• Преподавателю
  • Биология
  • 1. Мастер-класс «Организация дистанционного обучения биологии как средство достижения планируемых результатов»

1. Мастер-класс «Организация дистанционного обучения биологии как средство достижения планируемых результатов»

В последние годы  в нашей Оренбургской области, особое внимание уделяется выявлению и поддержке одаренных детей.  Разработаны специальные программы, учреждены именные годовые стипендии, гранты. Проводятся конкурсы, смотры, выставки, конференции, в ходе которых и  выявляются одаренные дети.                                                                                                                             Проблема выявления и обучения одаренных  детей актуальна,  так как она напрямую связа...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Региональная научно-практическая конференции «Системные обновления современного образования: миф или реальность?»

(27 марта 2014 г.)

  1. Мастер-класс «Организация дистанционного обучения биологии как средство достижения планируемых результатов» - Квасникова Лилия Алексеевна, учитель биологии МБОУ Красноярская СОШ Илекского района.

Научный руководитель: Мишакова В.Н., к.п.н., доцент кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ

Основные идеи мастер-класса

Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность[1][2].

Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством[3].

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

  • среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

  • методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей. А введение ФГОС способствует углублению требований к составу дистанционного обучения, которое позволяет:

  • проводить обучение большого количества человек;

  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.

  • создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

В последние годы в нашей Оренбургской области, особое внимание уделяется выявлению и поддержке одаренных детей. Разработаны специальные программы, учреждены именные годовые стипендии, гранты. Проводятся конкурсы, смотры, выставки, конференции, в ходе которых и выявляются одаренные дети. Проблема выявления и обучения одаренных детей актуальна, так как она напрямую связана с перспективой развития общества. Только талантливый и максимально развитый человек может вести общество к новым открытиям в науке и кардинальным переворотам в производственной сфере. Возникает вопрос: а как же можно обеспечить качественное образование одаренным школьникам, обучающимся в малокомплектных сельских школах в условиях недостаточной квалификации учителя или его отсутствия? Очевидно, решение этой задачи возможно путем обучения или самообразования при наличии дистанционной поддержки. Важнейшее достоинство дистанционного обучения, на мой взгляд, заключается, в том, что при его организации появляется реальная возможность наиболее полно учитывать индивидуальные особенности одаренного ребенка и его образовательные потребности. Преимущество в том, что ученик имеет:

  • Выбор индивидуальной учебной программы

  • Выбор времени и темпа занятий

  • Связь с преподавателем в процессе обучения

  • Возможность реализации групповой работы (например, проекты)

  • Самостоятельная работа учащихся с информационными базами данных

Существенным отличием дистанционного обучения является то, что оно способно интегрировать в себя любые образовательные стратегии - как те, которые относятся к классической образовательной парадигме, так и те, которые могут составить основу инновационной образовательной парадигмы.

В условиях дистанционного обучения учащиеся пользуются следующими преимуществами:

  • занятия проходят на дому у ученика, поэтому родители могут их контролировать;

  • сокращаются затраты на оплату услуг репетитора (нет затрат на дорогу к преподавателю; нет необходимости вносить дополнительную оплату за выезд опытного репетитора к ученику на дом; покупку учебной литературы в случае наличия у репетитора дистанционных курсов);

  • возможность выбора удобного времени и продолжительности занятия;

  • возможность выбора индивидуальной программы и темпа занятий (построение индивидуальных образовательных траекторий);

  • решаются вопросы безопасности и сохранения конфиденциальности.

На сегодняшний день к минусам дистанционного репетиторства можно отнести:

  • низкий уровень готовности преподавателей к обучению в дистанционной форме[6][7];

  • трудоемкость подготовки преподавателя к дистанционным занятиям [8];

  • низкая стоимость дистанционных занятий, что не выгодно для преподавателей крупных городов;

  • отсутствие качественной, стабильной интернет-связи в регионах Российской Федерации.

Все вышеперечисленные минусы имеют решения. Например, проблема низкого уровня готовности педагогических кадров решается с помощью организации обучающих тренингов, вебинаров и дистанционных курсов. Проблема трудоемкости подготовки репетитора к дистанционным занятиям является преимуществом для учащихся, так как всегда есть гарантия, что преподаватель подготовился к занятию качественно.

Дистанционное обучение в ОУ осуществляется через:

  • Личный сайт учителя

  • Скайп

  • Электронную почту [email protected]

  • Майл агент

На протяжении последних лет мною совместно с РОЗШ «МИР» и ООДЭБЦ ведется планомерная работа по программе «Одаренные дети», в процессе которой и сложилась система, некий алгоритм, предполагающий определенную последовательность в обучении через дистанционное общение. При достижении определенных результатов в мыслительной деятельности учащихся они привлекаются к участию в научной и исследовательской деятельности в районе, области, России. И у нас уже есть определенные результаты, которые можно увидеть на слайдах презентации.

Выводы и рекомендации учителю биологии

Каждая категория обучающихся в системе дистанционного образования требует особого подхода. Методика использования информационных технологий зависит от образовательных задач данной категории обучающихся. Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информационного пространства.

Формы организации дистанционных занятий

Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция - проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. natural learning manner). Дистанционное обучение - это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за учителем упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии)…



© 2010-2022