Рабочая программа по биологии 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУО Сафакулевского района Курганской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сулюклинская средняя общеобразовательная школа»





«Рассмотрено» на заседании «Согласовано» «Утверждаю»

РМО учителей биологии и заместитель директора директор школы

химии по УВР _____________ _______________________

Протокол №_____

От «_____» _________20 г от «___»_________20 г от «____» ________20 г



Рабочая программа

по курсу «Биология»

(базовый уровень)

для 9 класса





Составитель: учитель биологии

высшая категория

Р.З.Абдрахимова.

2010 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой И Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс, логия. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

- строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

- методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», «Человек и его здоровье» (Автор Сонин Н.И.) изучаемых в 6, 7 и 8 классах соответственно.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, же применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса «Общая биология» ученик должен:

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращива­ния, мер охраны;

о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хране­ния продуктов питания, профилактики отравле­ний и заболеваний;

о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2004. -12'

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, треб от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 288с;

а также методических пособий для учителя:

1) Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс - М.: Дрофа, 2006. - 128с;

2)Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-I. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

3)Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.:Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

1) Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.; Дрофа, 2004;

2)Болгова ИВ. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3)Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: 2002;

4) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: «Аквариум», 1998;

5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология ,-М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

6) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;

7) Фросин В. Н., Сивоглазое В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. -М.: Дрофа, 2004. - 216с;

Для учащихся:

С.В,Цибулевский, В.Б.Захаров, ИМ. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2004. -128с Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках Требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Общие закономерности»

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.


Учебно-тематический план





Разделы



Количество часов

В том числе

лабораторных и практических работ


контрольных работ

Раздел I. Эволюция живого мира на Земле (24 часа).

1.

Введение. Биология - наука о жизни.

1

2.

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

2

3.

Развитие биологии в додарвиновский период.

3

4.

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.

5

5.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

2

1

6.

Микроэволюция.

2

1

7.

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

3

8.

Возникновение жизни на Земле.

2

9.

Развитие жизни на Земле.

4

1

Раздел II. Структурная организации живых организмов (15 часов).

10.

Химическая организация клетки.

4

11.

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

4

12.

Строение и функции клеток.

7

1

1

Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов).

13.

Размножение организмов.

2

14.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

3

Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов (16 часов).

15.

Закономерности наследования признаков.

8

1

16.

Закономерности изменчивости.

4

1

17.

Селекция растений, животных и микроорганизмов.

4

1

Раздел V. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов).

18.

Биосфера, её структуры и функции.

3

5

Биосфера и человек.

2

2

Заключение

1

Итого

69 ( 1 час - резервное время)

12

3

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»

Введение (1 час).

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.

Раздел I. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (23 часов)

Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

(2 часа)

Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема. Признаки вида. Экосистемы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость. Естественная классификация живых организмов. Царства живой природы. Видовое разнообразие.

Демонстрация схем структуры царств живой природы.

ТЕМА 1.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (3 часа)

Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория ж.Б.Ламарка. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина.

Демонстрация биографий ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.Б.Ламарка.

Тема 1.3. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (5 часов)

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Вид - элементарная эволюционная единица. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора.

Демонстрация. Биография Ч. Дарвина.

Тема 1.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (2 часа)

Результат эволюции: приспособлен­ность организмов к среде обитания. Выявление приспо­собленности к среде обитания. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Практическая работа: «Выяв­ление приспособ­ленности к среде обитания»

Тема 1.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (2 часа)

Вид, его критерии и структура. Популяция - элементарная эволюционная единица. Видообразование. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Практическая работа: «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений».

ТЕМА 1.6. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 часа)

Биологические последствия адаптации. Главные направления эволюции. Биологический прогрессии и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Демонстрация примеров гомологичных органов и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

ТЕМА 1.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 часа)

Современные представления о происхождении жизни. Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни.

Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных. Карта геологической истории материков.

ТЕМА 1.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (4 часа)

Развитие жизни в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры. Развитие жизни в ме­зозойскую и кайно­зойскую эры. Место и роль челове­ка в системе органи­ческого мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Эво­люция человека. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида человек разумный: человеческие расы. Единство происхождения рас.

Демонстрация схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков рсатений в древних породах.

Модели скелетов человека и позвоночных животных.

В процессе изучения темы учащиеся должны

знать

- Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы.

- уровни организации живой материи.

- объекты и методы изучения в биологии.

- многообразие живого мира

- термины эволюция, вид, популяция, борьба за существование, естественный отбор, макроэволюция.

- пути достижения биологического прогресса; ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

- теорию академика А.И.Опарина о происхождении жизни на земле.

- развитие животных и растений в различные периоды существования Земли.

- постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции.

- происхождение человека.

- движущие силы антропогенеза.

- роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.

- человеческие расы, их единство.

уметь

- объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

- объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.

- использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека.

- использовать текст учебника для работы с натуральными объектами.

- давать аргументированную критику расизма.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот,сера,фосфор и другие элементы периодической системы Д.И.Менделеева, их основные свойства.

Органическая химия. Основные группы органических соединений.

Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.

Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.

История. Культура западной Европы конца XV- первой половины XVII в. культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.

Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

Физическая география. История континентов.

РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (15 часов)

ТЕМА 2.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (4 часа)

Элементарный со­став клетки. Макроэлементы, микроэлементы. Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме. Вода и минеральные соли. Органические веще­ства клетки. Углево­ды. Строение и биологическая роль. Липиды и жиры. Биологические полимеры - белки. Функции белковых молекул. Нуклеиновые кислоты. ДНК - молекула наследственности. РНК, структура и функции.

Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров.

ТЕМА 2.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (4 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке - признак живых организмов. Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов. Фотосинтез и хемосинтез. Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание.

ТЕМА 2.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (7 часов)

Прокариотические клетки. Строение клеток бактерий. Спорообразование. Размножение. Эукариотическая клетка. Клетки растений, грибов, животных. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы. Ядро. Гены и хромосомы. Особенности строения растительных клеток. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клеточная теория строения организмов.

Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового микроскопа. Модели клетки. Микропрепараты клеток растений, животных. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом.

Практические работы: «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готвых микропрепаратах.»

В процессе изучения темы учащиеся должны

знать

- органические и неорганические вещества клетки.

- строение прокариот, эукариот.

- органоиды цитоплазмы.

- главные составные части клетки.

- понятия: хромосомы,кариотип, митотический цикл, митоз.

- биологический смысл митоза.

- положения клеточной теории строения организмов.

уметь

- объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике.

-самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные этапы к различным клеточным структурам.

-иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур.

- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно - восстановительные реакции.

Органическая химия. Принципы организации органических веществ. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.

Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

РАЗДЕЛ III. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 часов)

ТЕМА 3.1. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 часа)

Размножение. Беспо­лое размножение. Половое размножение. Половые клетки. Развитие половых клеток. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

ТЕМА 3.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (3 часа)

Онтогенез. Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Работы А,Н.Северцова об эмбриональной изменчивости.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных; таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

В процессе изучения темы учащиеся должны

знать

- многообразие форм и распространенность бесполого размножения.

- биологическое значение бесполого размножения.

- половое размножение и его биологическое значение.

- мейоз, его биологическое значение.

- оплодотворение.

уметь

- объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника.

- характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ IV. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (12 часов)

ТЕМА 4.1, ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (8 часов)

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Основные понятия генетики. Гибридоло­гический метод изу­чения наследствен­ности Г.Менделя. I, II, III Законы Г.Менделя. Сцепленное наследование генов. Создание хромосомной теории наследственности Т.Морганом. Генетика пола. Генотип как система взаимодействующих генов.

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Практические работы: «Решение генетических за­дач».

ТЕМА 4.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (4 часа)

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Наследственная (генотипическая) изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая (модификационная) из­менчивость. Роль условий среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

Практические работы: «Выявление изменчивости ор­ганизмов».

« Построение вариационной кривой(размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

ТЕМА 4.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, МИКРООРГАНИЗМОВ (4 часа)

Селекция. Центры многообразия и про­исхождения культур­ных растений. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт, штамм. Применение знаний и о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Методы селекции растений, животных. Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

В процессе изучения темы учащиеся должны

знать

- генотип как систему взаимодействующих генов организма.

- понятия - ген, признак, свойство, фенотип, норма реакции, селекция, гибридизация, отбор, гетерозис, полиплоидия, сорт, порода, штамм.

- генетическое определение пола.

- наследственную и ненаследственную изменчивость.

- мутационную и комбинативную изменчивость.

уметь

- Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновения отличий от родительских форм у потомков.

- составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.

- понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижение себестоимости продовольствия.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно - кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (5 часов )

ТЕМА 5.1. БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ (3часа)

Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Экология - наука о взаимосвязях организма и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Популяция - элемент экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Биотические факто­ры. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.

Демонстрации: Структура биосферы.

Видовой состав и разнообразие живых организмов биосферы.

Схемы круговорота веществ в природе.

Карта геологической истории материков.

Примеры симбиоза представителей различных царств живой природы.

Практические работы:

1. « Наблюдение за сезонными изменениями в живой природе».

2. «Составле­ние схем передачи веществ и энер­гии».

3. «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме».

4. «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

5. «Изучение и описание экосистемы своей местности».

6. « Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

ТЕМА 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (2 часа)

Природные ресурсы и их использование. Роль человека в биосфере. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «Озоновых дыр», загрязнение окружающей среды.

Демонстрация: карт заповедных территорий нашей страны.

Практические работы:

1. « Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». 2. «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы».

В процессе изучения темы учащиеся должны

знать

- понятия - биосфера, биомасса Земли. Биологическая продуктивность, живое вещество, экология, внешняя среда.

- функции живовго вещества.

- билогический круговорот веществ в природе.

- экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

- экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз.

- компоненты биосферы: консументы, продуценты, редуценты.

- смену биоценозов и восстановление биоценозов.

- воздействие человека на биосферу.

- охрану природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов.

- рациональное природопользованеи; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы.

- заповедники, заказники, парки.

- Красную книгу.

уметь

- выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах.

- анализировать видовой состав биоценозов.

- выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах.

- характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.

- применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т.д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность.

Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Заключение. (1 час)

Резервное время (1 час)








Календарно - тематическое планирование 9 класс.

Дата

Тема урока

Оборудование

Д/З

1


Введение



2


Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема. Признаки вида. Экосистемы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма..

Схема структуры царств живой природы.


3


Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость. Естественная классификация живых организмов. Царства живой природы. Видовое разнообразие.



4


Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных.

Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей.



5


Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

Жизнь и деятельность Ж.Б.Ламарка.


6


Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина.


Биография Ч. Дарвина.



7


Учение об эволюции органического мира.Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.



8


Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.



9


Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.



10


Формы естественного отбора..



11


Вид - элементарная эволюционная единица.



12


Результат эволюции: приспособлен­ность организмов к среде обитания. Выявление приспо­собленности к среде обитания.

Практическая работа: «Выяв­ление приспособ­ленности к среде обитания».


13


Забота о потомстве. Физиологические адаптации



14


Вид, его критерии и структура. Популяция - элементарная эволюционная единица.

живых растений и животных, гербариев, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Практическая работа: «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений».


15


Видообразование. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Схемы иллюстрирующие процесс географического видообразования


16


Биологические последствия адаптации. Главные направления эволюции. Биологический прогрессии и биологический регресс.

Примеры гомологичных органов и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.


17


Пути достижения биологического прогресса.



18


Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.




19


Современные представления о происхождении жизни.

Карта геологической истории материков.


20


Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни.



21


Развитие жизни в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры.

Схема возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных


22


Развитие жизни в ме­зозойскую и кайно­зойскую эры.



23


Место и роль челове­ка в системе органи­ческого мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Эво­люция человека.



24


Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида человек разумный: человеческие расы. Единство происхождения рас.



25


Зачет по темам «Эволюция живого мира на Земле».



26


Элементарный со­став клетки. Макроэлементы, микроэлементы.



27


Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме. Вода и минеральные соли.



28


Органические веще­ства клетки. Углево­ды. Строение и биологическая роль. Липиды и жиры.



29


Биологические полимеры - белки. Функции белковых молекул. Нуклеиновые кислоты. ДНК - молекула наследственности. РНК, структура и функции.

Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров.


30



Обмен веществ и превращение энергии в клетке - признак живых организмов. Пластический обмен.



31


Биосинтез белков, жиров, углеводов.



32


Фотосинтез и хемосинтез.



33


Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание.



34


Прокариотические клетки. Строение клеток бактерий. Спорообразование. Размножение.



35


Эукариотическая клетка. Клетки растений, грибов, животных. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы.

Принципиальные схемы устройства светового микроскопа. Модели клетки. Микропрепараты клеток растений, животных.



36


Эукариотическая клетка. Клетки растений, грибов, животных. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы.



37


Ядро. Гены и хромосомы.



38


Особенности строения растительных клеток.

Практические работы: «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах».


39


Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом.



40


Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клеточная теория строения организмов.



41


Зачет по темам « Структурная организация живых организмов»



42


Размножение. Беспо­лое размножение. Половое размножение. Половые клетки.

Таблицы, иллюстрирующие способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.


43


Развитие половых клеток. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.



44


Онтогенез. Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем.

Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных;


45


Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие.



46


Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Работы А,Н.Северцова об эмбриональной изменчивости.

Таблицы, отражающие сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.


47


Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.


48


Основные понятия генетики. Гибридоло­гический метод изу­чения наследствен­ности Г.Менделя.



49


I, II Законы Г.Менделя



50


III Закон Г.Менделя



51


Сцепленное наследование генов. Создание хромосомной теории наследственности Т.Морганом.



52


Генетика пола.



53


Генотип как система взаимодействующих генов.



54


Решение задач по закономерностям наследственности.



55


Наследственная и ненаследственная изменчивость. Наследственная (генотипическая) изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.

.



56


Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.



57


Фенотипическая (модификационная) из­менчивость. Роль условий среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Примеры модификационной изменчивости


58


Решение задач.

Лабораторная работа «Выявление изменчивости ор­ганизмов».

« Построение вариационной кривой(размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).



59


Селекция. Центры многообразия и про­исхождения культур­ных растений.



60


Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт, штамм. Применение знаний и о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.



61


Методы селекции растений, животных. Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции.

Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.


62


Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



63


Зачет по темам «Наследственность и изменчивость организмов»



64


Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.

Структура биосферы.

Видовой состав и разнообразие живых организмов биосферы.

5. «Изучение и описание экосистемы своей местности».

6. « Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».



65


Экология - наука о взаимосвязях организма и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Схемы круговорота веществ в природе.



66


Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Популяция - элемент экосистемы. Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.

Практические работы:

1. « Наблюдение за сезонными изменениями в живой природе».

2. «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».


67


Пищевые связи в экосистеме. Биотические факто­ры. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

Примеры симбиоза представителей различных царств живой природы.

Практическая работа 3. «Составле­ние схем передачи веществ и энер­гии».

4. «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме».

5. «Изучение и описание экосистемы своей местности».



68


Природные ресурсы и их использование. Роль человека в биосфере. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

6. «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы».


69


Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «Озоновых дыр», загрязнение окружающей среды.

Демонстрация: карт заповедных территорий нашей страны.

Практические работы:

1. « Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».



70


Заключение.




© 2010-2022