- Преподавателю
- Биология
- Доклад Рейтинговая система обучения на уроках химии и биологии
Доклад Рейтинговая система обучения на уроках химии и биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Попова О.В. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
рейтинговая система обучения на уроках
химии и биологии
Попова О.В., учитель химии и биологии
Акмолинская обл., Новомарковская СШ
Современная школа позволяет обеспечить максимальную индивидуализацию образовательных программ и тем самым создает условия для оптимального личностного и профессионального выбора. Традиционная (пятибалльная) система оценивания становится недостаточной, так как не учитывает всех требований, предъявляемых к ученику школы. Ее существенные недостатки: неполнота, ограниченность, неэффективность.
Проблема оценочной функции школы упирается в решение трех основных вопросов:
-
С какой целью необходимо оценивать учебные успехи детей?
-
Что в первую очередь оценивать в познавательной деятельности школьников?
-
Как обеспечить объективность оценок?
Бально-рейтинговая технология - одна из современных оценочных
технологий в образовательной деятельности, дающая возможность
качественно и количественно оценивать уровень учебных и личностных
достижений учащихся на уроках.
В обучении химии и биологии также появляется проблема объективного оценивания и на этих предметах рейтинговая система очень выручает. В первую очередь потому что здесь очень разнообразны формы и методы обучения: уроки- лекции, семинары, лабораторные работы, практические работы, самостоятельная работа учащихся с интернет-ресурсами и печатью. Кроме того, рейтинг подстегивает учащихся, повышает их мотивацию к обучению, они стремятся быть лидерами и набирают баллы.
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок осуществления школьной системы оценивания знаний учащихся -рейтинговая система (далее рейтинг).
1.2.Рейтинг - система мероприятий, приводящих к определению порядкового места в списке обучающихся. Рейтинг в числовом исчислении -индивидуальный числовой показатель достижений учащихся, возникающий как сумма баллов, полученных обучающимся за выполнение различных видов деятельности и определяющий порядковое место учащегося в списке обучающихся по итогам учебной четверти, полугодия, года.
1.3. Целью введения рейтинга является создание в школе модели социума, позволяющей подготовить обучающихся к жизни в реальных конкурентных условиях. В результате участия в рейтинге обучающиеся могут получить реальный социальный опыт, и, основываясь на его анализе, научиться определять собственную, индивидуальную стратегию успеха.
1.4.К участию в рейтинге допускаются учащиеся 6-11 классов. Рейтинговая система оценивания деятельности учащихся обеспечивает переход от констатирующего к накопительному статусу баллов.
1.5.Анализ рейтинга учеников и классов образовательного учреждения позволит:
-
индивидуализировать и дифференцировать учебную и воспитательную работу;
-
стимулировать познавательную активность учеников;
-
ориентировать ученика на успех;
-
более объективно анализировать качество обучения, как в классе, так и в школе в целом.
2. Построение рейтинговой системы оценки
2.1. Рейтинговое оценивание знаний - одно из существенных способов:
-
влияния на успеваемость учащихся, формирования интереса к процессу обучения и его результатам;
-
расширения возможностей школьной оценки, повышения её значимости;
-
включения самих учащихся в активный поиск возможности повышения своего среднего балла и рейтинга.
2.2.Система определения академического рейтинга ученика:
-
рейтинговый балл за четверть, полугодие и год
-
количество отметок в четверти должно быть не менее трех;
-
ученику предоставляется право ответа для повышения оценки в конце четверти или в конце темы;
-
рейтинг учащегося определяется:
-
по итоговой оценке за четверть, полугодие, год в классе;
-
по итоговой оценке за четверть, полугодие, год в школе;
-
по текущим оценкам в классе
-
2.3. Успех рейтинговой системы оценки знаний учащихся зависит от:
-
участия самих школьников в подсчетах среднего балла;
-
регулярного анализа динамики среднего балла и рейтинга;
-
от доброжелательности членов педагогического и ученического коллективов, умения педагогов радоваться даже наименьшим успехам учеников, поддерживать их;
-
совершенствования форм и методов ее введения;
-
оглашение результатов внутри классного коллектива (если таковое будет принято).
2.4. Результаты рейтинга используются:
-
для построения комплексного мониторинга эффективности реализации образовательной программы;
-
для повышения уровня мотивации учащихся;
-
для построения индивидуальных образовательных программ;
-
для оформления портфолио учащегося.
З.Значение рейтинговой системы
3.1.Рейтинговая система оценки знаний имеет большое значение для учащихся, так как:
-
повышается гуманизация и демократизация процесса обучения: учащиеся могут сами определить свой рейтинг;
-
воспитывается настойчивость, целеустремленность, воля;
-
помогает учащимся определить и развить свои интересы, возможности, наклонности, укрепить чувство собственного достоинства;
-
стимулируется повышение качества знаний, умений и навыков.
3.2.Рейтинговая система оценки знаний имеет большое значение для учителя, так как ее использование:
-
повышает интерес учащихся к учебе, активирует их познавательную учебную деятельность;
-
облегчает условия для анализа результативности учебного процесса, его динамики, как отдельных учеников, так и для класса в целом;
-
улучшается условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе за счет индивидуального подхода к ученикам;
-
активизирует участие учителей в учебно-воспитательном процессе, повышает их заинтересованность в результате обучения.
3.3. Данная система оценки, контроля и учета знаний нацелена на полноту, всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний, умений и навыков учащихся. Ее эффективное внедрение успешно дополнит традиционную систему оценивания, обеспечит возможность ученика влиять на собственный результат, видеть и развивать малейший успех, осуществляя деятельность по принципу «Успех рождает успех».
3.4 Доступность рейтинговой системы активизирует участие родителей в учебно-воспитательном процессе; способствует всестороннему изучению и определению статуса личности учащегося в школе.
В качестве конкретного примера хочется предоставить рейтинговую систему, которую я использую при обучении биологии в 6 классе. В начале четверти на стенде в кабинете вывешивается информация о разбалловке на всю четверть, у учителя ведется рейтинговый лист, где фиксируются все набранные баллы учащихся, за 10 дней до окончания четверти начинают подводится итоги, но в течение всей четверти дети также могут отработать пропущенные занятия, тем самым восстановив потерянные баллы. Также в течение четверти учащиеся получают текущие оценки, которые ставятся в журнал.
Таблица 1 .Рейтинговая оценка учебной деятельности по биологии
для учащихся 6 «Б» класса /1 четверть/
вид учебной деятельности
посещенные уроки
лабораторные работы
рабочая тетрадь
зачет
тестирование
оценка в баллах
1 балл
5 баллов
10 баллов
5 баллов
20 баллов
всего в четверти
18 уроков
10 работ
1 проверка
1 зачет
1 тест
Всего
баллов
18
50
10
5
20
ИТОГО
на оценку
"5" - 95-102 балла "4"- 85-93 баллов
"3" - 50 - 84 баллов "2" - меньше 50 баллов
Таблица 2. Рейтинговая оценка учебной деятельности по биологии
для учащихся 6 «Б» класса /2 четверть/
вид учебной деятельности
посещенные уроки
лабораторные работы
рабочая тетрадь
зачет
тестирование
оценка в баллах
1 балл
5 баллов
10 баллов
5 баллов
20 баллов
всего в четверти
12 уроков
6 работ
1 проверка
1 зачет
1 тест
Всего
баллов
12
30
10
5
20
ИТОГО
на оценку
Оценка "5" - 72 - 77 балла Оценка "4"- 63 - 71 балла Оценка "3" - 52 - 62 балла Оценка "2" - меньше 52 баллов
Таблица 3. Рейтинговая оценка учебной деятельности по биологии
для учащихся 6 «Б» класса /3 четверть/
вид учебной деятельности
посещенные уроки
лабораторные работы
рабочая тетрадь
зачет
тестирование
оценка в баллах
1 балл
5 баллов
10 баллов
5 баллов
20 баллов
всего в четверти
21 урок
12 работ
1 проверка
2 зачета
2 тестирования
Всего
баллов
21 балл
60 баллов
10 баллов
10 баллов
40 баллов
ИТОГО
на оценку
Оценка "5" - 130-141 балл Оценка "4"- 122-130 баллов Оценка "3" - 110-121 баллов Оценка "2" - меньше 110 баллов
Таблица 4. Рейтинговая оценка учебной деятельности по биологии
для учащихся 6 «Б» класса /4 четверть/
вид учебной деятельности
посещенные уроки
лабораторные и практические работы
рабочая тетрадь
зачет
тестирование
оценка в баллах
1 балл
5 баллов
10 баллов
5 баллов
20 баллов
всего в четверти
15 уроков
15 работ
1 проверка
1 зачет
1 тестирование
Всего
баллов
15 баллов
75 баллов
10 баллов
5 баллов
20 баллов
ИТОГО
на оценку
Оценка "5" - 116-125баллов Оценка "4"- 106-115 баллов Оценка "3" - 95 - 105 баллов Оценка "2" - меньше 95 баллов
Аналогично можно разрабатывать рейтинговую систему для любого класса как по предмету биология, так и по химии, критерии оценивания могут меняться, так как виды работ на уроках химии и биологии отличаются. В старших классах в рейтинг добавляются семинарские занятия, защита проекта, самостоятельная работа учащегося, которую я принимаю в виде презентаций, тестов и др., все зависит от учителя! Желаю успехов!!!
Список литературы:
-
Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007 г. №319.edu.gov.kz.
-
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 07.12.2010 г. № 1118.
3. Современные педагогические технологии в обучении. О.Б. Даутова,
О.Н.Крылова. М., 2006г.