Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

. Я предположила, что моим сверстникам устаревшие слова будут более понятны, если они знают их «братьев». Для проверки своей гипотезы я нашла примеры таких «необычных слов» в сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане» и в поэме «Руслан и Людмила»: и решила, что такие необычные слова нужно знать, чтобы понимать, о чем читаешь. Ещё, в ходе работы, мною было проведено три эксперимента. В первом - ребята должны были объяснить значения устаревших слов. Во втором задании...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ





Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Сибиряк»

г.Юрга




И.А.Белошицкая

«Русская береста»

Исследовательская работа
























Автор:

Ирина Анатольевна Белошицкая, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Сибиряк»







Русская береста - магический материал, который используется много веков. Она способна помочь человеку в самых различных жизненных ситуациях в быту, а также в медицине.

В данной работе рассматриваются различные виды обработки бересты, большое внимание уделяется описанию роли бересты в жизни людей, поднимается вопрос о необходимости бережного отношения человека к природе, содержится описание способов изготовления поделок из бересты.






Содержание

Введение……………………………………………………………………..7

Задачи исследования………………………………………………………..9

Метод проекта……………………………………………………………….10

Береста в быту……………………………………………………………….13

Заготовка бересты……………………………………………………………17

Виды обработки………………………………………………………………19

Хранение бересты……………………………………………………………21

Необходимое оборудование для работы с берестой……………………….22

Роспись ………………………………………………………………….……25

Резьба………………………………………………………………………….26

Аппликация………………………………………………………………..….28

Плетение………………………………………………………………………29

Основные центры берестяных ремёсел……………………………………..30

Заключение………………………………………………………….………..37

Список литературы…………………………………………………..………39















Самым высоким видом искусства,

самым талантливым,

самым гениальным

является

народное искусство,

то есть то,

что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронёс

через столетия.

М.И.Калинин










Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

Предисловие

Когда-то почти вся Русь была деревянной. Испокон веков русский человек селился в лесистых местах, по берегам озёр и рек. Лесные чащи давали ему приют, кров и пищу. Из дерева крестьянин рубил себе избы, строил города, возводил храмы и крепости. Из подручного материала мастерил все, что было необходимо, от сохи до посуды. Использовалась не только древесина, камни, кость, металлы, но и кора деревьев (липы, берёзы). Человек всегда старался сделать своё жилище уютным и красивым. Народные традиции переходили из поколения в поколение.

В исследовательской работе «Русская береста» мы подробно остановимся на описании древнего народного ремесла, непрерывно связанного с традиционной культурой нашей Родины, - на плетении из бересты (художественная обработка бересты).

Долгими зимними вечерами крестьянские умельцы резали из дерева миски и ложки, плели хлебницы, солонки, пестри, мастерили из бересты туеса для ягод, грибов и мёда. Рыболовы изготовляли берестяные поплавки и оплетали грузила для сетей. В древние времена не было обувных фабрик, и народ снова обращался к бересте - прочному, эластичному и доступному материалу. Небогатые люди обувались в лапти, ступни, а порой и в берестяные сапоги. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности (новгородские берестяные грамоты) [6].

Как правило, все вещи изготовлялись по потребности и использовались в повседневном быту. Но крестьянин создавал самую простую вещь не только удобной и практичной, но и радующей глаз своей формой, линией, цветом. Известно, что береста обладает лечащими свойствами - берегиня (оберег) снимает головную боль. В составе коры присутствуют антисептические компоненты, позволяющие использовать её при порезах и ссадинах.




Введение

У каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Одни изделия дошли до наших дней без изменений, другие - в усовершенствованном виде, а третьи если не исчезли, то стали уделом археологических и этнографических экспедиций. Сохранившиеся предметы легко вошли в современный интерьер; и ныне благодаря своей красоте, целесообразности и высоким художественным качествам они являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного искусства.

Предыстория берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Первобытный человек жил в полном единении с природой. Вся его жизнь зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. Деревья были объектом поклонения, связанным с добрыми силами - «оберегами». С деревом, которое его укрывало, обогревало, охраняло и кормило, у человека были особенные отношения. Он верил, что его судьба таинственным образом связана с деревом, которое он выбрал в качестве своего «тотема», Причем, тотем - это не божество, а родственник, друг, брат, с которым можно посоветоваться, который оказывает услуги, на которого можно магически воздействовать. У каждого народа были свои почитаемые деревья. У живших в так называемом таёжном поясе Земли, чаще всего среди священных и любимых деревьев встречается, береза. В русском ритуале с березой во время Троицы сохранилось много тотемических элементов. Исключительность, которая принадлежит березке, объясняется, по-видимому, тем, что это первое, наиболее раннее дерево, одевающееся в яркую, нарядную зелень, тогда как другие едва начинают распускать почки. Отсюда возникает представление, будто именно березка обладает особенной силой роста. Средоточием этой силы считаются верхушки и ветки - от них идет рост и, следовательно, здесь находится их сила. Эту силу надо использовать. Такова простейшая мыслительная основа, приводящая к различным обрядам, связанным с березкой [7].

Но не только ассоциация с сильным деревом, но и другие свойства березы ставят ее в ряд исключительных. В первую очередь красивый внешний вид. Береза привлекала своей ослепительно белой корой - берестой и зеленью. Лекарственные свойства березового сока, листвы, бересты тоже были известны человеку с древности. Практическое применение березы очень широко, мы остановимся только на описании бересты, которую относят к области древнейшего способа первобытного использования дерева для домашних надобностей.

Береста легко снимается со ствола, обрабатывается с помощью простейшего инструмента. Она легкая, прочная, водонепроницаемая. Прекрасный подсобный строительный материал, подобного которому трудно найти в тайге. Археологические раскопки принесли немало находок, которые проливают свет на то, как использовали бересту. С далекого прошлого человек использовал бересту для покрытия крыш, полов, стен, изготовления простой утвари и как подсобный материал для связывания, обертывания [4].

Береста очень хорошо сохранилась во влажной почве. Благодаря этому качеству мы можем заглянуть в жизнь наших далеких предков. Порой непонятно, как использовался тот или иной предмет из бересты, но ясно, что пользу она им приносил. На бересте писали и рисовали.

Интересные археологические находки, связанные с берестой, были обнаружены во многих регионах земного шара. Есть смысл упомянуть о двух самых важных: берестяные изделия из гробницы Тутанхамона (14 в. до н. э.) и прорезная береста на колчанах скифских воинов в виде накладок (сложный растительный орнамент) - 2-е тысяч. до н. э.Накладки из бересты хранятся в Волгоградском областном краеведческом музее [2].

Самое удивительные находки - это берестяные грамоты, на которых писали наши предки в Новгороде, Смоленске, Рязани в XI-XIV веках. На мягкой податливой поверхности буквы легко процарапывались острой костяной палочкой. Другой конец палочки часто украшался головками коней, львов и имел отверстие, через которое ее подвешивали на поясе. Систематизируя данный материал, мы объединили его в исследовательскую работу, актуальность которой заключается в том, чтобы изучить историю появления в жизни людей удивительного материала - бересты, описать свойства этого материала, привлечь обучающихся к работе с берестой, рассказать о красоте и пользе березы, являющейся поставщиком бересты. Не каждый ребёнок знает особенности этого дерева. Гипотеза: если берёза - это лиственное дерево, воспетое в прозе, поэзии, то она не только очаровывает своей красотой, но является также целебным, лекарственным средством, а её древесина используется в качестве ценного материала для изготовления экологически чистой мебели.



Задачи исследования

1. Сформировать представления о:

• заготовке бересты;

• видах обработки бересты;

• хранение бересты;

• необходимом оборудовании для работы с берестой;

• росписи по бересте;

• резьбе по бересте;

• аппликации из бересты;

• плетение из бересты;

• основных центрах берестяных ремёсел.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.

3. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание работать с берестой.

4. Расширить представление об изобразительном искусстве.

Предполагаемый результат:

Изготовление поделок из бересты. Сбор песен, пословиц, загадок про берёзу.















Метод проектов

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 г. под руководством русского педагога С. Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Все что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В своей работе я остановлюсь на выборе проекта о бересте с целью углубления естественнонаучных знаний детей, привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, развитие их творческого мышления, исследовательских навыков в практической жизни. Мне чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут- то и встала проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые умения, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Нам представлялось значимым не просто подсказать новые источники информации, но и направить мысль детей в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате этой работы дети должны были самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности [8].

В основе нашей работы с детьми по данной теме лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Я ориентировала детей на самостоятельную деятельность - индивидуальную и групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод направляет их на решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненного проекта стали, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В своей работе над проектом я использовала определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяли решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей и предполагали презентацию этих результатов, а также применяли совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов

1. Для работы в проекте я остановила свой выбор на значимой в исследовательском, творческом плане проблеме, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (распространение данного опыта работы среди коллег).

3. Самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность детей.

4. Структурирование содержательной части проекта.

5. Использование исследовательских методов; определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки").

Типология проектов. Их структурирование.

Метод проектов применяли как в обычной группе в виде самостоятельной, индивидуальной, групповой работы детей в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий.

Начиная работу по проекту, я понимала значимость обучения детей в сотрудничестве не только собственно в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

- необходимость не столько передавать детям сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и др.);

- актуальность широких человеческих контактов, знакомство с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

- значимость для развития ребенка умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Для того, чтобы получить оптимальный результат от методов проекта потребовалась предшествующая работа с детьми (сбор естественнонаучных знаний о бересте, образцы художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, и т. д.). При определении типологии проекта доминирующим был исследовательский метод, так как он требовал хорошо продуманной структуры, обозначаемых целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости.

Данная исследовательская работы предполагает сбор, анализ, структурирование теоретического материала о бересте, способах ее заготовки и использовании в быту. Данные знания помогут детям на занятиях деятельностью, связанной с заготовкой и обработкой бересты.














Береста в быту

В прошлом береста занимала большое место в жизни крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту.

В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту. Вот что писал Петр в начале XVII века, описывая Московское государство: "...они умеют так ловко и плотно класть бревна одно на другое, что на дом не потратят ни одного гвоздя, они покрывают эти дома досками, а всего лучше корой березы..."[4].

В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные строения берестой из-за дороговизны рубероида. Крыша, крытая скалой (берестой), служит не меньше 40 лет. Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. . (Приложение 5)

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

туеса корзина пестернь

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школбрусочницы Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали "вторую жизнь" после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях - поплавки


Прочно вошла береста в "мир детства" в виде игрушек. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. (Приложение 1) Они служили шумящим оберегом и развивали мышление [5]

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школИсследовательская работа по сказкам для обучающихся школИсследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

погремушка - шаркунок берестяная кукла погремушка - шаркунок

В дальнейшем его окружали плетеные из бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки: мячики, лодочки и другие - ребенок мог сделать сам. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная колыбель, которая была переносной. Бересту использовали для изготовления музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек. (Приложение 5)

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школИсследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

рожок жалейка

В таможенных книгах Московского государства (XVII в.) упоминаются "берестяные каючи", на которых с верховьев Вычегды доставляли товар в Великий Устюг. Как они выглядели, представить сейчас трудно.

А вот каноэ североамериканских индейцев и лодки-берестянки народов Сибири сохранились в музеях Петербурга (РЭМ, МАЭ). Известна и технология их изготовления. [9]

Ни одна телега, ни одни сапоги и конская упряжь не обходились без дегтя. Лучший деготь получался из бересты. Телеги не скрипели, сапоги долго служили и не промокали, а конская упряжь не замерзала на морозе. Запах дегтя известен многим, ихтиоловая мазь содержит березовый деготь. Деготь обладает лечебным, противовоспалительным действием.

Береста в медицине

Не зря китайские врачи называют нашу березу русским жень-шенем.
Как в русской народной медицине, так в зарубежной и российской официальной медицине признано, что береста и ее компоненты обладают оздоровительными эффектами. Как известно, береста на треть состоит из бетулина, который имеет и другое название - березовая камфара. Это вещество за его особые биологические свойства стали называть «белым золотом».
Бересту (кора березы) заготавливают преимущественно из деревьев после рубки. Заготовленное сырье сушат на воздухе.
Сырье официально (т.е. разрешено к использованию в медицине) в России, США и многих других странах [9].
Береста несет в себе огромный лечебный потенциал.
Береста обладает мощнейшим антигрибковым, антивирусным и бактерицидным действием. Когда будете в лесу, ткните ногой давно упавшую березу. Ноге будет сопротивляться только береста. Древесина уже вся превратилась в труху, в пыль, береста же хорошо сохранилась. Новгородским берестяным грамотам почти 700 лет, а ведь все эти годы они лежали в земле. И только последние полвека в музее.
Фитонциды - это летучие вещества, которыми растения защищаются от вредителей на расстоянии. Хорошо известны фитонциды, выделяемые березовыми листьями. Из-за них в березовой роще на кубометр воздуха приходится никак не более 400 болезнетворных микробов. Для сравнения, норма для операционных - 500. Так вот, береста выделяет фитонциды.
В берестяных туесках хлеб сохраняется значительно дольше обычного. Другой пример: давно известный способ обеззараживания воздуха. Несколько капель березового дегтя, который получают из бересты, капните на угли, и воздух в Вашей комнате станет практически стерильным. Так в старину готовили помещения к родам. Наши прадеды знали многие секреты долголетия.
Как уже говорилось ранее, хлеб в берестяных туесках не плесневеет долго. А теперь представьте на месте хлеба человека. В доме, где имеются изделия из бересты, человек дышит целебным воздухом. Гомеопатические дозы берестяных фитонцидов все время и днем и ночью сражаются за его здоровье. А что такое, например, стоматит? Это заболевание полости рта, вызываемое грибком рода Candida. Это тоже специализация бересты. Доказан также эффект действия бересты против вируса герпеса. Конечно, на первый взгляд здоровому человеку все это может показаться ни к чему. Но не надо забывать о профилактике. Ведь на здоровье невозможно сэкономить без ущерба для него, а вот восстановить можно. Попробуйте сами - наши лечебные продукты из бересты доступны по цене каждому, это по-настоящему народная медицина.










Заготовка бересты

Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая - июне, когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры. Если ее снимать умело, не повреждая следующий слой коры - зазелень, то это не вредит дереву, и через несколько лет на нем вырастет снова нарядная белая одежда.

Береста для поделок должна быть гладкой, ровной, без дефектов (заплывших сучков, порезов, трещин); горизонтальные полоски, характерные для березы, не должны быть круглыми. Для заготовки бересты нужны пила, топор, сочалка или проволока, нож. Сочалкой или проволокой удобно отслаивать берестяной цилиндр-сколотень со ствола. Ножом делают горизонтальные разрезы на стволе при заготовке сколотней, вертикальные и горизонтальные - при снятии пластовой бересты, спиральные вокруг ствола - чтобы получить берестяную ленту (лыко). Для сколотня бересту снимают со ствола целиком. На стволе делают кольцевые разрезы, отстоящие друг от друга на 40-50 см. Затем в нижний разрез под слой бересты нужно просунуть сочалку и отслоить от ствола берестяной цилиндр. Сначала снимают самый маленький сколотень, в конце - самый большой, вставляя их один в другой, как матрешки [7].

Лента

В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в 100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора.

Пласт

Для снятия пласта нужно сделать вертикальный надрез на всю достижимую высоту дерева и отслаивать пластами того размера, в зависимости от того, как вы планируете хранить бересту. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.

Сколотень (цилиндр)

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ


Спиливать дерево удобнее на высоте 1-1,20 метра. Далее для себя обозначить все потенциальные места. Для снятия сколотня выбирается всё та же белоствольная берёза с наименьшим количеством сучков, трещин и неровностей. Необходимый инструмент: двуручная пила, топор, нож, шпага (сочалка). Для снятия сколотней напилить дерево на чурки 2,50-3 метра. Для удобства работы лучше организовать место снятие бересты на уровне живота. Снимается берёста сколотнем от комеля к вершинке (но можно и наоборот). Для начала делается надрез по всей длине окружности ствола, чтобы обозначить длину будущего сколотня. Далее сочалка вставляется между стволом и камбием, и производятся движения вдоль ствола, и кора берёзы постепенно отслаивается, сопровождается этот процесс обильным сокоизвержением. Когда после трудных минут отслоения вам покажется что вот оно, сейчас должно совсем сойти с дерева, обхватите двумя руками ствол и немного прокрутите бересту по кругу. Если береста поддалась, значит нужно осторожно снимать её со ствола. А осторожно потому, что на стволе под камбием могут оказаться острые выпуклости, которые порвут всю проделанную работу, или утолщение ствола также сможет испортить сколотень [4]. (Приложение 5)











Виды обработки бересты

Первые сведения о технике обработки бересты, известные нам, относятся к 18 столетию. О них сообщает Андрей Болотов .

Тиснение и выскабливание бересты

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер "выбирает" фон предмета и получает зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. В 19 веке она применяется и в берестяных изделиях

Тиснение по бересте делают специальными кренами (своего рода штампиками) или чеканками. Штампики изготавливают из палочек (стержней, брусков) круглой, прямоугольной или квадратной формы. Древесина для штампиков выбирается твердая: дуб, вяз, береза, клен. Можно изготовить их также из металла, пустотелых трубочек или кости. Длина палочек выбирается такая, чтобы в процессе работы их было удобно держать: это примерно 80-100 мм.

Заготовив необходимое число палочек, тщательно зачищают их от шероховатостей. Затем одному из торцов, который будет рабочий, придают какой-нибудь элемент будущего орнамента: круг, квадрат, ромб, розочка, полоска и т.д. Чем больше штампиков, тем выразительней будет композиция узора. Более сложные по форме штампики с элементами, например, растительного орнамента вырезаются небольшими стамесками, которые используются в резьбе по дереву [4]. Перед нанесением тиснения бересту размечают шилом на полоски или квадраты, в которых штампиками будет оттиснут рисунок. Для того, чтобы сделать оттиск штампика на бересте, ее располагают на дощечке внутренним слоем наружу. В объемные изделия необходимо вложить деревянные брусочки. Приложив необходимый по рисунку штампик к бересте, по нему сильно ударяют молотком. В результате на бересте получается отпечаток. Таким образом делается весь рисунок. В процессе тиснения качество рисунка, его глубина и четкость зависят о силы удара точного прикладывания к месту узора. (Приложение 5)

Выскабливание выполняется следующим образом. Составив эскиз или шаблон будущего узора на бумаге, его переносят на готовое изделие с помощью разметочных инструментов: циркуля и линейки. Затем, слегка подрезав контур элементов узора ножом, им же выскабливают верхний, тонкий слой бересты. Можно использовать плоскую стамеску, если ширина линий узора в его элементах одинаковая. В украшениях берестяного изделия можно использовать и гравировку. Подрезанный с двух сторон край элементов узора поддевают ножом. Благодаря слоистому строению бересты, элементы легко расслаиваются. Получаются слои различные по цвету. Изложенными выше видами обработки бересты можно украсить полоску бересты и использовать ее в качестве закладки для книг или изготовить из бересты обложку для записной книжки [7].















Хранение бересты

Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Берестяное полотно после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента, пролежавшая не скрученной несколько часов, становится непригодной для работы. Хорошее правило при скручивании - с одной берёзы один клубок. Это поможет при плетении в мастерской. Однако, если береста тонкая и количество сучков и трещин на берёзе не позволяют снимать бересту в полный рост, то клубки можно скручивать из лент разных деревьев [7].

Береста, снятая пластами, укладывается между двух широких досок или фанеры, а сверху помещается груз, чтобы при хранении пласты не скручивались и были пригодны для работы. Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставалось некоторое расстояние для просушки. В клубках и пластами береста может храниться годами. Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свойство: старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ





Необходимое оборудование для работы с берестой

Хорошо оборудованное рабочее место, наличие исправного инструмента и набора приспособлений - залог удобства и легкости в работе, высокой производительности и качества изготавливаемых изделий.

Рабочее место лучше оборудовать у окна или в другом месте с хорошим прямым освещением. Стол для работы должен быть прочным, устойчивым, высотой 700-800 мм и иметь ровную столешницу размером 700-800ХЮОО-1200 мм. В столе должно быть три ящика: боковые - для инструмента и приспособлений, центральный - для сбора отходов и временного хранения небольших отрезков бересты. Если нет специального стола, можно работать за обычным письменным, имеющим средний выдвижной ящик. Чтобы не повредить крышку стола, на столешницу необходимо класть лист фанеры размером не менее 500X800 мм и толщиной 6-10 мм. В работе с прорезной берестой потребуется так называемая подрезная доска из липы, осины, но лучше из дерева с плотной древесиной, например из бука, размером 250X250 мм.

Необходим и определенный набор инструментов. Он невелик и, за небольшим исключением, универсален. Это разнообразные ножи, ножницы, циркули, линейки. Некоторые из них можно приобрести в магазинах. Так, в строительных, хозяйственных или художественных магазинах продаются рекомендуемые нами ножи под названием «Набор для резьбы № 2», а в магазинах «Охота, рыболовство» - круглые пробойники под названием «Просечки для пыжей» 12, 16 и 20-го калибров. Лезвия к ножам, шилья, пробойники можно изготовить самим из стали У8А. Чеканы, различные приспособления, рукоятки к инструментам делаются самостоятельно. Однако, не стремитесь приобрести или изготовить много инструмента. Вначале решите, каким видом работ с берестой будете заниматься. В частности, для овладения основами плетения из бересты вполне можно обойтись тем, что есть в каждом доме, - ножом, ножницами, циркулем и линейкой.

Итак, для работы с берестой в зависимости от вида изготавливаемых изделий потребуются следующие инструменты:

ножи: нож-косяк - для разрезания бересты (рис. 5а); небольшой нож с изогнутым лезвием - для зачистки бересты; нож-резак, заточенный на одну сторону, с длинной рукояткой - для работы с прорезной берестой (рис. 5в);

ножницы: ножницы типа конторских, с тонкими, узкими лезвиями длиной 60-70 мм - для плетения (при необходимости концы ножниц уплощаются); ножницы типа портняжных, с толстыми лезвиями и удобными для длительной работы ручками - для нарезания берестяных полос и обработки бересты;

шилья: круглое прямое шило со слегка притупленньм, закругленным и отполированным кончиком - для раазметки по бересте (рис. 5г); шило сапожное с квадатным сечением - для прокалывания отверстий при сшивании изделий из бересты (рис. 5д); плоское шило с крючкообразным изгибом (рис. Ъе)-так называемое ланотное шило-кочедык (коточиг), применяемое при плетении;

линейки деревянные и металлические длиной 30, 40, 50, 60 и 100 мм, два угольника (один - без боковой стенки, как столярный);

циркули столярный и чертежный, включая так называемую «козью ножку»;

пинцет - для работы с кусочками берестяных лент в труднодоступных местах во время заплетения изделий;

зажимы - их нужно примерно десять-двенадцать штук для врегленной фиксации берестяных полос в процессе плетения или при создании изделий из пластовой бересты (рис. 5ж). Делают их из березового прута толщиной от 3 до 6 мм (без коры) и длиной 30-60 мм, что зависит от величины изготавливаемых изделий. Также для этих целей используют скрепки, бельевые прищепки, зажимы типа «крокодил» для радиоработ;

просечные чеканы (пробойники) различных диаметров и формы - для изготовления так называемых замковых соединений и стандартных просечных фигур при работах с прорезной берестой ;

штампики-чеканы, выполняемые мастерами из дерева с плотной древесиной, металла, кости и несущие на себе однотипный рисунок - для тиснения по бересте.

Кроме чеканов, зажимов могут пригодиться и такие приспособления, как ленторез Ф. Ф. Трапезникова, известного мастера плетения из ивового прута и бересты, шаблоны - деревянные болванки разных размеров и конфигурации, доски-рамки для хранения берестяных. Ленторез предназначен для нарезания берестяных полос и состоит из двух половин, зажимающих косой нож. Одна из половин приспособления соответствует ширине ленты. Край бересты прижимают к краю деревянного уголка, проводят по нему ленторезом и получают ровную ленту. Автор даже рекомендует сделать несколько ленторезов для наиболее часто используемых материалов. Шаблоны точно соответствуют внутренним параметрам изделий, строго индивидуальны и чаще изготавливаются из дерева. В качестве шаблонов могут использоваться и подходящие по размерам предметы быта (миски, вазы и др.). Доски-рамки из фанеры служат, как мы уже сказали, для временного хранения берестяных полос. На них через определенные расстояния (по длине используемых лент) натянуты резинки (я применяю для этих целей медицинские трубки диаметром 6 мм). Под эти резинки вставляют (после нарезания) и держат в развернутом виде берестяные полоски.

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ


В процессе работы также могут потребоваться ивовые прутья различной толщины, проваренные в течение 30-40 мин, очищенные от коры и хорошо просушенные; березовые прутья диаметром 3-10 мм; липовый луб (мочало); тонкие корни ели и сосны; стальная проволока диаметром от 0,2 до 3 мм; дощечки из ели, сосны, березы; льняное или подсолнечное масло; водостойкие клеи типа «Момент», «Феникс», «Марс», клей ПВА.

Для работы необходимо сшить фартук с узким нагрудным карманом для карандаша и боковым карманом для ветоши [9].





Роспись

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школИсследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

Расписная береста - один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи берестяных изделий. Сегодня чаще всего расписываются берестяные туески и посуда. Традиционно в росписи используют красный, желтый, реже зеленый, коричневый, голубой или синий цвета.

Форма и назначение окрашиваемого изделия определяют композицию росписи. В основном в росписи используют растительные мотивы- цветы и листья. Так же, как и в росписи по дереву, здесь применяется небольшое количество красок. Главную роль играет цвет фона, от которого и зависит яркость росписи.

Перед тем, как расписывать поверхность берестяного изделия, место под роспись необходимо загрунтовать. Грунтовку готовят из смеси мела со столярным клеем и доводят до состояния густой сметаны. Грунт наносят тонким слоем на наружную поверхность, тщательно разглаживая его в углублениях. Для этого используют небольшой шпатель. Затем берестяное изделие сушат при комнатной температуре в течение 6-8 часов, после чего зачищают мелкой шкуркой, чтобы поверхность была ровной. Затем следует окраска белилами, сначала жидкими, потом более густыми, и сушка, после чего берестяное изделие расписывается и лакируется. Лакируют бересту дважды, просушивая каждый слой в течение суток [1].

Для росписи обычно используют темперу или гуашь, а для закрепления росписи - масляные лаки. Для окраски и лакировки нужны две беличьи кисточки № 10-16. А для росписи три- четыре беличьи или колонковые № 1-3.

Резьба



Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

Многие мастера для украшения изделий часто использует резьбу. Украшением служат простые геометрические и растительные орнаменты, сложные сюжетные композиции из жизни людей, птиц, зверей. Часто узор накладывают на фон из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков.

Особым изяществом отличаются изделия, украшенные тонким прорезным геометрическим орнаментом.

Техника резьбы по бересте не отличается особой сложностью. Инструменты для резьбы просты и могут быть изготовлены в домашних условиях. Для работы потребуется: нож-резак, шильце (притупленное и ошлифованное), линейка, угольник и циркуль для разметки рисунка, подкладочная дощечка, на которой выполняют резьбу.

Изготовление берестяных изделий с резьбой состоит из следующих этапов:

  • изготовление заготовок;

  • изготовление орнамента;

  • монтаж, в процессе которого берестяная полоска с готовым прорезным орнаментом соединяется с поверхностью изделия.

Изготовление заготовок включает:

  • расслоение бересты;

  • нарезка полосок;

  • разметка рисунка под орнамент.

Перед резьбой бересту необходимо очистить хорошо с обеих сторон и срезать до толщины 2 мм, подготовить инструмент для резьбы, заточенный карандаш и ластик. Высохшую бересту можно распарить в горячей воде в течение 3-4 часов и лишь потом расслоить. При этом придется пользоваться деревянным ножом : в местах «прилипания» одного слоя к другому им удобно отделять слои, не опасаясь их повредить. Внутреннюю сторону бересты называют лицевой, на ней режут орнамент. Следует использовать заранее приготовленные шаблоны для повторяющихся деталей орнамента. Резьбу обычно выполняют на ровной, чисто обструганной и отшлифованной дощечке. Подготовленную бересту вырезают по шаблонам изделия и наносят на заготовку рисунок. Сначала режут кайму, а потом центральную часть рисунка. Крупные детали рисунка обязательно вырезают по нанесенному контуру, а мелкие, при определенном навыке, можно резать и на глазок. После того, как вырезан весь рисунок, основные его части гравируют шильцем и прорезкой очень мелких деталей рисунка [8].

Чтобы выработать определенные навыки резьбы, надо начинать с простых несложных рисунков. Для этого на полосках бересты, подготовленных для резьбы, проводят шилом несколько параллельных линий на расстоянии 10 мм друг от друга. Внутри этих полосок вырезают простые фигуры, сначала прорези по 2-3мм длиной и 0,3-0,5мм шириной, а затем полулунки, ромбики ит.д., далее постепенно усложняя рисунок.

Чтобы успешно резать сложные растительные орнаменты, необходимо научится выполнять их элементы в упрощенном варианте. После того, как вырезан основной узор, его элементы отделывают прорезкой: это мелкие прорези на ягодках, растительные прожилки на листочках и многое другое.

Если под прорезную бересту готовят фон из цветной бумаги или фольги, то их сначала наклеивают на прокладку, а затем приклеивают к основе. Резная береста не лакируется, она должна сохранять свой естественный цвет.







Аппликация



Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школИсследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

Аппликация - относительно новый способ художественной обработки бересты. Бархатистая, с сеткой ровных тонких полосок, поверхность бересты красива в изделиях сама по себе, даже без росписи и резьбы. Характерные для окраски бересты оттенки золотисто- медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют между собой. Эти особенность бересты можно использовать при выполнении различных картин и панно методом интарсии, то есть подбором пластинок бересты, отличающихся друг от друга цветом и текстурой.

Интарсия - это своего рода инкрустация деревом по дереву или берестой по бересте. Слово «интарсия» и «инкрустация» часто употребляют как синонимы, когда говорят о мозаике по дереву. И это не является ошибкой, хотя понятие «инкрустация» более широкое, так как кроме дерева или бересты могут использоваться и другие материалы - металл, бисер и т.д. [9]

При занятиях аппликацией по бересте необходимо знать некоторые особенности и свойства бересты. Так, светлые части рисунка на темном фоне обычно кажутся крупнее, а темные на светлом фоне - мельче истинных размеров. Если на однотонную поверхность бересты нанести рисунок яркого, интенсивного цвета, то цвет фона приобретет оттенок, близкий к цвету рисунка. Взаимовлияние цветов снижается, если границы между различными тонами бересты обвести темным или светлым контуром. Темный контур создает впечатление тени, а светлый - выделяет рисунок (Приложение 4).

Плетение

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

Прежде чем приступать к плетению того или иного изделия, необходимо определить его назначение и форму. Желательно сделать эскиз, рисунок, чтобы верно рассчитать размеры и необходимое количество лент. Красота изделия зависит от правильного подбора толщины и цвета бересты. Нужный цвет определяют по целому куску березы, так как по тонкой ленточке трудно определить цвет будущего изделия.

Правильная форма, плотность и устойчивость изделия зависят исключительно от точности нарезки лент. Если одна из десяти лент будет шире или уже остальных, изделие потеряет устойчивость и форму.

Приступая к изготовлению изделий, необходимо особенно тщательно подготовить материал, качественно его обработать, правильно и умело использовать. Например, если для маленькой вазочки или солонки требуются ленты длиной 400мм, то не следует брать более длинные, иначе в обрезки уйдет качественный материал.

Для того, чтобы нарезать берестяные ленты, необходимо рулоны раскрутить и выгнуть в обратном направлении. На стол или верстак кладут доску с рейкой и упором в один конец, бересту протирают тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле, равно обрезают ленторезом одну сторону и укладывают изнаночной стороной, чтобы береста плотно прикасалась к рейке на доске. Затем плотно прижимают берестяной пласт плотно к рейке, придерживая его левой рукой, а правой отрезают ленту ленторезом. При этом надо следить, чтобы нож на доске проходил по одному и тому же месту, тогда ленты будут одинаковой ширины. Ширину лент тщательно выверяют, а затем ножницами заостряют с обеих сторон [2].

Для плетения конкретного изделия не следует заготавливать лишние ленты: они высохнут и будут не пригодны в работе.

Один из самых простых способов плетения из бересты - это изготовление «плашек». Такие плашки выплетаются, как правило, из обрезков и отходов.

Основные центры берестяных ремесел

1. Холмогорский промысел.

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

На холмогорский берестяной промысел большое влияние оказало искусство косторезов. Ажурные узоры, сказочные птицы и неведомые звери легко перенеслись на берестяные шкатулки и портсигары. Кость стоила дорого, а из бересты золотые руки резчиков делали дешевые, но не менее красивые и изящные вещи.

По всему русскому Северу была известна очень простая, но выразительная техника украшения предметов берестяными полосками с зубчатым краем, которые набивались маленькими деревянными гвоздиками. Иногда для усиления декоративного эффекта их раскрашивали в красный, синий или зеленый цвет [8].

Современные мастера тоже используют эту технику. На коробочке, выполненной Ярославом Петуховым, полоски с зубчатым краем, положенные одна на другую, делают ее более основательной и прочной, напоминая о старой крестьянской традиции.

2.Олонецкий промысел.

Один из интересных берестяных промыслов Олонец находился в западном районе русского Севера. В 17 веке на реках Выг и Лекса поселились старообрядцы, скрывающиеся от царского преследования.

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

Эти туеса из бересты с большими розетками из ажурных лучиков, под которые подложена слюда и цветная бумага, выделяются изысканностью узора, превращающего изделия в легкие, сверкающие солнышками шедевры.

Их делали в 18 столетии мастера Выголексенского старообрядческого монастыря. Со временем здесь сложился уникальный центр культуры и художественных ремесел - писали и украшали книги знаменитой поморской вязью, расписывали деревянную мебель, рисовали лубки, процветало медное литье. О том, что здесь существовал и берестяной промысел, стало известно из документа первой трети 18 века, в котором говорится о запрете вольной продажи и выделки художественно оформленных туесов: "...делают же сия не по чину пустынному, но с прикрасами мирскими слюду полагают, басмами басмят. Еще же и делают, и раздают неведомо куда без благоволения настоящих и поставленных над ними надзирателей"[6]. В 19 веке в олонецкой бересте появляются ампирные мотивы: пальмовые ветви, окружающие российский герб, сегменты розеток, размещенные по углам крышки, композиции с четкими симметричными построениями.

3.Пермогорье.

Среди северных народных промыслов красочным многоцветием выделяются росписи Северной Двины. Здесь на берегу великой реки в деревнях с центром в селе Пермогорье крестьяне занимались тем, что расписывали изделия из дерева, в основном - предметы быта и посуду. Среди этих изделий были и берестяные туеса, или, как их здесь называли, бураки.

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школИсследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

туеса бурак

На туеске изображена сладкоголосая птица-дева Сирин. Она жила в мифической стране Эдеме. Спускаясь на землю, птицы пленяли людей чудными голосами, райским пением. Этот сюжет пришел с древнего Востока. Еще Гомер писал о морских девах-сиренах, завлекавших пением мореходов. Птицу Сирин часто можно было видеть на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в народной вышивке и кружеве. Роспись названа пермогорской, ее отличает тонкий графический рисунок и красочная гамма узоров, сплошным ковром покрывающих предметы. Это орнаментальное узорочье берет свое начало в живописной традиции древнего Новгорода, в ярком искусстве 17 века.

4. Великий Устюг.

Одним из богатейших городов в старину был Великий Устюг. Этот древний русский город, основанный в 1192 году, стоит у подножия горы Гледень. Здесь от слияния двух рек - Сухоны и Юга - рождается Северная Двина. Одна из этих рек и дала имя городу: Устье Юга - Устюг. В 16-17 веках через Великий Устюг проходил важнейший торговый путь, которым из Архангельска в Москву шли заморские купцы. В 17 веке в Устюге был выстроен большой гостиный двор, восемь торговых рядов, двести сорок лавок и амбаров. Этот торговый центр был целым городом, в котором бурлила жизнь, сюда приезжали купцы, торговые люди, мастера-ремесленники из разных мест. Время экономического расцвета города было и временем расцвета его культуры.

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

табакерка

Табакерка выполнена в 1809 году, но миниатюрность, плавные изгибы узоров связаны еще с художественным видением 18 столетия. Рядом с ними уживаются элементы народного орнамента: круги с крестами - древнейшие символы солнца. Прорезные окошки затянуты темной бумагой и покрыты слюдой. Матовое поблёскивание слюды создает впечатление таинственной глубины темного фона. Несмотря на простоту материала, тавлинка смотрится как драгоценная вещь, не уступающая по художественному впечатлению изделиям из золота и серебра. Именно тогда и сложились традиции, на основе которых не один век развивались здесь искусство и ремесла. В начале 18 века торговые пути изменились. Появилась новая столица - Санкт-Петербург, сразу ставшая крупнейшим портом Российской империи. Торговая жизнь на старых путях пошла на спад, и Великий Устюг превратился в маленький уездный городок. Но в нем продолжали сохраняться прекрасные традиции мастерства, которые передавались из поколения в поколение. В эти годы и раньше Великий Устюг и его окрестности были центром производства художественных изделий из бересты. Когда устюжские резчики брали в руки бересту, они превращали ее в тончайшее кружево, и получался дорогой на вид ларчик, совсем как из кости, с блестящим фоном от подложенной фольги.

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

5.Шемогодье.

Одним из крупнейших берестяных промыслов на Севере было Шемогодье. Здесь крестьяне деревень, раскинутых по берегам извилистой Шемоксы, издавна занимались изготовлением изделий из бересты. Возник промысел не без влияния Великого Устюга, который с 16 века был средоточием культуры и художественных ремесел [5]. В Шемогодских изделиях, как правило, нет сюжетных изображений, только цветочный и растительный орнамент. Основным его мотивом является плавный побег со спиральными завитками и крупными розетками с мелкой прорезью.

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

ларчик

Очень важно и то, что более 200 лет деревня Куров Наволок, центр берестяного производства, принадлежала Великоустюжскому Михайло-Архангельскому монастырю. Богатейший монастырь привлекал к себе талантливых архитекторов, резчиков, мастеров различных художественных профессий. Это не могло не оказать определенного влияния на формирование художественных вкусов крестьян деревень, принадлежавших монастырю и тесно с ним связанных. Изделия резчиков были продиктованы спросом крестьянского быта: бураки, коробки, табакерки. Все они отличаются большой устойчивостью и традиционностью формы. В конце 19 века, после того, как промысел приобрел известность, среди его изделий появляются папиросницы, платочницы, шкатулки для перчаток, рамки для портретов - все, что могло найти спрос в городе. Резьба шемогодских мастеров отличается неповторимым своеобразием. В основе ее всегда лежит плавно вьющийся побег с множеством завитков. Для шемогодской бересты характерен блестящий подцвеченный фон: под ажурную прорезь подкладывается металлическая фольга разных цветов, цветная бумага или же фон просто подкрашивается в другой, контрастный с берестой, цвет.

  1. Рязанский промысел.

Рязань расположена на правом живописном берегу Оки. Это красивый старинный русский город. Он упоминается еще в летописи 1095 года под именем Переславля Рязанского. В рязанских землях процветали различные ремесла: гончарное, кузнечное, ювелирное, резьба по кости. Но, конечно же, в "стране березового ситца" особым уважением пользовалась береста.

Рязанскую бересту трудно спутать с северной. В ней уже не встретишь ажурной прорези, ее заменяет тиснение и гравировка, но сюжеты настолько выразительны и многообразны, что невольно привлекают к себе внимание. Здесь сцены охоты, фигуры зверей и птиц, множество жанровых сцен, портреты исторических лиц. Источником этих многочисленных и разнообразных изображений была книжная иллюстрация 18-19 веков. Большинство рисунков заимствовано из азбук, учебников, энциклопедий, литературных произведений, дешевых переводных романов.

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

Известны даже иконы на бересте. В первой половине 19 века их изготавливали в Рязанской губернии. Центр берестяного промысла находился недалеко от Николо- Радонежского монастыря. Поэтому особенно почитаемыми были иконы, посвященные Николе Радонежскому, любимому местному святому.


  1. Берестяной промысел Нижнего Тагила.

На Урале сложилась особая художественная культура, в которой сочетались разные потоки. Она впитала в себя искусство и быт русского Севера и Поволжья, которые принесли с собой переселенцы из этих земель в 17 веке, горнозаводских промыслов и декоративной росписи Среднего Урала и Прикамья 18-19 столетия [6].

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

бурак

Бурачное производство на Урале известно издавна. Изготовлением бураков занимались целыми семьями. Мужчины заготавливали сырье и делали сами бураки, а женщины их расписывали. Часто тисненая береста сочеталась с росписью. Тиснение - наиболее старый тип украшения бураков на Урале. В его геометрических узорах сохранялись древние мотивы с космогонической символикой. Строгие монументальные формы больших бураков соответствовали суровой и могучей природе Урала. В больших берестяных туесах солили грибы, хранили мёд.

  1. Якутский берестяной промысел.

Береста широко использовалась в хозяйстве якутов. Из нее делали посуду и утварь: ведра для воды и молока, плоские чашки для еды, туеса для жира, ведра для сбора ягод.

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

Эти предметы украшены ярким якутским орнаментом. Коробочка имеет сложную форму, традиционную для якутской утвари посуды. Изготовлением посуды обычно занимались женщины [8]. Якутские мастера выполняли изделия из бересты также в комбинации с тальником и конским волосом. При изготовлении туеса или короба на сколотень сначала надевали свободно скользящие широкие берестяные кольца и укрепляли их на нем с помощью обручей из прута тальника. Эти обручи искусно оплетали черным или темно-коричневым конским волосом крест-накрест. Иногда коробочки из бересты украшались ажурной резьбой с подкладкой из слюды.



  1. Сибирь. Прокопьевск (Кемеровская область ).

Исследовательская работа по сказкам для обучающихся школ

В последнее время возникают и новые промыслы художественной обработки бересты. Творческий коллектив "Прокопьевская береста" был создан в 1988 году художниками-профессионалами. Особый колорит прокопьевской бересте придает ее обращение к национальным орнаментам и формам искусства народов Сибири. Сочетание приемов древнего традиционного декора с современным видением мастеров порождает новые, подчас неожиданные решения. Свои характерные творческие черты имеет и каждый мастер. Несмотря на столь различные индивидуальные поиски каждого мастера, их работы органично сливаются в один поток "Прокопьевская береста" и получают высокую оценку в России и за рубежом.























Заключение

История берестяных ремесел огромна. Мы постарались познакомить с народными промыслами, основными принципами работы с берестой, особенностями её заготовления, обработки.

То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу, особенно это важно для детей.

При изучении данной темы использовался поисковый метод, наблюдения за работой мастеров, просмотр иллюстраций, подбор загадок, песен про все, что связанно с берёзой. (Приложение 2,3)

Из проделанной работы сделаны выводы о роли березы в жизни людей, о бережном отношении к природе, об изготовление поделок из бересты. Работая над данной темой, обучающиеся нашей изостудии узнали о применении березы в жизни. Попробовали сами изготовить простейшую поделку из бересты, а потом изготовили аппликации из бересты. Получилось очень красиво (Приложение 4). Береза растет во всех странах, имеет не только белый цвет ствола. Поделки из древесины карельской березы ценятся как золото. Посуда из березовой бересты долго сохраняет вкус продуктов. В туески, кружки собирают землянику, наливают молоко. Все виды берез обладают высокими полезными свойствами. Это доказано учеными и жизнью людей. Береза является не только неофициальным символом России, но и геральдическим символом Германии. Очень удивило то, что береза по поверию других народностей притягивает и плохое к тому дому, рядом с которым растет. Это дерево является не только лекарственным, целебным, но и вдохновляет многих людей на творчество. Большое внимание уделяли художники и поэты этому дереву. В нашей местности широко используется береза: дрова, веники, деготь, сок, чага, для поделок береста.

Можно сделать выводы, что обучающиеся изостудии обладают навыкам общения со сверстниками, умеют вести работу исследовательского характера, творчески мыслить, последовательно излагать материал, оформлять работу, соблюдая правила. Необходимо продолжить работу, это расширяет кругозор, дает некоторые навыки работы с природным материалом, прививает желание беречь окружающую природу. Результаты данной работы можно использовать на уроках окружающего мира и на внеклассных занятиях [3].

Опыт моей работы показал, что если ребенку интересно, если его

увлечь и заинтриговать, помочь вообразить будущее изделие, создать стимул, то он (ребенок) будет заниматься этой деятельностью долго, упорно и порой забывая про время и про то, что изделие может не получиться. Ребенок - натура увлекающаяся, и, воспользовавшись этим качеством, можно научить его и воображать, и творить воображаемое изделие, но для этого его нужно вдохновить, вдохнуть в него искорку какого- то замысла, какой-то идеи, а в дальнейшем он все это разовьет сам. Но только в том случае, если это ему интересно.













Список использованной литературы:

1. Арнина, Н.Л. Уроки прекрасного. [Текст,илл. ]: учебное пособие для учителя/ Н.Л.Арнина. - М.: Просвещение.1983.-123с.

2. Виппер, Б.Р. Очерки о живописи эпохи расцвета. [ Текст,илл.] : популярное пособие для родителей и педагогов/ Б.Р.Виппер. - М..: Просвещение. 1962. -142с.

3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст,

илл.]: психологический очерк /Л.С.Выготский. - М..: Просвещение. 1967. -231с.

4. Каплан, Н.И. , Митлянская,Т.Б. Народные художественные промыслы.[Текст,илл. ] :учебное пособие / Н.И.Каплан,Т.Б.Митлянская .- М.: Просвещение. 1980.-354с.

5. Попова, О.С., Каплан, Н.И. Русские художественные промыслы. [Текст,

илл.]: учебное пособие/ О.С.Попова, Н.И.Каплан. - М..: Знание.1998.-184с.

6. Подласый, И.П. Педагогика « 100 вопросов» [Текст]: учебное пособие/ И.П.Подласный. - М.: Изд. - во Владос.- пресс. 2001.- 368с.

7.Рондели, Л.Д. Народное декоративно - прикладное исскуство. [ Текст,

илл.]: учебное пособие/ Л.Д.Рондели.- М. Просвещение. 1984. - 145с.

8.Финягин, В.В. Изделия из бересты. [Текст,илл.] : пособие для педагогов / В.В. Финягин. -Москва: ИКЦ «МарТ.: Ростов н. /Д: Издательский центр МарТ.» 2001. -248с.

9. Ресурсы интернета.





© 2010-2022