• Преподавателю
  • Биология
  • Развитие общекультурных компетенций учащихся на уроках биологи через инновационные средства оценки учебных достижений

Развитие общекультурных компетенций учащихся на уроках биологи через инновационные средства оценки учебных достижений

Раздел Биология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие общекультурных компетенций учащихся на уроке биологии через инновационные способы оценки учебных достижений.


Святочевская М.А.

Учитель биологии 2 квалификационной категории



Актуальность темы обусловлена тем, что именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом. Это интегративное качество личности необходимо формировать на всех этапах процесса обучения. Вместе с тем современный образовательный процесс школы, где закладываются основы общекультурной компетентности учащихся, всё ещё остаётся традиционным и не обладает достаточным потенциалом для решения данной проблемы. Большая часть применяемых педагогических технологий не способствуют формированию общекультурной компетентности студентов. Именно решение этого противоречия делает данную работу актуальной.

Цель исследования - выявить, разработать и обосновать комплекс инновационных форм оценки учебных достижений, развивающих общекультурные компетенции учащихся.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих исследовательских задач: 1) уточнить структуру и содержание понятия «общекультурные компетенции учащегося»

2)раскрыть сущность инновационных способов оценки учебных достижений студентов в современных условиях образования

3) сконструировать практико-ориентированную модель процесса формирования общекультурных компетенций учащихся через инновационные формы оценки учебных достижений учащихся и экспериментально проверить её эффективность

4)представить результаты влияния инновационных способов оценки учебных достижений на формирование общекультурных компетенций студентов

Гипотеза исследования. Образовательный процесс в школе будет более эффективным, если формирование общекультурных компетенций учащихся обеспечивается комплексом, содержащим инновационные способы оценки учебных достижений учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в разработке:

- комплекса «инновационные способы оценки учебных достижений школьников»;

- методических рекомендаций по использованию педагогического потенциала способов оценки в рамках предмета в формировании общекультурных компетенций учащихся.

В трудах педагогов мы можем встретить различные трактовки понятия «Общекультурная компетенция», так, например, А.В. Хуторской считает, что общекультурная компетенция - широкий круг вопросов, по отношению к которым учащийся должен быть хорошо осведомлен, а именно познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. [1]. В своих работах Л.С. Троянская определяет общекультурную компетентность как интегративную способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентация на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного характера» [2]. Данное определение ориентирует на сущностные характеристики компетентности как личностного качества, а именно способность учащихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем.

Таком образом, общекультурные компетенции - это базовая компетентность личности, обеспечивающая вхождение в мировое пространство культуры и самоопределение в нем, применение профессиональных знаний и умений в практической деятельности, овладение нормами речевого этикета и литературного языка, а также культурой межнационального общения и способностью ориентироваться в социуме.

Из обширного списка общекультурных компетенций для развития и формирования посредством инновационных способов оценки учебных достижений мы делаем акцент на следующие, приведенные в таблице 1:

ОК-3

- Обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных контактов

ОК-4

- готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнёрских отношений

ОК-5

- осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию

ОК-7

- владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи

ОК-8

- умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования

ОК-11

- стремление к постоянному саморазвитию, повышению своего мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития

Таблица 1 «Список общекультурных компетенций»

Результаты обучения (учебные достижения) учащихся, так же как и оценивание не может оставаться прежним в условиях изменения парадигмы образования, перехода к компетентностному подходу.

Под результатом в широком смысле понимается заключительное последствие последовательности действий или событий, выраженных качественно или количественно. Возможные результаты включают преимущество, неудобство, выгоду, потерю, ценность и победу. Вопрос разработки критериев и показателей сформированности компетенций является наиболее сложным, но в то же время важным для практического решения. Индикаторами сформированности химических компетенций будут выступать прочность знаний, их функциональность, готовность решать возникающие учебные или жизненные проблемы в различных ситуациях, положительная мотивация к саморазвитию.

Основным условием при выборе средств измерения и оценивания компетенций учащихся является возможность с их помощью осуществлять многомерные измерения, проводить комплексное оценивание, определять интегрированные качества личности.

Инструментарием измерения и оценивания компетенций, кроме традиционных методов контроля, являются:

- портфолио (индивидуальное и портфолио группы на определенном занятии)[3];

- контекстные задачи (относят задачи, которые встречаются в той или иной реальной ситуации. Их контекст обеспечивает условия для применения и развития знаний при решении проблем, способных возникать в реальной жизни.);

- кейс-измерители [4] (метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы);

-- мониторинг (учитываются все достижения каждого учащегося по предмету);

- проекты;

- междисциплинарные экзамены.

Таким образом в компетентностном подходе оцениваются не знания, умения и навыки, а уровень сформированности компетентностей, поэтому необходимо применение данных средств оценивания для выявления динамики.

Помимо развития общекультурных компетенций, данные средства оценивания за счет наличия строгих правил и критериев предотвращают ряд типичных субъективных тенденций или ошибок педагогической оценки в школьном мониторинге. С.Е. Шишов, В.А. Кальней в своей работе «Мониторинг качества образования в школе» [5] приводят примеры таких ошибок:

  1. ошибки великодушия,

  2. ореола,

  3. центральной тенденции,

  4. контраста,

  5. близости,

  6. логические ошибки.

Для отслеживания уровня развития и сформированности общекультурных компетенций в среднем звене, учитывая частичное знакомство учащихся с данными средствами оценивания были выбраны 3 основных показателя: время выполнения учебной задачи, объем и полнота, средний балл, на начальном этапе внедрения учитывалось также и участие всех членов группы при выполнении задания. Результат отражен в таблице 2:

Время выполнения (в минутах)

Объем и полнота (по 5-балльной шкале)

Средний балл за выполнение работы (по 5-балльной шкале)

Портфолио группы по учебной теме (без учета домашнего задания)

80-90

2,5

3,4

Контекстные задачи (комплект 3 задачи)

60

3

3,6

Кейс-измерители (по разделу)

40-45

2,6

3,4

Учебный проект

100-120

3,5

3,7

Табл. 2 «Результаты мониторинга по итогам 2 четверти»

В данной таблице мы можем видеть невысокие показатели объема выполнения работы и средний балл, время превышает норму в 2 раза. По сравнению с результатом 1 четверти наблюдается прирост по показателям 3, 4 граф и сокращение времени выполнения работы на 20%, заметно повышается навык работы в группе с участием 100% учащихся, усвоение правил данных способов обучения, повышение самоконтроля и стремления к лучшему результату (ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-11). Большинство детей с трудом осваивают применение имеющихся знаний в новых условиях, не проявляют умения синтеза и анализа.

Применение данных способов оценки и учета учебных достижений продолжалось в 3 четверти - заметный результат отразился в сокращении времени (около 20-30минут) на выполнение заданий, увеличении полноты их выполнения и среднего балла за работу на 1 единицу. Учащиеся стали правильнее и быстрее справляться с заданиями на применение знаний, синтез и анализ, что свидетельствует о развитии ОК-7 и ОК-8.

Литература:

  1. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

  2. Троянская С. Л. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Ижевск, 2004 -23 с.

  3. Новикова, Т. Портфолио и изменение концепции деятельности школы, содержания и методов обучения / Т. Новикова, Е. Федотова // Народное образование. - 2009. - № 8

  4. vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600

  5. Шишов C.E., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: РПА, 1998. 352 с.




© 2010-2022