Доклад Рейтинговая система обучения на уроках химии и биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

рейтинговая система обучения на уроках

химии и биологии


Попова О.В., учитель химии и биологии

Акмолинская обл., Новомарковская СШ

Современная школа позволяет обеспечить максимальную индивидуализацию образовательных программ и тем самым создает условия для оптимального личностного и профессионального выбора. Традиционная (пятибалльная) система оценивания становится недостаточной, так как не учитывает всех требований, предъявляемых к ученику школы. Ее существенные недостатки: неполнота, ограниченность, неэффективность.

Проблема оценочной функции школы упирается в решение трех основных вопросов:

  1. С какой целью необходимо оценивать учебные успехи детей?

  2. Что в первую очередь оценивать в познавательной деятельности школьников?

  3. Как обеспечить объективность оценок?
    Бально-рейтинговая технология - одна из современных оценочных
    технологий в образовательной деятельности, дающая возможность
    качественно и количественно оценивать уровень учебных и личностных
    достижений учащихся на уроках.

В обучении химии и биологии также появляется проблема объективного оценивания и на этих предметах рейтинговая система очень выручает. В первую очередь потому что здесь очень разнообразны формы и методы обучения: уроки- лекции, семинары, лабораторные работы, практические работы, самостоятельная работа учащихся с интернет-ресурсами и печатью. Кроме того, рейтинг подстегивает учащихся, повышает их мотивацию к обучению, они стремятся быть лидерами и набирают баллы.

1.Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет порядок осуществления школьной системы оценивания знаний учащихся -рейтинговая система (далее рейтинг).

1.2.Рейтинг - система мероприятий, приводящих к определению порядкового места в списке обучающихся. Рейтинг в числовом исчислении -индивидуальный числовой показатель достижений учащихся, возникающий как сумма баллов, полученных обучающимся за выполнение различных видов деятельности и определяющий порядковое место учащегося в списке обучающихся по итогам учебной четверти, полугодия, года.

1.3. Целью введения рейтинга является создание в школе модели социума, позволяющей подготовить обучающихся к жизни в реальных конкурентных условиях. В результате участия в рейтинге обучающиеся могут получить реальный социальный опыт, и, основываясь на его анализе, научиться определять собственную, индивидуальную стратегию успеха.

1.4.К участию в рейтинге допускаются учащиеся 6-11 классов. Рейтинговая система оценивания деятельности учащихся обеспечивает переход от констатирующего к накопительному статусу баллов.

1.5.Анализ рейтинга учеников и классов образовательного учреждения позволит:

  • индивидуализировать и дифференцировать учебную и воспитательную работу;

  • стимулировать познавательную активность учеников;

  • ориентировать ученика на успех;

  • более объективно анализировать качество обучения, как в классе, так и в школе в целом.

2. Построение рейтинговой системы оценки

2.1. Рейтинговое оценивание знаний - одно из существенных способов:

  • влияния на успеваемость учащихся, формирования интереса к процессу обучения и его результатам;

  • расширения возможностей школьной оценки, повышения её значимости;

  • включения самих учащихся в активный поиск возможности повышения своего среднего балла и рейтинга.

2.2.Система определения академического рейтинга ученика:

  • рейтинговый балл за четверть, полугодие и год

  • количество отметок в четверти должно быть не менее трех;

  • ученику предоставляется право ответа для повышения оценки в конце четверти или в конце темы;

  • рейтинг учащегося определяется:

    • по итоговой оценке за четверть, полугодие, год в классе;

    • по итоговой оценке за четверть, полугодие, год в школе;

    • по текущим оценкам в классе

2.3. Успех рейтинговой системы оценки знаний учащихся зависит от:

  • участия самих школьников в подсчетах среднего балла;

  • регулярного анализа динамики среднего балла и рейтинга;

  • от доброжелательности членов педагогического и ученического коллективов, умения педагогов радоваться даже наименьшим успехам учеников, поддерживать их;

  • совершенствования форм и методов ее введения;

  • оглашение результатов внутри классного коллектива (если таковое будет принято).

2.4. Результаты рейтинга используются:

  • для построения комплексного мониторинга эффективности реализации образовательной программы;

  • для повышения уровня мотивации учащихся;

  • для построения индивидуальных образовательных программ;

  • для оформления портфолио учащегося.

З.Значение рейтинговой системы

3.1.Рейтинговая система оценки знаний имеет большое значение для учащихся, так как:

  • повышается гуманизация и демократизация процесса обучения: учащиеся могут сами определить свой рейтинг;

  • воспитывается настойчивость, целеустремленность, воля;

  • помогает учащимся определить и развить свои интересы, возможности, наклонности, укрепить чувство собственного достоинства;

  • стимулируется повышение качества знаний, умений и навыков.

3.2.Рейтинговая система оценки знаний имеет большое значение для учителя, так как ее использование:

  • повышает интерес учащихся к учебе, активирует их познавательную учебную деятельность;

  • облегчает условия для анализа результативности учебного процесса, его динамики, как отдельных учеников, так и для класса в целом;

  • улучшается условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе за счет индивидуального подхода к ученикам;

  • активизирует участие учителей в учебно-воспитательном процессе, повышает их заинтересованность в результате обучения.

3.3. Данная система оценки, контроля и учета знаний нацелена на полноту, всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний, умений и навыков учащихся. Ее эффективное внедрение успешно дополнит традиционную систему оценивания, обеспечит возможность ученика влиять на собственный результат, видеть и развивать малейший успех, осуществляя деятельность по принципу «Успех рождает успех».

3.4 Доступность рейтинговой системы активизирует участие родителей в учебно-воспитательном процессе; способствует всестороннему изучению и определению статуса личности учащегося в школе.

В качестве конкретного примера хочется предоставить рейтинговую систему, которую я использую при обучении биологии в 6 классе. В начале четверти на стенде в кабинете вывешивается информация о разбалловке на всю четверть, у учителя ведется рейтинговый лист, где фиксируются все набранные баллы учащихся, за 10 дней до окончания четверти начинают подводится итоги, но в течение всей четверти дети также могут отработать пропущенные занятия, тем самым восстановив потерянные баллы. Также в течение четверти учащиеся получают текущие оценки, которые ставятся в журнал.

Таблица 1 .Рейтинговая оценка учебной деятельности по биологии

для учащихся 6 «Б» класса /1 четверть/

вид учебной деятельности

посещенные уроки

лабораторные работы

рабочая тетрадь

зачет

тестирование

оценка в баллах

1 балл

5 баллов

10 баллов

5 баллов

20 баллов

всего в четверти

18 уроков

10 работ

1 проверка

1 зачет

1 тест

Всего

баллов

18

50

10

5

20


ИТОГО

на оценку


"5" - 95-102 балла "4"- 85-93 баллов


"3" - 50 - 84 баллов "2" - меньше 50 баллов

Таблица 2. Рейтинговая оценка учебной деятельности по биологии

для учащихся 6 «Б» класса /2 четверть/

вид учебной деятельности

посещенные уроки

лабораторные работы

рабочая тетрадь

зачет

тестирование

оценка в баллах

1 балл

5 баллов

10 баллов

5 баллов

20 баллов

всего в четверти

12 уроков

6 работ

1 проверка

1 зачет

1 тест

Всего

баллов

12

30

10

5

20


ИТОГО

на оценку


Оценка "5" - 72 - 77 балла Оценка "4"- 63 - 71 балла Оценка "3" - 52 - 62 балла Оценка "2" - меньше 52 баллов


Таблица 3. Рейтинговая оценка учебной деятельности по биологии

для учащихся 6 «Б» класса /3 четверть/

вид учебной деятельности

посещенные уроки

лабораторные работы

рабочая тетрадь

зачет

тестирование

оценка в баллах

1 балл

5 баллов

10 баллов

5 баллов

20 баллов

всего в четверти

21 урок

12 работ

1 проверка

2 зачета

2 тестирования

Всего

баллов

21 балл

60 баллов

10 баллов

10 баллов

40 баллов


ИТОГО

на оценку


Оценка "5" - 130-141 балл Оценка "4"- 122-130 баллов Оценка "3" - 110-121 баллов Оценка "2" - меньше 110 баллов

Таблица 4. Рейтинговая оценка учебной деятельности по биологии

для учащихся 6 «Б» класса /4 четверть/

вид учебной деятельности

посещенные уроки

лабораторные и практические работы

рабочая тетрадь

зачет

тестирование

оценка в баллах

1 балл

5 баллов

10 баллов

5 баллов

20 баллов

всего в четверти

15 уроков

15 работ

1 проверка

1 зачет

1 тестирование

Всего

баллов

15 баллов

75 баллов

10 баллов

5 баллов

20 баллов

ИТОГО

на оценку

Оценка "5" - 116-125баллов Оценка "4"- 106-115 баллов Оценка "3" - 95 - 105 баллов Оценка "2" - меньше 95 баллов

Аналогично можно разрабатывать рейтинговую систему для любого класса как по предмету биология, так и по химии, критерии оценивания могут меняться, так как виды работ на уроках химии и биологии отличаются. В старших классах в рейтинг добавляются семинарские занятия, защита проекта, самостоятельная работа учащегося, которую я принимаю в виде презентаций, тестов и др., все зависит от учителя! Желаю успехов!!!

Список литературы:

  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007 г. №319.edu.gov.kz.

  2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 07.12.2010 г. № 1118.

3. Современные педагогические технологии в обучении. О.Б. Даутова,

О.Н.Крылова. М., 2006г.

© 2010-2022