Игровая деятельность в обучении и воспитании школьников на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кайская основная общеобразовательная школа














Игровая деятельность в обучении и воспитании школьников на уроках биологии





Белов Станислав Александрович, учитель биологии I категории





п. Черемушки

2013г.



Содержание


I. Введение

II. Организация и проведение биологических игр

  1. Психолого-педагогические основы проведения

биологических игр.

  1. Методика подготовки и проведения биологических игр

  2. Классификация и типы биологических игр

III. Заключение

IV. Список литературы

V. Приложение «Критерии оценки деятельности учащихся»









  1. Введение

Игра - одна из древнейших средств в обучении и воспитании детей. Она переводит внешние требования социальной среды в собственные потребности ребенка, выступает ведущим и практически единственным средством познания окружающего мира в раннем и дошкольном возрасте. В школьном возрасте игра последовательно дополняется другими видами деятельности. Она принимает коллективный характер, ее содержание увязывается с усвоением теоретических знаний, жизненным опытом учащихся, творческой деятельностью.

Биология более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому способствуют системность, общезначимость, рациональность и универсальность получаемых в курсе биологии знаний. биологические знания способствуют формированию у школьников отношения к жизнедеятельности различных обществ, человека как биологического вида, человека как индивида. У подростка формируется представление о биологической картине мира.

В познавательной биологической игре закрепляется умение применять полученные ранее знания, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное, в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала. Игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей. В игре актуализируются функции личности. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, обработкой некоторой системы репродуктивных умений, то в игре ученик четко ставит себе цель, отбирает целенаправленно материал. При этом он ответственен не только за свое поведение, но на нем висит груз ответственности за успех всей группы. В игре происходит самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало. Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Учитель должен прийти к учащимся с готовой игрой, то есть с тщательно продуманным планом её проведения. Все необходимое для проведения игры должно находиться под руками. Не следует повторять одну и ту же игру много раз подряд. Игры, требующие большого умственного напряжения нужно чередовать с более простыми. Игра должна соответствовать возрасту играющих. В частности, нельзя вводить сразу трудные игры, надо начинать с более легких.

Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать и в начале урока для активизации внимания учащихся, и в конце для закрепления материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Познавательные игры желательно включать в учебный процесс во время повторения некоторых пройденных тем в конце учебного года, когда теряется интерес к учебе. Очень важным моментом является то, что учащиеся сами подключаются к составлению познавательных игр, кроссвордов, сканвордов, ребусов и т.д.

Учителю необходимо поддержать таких учеников, так как они, как правило, активизируют своей работой остальных учащихся класса. При этом главным становится не техника создания познавательной игры, а умение использовать учебник, справочные пособия, книги по биологии.









II. Организация и проведение биологических игр.

1. Психолого-педагогичекие основы проведения биологических игр

Значение игр в формировании интереса к предмету очень велико. И учителю нельзя недооценивать их роль. Используя их, вместе с другими формами и методами работы учитель достигает главной цели - ученики будут любить, и знать биологию.

Однако учебная биологическая игра не будет эффективной формой организации урока при отсутствии ряда психолого-педагогических условий, соблюдение которых обеспечивает реализацию целей и задач игры:

  1. Наличие у учащихся достаточного объёма знаний из предшествующих разделов школьного курса;

  2. Наличие у учащихся навыков учебно-игровой деятельности хотя бы в несложных игровых формах;

  3. Понимание учащимися целей и задач учебной игровой деятельности;

  4. Психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре;

  5. Психологическая готовность учителя к роли организатора учебной игровой деятельности учащихся;

  6. Отсутствие в сценарии и сюжете учебной игры фрагментов, неприемлемых с точки зрения социокультурного опыта каждого из учащихся в классе;

  7. Формирование игровых микрогрупп с учётом уровня способностей и направленности интересов учащихся;

  8. Формирование игровых микрогрупп с учётом взаимоотношений между учащимися, неформального лидерства, актуальных задач развития коллектива класса;

  9. Соответствие содержания и принципа распределения сюжетных игровых ролей направленности интересов учащихся и актуальным задачам их личностного развития;

  10. Соответствие компонентов сюжета учебной игры необходимости обеспечить эмоциональный отклик учащихся на моделируемые учебно-игровые ситуации;

  11. Соответствие компонентов и параметров учебной игры возрастным психологическим особенностям учащихся;

  12. Плавность и сюжетная обусловленность в восприятии учащихся необходимых изменений в параметрах длительной учебной игры;

  13. Наличие предварительно заданной организатором психологической установки учащимся к участию в учебной игровой деятельности.

Очевидно, что вне зависимости от тщательности проработки сюжета игры, сценариев отдельных игровых действий, элементов игрового пространства, психологическая готовность учащегося к учебной игровой деятельности на этапе включения его в такую деятельность не будет соответствовать указанным условиям. Следовательно, необходима подготовка учащихся к включению в учебную игровую деятельность.

Прежде всего, необходимо сформировать у учащегося мотивацию к такой деятельности. Сложившийся у основной массы детей стереотип восприятия нередко заставляет их отрицательно относиться к игровой деятельности на уроке. С одной стороны, им кажется, что деятельность, предлагаемая в стенах школы, учителем, в урочное время не может быть эмоционально привлекательной. С другой стороны, учащиеся могут придерживаться той точки зрения, что игра на уроке «несолидна», не соответствует их возрастному и социальному статусу, не способствует более успешному усвоению материала. Необходимо, следовательно, «реабилитировать» игру в глазах подростка, как обычную, «легитимную» и удобную форму обучения.

При этом следует исходить из того, что игра как форма обучения предполагает согласие учащихся на участие в игре, не может быть директивно навязана учителем, должна быть эмоционально принята играющими. Одновременно необходимо обучить школьника практическому участию в игре, дать ему опыт совершения игровых действий, связанных с принятыми игровыми правилами. Организуемая учителем учебная игра не может и не должна быть сведена к обучающей игровой манипуляции ребёнком со стороны обучающего взрослого. Для успешного усвоения материала в ходе учебной игры, а также для продуктивного накопления и осмысления творческого опыта учащийся должен владеть навыками анализа проведённой игры. Он должен понимать, какие учебные задачи ставились перед ним как участником учебной игровой деятельности. Учащийся должен, в конечном счёте, уметь оценивать соответствие результатов учебной игры предварительно поставленным учебным задачам.

Предпосылки для этого целесообразно создать уже на стадии обучения учащихся учебной игровой деятельности, применяя для этого также отдельные обучающие приёмы. Начиная с учащимися учебную игровую деятельность, учитель биологии может одновременно использовать как неигровые, так и игровые формы обучения. Эти формы используются на одном и том же учебном материале. Учащиеся получают возможность сравнить применение игровых и неигровых форм, проанализировать их с точки зрения сравнительной эффективности усвоения учебного материала и эмоциональной привлекательности.

Далее, на стадии включения учащихся в учебную игровую деятельность происходит постепенная смена игровых форм с усложнением требуемых от учащихся игровых действий, которая должна происходить безотносительно конкретного содержания изучаемого в данный момент раздела курса. Сначала учащиеся включаются в учебную игровую деятельность исключительно на индивидуальной основе, получая от учителя учебно-игровые (причём, возможно, не идентифицируемые ими как игровые) индивидуальные задания по изучаемой теме. Например, это могут быть задания по составлению биологических ребусов. Выполнение такого игрового задания оценивается как выполнение учебного задания. Затем выполнение таких же заданий, но в увеличенном объёме может быть поручено уже небольшой группе учащихся. Это поможет сформировать навык коллективного участия в совместной игровой деятельности. В дальнейшем учащимся предлагаются уже командно-коллективные формы игры, которые, однако, пока ещё не требуют индивидуально-ролевых действий от каждого учащегося, например игровой диалог, дискуссия между игровыми микрогруппами. Когда у учащихся накоплен достаточный опыт участия в таких командных играх, им предлагается участие в сюжетно-ролевой игре с индивидуально-ролевой деятельностью каждого участника в рамках микроколлектива, то есть с заранее распределёнными ролями и чётко очерченными ролевыми функциями. Например, речь может идти о формировании экипажей в ходе игры-«путешествия в природу». Такая игра может пока ещё не предполагать продолжения за пределами одного изучаемого раздела курса, не требовать большой длительности.

После освоения учащимися ролевых действий им предлагается имитационная игра, детально воспроизводящая изучаемую проблемную ситуацию, требующая самостоятельного исследовательского целеполагания, теоретического анализа и осознанной поисковой деятельности каждого из участников.

Одно из затруднений, возникающих при включении учащихся в сюжетно-ролевую игру, и особенно в длительную игру, состоит в неготовности многих детей к вхождению в ролевой образ. Это связано с распространённой у многих подростков боязнью выделиться, показаться сверстникам в необычном для них свете. Необходимо научить учащихся свободно чувствовать себя в рамках ролевого статуса, не ощущать подавленности или скованности при осуществлении ролевых действий, не бояться проявить инициативу в рамках исполняемой ими сюжетной роли на игровом уроке. Для этого можно использовать, в частности, игры и упражнения из работ немецкого психолога К. Фопеля. В других случаях выполнение таких упражнений целесообразно практиковать вне проведения учебных игр на уроке, возможно встраивая их во внеурочные формы работы с данным классом.

Система игровых критериев оценки учебно-игровых действий учащегося должна быть представлена в эмоционально значимой для ребёнка форме. Одновременно она должна быть гибким инструментом, способным адекватно отобразить разнообразные стороны командной деятельности, разноплановые, соответствующие индивидуальным особенностям учащихся, вклады каждого из учащихся в эту деятельность. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность ситуации, когда педагогически целесообразно поощрить ребёнка, чей реальный вклад в совместную деятельность незначителен или отсутствует. Вводя критерии и шкалу игровых оценок, необходимо вместе с учащимися утвердить принципы её соотнесения со шкалой школьных отметок, возможность или невозможность в различных игровых ситуациях «конвертации» игровой оценки в текущую оценку по предмету в журнале.

При этом, как это ни кажется парадоксальным, необходимо постепенно переходить к снижению эмоциональной значимости игровой оценки в восприятии ребёнка. Противоречие в данном случае лишь кажущееся. Во-первых, непродуктивно было бы обуславливать уровень мотивации учащегося к познавательной деятельности лишь желанием достижения игрового выигрыша. Постепенно необходимо формировать в восприятии учащихся самоценность формирования новых знаний и эмоциональных отношений как результата игры. Во-вторых, необходимо преодоление эмоциональной зависимости учащегося от игровой оценки (как, впрочем, и от школьной) с целью снижения риска психотравмирования ребёнка. В-третьих, необходимо формирование у учащегося опыта понимания внешней оценки как условной, вторичной по отношению к реальной оцениваемой ситуации, вторичной по отношению к адекватной самооценке. Исходя из сказанного, целесообразно при подведении итогов учебной игры, если её правила предполагают игровую конкуренцию групп участников, вводить дополнительную систему игровых оценок, основанную на одобрении игровой микрогруппой учебных игровых действий «соперников». Например, каждой команде участников игры предлагается назвать наиболее активных и знающих, с их точки зрения, участников из «соперничающей» команды. При этом в некоторых случаях целесообразно делать такую оценку эмоционально более значимой, чем «основной» выигрыш. Таким образом, объективный результат игры становится более эмоционально значим, чем итог игрового соперничества, а иметь право одобрить действия «соперника» становится более эмоционально значимо, чем одержать над ним «победу».

При проведении учебных игр любой степени сложности учитель, как правило, предлагая учащимся игровые способы оценки выполнения заданий, а также соотнося их со шкалой школьных оценок, одновременно даёт игровым действиям оценку, не основанную на своих преподавательских функциях или принятых вместе с классом правилах игры. Критерием такой внеигровой и внеучебной оценки может служить объективная адекватность игрового решения проблемной ситуации такой же ситуации в реальной действительности. В некоторых случаях такая оценка основывается на этических, ценностных критериях, которые в отдельных ситуациях могут не совпасть с общеигровыми или общебиологическими.

В дальнейшем учитель может предлагать учащимся (не классу в целом, а именно учащимся как индивидуальным участникам игровых действий) самим дать оценку успешности этих действий. При анализе итогов учебной игры у учащегося формируется представление о том, что в конечном счёте он остаётся с собственной оценкой достигнутого в ходе учебной игры, будь то с точки зрения приобретения знаний или социального опыта, и что он несёт собственную, личностную ответственность за адекватность такой оценки.

Уже на той стадии развития учебной игровой деятельности, когда становится возможным проведение среднесрочной сюжетно-ролевой игры (охватывающей целый раздел учебного курса), необходимо закрепление традиции коллективного анализа по итогам проведённой игры. Такой краткий анализ должен завершать каждый игровой урок или же серию из таких уроков. Анализироваться должны положительные результаты игры, возникшие трудности и проблемы, вклад каждого участника. В процессе такого краткого обсуждения учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи, которые должны были быть реализованы в ходе учебной игры, и оценивают, насколько успешно эти задачи были выполнены.

Задавая условия игры, вводя игровые атрибуты, формулируя содержание ролевых действий, учитель акцентирует внимание учащихся на соотнесении игрового и реального плана действий, реальных понятий и объектов и их символических отображений в игровом пространстве. Тем самым учащиеся лучше понимают механизм игрового восприятия, двуплановость игровой деятельности. Периодически возвращаясь к этому вопросу, учитель формирует у учащихся понимание принципа моделирования как способа познания реальности, что делает возможным самостоятельное применение такого подхода в познавательной деятельности учащегося в дальнейшем, будь то в игровой или неигровой форме.

Постепенно формируемое у учащегося понимание механизма воздействия игровых, ролевых действий на восприятие человека даёт ему возможность понять сходные механизмы воздействия, осуществляемые в отношении его самого и его сверстников (в молодёжной субкультуре, в политической жизни и пр.). В частности, если говорить об изучении биологии, такое понимание помогает учащемуся при усвоении учебного материала о группах организмов, дает возможность взглянуть на организм с позиции разных биологических наук и в конечном итоге увидеть целостную картину строения всего живого. При этом, помимо чисто биологических материалов, учащиеся рассматривают и социокультурные ассоциации, возникающие у людей при рассмотрении тех или иных зрительных образов, в данном случае используемых как игровые символы.

Когда учебная игровая деятельность становится для учащихся одной из привычных форм учебной, познавательной деятельности, учитель может поставить перед некоторыми из учащихся задачи самостоятельной разработки, подготовки, проведения и подведения итогов игр с педагогических позиций. При этом учащиеся сначала совместно с учителем, а затем и самостоятельно в его присутствии, формулируют цели и задачи, решаемые при разработке и проведении учебной игры, причём эти цели и задачи рассматриваются ими и как дидактические, и как цели и задачи содействия личностному развитию их товарищей. Через опыт самостоятельного планирования и проведения фрагментов учебной игры вполне реально провести всех или большинство учащихся класса. Если для некоторых из них этот опыт оказался особенно продуктивен, целесообразно закрепление за такими учащимися функций разработчиков и организаторов учебных игр. При этом возможно, что такие функции они будут выполнять по отношению к младшему классу, только приступившему к изучению курса биологии. Такое решение даже более оптимально, чем выполнение учащимися таких функций в собственном классе. В этом случае у таких учащихся формируются навыки педагогического целеполагания в учебно-игровой деятельности. Они приобретают умение самостоятельно анализировать соответствия технологических параметров той или иной игры поставленным целям и задачам.

2. Методика подготовки и проведения игр.

Биологические игры, как по содержанию, так и по форме могут быть разнообразными. Подготовка игр несложна, но интересна и полезна. При подготовке игры учитель сообщает учащимся её название, объясняет кратко, что должен делать ученик. Игры могут быть различными:

  1. Карточки с изображениями живых организмов - биологическое лото.

  2. Игры на тему «Знаешь ли ты человека?»

  3. Викторины, ребусы, сканворды.

  4. Игры «Что такое? Кто такой?»

  5. Игры - путешествия, КВН, биологические конкурсы и т.д.

Во внеурочной работе игровые моменты эффективны во всех формах индивидуальной, групповой и массовой работы.

Конечный успех любой игры зависит от правильности ее организации. Поэтому выделяется три взаимосвязанных этапа в ходе подготовки и проведения игр.

Первый этап - подготовка к игре. Игру провести значительно сложнее, чем урок, т. к. требуется большая предварительная работа учителя и школьников. Основная задача учителя - разработать правила игры и ввести участников игры в игровые ограничения для предотвращения нарушений в ходе игры. Участники игры должны ознакомится с правилами до начала проведения самой игры. Для проведения любой игры необходимо определить цель, создать игровую ситуацию, разработать сценарий, продумать на каком этапе урока будет проведена игра и т. д. Логика подготовки к игре связана с компонентами игры: мотивационным, ориентационным, содержательным, ценностным и оценочным. Она определяет следующую последовательность подготовки:

  • Изучение программы, тематического плана, методической литературы

  • Отбор содержания игрового материала

  • Определение целей игры

  • Создание игровой ситуации

  • Структурирование игры

  • Выбор форм проведения игры, средств обучения

  • Подготовка учащихся к игре

  • Управление ходом игры

  • Оценка эффективности игры.

На этапе подготовки к игре учитель самостоятельно организует работу учащихся: сообщает тему, план условия игры, необходимую литературу, круг рассматриваемых проблем. При организации ролевых игр, игр-состязаний, подвижных игр следует как можно больше учащихся вовлечь в игру. При этом необходимо обращать внимание на увлечение школьников, их индивидуальные особенности. Художники оформляют игру, любители музыки готовят звуковое сопровождение и т. д. Их деятельность в дальнейшем также необходимо оценить. Следует отметить, что игры проходят значительно эффективнее, если наряду с правилами учащиеся знают предметную сферу деятельности, в которой им приходится играть.

Необходимым элементом в подготовке к игре являются консультации. Консультации формируют у школьников положительное психологическое отношение к игре, позволяют вселить уверенность в своих возможностях. Консультации учителя обычно включают беседу по содержанию, правилам игры и инструктирование по самой методике. Наиболее интересным аспектом подготовки становятся консультации с другими учителями-предметниками, что усиливает межпредметные связи и воспитательные возможности игры.

Второй этап - проведение игры. Необходимым элементом проведения игры является наличие эмоционального фона, заинтересованности. С этой целью в классе целесообразно провести перестановку столов (при работе в группах), включить музыку (внеклассные игры), использовать технические средства обучения (диафильмы, слайды, компьютерные программы), оформить класс плакатами, схемами, картами.

В процессе игровой деятельности должна разрешаться проблемная ситуация. Специфическими формами общения являются дискуссии и диалог, которые возникают в ходе решения проблемы. Общим структурным элементом игры вне зависимости от ее типа, является вступительное слово учителя. Вступительное слово учителя нацеливает учащихся на активную познавательную деятельность. Во вступительном слове учитель формулирует цель игры, еще раз знакомит с правилами, формирует необходимую эмоциональную и рабочую обстановку. Активность участников игры во многом зависит от контакта учителя со школьниками.

Третий этап - подведение итогов игры. При подведении итогов следует исходить из конечного результата игры, т. е. степени усвоения темы, формирования убеждений учащихся, развитие их самостоятельного творческого мышления. Подводя итоги, учитель указывает что в игре удалось, а на что следует обратить внимание. Как и всякая деятельность школьников участие в игре нуждается в оценке, поощрении. Это является стимулом для дальнейшей работы. Игры выполняют важную функцию в усилении самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Причем уровень самостоятельности постоянно повышается. Если в начале учитель дает подробный инструктаж, объясняет, что и как делать, что получить в результате, обращает внимание на возможные трудности, то в дальнейшем учащиеся могут самостоятельно проводить и организовывать игры. Усиление самостоятельности учащихся при подготовке к игре и в ходе ее проведения имеет три уровня:

  1. Учитель сам разрабатывает игру, ее ход, а учащиеся под руководством учителя осваивают новый для них вид деятельности - учебную игру. Обычно в играх этого уровня особое внимание обращается на организационную сторону игры: правила, взаимоотношения игроков, приемы общения и т. д.

  2. Учитель предлагает тему игры, план, литературу, знакомит учащихся с правилами игры. Учащиеся полусамостоятельно готовятся к игре, учитель консультирует и направляет школьников.

  3. Учащиеся самостоятельно выбирают тему, сюжет, создают сценарий и проводят игру. Учитель выполняет роль консультанта.

При организации игровой деятельности учитель проходит все уровни, начиная с первого. Однако не всегда возможно проведение игр на третьем уровне самостоятельности, это связано с особенностями класса, умениями школьников самостоятельно и творчески работать.

3. Классификация и типы биологических игр

Игры чрезвычайно различаются по содержанию, целям проведения, организации, однако в методике обучения биологии существует следующая классификация игр:

  1. Игры с правилами (дидактические)

    1. Настольные

    2. Подвижные игры на местности

  2. Творческие

    1. Игры-состязания

    2. Ролевые игры.

Игры должны разделятся и в зависимости от дидактических целей:

  • Игры, главное назначение которых - воспроизведение полученных знаний и умений.

  • Игры, направленные на получение новых знаний и умений.

  • Игры, основная цель которых - обобщение полученных знаний и умений

Настольные игры

К настольным играм относят кроссворды, ребусы, чайнворды и т. д. В настольные игры одинаково любят играть учащиеся как 6, 7 так и 8, 9 классов. Поэтому учитель биологии должен практиковать их как при изучении биологического курса в целом, так и при изучении отдельных разделов. Особенностью настольных игр по биологии является наличие игрового правила, в котором заключена игровая задача. Наличие игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Наличие игровой задачи способствует развитию самооценки в форме оценки своей эрудиции, умений и знаний сравнительно с другими учащимися. Это важно, так как в ходе игры учащиеся сами могут оценивать свои действия.

Важной чертой настольных игр является занимательность. Ни один из предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности как биология, ни в одном другом предмете наглядность и занимательность не могут дать такого эффекта, как в биологии. Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность, школьники учатся быстро и логично рассуждать. В настольных играх всегда имеется элемент соревновательности - кто быстрее, кто правильнее ответит и кто больше знает.

В настольной биологической игре закрепляются умения применять полученные ранее знания, умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, таблицами и наблюдениями. А главное в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности учеников в целом. Вот почему настольные игры являются одним из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры проводятся как индивидуально, так и в форме групповой работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Настольные игры являются важнейшим и необходимым этапом в проведении ролевых игр. Процесс вживания в роль у учащихся проходит значительно быстрее, если учитель систематически проводит различные настольные игры, как на уроке, так и во внеурочной работе.

Подвижные игры на местности

Важную роль во внеурочной работе по биологии играют подвижные игры. Они используются главным образом в походно-лагерных условиях и чаще всего являются поисковыми играми-состязаниями. В этом плане наиболее показательной игрой является школьная игра «Зарница», в ходе которой учащиеся используют на практике свои знания, полученные не только из курса биологии, но и других школьных предметов.

Подвижными играми особенно увлекаются учащиеся младшего и среднего возраста (11-15 лет). Подвижные игры укрепляют здоровье учащихся, развивают находчивость, чувство товарищества, дают возможность школьникам реализовать накопившуюся энергию. Кроме того подвижные игры учат развивать воображение, помогают стать дисциплинированными. Игры помогают участникам достигать цели, приходить на помощь при любых обстоятельствах.

Выбор подвижных игр зависит от конкретных задач, времени года, погодных условий. В ходе игры ее цели и пути их достижения должны оставаться для играющих притягательными и интересными. Подвижные игры чаще всего организуются во время походов и туристических слетов. Однако подвижные игры нечасто становятся самостоятельной формой соревнования или входят составной частью в другие игры. Они непосредственно связаны с биологией, но иногда опираются на межпредметные связи - физической культурой, географией, историей. Такого рода комплексные подвижные игры наиболее перспективны.

Нередко проведение подвижных игр необходимо и в работе кружков для активации познавательной деятельности учащихся. Часто подвижные игры носят ролевой характер. В этом случае учащиеся делятся на команды. Нередко учащиеся берут на себя роль исторических и литературных героев, известных ученых-биологов. При организации подвижных игр важно помнить о методике их проведения. Прежде всего перед началом игры необходимо объяснить правила проведения игры. Если игра знакома учащимся, учитель может напомнить лишь основные ее правила. Главная его задача в этом случае следить в ходе игры за их соблюдением. В то же время учитель, проводящий игру, не должен настраиваться на то, что если учащиеся знают игру, то могут обойтись без него. Всегда возможны конфликты и ситуации, разрешение которых требует вмешательство учителя. Не менее важно подвести итог игры, отметить особо отличившихся ребят.

При организации подвижных игр необходимо выбрать место их проведения. Это может быть спортивная площадка, поляна в лесу, берег реки. При этом особое внимание следует уделить безопасности учащихся во время игры, поэтому учитель должен хорошо знать местность. Отличительной чертой подобных игр, однако, является их интеграция в более крупные мероприятия игровой или соревновательной направленности.

Игры-состязания

В широком спектре игровых форм особое место по содержанию, занимательности и соревновательности занимают игры-состязания. Они применяются как в учебной, так и во внеурочной работе. Игры-состязания одинаково интересны учащимся всех классов. Как правило большинству учащихся такие игры прививают любовь к биологии.

Особенностью игр-состязаний является их занимательность. Занимательность рассматривается как средство привлечения интереса к предмету или процессу обучения. Занимательность связана с интересными сторонами явлений, процессов, воздействующих на школьников необычной постановкой вопросов, формой проведения занятий. Следующая особенность этих игр - соревновательность. Соревновательность в игре - это специфическая форма взаимоотношений учащихся в процессе совместной игровой деятельности. В соревнования школьники сравнивают свои знания, умения, личностные качества с этими же качествами у других учащихся. Признаками соревновательности является оценка, самооценка, выводы, пересмотр собственных позиций, конкретные действия. Причем эти признаки тесно связаны с эмоциональным состоянием учащихся. Поэтому так важно в формировании личности учащихся применять игры-состязания.

Назначение игр-состязаний в учебно-воспитательном процессе по биологии многообразно. Их следует рассматривать как первоначальный толчок к развитию интереса, как опору для эмоциональной памяти, средство запоминания особо трудных разделов и тем учебных курсов. Игры-состязания являются средством разрядки напряженной обстановки в классе, их применяют для переключения внимания. На основе биологического содержания, а также межпредметных связей с географией, физикой, химией, историей разработаны и разрабатываются учителями и методистами разнообразные игры.

Игры-состязания занимают промежуточное положение между разнообразными видами игр по биологии. Содержание игр-состязаний нередко составляют конкурсы, ребусы, кроссворды, ролевые ситуации и т. д. Являясь увлекательной игровой формой, игры-состязания включаются в уроки обобщения, закрепления, проверки знаний, а также в программу кружков, вечеров. В любых условиях игры-состязания выступают как массовая игровая форма, количество участников которой не ограничено.

При проведении игр-состязаний следует учитывать возраст учащихся, иначе вопросы будут недоступны для многих из них, а это снижает познавательный интерес школьников. Игры-состязания привлекают большинство учащихся желанием выиграть. Причем важным мотивом для учащегося является мотив коллективного и индивидуального соревнования в игре. Игры-состязания в полевых условиях проводятся без подготовки, в виде викторины. В большинстве же случаев для подготовки к игре необходимо время.

Игры-состязания проводятся либо индивидуально - для выявления лидеров, либо между командами. Чаще всего в играх-состязаниях применяется сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Ролевые игры

Ролевый игры рассматриваются как синтетический вид деятельности, благодаря чему они заключают в себе богатые возможности в обучении, воспитании и развитии школьников. Ролевые игры помогают овладевать и другими видами (трудовой и познавательной). Ролевые игры оказывают влияние на активацию познавательной деятельности учащихся, снимают напряжение у школьников, увеличивают их работоспособность. В ходе игры учащиеся обучаются опыту эмоционально-ценностного отношения к действительности, к миру.

Ролевая игра обязательно предполагает наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. Она может быть создана посредством речи, обстановкой, различными аксессуарами. Играющие берут на себя роли воображаемых героев и действуют в соответствии с особенностями ситуаций и принятых ролей. Учащиеся лучше отражают то, что хорошо знают, о чем имеют конкретные представления. Воображаемая ситуация дает возможность «совершать» поступки.

В ходе игры учащийся обычно использует свой личный опыт, а также представления об опыте разыгрываемого героя. Мотивом роли в игре является не воображение конкретного лица, а осуществление обобщенного действия. Поэтому в процессе подготовки игры следует знакомить школьников с особенностями той обстановки деятельности, в которой окажутся герои. В процессе игры ее участники перевоплощаются. Роль в игре позволяет занять новую позицию, новое общественное положение, чаще всего активное. В этом одна из важнейших привлекательных черт ролевой игры. При распределении ролей учащиеся 6-8 классов претендуют на главные и руководящие роли, ученики старших классов - на престижные.

Сюжет игры мобилен, меняется от возраста к возрасту. Основным сюжетом ролевых игр является окружающая жизнь взрослых. Например, если в игре ученик берет на себя роль ученого-энтомолога, то он ведет себя в соответствии с теми действиями, которые присущи этой профессии: осуществляет поиск насекомых, систематизирует и анализирует и т. д. Необходимым условием ролевой игры является создание проблемной ситуации, что сопровождается желанием разобраться в конкретной проблеме, побуждает искать новый способ действия. Чаще всего в играх по биологии проблемная ситуация возникает при постановке проблемного вопроса, при столкновении двух противоречивых мнений по одному вопросу. Принятие проблемной ситуации учащимися в игре требует от них не только самостоятельного поиска решения проблемы, но и осознания ответственности за ее выполнение.

В основном содержанием ролевой игры становятся реальные биологические проблемы, пронизывающие школьную программу. Следовательно выбирая тему для игры, необходимо наряду со сказочными, фантастическими, литературными сюжетами, наиболее интересными для учащихся 6-8 классов, обратить внимание на современные проблемы человечества, решая их на глобальном, региональном и локальном уровнях.

III. Заключение

В настоящее время интерес к играм обусловлен общей тенденцией гуманизации и демократизации образования и воспитания учащихся. Школьный курс биологии дает возможность разрабатывать разнообразные модели игр и включать их в систему организационных форм и методов обучения по предмету. Модели игр и их варианты создаются в зависимости от содержания темы, конкретных ситуаций, возникающих в процессе урочных и внеурочных занятий по биологии.

Игры, используемые в школьном курсе биологии, воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы школьников. В игре процесс мышления протекает значительно активнее. Игра дает возможность формировать эмоционально положительное отношение к предстоящей умственной деятельности, интерес к предмету.

Исследуя проблему выявлено две группы игр, применяемых в учебной и внеурочной деятельности: творческие (игры-состязания, ролевые игры) и игры с правилами (настольные, подвижные). Все типы игр связаны между собой.

При построении игр следует учитывать: объем и качество знаний, которые предстоит усвоить в теме, разделе; возрастные особенности учащихся, возрастание самостоятельности при использовании игр, общение школьников в ходе игры для решения учебно-воспитательных задач, создание правил для учеников как регулятора игрового поведения.

Таким образом, игровая деятельность может иметь решающее значение для успешности усвоения нового материала, повышения его уровня учебной мотивации, обеспечения его личностного роста.









Список литературы


  1. О. О. Жебровская. Игровой комплекс. География в школе 1996. № 6.

  2. С. Г. Кулинич, В. В. Николина. Географические игры. География в школе. 1991.№1.

  3. В. В. Мартемьянов. Игросистема в преподавании географии. География в школе.2001. № 1.

  4. С. П. Спичак, С. В. Тесленко. Игры на уроках географии. География в школе.1996. № 2

  5. Г. С. Кулинич, В. В. Николина. Географические игры в обучении и воспитании школьников. Методическое пособие. - Горький: ГГПО, 1990.

  6. И.С.Дубанов Игры на уроках географии, Чебоксары, 1999 год

  7. А.М.Зотова. Игры на уроках географии 6-7 классы, Дрофа, Москва 2004.

  8. И.В.Болотников. География: уроки-игры в средней школе, Волгоград, Учитель, 2004.

  9. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение. 1987

  10. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение. 1983

  11. Кульневич С. В. Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть II. - Ростов-н/Д: Учитель. 2005.






Критерии оценки деятельности учащихся


Деятельность учащихся во время игр на уроках биологии должна оцениваться как для поощрения активных и отличившихся участников игры, так и для оценки знаний учащихся. Так же оценка является дополнительным стимулом к активной деятельности учащихся во время игры. Для каждого типа игры вводятся собственные критерии оценок. Оценки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» не выставляются, так как не могут служить объективной оценкой знаний учащихся. Если ученик не принимает активного участия в игре, это еще не является показателем его знаний. На активность участников игры могут влиять эмоциональное состояние, доминирование других учащихся и т. д. Кроме того, выставление таких оценок вызовет негативное отношение к игре, пассивность при участии в последующих играх и снижение познавательного интереса к предмету в целом. Очевидно, что выставление оценок «2» и «3» следует считать нецелесообразным.


  1. Настольные игры, как правило проводятся с целью обобщения материала, его закрепления, либо в рамках предметной недели по биологии. Оценка «отлично» выставляется в случае активного участия школьника в подготовке игры, включающей работу с дополнительной литературой и справочниками; а также при высоком уровне подготовленности учащегося, проявленном во время игры. Оценка «хорошо» - ученик показал свои знания в достаточной мере, однако знание материала недостаточно глубоко.

  2. Подвижные игры на местности выявляют практическую подготовленность учащихся, умения применять свои знаний в конкретных ситуациях. В первую очередь оценивается знание практической стороны предмета биологии (полевые опыты, использование определителей и т. д.). Оценка «отлично» выставляется в том случае, если ученик показал хорошие теоретические знания и грамотно сумел их применить на практике. Оценка «хорошо» выставляется если ученик может успешно использовать практические знания и навыки, но не имеет достаточной теоретической подготовки.

  3. Игры состязания могут проводится для выявления командного или личного первенства. В личном первенстве оценка «отлично» выставляется победителю. В командном зачете - команде-победителю. Также соответствующие оценки можно выставить отличившихся участников проигравшей команды (например, «За волю к победе», «За проявленные знания» и т. д.) Если отрыв двух команд незначителен выставлением оценки «отлично» поощряется не команда-победитель, а наиболее эрудированные, активные, сообразительные участники обеих команд. Оценка «хорошо» ставится проигравшей команде при значительном отрыве, либо не ставится вовсе.

  4. Ролевые игры имеют особые критерии оценок. Оценка «отлично» ставится если участник правильно выполнил роль с точки зрения исторической характеристики персонажа, показал знание материала предмета игры, сумел использовать свои знания при решении конкретных вопросов и проблем. Оценка «хорошо» ставится в случае когда участник играет свою роль не с точки зрения исторической достоверности, а использует собственное представление о персонаже, отличное от фактического. Однако имеет знания о решаемой или обыгрываемой проблеме, может их показать и применить.

Данные критерии оценок не являются абсолютными, они могут меняться не только от типа игры, но могут различаться среди нескольких игр в пределах одного типа. Критерии оценок могут изменяться в зависимости от условий проведения игры. Однако неизменно приветствуется познавательная активность учащихся, их работа или помощь при подготовке игры, теоретические и практические знания и умения.


© 2010-2022