- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии на тему Предмет экологии. экологические факторы среды. Биотический оптимум (9 класс)
Урок по биологии на тему Предмет экологии. экологические факторы среды. Биотический оптимум (9 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Даниленко А.В. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет экологии. Экологические факторы среды. Биотический оптимум.
Цель: познакомить учащихся с понятием экология, экологическими факторами среды, биотическим законом.
Задачи:
- сформировать представление об экологии как науке; систематизировать знания учащихся о влиянии различных факторов среды на человека и природу; познакомить учащихся с биотическим законом Шелфорда и его значением;
- развить умение проводить анализ и систематизировать информацию; высказывать собственное мнение при ответе на проблемные вопросы; совершенствовать умение работать в группе;
- прививать любовь и бережное отношение к природе; формировать нравственное воспитание (соблюдение эстетических норм поведения на природе).
Тип урока: изучение нового материала.
Материально-техническое и дидактическое оснащение: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме, рабочие листы с заданиями, оценочные листы, парты соединенные по 2 для работы в группе, круги светофора (красный, желтый, зеленый).
Форма работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Методы работы: частично-поисковый, словесный, наглядный.
Ход урока
Этапы урока
Характеристика этапа
время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивационный этап
инициация урока, формирование групп, фронтальная работа
выход на тему - стратегия мозгового штурма (составление колеса ассоциаций);
объявление темы, цели, задач, начальные записи.
8 мин
1. Приветствует учащихся
2. Деление учащихся на 3 группы, выберите спикера, на столе у капитана(спикера) лежит оценочный лист (приложение №1) , который вы будете заполнять по ходу урока;
3. Прочтение стиха (и про экологию) с выходом на тему урока Слайд №1; дети о чем идет речь в стихотворении?
Вдоль лесной дорожки
Пролегла ложбинка,
Там росли березка,
Ёлка да осинка,
А на дне бил ключик
С ледяной водицей,-
Каждый, кто захочет,
Заходи напиться...
Человек усталый
Посидит, покурит.
Там же и оставит
На траве окурок,
Яблочко помоет,
Не доест и бросит...
Глядь, а уж в ложбинку
Кто-то мусор носит...
Затянулся ключик
Грязной бурой тиной,
Высохли березка,
Ёлка и осина,
А теперь прохожий,
Посмотри ,постой-ка:
Стала та ложбинка
Грязною помойкой.
4. Вопрос учащимся:
С чем ассоциируется (сопоставляется) у вас слово экология? Ведь вы так часто слышите его в повседневной жизни. Предположения учащихся записываются на доске - (взаимодействие, среда, наука, организмы, чистота, заводы, чистый воздух, грязный воздух, человек).
Вывод: экология - это наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой.
5. Выведение темы урока и понятия экология на интерактивной доске (использование презентации слайд № 2, №3), говорит учащимся открыть тетради и сделать начальные записи по теме.
6. Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (предложения учащихся) далее цели выводятся на слайде №4.
7. Оцените свою активность на первом этапе урока, заполнив колонку №1
1. Приветствуют учителя;
2. Формируются в группы и выбирается спикер (капитан);
3. Отгадывают, о чем идет речь в стихотворении;
4. Учащиеся высказывают свое мнение с чем они ассоциируют слово экология; Далее смотрят понятие экология в учебнике совпали их предположения или нет;
5. Записывают тему урока и понятие экология в рабочей тетради.
6. Высказывания учащихся
7. Ребята заполняют оценочный лист
Операционно -исполнительский этап
Работа в группах, фронтально и индивидуально, при выполнении первого задания применяется прием кластер (гроздья)
27 мин
1. Каждый живой организм испытывает влияние различных условий среды, в которой он обитает. Такие свойства среды принято называть экологическими факторами среды.
Можете ли вы предположить, что это за факторы? (тепло, свет, наличие пищи, жилище, хищники, человек)
2. В целом ваши предложения верны, только требуют систематизации, давайте приблизительно попробуем их разбить на группы.
3. Записываем, на какие же 3 группы делятся экологические факторы среды в виде схемы (презентация Слайд №5)
4. Теперь для того чтобы познакомиться с различными категориями факторов, выполним задания в группах.
Первая группа будут специалистами по абиотическим факторам, вторая по биотическим и третья - антропогенным.
На столе каждой из групп лежат конверты с заданием (приложение №2) и рисунками, где изображены и подписаны влияние различных факторов. Попробуйте внимательно читая термин (при затруднении выполнения используется учебник) отобрать воздействия факторов именно своей группы. И сформировать ваш ответ на ватмане, используя эти изображения, маркеры и клей карандаш лежащие на столе.
5. Заслушивание ответов и направление работы групп; оцените свою активность при выполнении данного задания в колонке №2
Физкультминутка
6. Объяснение биотического закона слайд №6 (запись в тетради). В природе имеются множество организмов, которые по разному реагируют на изменения экологических факторов. По этой причине все живые организмы делят на Стенобионтов и Эврибионтов слайд №7, №8.
7. Объясняет задание на закрепление, выводит по очереди картинки с изображением животных или растений; Слайды №9,10,11,12,13 и т.д.
8. Оцените свою работу при выполнении 3-го задания;
1. Высказывание предложений, что за факторы могут оказывать влияние на живой организм.
2. Устно приводят примеры как можно разделить экологические факторы среды на группы;
3.Записывают в тетради схему и представленные определения
4. Работают в группах
5. Учащиеся выступают у доски, рассказывают - какие факторы относятся к их категории. Часть класса слушает и записывает примеры в тетрадь; оценивают активность при выполнении задания;
6. Записывают новые понятия;
7. Обсуждают задание в группе и дают ответ, являются ли представленные растения или животные стенобионтами или эврибионтами, другие группы комментируют согласие или несогласие с ответом.
8. Оценивают выполнение 3-го задания
Рефлексивный этап
итоговая рефлексия - прием критического мышления «синквейн»,
5 мин
1. Подведение итогов урока в виде синквейна; объясняю правила составления синквейна;
2. Выведение итоговой оценки в колонке №4 и №5
3. Д/з составить кроссворд и придумать свои примеры стенобионтов и эврибионтов;
4. Выразите, понравился ли вам урок с помощью стикеров (на школьной доске прикреплен светофор) (зеленый понравился, желтый в целом урок прошёл хорошо, красный урок не понравился)
1. Составляют синквейн по теме;
2. Выводят оценки на оценочных листах;
3. Записывают д/з
4. Оценивают урок