Внеклассное мероприятие «Устный журнал «Краснолесье-вечнозеленый, добрый хвойный лес». »

Хвойные растения нуждаются в защите от хищнического использования их в хозяйственных целях и от варварского отношения к ним людей в местах отдыха. Проблема новогодних елок также требует экологически грамотного решения. Необходимо найти такие варианты Новогоднего праздника, при которых елки будут оставаться живыми. А для того, чтобы дети стали защищать, оберегать голосеменные растения, нужно научить их видеть, чувствовать красоту этих растений. Поэтому родилась идея создания устного журнала, в ко...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хвойные растения нуждаются в защите от хищнического использования их в хозяйственных целях и от варварского отношения к ним людей в местах отдыха. Проблема новогодних елок также требует экологически грамотного решения. Необходимо найти такие варианты Новогоднего праздника, при которых елки будут оставаться живыми. А для того, чтобы дети стали защищать, оберегать голосеменные растения, нужно научить их видеть, чувствовать красоту этих растений. Поэтому родилась идея создания устного журнала, в котором учащиеся используя и региональный компонент, и интеграцию литературы, биологии, музыки для раскрытия ценности живой природы.

Устный журнал

Краснолесье - вечнозеленый, добрый хвойный мир.

Цель: Используя произведения живописи, поэзии, музыки показать

видение искусством природы как явления, характеризующегося глубокой внутренней гармонией и способностью благотворно влиять на внутренний мир человека; - воспитывать любовь к родному краю;

- прививать общечеловеческие ценности.

Оборудование: Картины И.И. Шишкина "Сосновый бор" и "Корабельная роща", "Утро в сосновом бору", "Сосны, освещенные солнцем."

Литература:

1. Паустовский "Повести о лесе";

2. А.Лопатина, М.Скребцова. Книга для занятий по духовному воспитанию" т.2.

3. А.В.Миронов "Эстетическое и нравственное в экологическом воспитании

школьников".

Звучит песня "Сибирская елочка " Музыка 3. Левиной, слова

Л. Некрасовой

Ведущий"В"

20 января 1699 г. царский указ Петра 1 гласил:

Праздновании нового года и в знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым Годом. По знатным и проезжим улицам, у ворот и домов учинить некоторые украшения из дров и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным каждому, хотя бы по деревцу или ветке, на вороты или над храминою своей поставить." С тех пор сосны, ели дарят нам самые чудесные минуты безоблачного, быстротечного детства."

А почему именно деревья и кустарники отдела голосеменные? обращение к залу.

Ответ: Т.к. и в суровые зимние дни они, в отличии от лиственных пород деревьев, сохраняют свои зеленые листья, своим видом указывая, что они живые. Зеленый цвет -цвет добра, жизни, надежды.


  1. ДЕТСТВО И. Бунин

  2. Чем ярче день, тем сладостней в бору дышать сухим, смолистым ароматом,

И весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шелк...

Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол - гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А знай и сухость солнечного света.

В.) В воспитании эстетического видения природы, любви к ней играет огромную роль не только поэзия, но и живопись

" Надеюсь придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников" - писал нам великий художник Природы - Иван Шишкин.

  1. Уроженец Елабуги, Ваня Шишкин детские годы провел среди местной природы и беззаветно полюбил ее. Природа Прикамья нашла свое отражение во многих полотнах художника. Движимый верой в неисчерпаемые силы и возможности России и ее народа,

И.И. Шишкин воспевал силу, богатство, красоту русской природы.

3) Картина " Сосновый бор" (1872). В ней художник сумел создать образ величавого, могучего леса. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни медведь у деревни, ни летящая птица. Прекрасно на писаны стволы старых сосен: каждая имеет "свое лицо", но в целом это единый мир природы, полный неиссякаемый жизненных сил.

4) В картине со всей полнотой раскрыта идея обилия красоты и бо- гатства разной природы. Ее богатство художник показывает прежде всего в бесконечном разнообразии растительности. Даже здесь в сосновом бору, мы видим ели, березы, всевозможные кустарники, мхи, папоротники, другие травы. Изображены они так, что никакой придирчивый глаз не сможет уловить ошибки, т.е. картина приобретает характер документа. Изгибающийся ствол, хрупкой березы противопоставлен прямой, вздымающийся вверх, как свеча, сосне.

5) Блестящим итогом почти полувекового пути художника в отечественном искусстве стала картина " Корабельная роща".

Произведение отличается четким рисунком, строгой композицией, гармоничным колоритом. Не случайно один из критиков прошлого сказал:" Немыслима русская жизнь без тех лесов, которые красуются на картинах Шишкина, как " Вишневый сад" Чехова характеризует поэзию помещечьего дворянства, так елабужские леса Шишкина характерны для русского крестьянства."

В). В "Повести о лесах" К.Г. Паустовский рассказывает о тщетной попытке композитора П.И. Чайковского спасти вековой лес от хищнической его вырубки купцом Трощенко.

«А что вы находите в действиях Трощенко преступного?» - спросил губернатор обратившегося к нему за помощью композитора.

-Вырубка леса разрешена на основании имеющихся на то инструкций. Господин Трощенко волен в своей выгоде. Частная собственность, ничего не поделаешь! Требования артистической натуры не всегда совпадают с коммерческим интересом.

Чайковский молчал. Что он мог сказать этому человеку? Что гибель лесов несет его стране разорение? Это губернатор, может и поймет, но руководствуясь законами и разъяснениями к ним тотчас отведет это возражение. Что же сказать? О своем убитом вдохновении? О могучем влиянии лесов на душу человека? Что сказать?

Мы тем и замечательны, что вспоили и вскормили свою народную силу в согласии с этой удивительной природой. Или просто сказать, что жаль до боли этих лесов, их свежести, шума, сияния воздуха на полянах.

Возвращаясь домой Чайковский стал свидетелем гибели чудесного леса. Чайковский подошел к вершине поваленной сосны. Она лежала горой сочной и темной хвои. На хвое еще сохранился блеск, словно свойственный тем воздушным просторам, где эта хвоя только что дрожала под ветерком.

Толстые сломанные ветки, покрытые прозрачной желтоватой пленкой, были полны смолы.

Чайковский все ускорял шаги. Он почти бежал. "Подлость!"- бормотал он. Мерзость чудовищная. Кто дал право человеку калечить и безобразить землю ради того, чтобы какой-то Трощенко слюнявил по ночам ассигнации? Есть вещи, которые не оценить рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять там, в Петербурге, этим многомудрым государственным мужам, что могущество страны-не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем больше величие и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа как не эта удивительная природа. Её нужно беречь, как мы бережём саму жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошение земли, надругательство над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву." "Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей."

Звучит музыка С. Рахманинова. Сон.

В.) Константин Паустовский писал:

"Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мирный шум леса от размышлений о прожитой жизни."



© 2010-2022