великий ученый эпохи Возрождения. Его творчество связано с изучением природы. На основе скелета птиц он создал аппарат, способный летать, предложил идею парашюта. Так давайте не будем мешать чудакам и сами последуем их примеру - будем внимательнее изучать природу, окружающий мир.

Вопрос: Как имя того чудака, который покупал птиц и выпускал их на волю? (Леонардо да Винчи)

Сценка: «Жадность врача Геберлейна»

Ведущий: Эта история случилась в середине XIX в. В немецком городе Золенофене.

Работник рудника: Идет время, а болезнь моей жены все не проходит. Врач Геберлейн не хочет и слушать об уменьшении платы за услуги. Может, его заинтересует сланцевая плита с отпечатками неизвестного животного, которую я нашел несколько дней тому назад, и он пожалеет нас?

Доктор Геберлейн: Трудно было себе представить, что отпечаток животного на сланце вызовет такой интерес ученых. Профессор Майер, которому я показал находку, рассказал о ней в журнале «Новый ежегодник по минералогии» за 1861 год. Животному уже придумали название.

Профессор Опель: Господин Геберлейн, вы даже не представляете, какую ценность представляет для науки ваше сокровище. Я приехал, чтобы увидеть его собственными глазами.

Доктор Геберлейн: Нет, я хорошо понимаю, что именно попало мне в руки. Вот почему не позволяю рисовать и фотографировать отпечаток даже такому светочу науки, как вы, господин профессор. Хотя я согласен продать свое сокровище за 4 тысячи марок.

Профессор Опель: Но это невероятно высокая цена! Я не могу заплатить ее. В Германии таких денег не имеют ни естественно - научные музеи, ни университет.

Доктор Геберлейн: Вот почему я и решил продать находку Британскому музею…

Ведущий: Через два года после описанных событий жадный доктор получил желаемую сумму денег, и редкостный экспонат доставили в Британский музей в Лондоне, где он находится доныне.

Вопрос: Как назвали это ископаемое животное, считающееся предком современных птиц? (Археоптерикс)

6 День: «Подведение итогов Недели Биологического разнообразия»

Программа дня:

  1. Подведение итогов декады Биологии

  2. Награждение «Умников и Умниц»


© 2010-2022