Формирование общекультурных компетенций посредством проектной деятельности

Раздел Биология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование общекультурных компетенций посредством проектной деятельности

Сорокина Е.А., преподаватель

ГОБУ СПО ВО «Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум»

В настоящее время концепция модернизации образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых (базовых, универсальных) компетентностей, т.е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Социально-экономические преобразования в российском обществе, активизация международных связей, превращение индустриального общества в информационное, изменение роли людей в системе производственных и общественных отношений повышают потребность общества в высококультурном мобильном специалисте. В таких условиях происходит смена приоритетов, появляется новый идеал студента, обладающего общекультурными компетенциями. Именно общекультурные компетенции определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, формируют одно из главных качеств, которое должен приобрести обучающийся - способность самостоятельно и инициативно находить решения различных проблем.

Важнейшим качеством квалифицированного специалиста, является компетентность - актуальное качество личности, проявляющееся совокупностью компетенций.

Компетенцию можно определить как способность (готовность) к определенной деятельности с применением знаний, умений, навыков, включающих также личностные качества. В понятие компетенции входят также социальная адаптация и опыт профессиональной или учебной деятельности. В совокупности эти компоненты формируют способность самостоятельно ориентироваться в ситуации и квалифицированно решить сложные задачи.

Компетенции, в том числе общекультурные - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, их перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Перечень общекультурных компетенций (ОК) основывается на главных целях образования, а также основных видах деятельности студента, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. В методической литературе определены следующие группы общекультурных компетенций: ценностно-смысловые; учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.

Компетентностный подход предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие преподавание, содержание, оценивание, образовательные технологии и т.п.

При этом большую роль играет переход от традиционных форм передачи знаний к инновационному образованию.

Существуют различные технологии формирования общекультурных компетенций. Одной из наиболее эффективных является проектная технология обучения. Она широко применяется в современном образовательном процессе и дает хорошие результаты.

Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий - проектов.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Это предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Активное включение обучающихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения;

развивают системное мышление.

Разработка механизма внедрения проектной деятельности в образовательный процесс - одно из приоритетных направлений в обучении. Умение пользоваться методом проектов - показатель прогрессивной методики обучения и интеллектуального развития обучающихся. Учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои способности, проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и публично представить достигнутый результат.

В практике преподавания используют разные виды проектов: исследовательский, информационный, творческий, практико-ориентированный, игровой. И все они служат конкретным важным целям образования. Они не являются развлечениями или добавлениями к «настоящему» учебному плану или просто заданиями по знакомой теме. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности, развивают свои интеллектуальные и творческие способности. Метод проектов способствует актуализации исследовательской деятельности учащихся. Он привлекателен, так как личностно-ориентирован, использует множество дидактических подходов, предполагает самомотивацию, т.е. возрастание интереса вовлеченности в работу по мере ее выполнения.

Проектирование начинается с выбора проблемы, с целеполагания. Важно заинтересовать студента целью проекта, тем самым обеспечить его плодотворную самостоятельную деятельность по поиску решения поставленной задачи.

Основными этапами работы над проектом являются следующие:

1. Анализ, формулирование замысла, цели проекта: формулирование идеи проекта, конкретизация проблемы, выдвижение гипотез разрешения проблемы, перевод проблемы в серию задач. На данном этапе работы над проектом возможно формирование таких общекультурных компетенций, как: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

2. Реализация проекта: планирование этапов выполнения проекта, обсуждение возможных средств решения задач, собственно реализация проекта. В процессе работы над проектом у студента формируются и развиваются такие ОК, как: способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознание опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдение основные требования информационной безопасности; работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность. Если в процессе сбора информации требуется изучить иноязычные источники, то студенты углубляют знания по иностранному языку.

3. Подготовка итогового продукта: подготовка оформления конечных результатов (презентации, защиты, творческих отчетов и т.д.), сбор, систематизация и анализ полученных результатов, подведение итогов (формирование способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь).

4. Рефлексия: обсуждение проекта, выводы, выдвижение новых проблем исследования, оценка достигнутого результата. Формирование общекультурных компетенций входит в стадию оценки и рефлексии, когда о степени их сформированности у различных студентов уже можно судить, делать определённые выводы и корректировать результаты. Важной частью любого проекта, да и вообще любой учебной деятельности должна быть активная рефлексия студентов после создания готового продукта обучения. Она позволяет студентам продуктивно продвигаться по образовательной траектории, исправляя ошибки, выбирая направление дальнейшей деятельности. Рефлексия способствует формированию личностных и метапредметных результатов обучения.

Проектная деятельность в учебном процессе позволяет сделать обучение максимально эффективным, т.к. подразумевает самостоятельную творческую деятельность обучающихся. В процессе проектной деятельности создаются условия для формирования общекультурных компетенций, определённых потребностями развития современного общества. Перечень общекультурных компетенций корректируется в зависимости от специальности, но универсальность проектной деятельности позволяет подготовить студентов к любым реалиям трудовой и социальной жизни в современном обществе.

Умение по назначению использовать проектную деятельность - залог успеха в обучении и воспитании высокоразвитой, интеллектуальной, креативной личности.


Список литературы

1. Дериглазова Н. В. Формирование общекультурной компетентности обучающихся как компонент технологии педагогической поддержки ребенка/ Н.В. Дериглазова//Режим доступа festival.1september.ru/articles/510859/

2. Игнатьева, Е.А. Общекультурные компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в высшей школе / Е.А. Игнатьева // Режим доступа jurnal.org/articles/2011/ped17.html

3. Бородина О.А. Формирование общекультурных компетенций на основе проектной деятельности/ ОР.А. Бородина//Режим доступа lfostu.ucoz.ru/publ/filosofija_obrazovatelnogo_uchrezhdenija

1.Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация.- М.: Наука, 1986.

2.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

3.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 24 с.

4.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004.

5.Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.

6.Широков В.А. Учащийся XXI века - HOMO SAPIENS ИЛИ HOMO INFORMATICUS: Тезисы доклада на XIV Всероссийской научно-методической конференции «Телематика - 2007». - С-Петербург, 2007.


© 2010-2022