Разработка урока Клеточная теория

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10 КЛАСС

УРОК ПО ТЕМЕ: «Клетка как целостная система. Современная клеточная теория как уточнение и дополнение клеточной теории Т.Шванна»

ЦЕЛИ:

  • формировать на содержании темы целостную естественно-научную картину мира, убеждение в научной значимости биологических знаний;

  • систематизировать и закрепить представления учащихся об основных положениях современной клеточной теории;

  • продолжить развивать память, внимание, логическое мышление школьников;

  • продолжить развивать умения учащихся:

  • давать характеристику современной клеточной теории,

  • проводить самоконтроль и взаимоконтроль с использованием тестовых заданий;

  • сравнивать клеточную теорию Т.Шванна с современной клеточной теорией;

  • умение делать обобщения и выводы по содержанию урока;

  • воспитывать добросовестное и ответственное отношение к учебе как основному труду школьника, формировать уверенность в собственных силах и возможностях.

ТИП УРОКА: урок-обощение

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник для 10 класса «Биология», тестовые

задания, раздаточный материал, презентации,

проектор.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент урока.

  • Проверка готовности учащихся, их принадлежностей и оборудования к проведению урока.

  • Приветствие учащихся.

  • Проверка присутствующих учащихся по классному журналу.

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение познавательной перспективы урока.

Метод: рассказ учителя с демонстрацией презентации или мобильных

карточек, которые крепятся на доске по ходу рассказа учителя.

Клеточная теория - одно из основополагающих обобщений биологической науки, раскрывающее роль клетки в современной естественнонаучной картине мира.

Сегодня на уроке мы вместе с вами систематизируем и закрепим знания об основных положениях современной клеточной теории; продолжим развивать память, внимание, логическое мышление а также умения сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения по теме урока; отработаем умение выполнять тестовые задания с использованием само- и взаимоконтроля; умение презентовать сообщения с использованием презентаций; воспитывать ответственное отношение к учебе.

Желаю всем успехов на сегодняшнем уроке!

ІІІ. Актуализация опорных знаний по теме.

  1. Фронтальная беседа по вопросам

Метод: фронтальная беседа по вопросам

- дайте определение процессу митоз?

- дайте определение процессу мейоз?

- назовите основные фазы митоза?

- определите биологическое значение митоза?

- назовите основные фазы мейоза?

- определите биологическое значение мейоза?

  1. Индивидуальный ответ у доски по вопросу «История развития науки цитология» с демонстрацией презентации.


  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ІV. Обобщение и систематизация знаний по теме.

  1. Проверка понятийного аппарата по теме.

Метод: тестовый контроль знаний по теме.

Форма контроля: самоконтроль

Тест контроль

Задания: 1. Ответить на вопросы теста, вписав правильные ответы.

  1. Проверить по ключу правильных ответов.

  2. Посчитать набранные баллы.

  3. Занести результаты тест-контроля в карточку личных достижений.


  1. Цитология - ___________________________________________________

  2. Кто из учёных философов высоко оценил создание клеточной теории?

________________________________________________________________

  1. Цитологический метод, позволяющий рассматривать клетки в 3-х мерном измерении.

________________________________________________________________

  1. Ошибочное мнение Теодора Шванна и Матиаса Шлейдена заключалось в том, что…..________________________________________________________

  2. Рудольф Вирхов считал, что...______________________________________________________________

  3. Русский учёный, которого по праву можно считать основателем клеточной теории?____________________________________________________________

  4. Учёный, который усовершенствовал микроскоп и, рассматривая срез пробки, впервые применил понятие клетка? ___________________________________

  5. Назови фамилию и имя учёного, у которого занятие наукой-цитологией считалось хобби. ___________________________________________________

  6. Карл Бэр доказал, что ...

____________________________________________________________________

  1. Ф.И. учёного открывшего ядро в клетках.

____________________________________________________________________

  1. Перечисли методы цитологических исследований.

__________________________________________________________________

  1. Укажи основные положения клеточной теории.____________________________________________________________________________________________________________________________


Ключ правильных ответов


  1. Цитология - комплексная наука, изучающая строение клетки, ее

химический состав, процессы жизнедеятельности.

  1. Ф.Энгельс.

  2. Электронная микроскопия.

  3. Новые клетки возникают из бесструктурного вещества.

  4. Новые клетки возникают из материнской клетки путем деления.

  5. П.Горянинов.

  6. Р.Гук.

  7. А.Ван Левенгук.

  8. Многоклеточный организм развивается из оплодотворенной яйцеклетки - зиготы.

  9. Р.Броун.

  10. Световая микроскопия, электронная микроскопия, люминисцентный, ценртифугирование, микрохирургия, метод меченных атомов, метод культуры тканей.

  11. Клетка - единица строения живых организмов, предел делимости, единица размножения, клетки одноклеточных и многоклеточных организмов сходны по строению и процессам жизнедеятельности.

Оценивание:

1балл - полный правильный ответ

0,5 балла - частично правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Карточка личных достижений учащегося

Ф.И.______________________ класс _____

вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

всего

Количество возможных баллов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

Баллы, полученные за ответ





  1. Вопросы и задания по обобщению и систематизации знаний для групповой работы.

Метод: работа в группах

Задание:

  1. Объединить учащихся в группы.

  2. Раздать вопросы участникам групп, раздаточный дидактический материал.

  3. Организовать обсуждение в группах по предложенным вопросам.

  4. Заслушать обобщенные ответы учащихся.

Вопросы для работы в группах

Задания для группы «Предпосылки возникновения клеточной теории»

  1. Какова роль философских идей и фактов, данных о микроскопическом строении организмов в становление клеточной теории?

  2. Какое отражение в положениях клеточной теории нашли идеи античности о единстве и непрерывности природы?

  3. Как объяснить то обстоятельство, что со времени введения термина клетка до разработки клеточной теории прошло почти два столетия?

  4. Ознакомившись с хронологическим порядком философских и натурфилософских идей, назовите такие, что явились предшественниками возникновения клеточной теории.

Задания для группы «Клеточная теория»

  1. Дайте определение понятию «клетка».

  2. Как происходит образование клеток в процессе индивидуального развития?

  3. Составьте мини-рассказ «Клетка и организм».

  4. Сравните трактовку понятия о клетке в современной клеточной теории с трактовкой, данной Т.Шванном и Р.Вирховым?

  5. Каково соотношение закономерности и случайности в разработке клеточной теории Т.Шванна?

Пример раздаточного дидактического материала

Положение клеточной теории в изложении Т. Шванна (1839)

Положение современной клеточной теории

1. «Все организмы состоят из одинаковых в сущности частей именно из клеток, эти клетки образуются и растут по одинаковым в сущности законам»

1. Определение понятия

а) Клетка - написать в тетради

б) Является ли прокариотическая клетка структурно-функциональной единицей живой материи. Мнение обосновать. Образование клеток в процессе индивидуального развития

2. Общий принцип развития для элементарных клеткообразований. Вначале имеется бесструктурная субстанция, которая или внутри уже существующих клеток или между ними. В этой субстанции по определённым законам образуются клетки.

2. а) как образуется клетка;

б) путём какого деления образуются клетки;

в) дайте определения основного способа деления эукариотических клеток;

г) сформируйте одно из положений современной клеточной теории.

3. Каждая клетка в определённых границах есть индивидуум, некое самостоятельное целое… но эти индивидуумы действуют совместно так, что возникает гармоническое целое… «Все ткани состоят из клеток или различным образом образующихся из клеток».

3. Клетка и организм.

- Как вы можете объяснить это положение с точки зрения положений современной клеточной теории?

- Может ли быть одна клетка самостоятельным организмом?

Своё мнение обосновать, привести примеры.

- Что является единицей строения многоклеточных организмов?

- Как организуются клетки в многоклеточных организмах?

- Что является следствием роста и развития одной исходной клетки в многоклеточном организме?

4. Процессы, происходящие в клетках растений, могут быть сведены к следующему:

* Возникновение новых клеток.

* Увеличение в размерах наличных клеток.

* Превращения клеточного содержимого и утолщение клеточной стенки.

* Исходящие клеток выделение и резорбция.

«… Для объяснений клеткообразований важны явления, касающиеся клетки, их можно назвать пластическими явлениями клетки; во-вторых, явления, относящиеся к химическим изменениям… их можно назвать метаболическими»

4. Функция клеток.

- Какие функции свойственны клетке? /перечислить/

ВЕРНО ИЛИ НЕТ

- в клетке происходят:

а) повторяющиеся, обратные процессы;

б) обмен веществ, химических реакций;

в) поступление и выделение веществ;

г) раздражимость;

д) движение;

е) необратимый процесс развития и связанные с ним размножение и дифференцировка.

- Начертите общую схему обмена веществ по цитате Т. Шванна.

5. «Всякая клетка происходит из другой клетки…там, где возникает клетка, там должна была предшествовать клетка, подобно тому, как животное происходит только от животного, растение от растения»

5. Эволюция клетки.

- Докажите, используя современные понятия о клетке, что клеточная организация возникла на заре жизни и прошла длительный путь развития - эволюционного развития от обезъядреных форм к ядерным.

- Какому свойству биологических систем даёт характеристику Р. Вирхов.

- дайте определение эукариотам и прокариотам.

V. Итоги урока.

1. Фронтальная беседа по вопросам.

Метод: фронтальная беседа по вопросам.

  • К каким выводам и заключениям мы пришли с Вами на сегодняшнем уроке?

  • Какое это имеет значение для сегодняшней биологической науки ?

  • Предположите возможные перспективы развития современной клеточной теории.

2. Рефлексия.

3. Выставление оценок за урок.

4. Домашнее задание.




© 2010-2022