Урок по биологии для 6 класса «Шляпочные грибы»

Конспект урока на первую квалификационную категорию.   Предмет: биология, 6 класс  УМК: Учебник: В.В.Пасечник. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения». 6 класс.- М.: Дрофа, 2008г. Рабочая тетрадь по биология. Бактерии. Грибы. Растения».  6класс.- М.: Дрофа, 2012г.Тип урока: изучение нового материала. Методические приёмы: словесный, иллюстративный, создание ситуации успеха, похвала, самооценка, игра. Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная. Виды учебной деятельности:  самостоятельная работа с тестами,  ответы на вопросы,  лабораторная работа, творческая работа, информационные технологии.
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лобойковская средняя общеобразовательная школа

Конспект открытого урока

Предмет: биология, 6 класс

УМК: Учебник: В.В.Пасечник.

«Биология. Бактерии. Грибы. Растения». 6 класс.- М.: Дрофа, 2003г.

Рабочая тетрадь по биология. Бактерии. Грибы. Растения». 6класс.- М.: Дрофа, 2012г.

Аттестуемый педагог: Куделина Ольга Сергеевна

Тема урока: « Шляпочные грибы».

1.Цель: Познакомить учащихся с особенностями строения жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора. Сформировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы. Показать роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности.

Задачи:

1. Образовательные: ученики смогут различать съедобные и ядовитые грибы, выявлять особенности строения грибов; знать правила сбора грибов.

2.Развивающие: учащиеся смогут систематизировать и совершенствовать умения работать с различными источниками информации, рабочей тетрадью, учебником, дополнительной литературой; развивать умения адекватно мыслить и действовать в ситуации выбора;

3.Воспитывающие: ученики смогут общаться, уважать мнение каждого и считаться друг с другом,

Тип урока: изучение нового материала.

Методические приёмы: словесный, иллюстративный, создание ситуации успеха, похвала, самооценка, игра.

Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная.

Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с тестами, ответы на вопросы, лабораторная работа, творческая работа, информационные технологии.

Оборудование:

  1. Конспект урока, презентация

  2. Компьютер, мультимедийный проектор.

  3. Раздаточный материал - карточки с тестовыми заданиями.

  4. Цветные жетоны.

  5. Сообщения детей о правилах сбора грибов, и методами профилактики отравления грибами.

  6. Муляжи «Грибы»

  7. Плакаты.

Прогнозируемый результат: развитие познавательных универсальных учебных действий.

1.Личностные: Учащиеся получат более широкие знания о съедобных и несъедобных грибах. Смогут развить память, мышление, внимание, умение контролировать результат своей деятельности.

2.Метапредметные. Уметь самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения. Развитие умений самостоятельной работы с информацией любой сложности. Организовать учебное сотрудничество в парах. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, повышать свою самооценку

3. Предметные. Уметь работать с тетрадью, учебником и другими источниками информации (ИКТ)

Структура и ход урока



Этапы работы

Содержание этапов

1.Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

-способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесные

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Сегодня у меня отличное настроение и я думаю, что у нас на уроке все получится, давайте настроимся на работу, будем слышать друг - друга, понимать и помогать друг - другу.

Приветствую обучающихся, проверяю, насколько комфортно они себя чувствуют, создаю ситуацию успеха, настраиваю на работу.

Проверяю готовность к уроку знаниями, которые имеются о грибах, состояние рабочего места.

Ребята, посмотрите какое прекрасное время года золотая осень. Осень богата дарами природы. Каждый из вас бывал в осеннем лесу. Как там хорошо и красиво, как поднимается настроение, когда любуешься яркими осенними красками. И я надеюсь после окончания нашего урока, у вас будет прекрасное настроение, как будто вы побывали в осеннем лесу.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, состояние рабочего места


2.Актуализация знаний и проверка пройденного материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

выявить собственные знания и незнания по изученной теме;

-выполнить самооценку своих знаний;

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

- выявить затруднения в деятельности учащихся;

-способствовать объективной самооценке своих знаний учащимися

  • - выявить опорные знания и умения путем использования заданий на формирование ассоциаций по отношению к новому материалу.

Методы организации работы: словесные, иллюстративные

Методы стимулирования: похвала, создание ситуации успеха

Методы оценивания: самооценка.







Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-сформулировать тему и задачи урока, принять мотивацию предложенной темы урока.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

-создать условия для формулирования учащимися темы и задач урока;

-сформировать мотивационную основу деятельности учащихся, понимания ими актуальности добывания знаний на данную тему урока

Проведение письменного теста: Чтобы продолжить наш урок давайте проверим как вы выполнили домашнее задание

Фронтальный опрос:

На какие группы делятся организмы живой природы?
Почему грибы занимают особое место среди эукариот и выделены в особое царство?
Выделите признаки грибов как животных и как растений.
(если вы отвечаете правильно, берете со стола жетон)



растений

Ге гетеротрофы(но питание у них

по поверхностное), есть мертвоеды ,

хи хищники, паразиты.


За запасают не крахмал, как

растение , а

жир и гликоген как животное.


С стенки клеток грибов

хи хитиновые,

как у насекомых или крабов.


Хорошо

развито

движение

цитоплазмы

в клетках

грибов.


Колоссальная

скорость

роста.


Споры грибов неподвижны,

без ресничек и жгутиков,

как у высших

растений

(спермии).


Способ

Поглощения

Пищи - путем

всасывания.


Питание

Растворимыми

Органическими и минеральными веществами.


По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки.

В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы.

Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья.

Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. А вот с какими вы узнаете, разгадав мои загадки:

- Пока дети - каждый в берете,

повзрослели - шляпы надели.

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть -
Нет головы.
У малютки-кавалера
Чрезвычайно важный вид,
Он в огромнейшем сомбреро
На одной ноге стоит.

(Ответы детей)

Совершенно верно - это шляпочные грибы.

-Тема урока «Шляпочные грибы».

Слайд №1 тема урока «Шляпочные грибы».

Слайд №2

Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название?

-Ваша основная задача на уроке - научиться различать съедобные и ядовитые грибы, запомнить названия наиболее распространенных грибов, памятку сбора грибов и меры профилактики отравления грибами.

3.Изучение нового материала


Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-- знать строение шляпочных грибов;

- знать названия наиболее распространенных грибов;

- узнавать съедобные и ядовитые грибы;

- объяснять явления симбиоза растений;

- соблюдать правила сбора грибов.



Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

- Организовать деятельность учащихся по изучению нового материала:

- Создать условия для осознанного усвоения учебного материала, умение работы в парах, зону ближайшего развития, обеспечить мотивационную готовность, содействовать обогащению словарного запаса учащихся, формировать УУД,

Методы организации работы: словесно - иллюстративные, частично - поисковый

Методы стимулирования: похвала, создание ситуации успеха, оценка, самооценка




Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-уметь объяснять явление симбиоза грибов и растений;



Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

-формировать знания о симбиозе грибов и растений;

-познакомить с названиями грибов, которые состоят в симбиозе с определенными деревьями.







Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

- узнавать съедобные и ядовитые грибы;

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

Познакомить с названиями съедобных и ядовитых грибов;



Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

-Способствовать

здоровьесбережению обучающихся;

Создать положительный эмоциональный настрой

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

- соблюдать правила сбора грибов;

- уметь оказывать первую помощь при отравлении;

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

Слайд №2 «Строение шляпочных грибов»

Урок по биологии для 6 класса «Шляпочные грибы»

Дополнение учителя:

В шляпке два слоя: верхний - покрыт кожицей и окрашен пигментами, а по характеру строения нижнего слоя шляпки грибы можно разделить на два типа: трубчатые и пластинчатые.

У трубчатых шляпочных грибов нижний слой шляпки

состоит из многочисленных трубочек, расположенных вертикально. В трубочках созревают споры (белые, маслята, подберезовики, подосиновики и т. д.).

У пластинчатых - нижний слой шляпки образован пластинками, отходящими от центра шляпки и направленных к ее краю. На стенках пластинок созревают споры (рыжики, сыроежки, волнушки, мухоморы и т. д).



главная часть гриба - Грибница . Ее клетки двухъядерные и не содержат пластид. На них развивается плодовое тело. Если в том месте где был снят гриб слегка разрыть почву, можно обнаружить тонкие ветвящиеся белые, нити - грибницу.


А) Лабораторная работа «Строение шляпочного гриба»
(Работа по инструктивной карточке учебника на стр. 38.)
Выполнение задания № 31 в рабочей тетради.

(учащиеся получают инструкции - задания)

Организую работу в парах; слушаю,

наблюдаю, консультирую, осуществляю коррекцию деятельности обучающихся. Дополняю ответы, задаю вопросы.


Работают в парах: рассматривают фото с грибами, муляжи грибов, определяют особенности строения. Формулируют вывод; осуществляют самопроверку, делают запись в тетрадь какие грибы относятся к трубчатым, а какие к пластинчатым.


По окончании лабораторной работы в парах, учащиеся вслух

отчитываются о выполнении задания. Остальные пары слушают и исправляют допущенные ошибки.


Б) Симбиоз грибов и растений.

- Какие из шляпочных грибов знаете вы, где они встречаются?

(Ответы детей)

- Вы назвали разнообразные шляпочные грибы.

Мы привыкли к плодовым телам обычной формы - зонтообразная или воронковидная шляпка на ножке. Но есть и другие: у дождевиков пузыревидное плодовое тело замкнуто; оно лопается, когда созревают споры. Это те грибы, которые «пыхают» под ногами, выбрасывая облако спор. Молодые плодовые тела у них съедобны.

У других грибов плодовое тело может иметь причудливую форму и яркую окраску. Это отражается в их названиях: «грибы-цветы», «дама под вуалью», «звездовка», «вуаленоска», «решеточник», «цветохвостник яванский».
Названия многих грибов зависят от того где они произрастают.
Слайд № 4. Для грибов характерен симбиоз с высшими растениями.


Симбиоз - отношения, при которых оба организма получают пользу от совместного существования. Образование микоризы (симбиоза гриба и дерева) происходит избирательно: белый гриб -с березой, дубом, масленок - с сосной, рыжик - с елью, лиственничный масленок - только с лиственницей.

Гифы грибов оплетают корни растений и проникают внутрь, в ткани. Питаясь отмирающими растительными клетками, они снабжают корни необходимыми солями, витаминами, гормонами, водой.

Красивые тропические цветы орхидеи без микоризы с грибами жить вообще не могут: их семена не приживаются, если в почве нет спор определенных видов грибов.


Учащиеся внимательно слушают и записывают в тетради определения понятий: «симбиоз», «грибокорень».

-Итак, как вы думаете, какова же взаимосвязь между этими понятиями?

(Ответы учащихся - совместное сожительство).

В) Беседа о съедобных и ядовитых грибах (апеллировать к знаниям из курса природоведения, личного опыта учащихся).
Богат и разнообразен мир шляпочных грибов. Их насчитывается около 200 видов, но употребляется в пищу около 40, а местами 15-20 видов.
Грибы содержат до 40 % белков, 10-15 % углеводов, соли фосфора, калия, железа, витамины A, Bl, В2, С, РР, Д, микроэлементы - медь, йод, цинк и другие. Грибы можно собирать только молодыми, так как даже в съедобных старых грибах накапливаются ядовитые вещества. Кроме съедобных грибов существуют и ядовитые.

Вопрос классу:

- Какие ядовитые грибы вам известны?
Слайд № 6(бледная поганка)

Более подробно о других ядовитых грибах вам расскажу заранее подготовленные учащиеся. Вашей задачей будет внимательно слушать одноклассников и записывать в тетрадь названия ядовитых и съедобных грибов.

Слайд № 8,9,10,11,12,13,14,15,16,17(занесен в Кр.книгу)

Физминутка (ориентируемся в классе: север, юг, восток, запад, достали частичку солнечного тепла и подарили друг - другу)



Г) Правила сбора грибов. Профилактика отравления.

Слайд №18



4.Закрепление нового материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

обобщать и систематизировать знания,

- аналитически мыслить при выполнении тестовых заданий;

- доброжелательно высказывать своё мнение

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

-Создать условия для осознанного усвоения учебного материала, работая индивидуально по тестам, обеспечить мотивационную готовность;

-выяснить, насколько ученик осознаёт степень овладения и усвоения учебного материала;

Методы: словесные, частично - поисковые.

Методы стимулирования: похвала, оценка, самооценка.


Самостоятельная работа

Предлагаю тестовые задания, оказываю консультативную помощь

Слайд №19,20,21,22,23.

Выполняют задание индивидуально

Осуществляют самопроверку по эталону.

Самооценка с помощью сигнальных жетонов

Проверка теста

5.Рефлексия

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

- творчески подойти к подведению итога работы на уроке;

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

- создать условия для позитивного, творческого подведения итогов работы на уроке

Правильно ли говорим: «Собирать грибы»?

Следует ли грибы вырывать из земли?

Что нового и необычного вы узнали о грибах?

Что из полученных знаний противоречит вашим представлениям?

Учащийся все понял, и ему было комфортно на уроке.

Учащийся не все понял, но ему было комфортно на уроке.

Учащийся не все понял, и ему было не комфортно на уроке.

Ничего не понял.

Отвлекался и мешал другим.

Было не интересно.

На столе стоят смайлики, подойдите и положите жетон тому смайлику, который вам подходит.

6.Самооценка и взаимооценка.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

- владеть объективной самооценкой результатов

деятельности своей и класса,

осознать продуктивность работы на уроке

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

- создать условия для позитивного подведения итогов;

- формировать у детей способности к объективной оценке и самооценке своей деятельности

Методы стимулирования: похвала, оценка

Методы оценивания: самооценка с помощью сигнальных жетонов, отметка.

7.Домашнее задание.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-усвоить критерии успешного выполнения

домашнего задания

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

способствовать проявлению самостоятельной творческой деятельности учащихся


На уроке все работали активно. Пришло время себя оценить. Поднимите руки у кого 5 и больше жетонов-«5»

3,4 жетона -«4» 2 жетона-«3»

Самооценка с помощью сигнальных жетонов

Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.

Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях.

Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами.





Диктую и комментирую домашнее задание - §8, составить кроссворд по теме «Шляпочные грибы», подобрать загадки отгадками которых будут названия шляпочных грибов .







^ 1.Какая из перечисленных форм не встречается у бактериальных клеток?

А. шарообразные
Б. гантелеобразные
В. Спиралевидные
Г. палочковидные
2. Не является бактериальным заболеванием

А. сибирская язва
Б. дизентерия
В. Сальмонеллез
Г. грипп

^ 3. Различные болезнетворные бактерии могут поражать
А. только людей
Б. только животных
В. Только растения
Г. всех перечисленных

^ 4. Образование спор у бактерий - это
А. способ размножения
Б. способ питания
В. Способ расселения
Г. способ выживания в неблагоприятных условиях

^ 5. Бактерии относятся к царству

А.растений
Б.животных
В.грибов
Г.самостоятельному царству

6. Бактерии, вызывающие такое заболевание, как туберкулез, имеют форму

А.вибрионы
Б.палочки
В.кокки
Г. спириллы

^ 7.Цианобактерии по способу питания являются

А. паразитами
Б. сапрофитами
В. хемосинтезирующими автотрофами
Г. фотосинтезирующими автотрофами


Сообщения о ядовитых грибах.

Мухомор - всем известный ядовитый гриб. Наиболее опасен бледный мухомор, или бледная поганка. Ее яд не обезвреживается при кипячении, а признаки отравления наступают лишь через сутки, когда помощь оказывать уже поздно. Большая часть смертельных отравлений грибами приходится на бледную поганку. Ее легко спутать с молодым шампиньоном. Отличия: у шампиньона нижняя поверхность шляпки белая только в раннем возрасте, затем она становится розовато-сиреневой или серой, а позже - темнеет; зрелые споры совсем черные. У бледной поганки нижняя часть шляпки не темнеет.

Повстречаться с бледной поганкой можно в дубовых и других лиственных лесах, в хвойных она растет редко.

Шляпка бледной поганки может быть бледно-зеленой, белой, желтоватой или оливково-зеленой. В диаметре - 7-10 сантиметров. По форме она вначале колокольчатая, затем слегка выпуклая. Пластинки белые, частые. Ножка высотой 8-12 см, белая или слегка зеленоватая, кверху суженная. У основания ножки клубневидное утолщение, окруженное белым или зеленоватым мешочком. В верхней части ножки - бахромчатое кольцо. Мякоть белая, сладковатая. Слизни поедают поганку и не погибают.

^ Мухомор красный - красивый, ярко окрашенный гриб, встречается летом и осенью в лиственных и смешанных лесах.
Ложные серно-желтые опята также могут вызывать отравления. Встречаются с весны до осени. Растут, как и съедобные, на пнях, гнилой древесине, у основания стволов. У ложного серно-желтого опенка шляпка имеет диаметр 2-5 сантиметра. Вначале она колокольчатая, позднее почти плоская, часто с бугорком в центре. Окраска шляпки зеленовато-желтая или серно-желтая, в центре красноватая или красно-бурая, без чешуек.
Отличия от съедобных осенних опят:
1) Пластинки у молодых ложных опят серно-желтые, а у молодых съедобных осенних опят пластинки белые.
2) Ножка ложных опят высотой 5-10 сантиметров, внутри полая. На ножке имеются почти незаметные остатки бурого колечка, а у съедобных опят имеется белое колечко.
3) Мякоть ложных опят желтая, очень горькая, с тяжелым запахом, а у съедобных опят она с приятным запахом и вкусом, беловатая.
4) У ложных опят споры шоколадно-коричневого цвета, а у съедобных осенних опят белые.




  • 900igr.net/kartinki/rastenija-i-griby/Griby-1.files/

  • visual.merriam-webster.com/plants-gardening/plants/mushroom/structure-mushroom.php

  • gribi-vokrug-nas.ru grib.softrain.info/

  • /?paged=3

  • starostag.ya.ru/posts.xml?tb=120

  • gribe.ru/

  • sonet.ucoz.ru/kursy/hotpot/gojdina/griby.htm

  • gribovet.narod.ru/ogrib.htm

  • starostag.ya.ru/posts.xml?tb=100





Тест.

  1. Из каких частей состоит гриб:

а) из ножки и шляпки;

б) из почвенной грибницы и плодового тела;

в) из микоризы и гифов.

  1. В микоризе участвуют и растение и гриб. Кто из них получает от этого пользу:

а) гриб;

б) ни гриб ни растение;

в) и растение и гриб;

г) растение.

  1. Какие грибы можно есть?

а) большие и старые подберёзовики;

б) все, кроме мухоморов;

в) только те грибы, которые я знаю и умею отличить от ядовитых, свежие и нечервивые;

г) похожие на сыроежки;

д) нарисованные под заголовком «съедобные» в газете для дачников.

  1. Как помочь человеку, который отравился грибами?

а) промыть желудок (дать питьё и вызвать рвоту);

б) позвонить в «Скорую помощь»;

в) дать обильное тёплое питьё;

г) лечить пострадавшего а дому народными средствами;

д) дать аспирин.

5. Какие грибы растут в нашей местности?

а) шампиньон;

б) вёшенка;

в) маслёнок;

г) опёнок;

д) подберёзовик;

е) белый гриб.







© 2010-2022