- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии для 6-го класса
Рабочая программа по биологии для 6-го класса
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Жаворонок И.Е. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 6»
УТВЕРЖДЕНА
приказом от______________№___
Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
(базовый уровень)
для 6 класса
Составители:
учитель биологии Жаворонок И.Е.,
г. Воскресенск
2015 г.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа предназначена для обучения биологии учащихся 6-ых классов на базовом уровне. Рабочая программа составлена на основе
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
-
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
-
Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы под редакцией И. Н. Пономарёвой.
-
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);
-
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Пономарева И.Н. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций. - М.: Вентана-Граф, 2014.
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования:
• освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, трудового воспитания школьников.
Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:
1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.
2. Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).
4. Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.
5. Формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
В рабочей программе заложены возможности, предусмотренные стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МОУ «Лицей №6» рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии на базовом уровне в объеме 1,5 часа в неделю «для организации изучения содержания образования краеведческой направленности» в первом полугодии. Итого программа рассчитана на 51 час в год. В целях практической направленности добавлены темы, по изучению которых обучающиеся испытывают трудности, а также введены экскурсии по изучению особенностей жизнедеятельности растительных организмов на примере растений Московской области и Воскресенского района.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
-
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
-
постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
-
формирование ответственного отношения к обучению;
-
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
-
развитие навыков обучения;
-
формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
-
формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
-
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
-
осознание значения семьи в жизни человека;
-
уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
-
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
-
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
-
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
-
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
-
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
-
Выявлять причины и следствия простых явлений;
-
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
-
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
-
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
-
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
-
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
-
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
-
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
-
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
-
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
-
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
-
Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
-
Понимать смысл биологических терминов;
-
Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-
Оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
-
Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-
Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
-
Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5