• Преподавателю
  • Биология
  • Урок по биологии на тему Предмет экологии. экологические факторы среды. Биотический оптимум (9 класс)

Урок по биологии на тему Предмет экологии. экологические факторы среды. Биотический оптимум (9 класс)

Конспект урока содержит загадку, с помощью которой дети выходят на тему. Учащиеся знакомятся с термином экология (прием колесо ассоциаций) и формируют цель урока. Самостоятельно изучают примеры экологических факторов среды - абиотическими, биотическими и антропогенными, выполняются задания в группах (желательно 3 группы). Учитель знакомит учащихся с законом биотического оптимума, формирует представление о понятиях организмы стенобионты и эврибионты. Для закрепления выполняется задание на опред...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет экологии. Экологические факторы среды. Биотический оптимум.

Цель: познакомить учащихся с понятием экология, экологическими факторами среды, биотическим законом.

Задачи:

- сформировать представление об экологии как науке; систематизировать знания учащихся о влиянии различных факторов среды на человека и природу; познакомить учащихся с биотическим законом Шелфорда и его значением;

- развить умение проводить анализ и систематизировать информацию; высказывать собственное мнение при ответе на проблемные вопросы; совершенствовать умение работать в группе;

- прививать любовь и бережное отношение к природе; формировать нравственное воспитание (соблюдение эстетических норм поведения на природе).

Тип урока: изучение нового материала.

Материально-техническое и дидактическое оснащение: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме, рабочие листы с заданиями, оценочные листы, парты соединенные по 2 для работы в группе, круги светофора (красный, желтый, зеленый).

Форма работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Методы работы: частично-поисковый, словесный, наглядный.

Ход урока

Этапы урока

Характеристика этапа

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный этап

инициация урока, формирование групп, фронтальная работа















выход на тему - стратегия мозгового штурма (составление колеса ассоциаций);

объявление темы, цели, задач, начальные записи.

8 мин

1. Приветствует учащихся

2. Деление учащихся на 3 группы, выберите спикера, на столе у капитана(спикера) лежит оценочный лист (приложение №1) , который вы будете заполнять по ходу урока;

3. Прочтение стиха (и про экологию) с выходом на тему урока Слайд №1; дети о чем идет речь в стихотворении?

Вдоль лесной дорожки
Пролегла ложбинка,
Там росли березка,
Ёлка да осинка,
А на дне бил ключик
С ледяной водицей,-
Каждый, кто захочет,
Заходи напиться...

Человек усталый
Посидит, покурит.
Там же и оставит
На траве окурок,
Яблочко помоет,
Не доест и бросит...
Глядь, а уж в ложбинку
Кто-то мусор носит...

Затянулся ключик
Грязной бурой тиной,
Высохли березка,
Ёлка и осина,
А теперь прохожий,
Посмотри ,постой-ка:
Стала та ложбинка
Грязною помойкой.

4. Вопрос учащимся:

С чем ассоциируется (сопоставляется) у вас слово экология? Ведь вы так часто слышите его в повседневной жизни. Предположения учащихся записываются на доске - (взаимодействие, среда, наука, организмы, чистота, заводы, чистый воздух, грязный воздух, человек).

Вывод: экология - это наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой.

5. Выведение темы урока и понятия экология на интерактивной доске (использование презентации слайд № 2, №3), говорит учащимся открыть тетради и сделать начальные записи по теме.

6. Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (предложения учащихся) далее цели выводятся на слайде №4.

7. Оцените свою активность на первом этапе урока, заполнив колонку №1

1. Приветствуют учителя;

2. Формируются в группы и выбирается спикер (капитан);

3. Отгадывают, о чем идет речь в стихотворении;













4. Учащиеся высказывают свое мнение с чем они ассоциируют слово экология; Далее смотрят понятие экология в учебнике совпали их предположения или нет;

5. Записывают тему урока и понятие экология в рабочей тетради.

6. Высказывания учащихся

7. Ребята заполняют оценочный лист

Операционно -исполнительский этап

Работа в группах, фронтально и индивидуально, при выполнении первого задания применяется прием кластер (гроздья)











27 мин


1. Каждый живой организм испытывает влияние различных условий среды, в которой он обитает. Такие свойства среды принято называть экологическими факторами среды.

Можете ли вы предположить, что это за факторы? (тепло, свет, наличие пищи, жилище, хищники, человек)

2. В целом ваши предложения верны, только требуют систематизации, давайте приблизительно попробуем их разбить на группы.

3. Записываем, на какие же 3 группы делятся экологические факторы среды в виде схемы (презентация Слайд №5)

4. Теперь для того чтобы познакомиться с различными категориями факторов, выполним задания в группах.

Первая группа будут специалистами по абиотическим факторам, вторая по биотическим и третья - антропогенным.

На столе каждой из групп лежат конверты с заданием (приложение №2) и рисунками, где изображены и подписаны влияние различных факторов. Попробуйте внимательно читая термин (при затруднении выполнения используется учебник) отобрать воздействия факторов именно своей группы. И сформировать ваш ответ на ватмане, используя эти изображения, маркеры и клей карандаш лежащие на столе.

5. Заслушивание ответов и направление работы групп; оцените свою активность при выполнении данного задания в колонке №2

Физкультминутка

6. Объяснение биотического закона слайд №6 (запись в тетради). В природе имеются множество организмов, которые по разному реагируют на изменения экологических факторов. По этой причине все живые организмы делят на Стенобионтов и Эврибионтов слайд №7, №8.

7. Объясняет задание на закрепление, выводит по очереди картинки с изображением животных или растений; Слайды №9,10,11,12,13 и т.д.



8. Оцените свою работу при выполнении 3-го задания;

1. Высказывание предложений, что за факторы могут оказывать влияние на живой организм.

2. Устно приводят примеры как можно разделить экологические факторы среды на группы;

3.Записывают в тетради схему и представленные определения









4. Работают в группах





5. Учащиеся выступают у доски, рассказывают - какие факторы относятся к их категории. Часть класса слушает и записывает примеры в тетрадь; оценивают активность при выполнении задания;

6. Записывают новые понятия;

7. Обсуждают задание в группе и дают ответ, являются ли представленные растения или животные стенобионтами или эврибионтами, другие группы комментируют согласие или несогласие с ответом.

8. Оценивают выполнение 3-го задания

Рефлексивный этап

итоговая рефлексия - прием критического мышления «синквейн»,

5 мин

1. Подведение итогов урока в виде синквейна; объясняю правила составления синквейна;

2. Выведение итоговой оценки в колонке №4 и №5

3. Д/з составить кроссворд и придумать свои примеры стенобионтов и эврибионтов;

4. Выразите, понравился ли вам урок с помощью стикеров (на школьной доске прикреплен светофор) (зеленый понравился, желтый в целом урок прошёл хорошо, красный урок не понравился)

1. Составляют синквейн по теме;

2. Выводят оценки на оценочных листах;

3. Записывают д/з

4. Оценивают урок


© 2010-2022