Профориентация на факультативных занятиях по биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Золотая Н.С.

МБОУ СОШ №18 г. Славянска-на-Кубани


Профориентация на факультативных занятиях по биологии.


На всех этапах развития школы придается важное значение проблеме профессиональной ориентации учащихся. Необходимо обратить внимание на большое значение и необходимость профессиональной ориентации, облегчающей юношам и девушкам правильный выбор профессии, их успешное вступление в самостоятельную трудовую жизнь.

Правильный выбор профессии позволяет наиболее целесообразно использовать силы каждого человека. Поэтому школа должна организовать помощь в этом деле. Проблема профессиональной ориентации учащихся и сегодня находится в центре внимания общественности.

Правильно выбрать профессию, определить свою специальность - значит найти свое место в жизни общества, обрести цель, достижение которой должно составить дело всей жизни человека. Поиск жизненного призвания связан с осуществлением внутренних стремлений, идеалов и убеждений. Но они обусловлены факторами общественной среды, в которой живет человек. Это прежде всего традиции семьи, влияние товарищей, школы, потребностей общества в кадрах, информации по телевидению, в интернете, в печати.

Формирование групп и классов по интересам дает возможность построить профориентационную работу в них как через углубленное изучение профильных классов, факультативных курсов, так и через внеклассную работу: кружки, научные общества, экскурсии, лекции, экспедиции и т.д.

В ориентации школьников на сельскохозяйственные профессии, потребность в которых особенно велика, существенная роль принадлежит правильной постановке в школе факультативных курсов «Физиология животных» и «Физиология растений». Эти курсы рассчитаны на старших школьников, что повышает действенность работы по профориентации, поскольку именно ученики старшего звена начинают задумываться над выбором будущей специальности.

Наиболее благоприятные условия для творческого развития каждого школьника и его профориентации создает система факультативных занятий. Добровольность этой формы обучения в какой-то степени обеспечивает отбор учащихся по интересам, что позволяет учителю наилучшим способом строить учебно - воспитательный процесс. И, тем не менее, следует принять во внимание, что учащиеся профессиональных групп, не отличаются однородностью уровней познавательных процессов. У многих учеников к началу занятий могут отмечаться аморфные интересы, которые часто имеют низкий уровень их развития. У этих школьников интерес к предмету неустойчив, во многом зависит от эмоциональной окраски преподавания, от методов и форм ведения занятий, от частных успехов и неудач. Вполне понятно, что эта группа учеников требует самого пристального внимания со стороны учителя. Впрочем, и остальные учащиеся, обладающие как узкими, так и широким интересами, должны находиться под неослабленным контролем, поскольку при отсутствии нужного педагогического вмешательства узкий интерес может служить препятствием к всестороннему развитию школьника, а широкий интерес может составить основу очень поверхностного, легковесного подхода к овладению знаниями.

Как показывает опыт, в процессе факультативных занятий интересы большинства учащихся претерпевают качественные изменения. Аморфные интересы учеников становятся более конкретными, повышается уровень их развития. Учащиеся с узкими интересами расширяют диапазон своей познавательной деятельности, которая приобретает глубину и прочность. В то же время у ряда учеников с широкими и узкими интересами формируется склонность к определенному роду деятельности, что влияет на развитие специальных способностей и определяет или укрепляет их профессиональные намерения.

При решении вопроса, касающегося развития познавательных интересов, необходимо учитывать также профессиональные намерения учащихся на формирование которых, кроме познавательных интересов, влияют и другие причины. Нередко учащиеся старшего возраста начинают интересоваться теми учебными предметами, которые им необходимы в связи с планами на будущее. Следовательно, с одной стороны, важно помочь школьникам в правильном выборе профессии, а с другой - использовать профессиональный интерес как стимул для развития познавательных интересов и склонностей.

Успешность развития интересов и формирование склонностей во многом зависит от того, насколько принимается во внимание взаимосвязь объективных потенциальных возможностей преподавания и субъективных качеств и опыта личности, т.е. взаимосвязь внешней и внутренней стороны обучения. Конечно, истинный результат воздействия внешних факторов, стимулов, влияющих на развитие интересов, зависит от того, на какую почву они попали, как они соответствуют задачам, целям и опыту личности. Эффективность воспитания познавательных интересов возрастает, если учитель в своей работе учитывает психологические особенности школьников, своеобразие их интеллекта, эмоций и волевых усилий.

Педагогический опыт свидетельствует, что в учебном процессе каждый стимул познавательного интереса действует во взаимной обусловленности с другими стимулами, а не изолированно от них.

Связь знаний, приобретаемых учащимися, с практикой ветеринарии, зоотехнии, медицины, растениеводства и животноводства весьма положительно отражается на развитии интересов, склонностей и способностей учеников. Кроме того, использование взаимосвязи теории и практики дает возможность разработать педагогически эффективную систему самостоятельных работ: позволяет разнообразить и дифференцировать их виды, увеличивать степень самостоятельной деятельности учащихся от занятий к занятию.

Обычно уровень развития познавательного интереса коррелирует с самостоятельностью школьников. Ученики с низким уровнем интереса не умеют работать самостоятельно, нуждаются в контроле и опеке со стороны учителя. Поэтому, организуя самостоятельную работу в процессе занятий, важно индивидуализировать задания, постепенно усложнять их. Это помогает ученикам не только обрести и упрочить навыки самостоятельной работы, но и почувствовать уверенность в своих силах и укрепить познавательные интересы.

Особую роль в процессе воспитания интересов на факультативных занятиях приобретает экскурсионная работа. Экскурсии являются одним из факторов, положительно влияющих на познавательные и профессиональные интересы учащихся.

Наблюдения показывают, что во время учебных экскурсий учащиеся часто задают вопросы, относящиеся не к теме занятий, но выражающие интерес к профессии. Поэтому на факультативных занятиях целесообразно часть экскурсий проводить для знакомства с профессиями. При организации таких экскурсий необходимо, чтобы сотрудники предприятия или учреждения, которые будут проводить экскурсию, рассказали ребятам о специфике своей профессии, ее значении. На этих экскурсиях важно познакомить учащихся с достижениями наук, используемыми в практике, с тематикой и методами исследования, с содержанием работ отдельных специалистов и тем объемом знаний, которым должен владеть специалист. На этих экскурсиях совершенно необходимо показать, насколько различным по содержанию и формам может быть труд людей одной и той же профессии, но разных специальностей, т.е. познакомить по возможности с большим разнообразием видов деятельности.

© 2010-2022