Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?

Интегрированный исследовательский проект "Во что обёрнута Земля?" по предметам: биология - экология - химия.  Современный человек, который испытывает постоянный дефицит времени выбирает для себя удобный вид товара: расфасованный, дозированный, сообщающий о себе информацию, защищённый. Это преимущества упаковки. Заходя в магазин, человек не задёт себе вопрос: из чего сделана упаковка и что с ней произойдёт после использования. Именно ответы на эти вопросы могут сохранить возможности дальнейшего с...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Исследовательский проект Во что обёрнута Земля?Управление образования ГО Ревда

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№1»











Учебно - исследовательский проект

на тему:

«Во что обёрнута Земля?»



Исполнитель:

Каминская Александра,

ученица 10 класса



Руководитель:

Пылаева Татьяна Леонидовна,

учитель биологии

Практический консультант:

Марасанова Лариса Юрьевна,

учитель химии



Ревда,

2014г.



Содержание

Введение………………………………………………………………………3

  1. Теоретическая часть.

  1. Упаковка - неотъемлемая часть жизни человека……………………4

  2. История упаковки……………………………………………………...6

  3. Химические особенности упаковки…………………………………10

  4. Маркетинговые технологии упаковки………………………………15

  5. Мусорные богатства России…………………………………………18

II Практическая часть.

  1. Химические опыты «Определение качественного состава упаковки»……………………………………………………………..21

  2. Лабораторные выводы……………………………………………… 23

Заключение………………………………………………………………….24

Список используемой литературы………………………………………25

Приложения







Введение.

Что такое упаковка товара? Это одновременно и тара, и реклама, и информация о продукте. Благодаря ей увеличивается срок хранения пищевых продуктов, это современное явление, без которого трудно представить дальнейшую жизнь человека. Упаковка стала неотъемлемой частью нашей жизни. Сейчас трудно представить, что еще 15 - 20 лет назад нам в магазинах предлагали купить товар без фирменной упаковки. В повседневной жизни мы не задумываемся над тем, какие задачи выполняет упаковка. С одной стороны, она играет главную роль в связи между производителями продукции и потребителями, а с другой стороны возникает вопрос об утилизации упаковки после использования.

Современный человек, который испытывает постоянный дефицит времени выбирает для себя удобный вид товара: расфасованный, дозированный, сообщающий о себе информацию, защищённый. Это преимущества упаковки. Заходя в магазин, человек не задёт себе вопрос: из чего сделана упаковка и что с ней произойдёт после использования. Именно ответы на эти вопросы могут сохранить возможности дальнейшего существования человека на планете.

Цель моей работы: исследовать особенности многостороннего влияния упаковки в жизни человека.

Задачи:

  1. Познакомиться с видами и особенностями современной упаковки и упаковки в истории.

  2. Выявить химические особенности технологии производства упаковки.

  3. Узнать маркетинговые условия упаковки.

  4. Определить опытным путём качественный состав пищевой упаковки.

  5. Рассмотреть последствия использования упаковки в жизни человека.

Объект исследования: упаковка товаров пищевой промышленности.

Предмет исследования: общее значение влияния упаковки в жизни человека и на окружающую среду.

I.Теоретическая часть

1. Упаковка - неотъемлемая часть жизни человека.

Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке или таре.

Термин «упаковка» имеет несколько определений и значений: упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от влияния окружающей среды, от повреждений и потерь, и облегчающих процесс обращения (транспортирования, хранения, реализации). Упаковка включает в себя деятельность по разработке и производству жесткой или мягкой оболочки для товара. Для большинства товаров упаковка жизненно необходима.

Основные функции упаковки заключаются в следующем:
1. Предоставляет возможность собирать в необходимых объемах и формах жидкие, гранулированные, сыпучие предметы.
2. Оберегает товар при доставке и хранении.
3. Повторное применение некоторых видов упаковки.
4. Является средством связи между изготовителем и потребителем: она демонстрирует символику компании, указывает на составляющие и порядок использования товаров, посредством оформления создаёт имидж фирмы-изготовителя.
5. Считается достаточно определяющим элементом планирования новых товаров.

Как видно из перечисленных функций, упаковка играет многоплановую роль, которая становится все более значимой для мирового рынка.

Упаковку подразделяют на индивидуальную (потребительскую), групповую и транспортную.

Потребительская тара - неотъемлемая часть расфасованных товаров, она переходит с упакованными в неё продуктами в полную собственность потребителя. К ней относятся бумажные обёртки, картонные коробки, жестяные банки, тюбики, флаконы, пленка и т. д. Стоимость такой упаковки целиком входит в стоимость вновь созданного продукта и полностью оплачивается потребителем.

Дальнейшим этапом производства является формирование групповой упаковки. К упаковочным материалам, применяемым в данном случае, относятся гофрокартон и различные виды полимерных пленок. Групповая упаковка позволяет облегчить транспортирование товара внутри производственного помещения или торгового зала, а также дальнейшее формирование транспортной упаковки. В отдельных случаях групповая упаковка может являться транспортной. Стоимость упаковочных материалов, применяемых для формирования групповой упаковки, как правило, так же входит в стоимость продукта.

Транспортная упаковка применяется для перевозки или хранения товаров в процессе продвижения их от производителя до потребителя. К ней относятся деревянные, металлические, полиэтиленовые ящики, бочки, тканевые и бумажные мешки, паковочные ткани, полимерные пленки и пр. Транспортной упаковкой могут служить также контейнеры, пакеты, стопки лотков и т. п., в которых товары не только доставляются в места хранения и продажи, но одновременно являются оборудованием для продажи. Стоимость её, как правило, частично включается в стоимость товара.

Качественная упаковка товара важна как для его сохранности, так и для улучшения товарного вида. Рынок упаковки в России достиг своего пика, на данный момент на каждом заводе, предприятии, организации, которые производят продукты питания, используется готовая упаковка (пак). Производители упаковки предлагают, как широкий выбор, каталог упаковки насчитывает несколько сотен наименований, так и широкий диапазон поставок. Каждый из видов пищевой упаковки имеет широкий модельный ряд и сильно востребован в своем сегменте рынка. Упаковка - элемент бренда, который играет важную маркетинговую роль.

С использованием упаковки связаны и некоторые вопросы, в числе которых имеет смысл выделить такие:

1. Цена упаковки. Нередко стоимость производства подарочной упаковки серьезно повышает цену товара (достигает 50% и выше от стоимости товара), что вызывает критику со стороны потребителей.

2. Загрязнение окружающей среды. Примерно 40% бытовых отходов приходится на упаковку. Основная ее часть превращается в мусор в виде разбитых бутылок и мятых металлических банок.

3. Наличие правдивой и достоверной информации на коробках. Некоторая информация вводит в заблуждение потребителей. Как правило, она обязательно должна быть на государственном языке, на пищевых продуктах должен быть указан состав основных ингредиентов, срок использования.

2. Всеобщая история упаковки.

Как сохранить продукты своего труда? - этот вопрос всегда волновал «человека разумного». Достойный «ответ» был найден приблизительно 6 тысячелетий назад. Им оказалась упаковка. В данном разделе я рассматриваю вопросы, связанные с зарождением и изменением основных видов упаковки, с совершенствованием материалов и усложнением технологий упаковочного производства (приложение 1).

В начале была глина… В древности глина была основным материалом для изготовления тары у всех оседлых народов. Сначала глиной обмазывали плетеные корзины, чтобы в них можно было хранить жидкости. Непосредственно глиняная тара появилась на Древнем Востоке в 4-3 тысячелетии до н.э., когда были изобретены гончарный круг, а также горн для обжига керамических изделий. В Древней Греции появился еще один вариант «глиняной» упаковки - амфора. Обычная амфора делалась объемом 30 литров, с небольшими ручками наверху. Днище амфоры было закруглено, что способствовало, как и у современных ПЭТ-бутылок более равномерному распределению давления. Амфоры были идеальны с точки зрения древней логистики. Они легко укладывались в несколько слоев в трюмах кораблей и на складах, а связанные бок о бок существенно упрощали погрузочно-разгрузочные работы. В амфорах перевозили и хранили разнообразные продукты, но чаще всего жидкости: вино, масло, воду.

Эволюция стеклянной тары. Стеклянная тара - один из древнейших видов упаковки. Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно. По одной из версий стекло было побочным продуктом гончарного ремесла. Дело в том, что в древности обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола - то есть щелочь - при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу. По другой версии стекло стало побочным продуктом выплавки меди. Первые сосуды из стекла появились в Египте и Сирии во второй половине 4 тысячелетия до н.э. Прочные толстостенные бутылки и бутылки из темного стекла появились благодаря внедрению запатентованной в 1611 году в Англии печи для обжига стекла, работающей на каменном угле. Промышленное производство стеклянной тары началось с изобретением прессованного стекла. Произошло это в 1824 году. В России в XIX веке производство стеклотары также развивалось очень интенсивно. В середине XIX века российские производители освоили технологию машинного «литья» бутылок, которая позволяла придавать им точную геометрическую форму.

Универсальный пакет. Предтечей пакета были кожаные, джутовые и хлопковые мешки, предназначавшиеся для хранения и транспортировки сыпучих продуктов. Появлению бумажного пакета в начале XVIII века поспособствовало развитие бумажной промышленности в Европе. Бумажный пакет был легче и дешевле своих кожаных и матерчатых предшественников, а надписи и рисунки на его поверхность наносились типографским способом. В России, как и в Европе, бумажные пакеты использовались для упаковывания табака, пудры, муки, зерна и разнообразной бакалеи. Альтернативы бумажному пакету не существовало до 1957 года, когда в США была разработана и запущена первая в мире автоматическая машина для производства пакетов с боковыми швами из недавно изобретенного материала - полиэтилена. С тех пор бумажные пакеты стали планомерно вытесняться полиэтиленовыми. В 70-х полиэтиленовые пакеты обзавелись «ручками». Сегодня такое ценное качество полиэтилена как сопротивляемость распаду стало причиной экологических проблем.

Складная картонная коробка. Производство коробок из дерева и картона в Европе и США стало отдельным ремеслом еще в конце XVIII - начале XIX века. Картонные заготовки вырезались и складывались вручную. Готовые коробки, как правило, имели круглую или овальную форму, потому что этот гибкий материал легче было изогнуть, чем сложить и придать ему квадратную форму. Однако, коробки поставляемые заказчику в собранном виде, занимали на складах место, предназначенное для готовой продукции. Проблему со складированием готовой упаковки отчасти удалось решить, когда в 1850 году появилась первая складная коробка.

Упаковочная бумага и гофрокартон.В XIX веке появились специальные виды упаковочной бумаги. Появление гофрированного картона было связано с необходимостью создания не просто упаковочного материала, а материала, обеспечивающего защиту товара от механических воздействий. Использовали для упаковки стеклянных колб и бутылок гофрированную бумагу. И поныне, рынок постоянно диктует все новые и новые требования к гофроупаковке.

Великолепная «жестянка» и консервная банка. Первые «жестянки» - табакерки, сделанные из листовой латуни и меди, подарил миру XVI век. Массовое производство упаковки из жести стартовало в середине XIX века в Англии. Жестяные коробки и банки так искусно декорировали, что они с успехом выполняли сразу две функции - упаковки и предмета кухонного интерьера. В России производство металлических упаковочных коробок началось в 80-е годы XIX века.

Тюбики. Годом рождения тюбика принято считать 1841 год, когда американский ученый и художник Джон Рэнд запатентовал изобретенные им оловянные тюбики для хранения скоропортящихся красок. Следующим этапом в истории тюбиков стало изобретение в 1850 году доктором-дантистом Вашингтоном В. Шеффилдом из Нью-Лондона зубной пасты, которая была гораздо лучше, чем зубной порошок. В качестве упаковки для своего «Космическая одиссея» тюбиков началась в 1964 году, когда на одном из химкомбинатов в Эстонии было налажено производство алюминиевых туб большого размера для упаковки продуктов питания советских космонавтов. Сегодня тюбики - это не только «земная» и «космическая» тара, и пищевая упаковка.

Целлофан. Прозрачный, влагонепроницаемый и блестящий целлофан творил чудеса. Покупатели, несмотря на бушевавшую в 30-е годы в Америке экономическую депрессию, активно раскупали товары в целлофановой обертке. «Целлофанированные» товары казались покупателям более современными и свежими. Изобрел целлофан в 1911 году швейцарский химик. Промышленные масштабы производство целлофана обрело в 1927-м, когда произвели ключевое усовершенствование, превратившее целлофан во влагонепроницаемый материал для хранения продуктов.

Пластмассы.

В 1907 году немецкий ученый Фредерик Киппинг открыл силикон, а его бельгийский коллега Лео Хендрик Бэкленд изобрел фенолоформальдегидную смолу - эти открытия, перевернули мир, положив начало эре пластмасс. Долгое время пластмассу использовали в качестве заменителя натуральных материалов при производстве разнообразных бытовых приборов и утвари. Пластмассы хорошо подходили для создания обтекаемых, изящных форм. Полиэтилентерефталат (ПЭТ), впервые полученный в 1941 году английскими химиками Уинфилдом и Диксоном, в упаковочных целях начал использоваться лишь в начале 60-х годов. Из ПЭТ в эти годы стали производить ткани для мешков и мягких контейнеров, растягивающиеся и липкие ленты, неориентированные и ориентированные пленки, а затем и гибкие материалы для термоформования. В конце 70-х гг. стали делать из ПЭТ «преформы» и выдувать из них бутылки для газированных напитков (прилож.10). В России производство ПЭТ-бутылок было освоено лишь в середине 90-х годов.

TetraPak. История упаковки TetraPak началась с того, что шведу Рубену Раусингу пришла идея о создании принципиально новой экономичной и гигиеничной упаковки для молока и молочных продуктов. Но путь от идеи до воплощения оказался длиной в 24 года. Однако с упаковкой для молока пришлось изрядно повозиться. Знаменитая упаковка в форме тетраэдра была изобретена в только 1944 году. Но прошло еще несколько лет, прежде чем новую конструкцию удалось запустить в производство.

Я рассмотрела историю развития упаковки и сделала выводы о том, что упаковка развивалась медленно. Основывалась на разработке из природных материалов. Изменение основных видов упаковки, совершенствование материалов и усложнение технологи упаковочного производства настигло человечество в конце XX века.

Упаковка XX века.

Совершив экскурс в историю упаковки, я рассмотрела упаковку и XX века в Советском союзе. Провела опрос своих родителей и узнала, какой упаковкой пользовались в то время. По рассказу моей мамы мне стало известно, что из упаковки ХХ века на сегодняшний момент остался только Тетра Пак. Вместо, привычных нам, полиэтиленовых мешков, люди за продуктами ходили с матерчатыми мешками или авоськами. Мешки были изготовлены из довольно прочной ткани и их использовали не один раз. Колбасы были упакованы в природную упаковку, такой, к примеру, являлись кишечная оболочка. Для полного удобства колбасу заворачивали в упаковочную бумагу. Да и газета была универсальной упаковкой: рыба, хлеб, колбаса и другие продукты переносились в ней без труда. Молоко, как сейчас, не было разлито по пакетам или коробкам. Люди приносили с собой тару и покупали его на разлив. Такой тарой являлись стеклянные бутылки или алюминиевые бидоны, которые можно было использовать многократно. Любая тара использовалась вторично и многократно (приложение 2).

Познакомившись с особенностями упаковки XX века, я сделала вывод, что в то время понятие как «упаковка» еще не вошло в привычный мир людей. Они использовали привычные обыденные предметы упаковывания продуктов. Они были экологически чистые, так как газеты очень быстро могли разлагаться. Более того, постоянно производился сбор макулатуры для вторичной переработки.

Что касается стеклянной тары, то ее тоже сдавали в приемники, либо вторично использовали, тем самым данная «упаковка» была еще и экономичной. В ХХ веке не было пакетов из полиэтилена, отсутствовали полимерные технологии. Возможно, это было не очень удобно, но зато выбрасыванием упаковок на помойки мы не вредили окружающему миру.

3. Химические особенности современной упаковки.

Полимерные вещества и материалы на их основе прочно вошли в повседневную жизнь человека. Разнообразие областей их применения требует придания этим веществам свойств, которыми не обладают природные полимеры. Химики нашли способы химической модификации природных полимеров. При этом основная цепь макромолекул не претерпевает изменений, но в составе вещества появляются новые группы атомов, придающие ему новые физические и химические свойства. Рассмотрим виды полимеров:

1. PET или ПЭТ - полиэтилентерфталат. Используется для изготовления упаковок (бутылок, банок, коробок и т.д.) для розлива прохладительных напитков, соков, воды. Также этот материал можно встретить в упаковках для разного рода порошков, сыпучих пищевых продуктов и т.д. Самый распространенный вид пластмасс. Хорошо поддается переработке. Считается одним из самых безопасных видов пластмасс.

2. HDPE или ПВД - полиэтилен высокого давления. Используется для изготовления кружек и пакетов для молока и воды, бутылок для отбеливателей, шампуней, моющих и чистящих средств. Для изготовления пластиковых пакетов. Канистр для моторного и прочих машинных масел и т.д. Очень хорошо поддается переработке и вторичному использованию. Считается безопасным для пищевого использования.

3. PVC или ПВХ - поливинилхлорид. Используется для упаковки жидкостей для мытья окон, пищевых растительных масел. Из него изготавливаются банки для упаковки сыпучих пищевых продуктов и разного рода пищевых жиров. Этот пластик используется для производства труб, напольных и настенных покрытий, окон, садовой мебели, для изготовления жалюзи, клеенок, пленок для натяжных потолков, шторок для ванной, различного вида упаковок, пластиковых пакетов и даже игрушек. Этот пластик относится к самому опасному виду пластмасс и практически не поддается переработке. При сжигании ПВХ выделяет в воздух канцерогенные диоксины (очень опасные яды).

4. LDPE или ПНД - полиэтилен низкого давления. Используется в производстве полиэтиленовых пакетов, гнущихся пластиковых упаковок и для производства некоторых пластиковых бутылок. Хорошо поддается переработке и вторичному использованию, но его переработка низкорентабельна. Считается безопасными для пищевого использования.

5. PP или ПП - полипропилен. Из него делаются крышки для бутылок, диски, бутылки для сиропа и кетчупа, стаканчики для йогурта, упаковки для фотопленок. Употребляется для изготовления игрушек, бутылочек для кормления детей. Полипропилен быстрее изнашивается и менее морозостоек, чем полиэтилен. Ученые полагают, что он не представляет опасности для здоровья человека и окружающей среды. Считается безопасными для пищевого использования.

6. PS или ПС - полистирол. Используется в производстве поддонов для мяса и птицы, контейнеров для яиц, столовых приборов и чашек, сандвич-панелей, плит теплоизоляции зданий. Полистирол получают в результате полимеризации стирола, который является канцерогенном. По возможности откажитесь от использования этого пластика или сократите его потребление.

7. OTHER или ДРУГОЕ. Смесь различных пластиков или полимеры, не указанные выше. Упаковка маркированная этой цифрой не может быть переработана и заканчивает свой жизненный цикл на свалке или в печи мусоросжигательного завода. При нагревании, частом мытье или долгом использовании из таких изделий (пищевые контейнеры и бутылки) может выделяться Бисфенол А, который вызывает гормональные нарушения в человеческом организме. В тоже время к этому типу пластмасс могут относиться экологичные, разлагающиеся виды пластмасс.

Изучив классификацию полимеров, я делаю вывод, что маркировка на упаковке указывает вид материала, из которого она изготовлена. Владея этой информацией, можно делать заключение о безопасности упаковки, которую мы используем в повседневной жизни.

Высокомолекулярные вещества, которые получают на основе природных полимеров путем их химической модификации, называют искусственными полимерами. Искусственные полимеры используют для изготовления пластмасс, волокон и других материалов.

Пластмассы - это материалы, полученные на основе полимеров, способные приобретать заданную форму при изготовлении изделия и сохранять ее в процессе эксплуатации (приложение 3).

Полимер и пластмасса - это не одно и то же. Любая пластмасса содержит полимер, но кроме него в состав могут входить и другие компоненты: красители (придают материалу цвет), наполнители (обеспечивают жесткость пластмассы), пластификаторы (делают материал более гибким) и другие.

Первые пластмассы получали на основе природных полимеров - производных целлюлозы, каучука и т.д. потом в качестве связующих стали применять и синтетические полимеры - фенолформальдегидные смолы, полиэфиры. Понятно, что превращать в готовые изделия удобнее те пластмассы, которые обратимо твердеют и размягчаются. Это так называемые термопласты, или термопластичные полимеры. Их можно рационально обрабатывать и перерабатывать методом литья под давлением, вакуумной формовки, профильным прессованием. К таким пластмассам относятся полиэтилен, полистирол, поливинилхлорид, полиамиды.

Классификация пластмасс.

В основу классификации пластмасс могут быть положены их назначение, физико-механические свойства, структура и отношение к нагреванию, а так же и другие характеристики. По способности к вторичной переработке полимеры подразделяются на термопласты и реактопласты. Приведем некоторые группы пластмасс (таблица 1).

Таблица 1 Группы пластмасс по отношению к нагреванию.

Признак классификации

Виды пластмасс

Свойства

Примеры пластмасс

По отношению к нагреванию

термопластичные

при нагревании размягчаются и приобретают пластичность, а при охлаждении отвердевают. Из этих материалов можно отливать, вытягивать и штамповать различные изделия. Недостатком этих пластмасс являются незначительная прочность и теплостойкость.

полиэтилен, поливинилхлорид, полистирол и др.

термореактивные.

при нагревании переходят в неплавкое, нерастворимое твердое состояние и безвозвратно утрачивают свойства плавиться.

Эти материалы обладают повышенной теплостойкостью.

аминопласты и пластмассы на основе полиэфирных и эпоксидных смол.

По назначению

общего назначения,

к показателям физико-механических и химических свойств которых не предъявляют особых требований.

отделочные, декоративные, упаковочные, хозяйственно-бытовые (поливинилхлорида, полипропилена, фенопластов и др.)

Высокомолекулярные полимерные вещества состоят из больших и гибких молекул цепного строения, в которых многократно повторяются одинаковые группы атомов.

Важными свойствами полимеров являются их высокая механическая прочность, легкость и химическая стойкость (приложение 4). Объясняются такие свойства тем, что крупные молекулы полимера взаимодействуют между собой сильнее. Это обусловливает их широкое применение. Известные в виде разнообразных пластмасс, волокон, каучуков они с каждым годом приобретают всё большее значение.

Разные виды пластмасс используются в качестве упаковочного материала. Все зависит от того, какой продукт нужно упаковать и какие задачи стоят перед упаковкой. Приведём характеристики некоторых из них (таблица 2).

Таблица 2

Характеристики упаковочных материалов.

Упаковочные материалы

Свойства

Применение

алюминиевая фольга

Не окисляется кислородом воздуха и органическими веществами при заморозке и разогревании

Изготовление заготовок различного вида. Удобные контейнеры и посуда, использовать которую можно в СВЧ, пластиковые бутылки.

Полиэтилен

Устойчив к действию воды, не реагирует со щелочами любой концентрации, с растворами нейтральных, кислых и основных солей, органическими и неорганическими кислотами

Полиэтилентерефталат

При комнатной температуре нерастворим и не набухает ни в одном из известных растворителей.

В настоящее время в пищевой промышленности широкое распространение получили плёнки на основе биоразлагаемых полимеров, таких как целлюлоза, хитозан, желатин, полипептиды, казеин и др. Надо отметить, что создаются такие полимеры, которые разлагаются под действием микроорганизмов. Особый интерес вызывает крахмал, как наиболее дешёвый вид сырья. Основным источником его служат картофель, пшеница, кукуруза, рис, маис.

В пластические массы вводят добавки и наполнители, улучшающие их товарные свойства. Такой добавкой могут быть ионы хлора.

Хлор, как химический элемент, это неметалл, галоген, в состав молекулы которого входят два атома (Cl2). В нормальном состоянии хлор представляет собой жёлто-зелёный газ с резким едким запахом. Ион хлора - ключевой биогенный компонент, он входят в состав любого живого организма. Хлорид - ион, совместно с ионами натрия и калия, поддерживают постоянное осмотическое давление, регулируют водно-солевой баланс и сохраняют осмотическое равновесие. Многие типы клеток, скелетные мышцы и митохондриальные каналы содержат в себе хлор. Данный элемент помогает желудку человека вырабатывать соляную кислоту и заботится о нормальном функционировании протеолитических ферментов желудочного сока. Атомы хлора, включённые в молекулу полимера, прочно удерживаются химическими связями в её составе и не попадают в пищевые продукты.



4. Маркетинговые технологии упаковки.

Одним из элементов товарной политики организации стала упаковка, которая в условиях развитого рынка служит более важным инструментом маркетинга, элементом имиджа фирмы и показателем новаторского поиска.

Первичная функция упаковки заключается в том, чтобы просто содержать и сохранять товар, но в последнее время многочисленные факторы сделали упаковку важным маркетинговым инструментом. Повышение роли самообслуживания предполагает, что теперь упаковке приходится выполнять множество задач в сфере продажи, начиная с привлечения внимания и описания товара и заканчивая совершением акта продажи. Производители должны использовать особенности дизайна упаковки - размеры, графическое оформление, текстуру, чтобы сообщить о ценных свойствах торговой марки и способствовать различению товаров на перегруженном рынке.

Разработка хорошей упаковки для нового товара требует принятия многих решений. Прежде всего, необходимо определить концепцию упаковки. Концепция упаковкиопределяет то, чем должна быть или что должна делать упаковка для товара. Итак, должны ли основные функции упаковки обеспечивать защиту товара, представлять новый способ его дозирования, сообщать об отличительных свойствах данного товара. Коротко говоря, решение относительно оформления упаковки должны касаться ее конкретных элементов - размеров, формы, материала изготовления, цвета, вида текста и обозначения торговой марки. Эти различные элементы должны взаимодействовать друг с другом для поддержания рыночной позиции товара и марочной стратегии. Упаковка должна соответствовать особенностям рекламы товара, его цене и условиям распространения.

Функции упаковки и рекламы во многом схожи, поэтому подход к созданию упаковки товара строиться на основе нужд, восприятий и ожиданий потребителей. Реализация возможностей эмоционального воздействия на покупателя путем грамотного дизайна упаковки не только стимулирует выбор непосредственно в магазине. Более важно укрепление лояльности покупателей к продукту и марке и формирование положительного образа производителя в глазах потребителей. В создании имиджа самого продукта и продвижении в местах розничной торговли упаковка товара является мощным оружием; грамотное же его использование достигается с помощью сотрудничества маркетологов и дизайнеров на всех этапах работы над упаковкой.

Красивая и качественная пластиковая упаковка (пищевая упаковка) привлекает потребителей, увеличивает уровни продаж, придает продукции презентабельный вид и защищает ее от повреждений и загрязнений. В силу данных объективных причин, производители тары и упаковки, уделяют пристальное внимание именно разработке дизайна и качеству. Компании все больше осознают способность хорошей упаковки немедленно обеспечить признание компании (или товара) у покупателей. Например, в среднем супермаркете с ассортиментом около 15-17 тысяч наименований типичный покупатель просматривает всего 300 наименований в минуту; таким образом, 53% всех покупок совершаются под воздействием импульсивного желания. В такой обстановке жесткой конкуренции упаковка может оказаться для производителя последним шансом привлечь внимание покупателей. По данным различных исследований, покупатели чаще всего готовы в последний момент забыть о том, что они собирались купить привычную баночку консервов, если в поле зрения окажется красиво оформленный товар конкурирующей марки (приложение 5).

Иногда в погоне за ростом сбыта фирмы могут на упаковке указать неправильную информацию, вводящую в заблуждение потребителей. Такие приемы считаются недобросовестной конкуренцией. В нашей стране такие требования закреплены в федеральном законодательстве и ведомственных нормативных документах.

Вместе с тем, стоит обратить внимание и на некоторые негативные стороны упаковки:
1) совершенствование упаковки приводит к росту цен на товары, встречаются случаи, когда упаковка стоит больше, чем товар;

2) на упаковку расходуются дефицитные ресурсы, в частности бумага, алюминий, стекло, что также приводит к увеличению стоимости товара;

3) загрязнение окружающей среды..

Так, например, около 40% всех твердых отходов приходится на долю выброшенной упаковки. Это создает большие проблемы с ее уничтожением, требующим затрат труда и энергии, что приводит к загрязнению биосферы. А также является экономически невыгодным для самого покупателя.

Например. Задача.

Напиток Coca-cola 0, 25 литра в алюминиевой банке стоит 35 рублей.
Напиток Coca-cola 2 литра в пластиковой бутылке стоит 70 рублей. Рассчитайте разницу стоимости напитка Coca-cola при покупке одной ёмкости в разной таре.
Решение:

Итак, чтобы приобрести 2 литра напитка Coca-cola в алюминиевой упаковке, нужно купить 8 банок.

1). 8*35=280 (руб.) - стоит 2 литра напитка Coca-cola в алюминиевых банках по 0, 25 литра

2). 280-70=210 (руб). - разница стоимости напитка Coca-cola 2-х литров разной тары.

Вывод: при покупке 2 -х литров напитка Coca-cola в разной таре покупатель переплачивает 210 рублей при выборе более удобной упаковки, которую в последствии выбрасывает.

При анализе стоимости товара в разной по ёмкости упаковке, делаю вывод: чем менее дозированный товар, тем больше его стоимость.





5. Мусорные богатства России.

Сегодня на территории России, по данным крупнейшего участника рынка твердых бытовых отходов (ТБО) - госкорпорации «Ростехнологии», скопилось свыше 31 млрд. т. неутилизированных отходов. Ежегодно их количество увеличивается на 60 млн. т. Министерство природных ресурсов страны подсчитало, что на каждого жителя страны приходится по 400 кг отходов в год. А среднестатистическая российская семья из четырех человек выбрасывает около 150 кг разного рода пластмасс, порядка 100 кг макулатуры, около 1000 стеклянных бутылок.

Впрочем, корень мусорной проблемы не столько в постоянном росте объемов ТБО, который можно считать издержками цивилизации, сколько в неумении этими отходами грамотно распорядиться. По тем же данным, не менее 40% всего скопившегося в стране мусора - это ценное вторичное сырье. В переработку же поступает лишь около 7-8% отходов, а остальное вывозится на полигоны.

Наша страна вновь проходит мимо больших денег: в России переработка отходов, по разным подсчетам, может стоить от 2 млрд. до 3,5 млрд. долл. в год. В России действуют лишь 243 мусороперерабатывающих и 50 мусоросортировочных комплексов, а также 10 мусоросжигательных заводов. Этого явно недостаточно для того, чтобы справиться с грандиозным объемом ТБО.

В настоящee врeмя в мировой практикe рeализовано болee дeсятка тeхнологий пeрeработки твeрдых бытовых и промышлeнных отходов. Наиболee распространeнными срeди них являются тeрмичeскиe способы - сжиганиe, газификация и пиролиз (процесс термического разложения отходов без доступа кислорода). На мусоросжигающих заводах не отсортированный мусор подается в специальные печи и сжигается. Для сжигания требуются дополнитeльные затраты энeргии. К тому жe сущeствующиe мусоросжигающиe установки имeют цeлый ряд нeдостатков, главным из которых являeтся тот, что они при работe образуют вторичныe чрeзвычайно токсичныe отходы (полихлорированныe дибeнзодиоксины, фураны и бифeнилы), выдeляeмыe вмeстe с тяжeлыми мeталлами в окружающую срeду с дымовыми газами, сточными водами и шлаком. Хлороорганичeскиe отходы, которые часто называют "диоксинами", относятся к группe супeртоксикантов, крайнe устойчивых и чрeзвычайно опасных, поскольку разрушают гормональную систeму чeловeка, что приводит к иммунодeфициту, особeнно к росту жeнских болeзнeй, дeтской смeртности и инвалидности, снижeнию рождаeмости. Диоксинообразующими компонeнтами отходов являются такиe матeриалы как поливинилхлорид, линолeум, упаковочный картон

К тому же в России нет заводов по переработке мусора полного цикла. Отечественные проекты до сих пор ограничивались покупкой промышленных прессов, которые спрессовывают мусор для дальнейшей укладки на полигоне. Такой подход означает полную зависимость экономики в данной сфере от тарифа.

В то же время в бытовом мусоре содержится много ценных веществ: органические соединения, годные для удобрения, бумага и картон, стекло, пластмасса, кожа, древесина, металлы. ТБО делятся на три категории: вторичное сырье (35%), биоразлагаемые отходы (35%) и так называемые хвосты, или неперерабатываемые отходы (30%). Первая категория может быть переработана с получением прибыли, вторая - тоже, но прибыль, скорее всего, будет ниже, а третья в лучшем случае может быть безопасно "спрятана".

В Европе высокие экологические требования делают размещение ТБО на полигоне самым дорогим способом утилизации отходов, а их переработка является серьезным и весьма доходным бизнесом. В России все происходит точно наоборот: дешевле всего складировать мусор на полигонах или сжигать его.

Министерство природных ресурсов России планирует запретить сжигание несортированного и пригодного к переработке мусора. Данный запрет, несомненно, станет первым шагом к формированию цивилизованной системы обращения с ТБО. Вторым и еще более важным фактором должны стать четко выверенные действия по мотивации россиян к первичной сортировке отходов. Менталитет наших соотечественников сегодня - одно из самых непростых препятствий на пути к созданию в стране мусороперерабатывающей инфраструктуры. Все попытки внедрить систему раздельного сбора ТБО провалились: специальные контейнеры для стекла, бумаги и пищевых отходов подавляющим большинством населения попросту игнорировались. Можно, конечно, ввести новые штрафы - но выстроить процесс отслеживания нарушений не удастся. Нужно повышать экологическую культуру населения в принципе. Причем делать это комплексно, охватывая все возрастные категории, начиная от детсадовцев и заканчивая пенсионерами - людьми, выросшими в другой стране, где вопрос мусора еще не стоял так остро (приложение 6).

Что же происходит в нашем городе Ревда с мусорным богатством?

В средствах массовой информации я нашла статью о том, что в городе Ревда также существует острая проблема утилизации мусора (приложение 7).

Изучив статью, я делаю вывод о том, что в Ревде не используются современные технологии утилизации мусора. На сегодняшний день организовано складирование отходов на мусорном полигоне, который требует уже срочного расширения. Сроки, на которые был рассчитан полигон закончились раньше на 20 лет.

Размышляя о проблеме мусора в жизни человека, я познакомилась с экологическими законами Коммонера. Законы экологии сформулированы в начале 70-х годов XX века американским ученым Б. Коммонером.

Первый закон. Все связано со всем. Это закон об экосистемах и биосфере, обращающий внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе. Он призван предостеречь человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям.

Второй закон. Все должно куда-то деваться. Это закон о хозяйственной деятельности человека, отходы, которые неизбежны, и потому необходимо думать как об уменьшении их количества, так и о последующем их использовании.

Третий закон. Природа "знает" лучше. Это закон разумного, сознательного природопользования. Нельзя забывать, что человек - тоже биологический вид, что он - часть природы, а не ее властелин. Это означает, что нельзя пытаться покорить природу, а нужно сотрудничать с ней.

Четвертый закон. Ничто не дается даром. Это закон рационального природопользования. Человечеству придётся платить энергией за дополнительную очистку отходов.

Данные законы однозначно демонстрируют человеку необходимость сотрудничества с природой и учёт особенностей биосферы. В противоположном случае, человеку нужно будет платить, возможно, и ценно собственного существования на планете.

Можно привести пример и кинофильма «Пятый элемент». Действие фильма происходит в недалёком будущем. Но вся территория городов завалена мусором. Сцена в аэропорту демонстрирует данную ситуацию (приложение 9).

II. Практическая часть.

1. Химические опыты «Определение качественного состава упаковки».

Я рассмотрела теоретические основы знаний об упаковки. Необходимо применить полученные знания на практике. Для этого я возьму образцы упаковок, которые мы приобретаем часто в повседневной жизни.

Цель: проведение лабораторных опытов по определению качественного состава пищевой упаковки.

Оборудование: спиртовая горелка, медная проволока, предметное стекло, щипцы

Объекты: пищевая упаковка (стаканчики для йогурта, обёртки шоколада, коробки тетра-паки сока, молочного коктейля).

Примечание: проба Бейльштейна - качественный метод определения галогенов (кроме фтора) в образце. Основан на образовании летучих галогенидов меди, окрашивающих пламя в зелёный цвет. Благодаря простоте проведения проба широко использовалась для экспресс-анализа органических соединений. Проба заключается во внесении образца, находящегося на предварительно прокаленной медной проволоке, в пламя газовой горелки и/или спиртовки. В случае окрашивания пламени в зелёный цвет проба положительна, в зависимости от содержания галогенов в пробе окраска после внесения пробы в пламя проявляется на мгновение или видима в течение 1-2 секунд.

Таблица 3Лабораторные исследования (приложение 10,11)

Упаковка

Проба Бейльштейна

Горение

Цвет пламени

Копоть

Запах

Нити

Капли

Упаковка йогурта «Данон»

Нет зеленой окраски при плавлении

Яркое желтое пламя

Есть

Не едкий запах пластмассы

Нет

Нет

«Кампина»
Йогурт «Нежный»

Нет зеленой окраски при плавлении

Яркое желтое пламя

Есть

Не едкий запах пластмассы

Есть

Есть

Сок «Добрый» в бутылке

Нет зеленой окраски при плавлении

Яркое желтое пламя

Есть

Слабый не раздражающий запах

Есть

Есть

Упаковка яиц «Кировское»

Нет зеленой окраски при плавлении

Яркое желтое пламя

Большое выделение сажи; сильная копоть

Не едкий запах пластмассы

Есть

Есть

Шоколад «Alpen Gold»

Легкое окрашивание пламени в зеленый цвет

Слабое пламя с зеленым окрашиванием

Нет

Запах парафина

Есть

Есть

Молочный коктейль «Чудо»
Упаковка Тетра Пак

Не плавится

Яркое желтое пламя

Есть

Запах парафина

Распадается на бумагу (сгорание до образования пепла) и фольгу (не горит)

На упаковке находится знак, свидетельствующий о виде полимерного материала, из которого изготовлена упаковка. Учитывая эту особенность, можно делать выводы о безопасности материала для организма. Насторожил тот факт, что на упаковке йогуртов стоит знак 06, который свидетельствует о том, что данная упаковка изготовлена из PS или ПС - полистирола. Полистирол получают в результате полимеризации стирола, который является канцерогенном. По возможности необходимо отказаться от использования этого пластика или сократить его потребление.



2. Лабораторные выводы.

На основании поведённых химических опытов с выбранными образцами пищевой упаковки я получила результаты исследования и сделала следующие выводы:

  • Окрашивание пламени в зеленый цвет при «Пробе Бейльштейна» свидетельствует об использовании хлора при производстве у таких упаковок, как «Чудо» и «AlpenGold». Ионы хлора, попадая в организм в малых количествах, включаются в солевой обмен, не нарушая его. Однако, при сжигании таких упаковок, хлор образует диоксины, которые с парами воды в атмосфере образуют хлорсодержащие кислоты и выпадают в виде кислотных дождей.

  • Запах парафина у упаковок «AlpenGold» и «Чудо» свидетельствует о том, что упаковочный материал содержит углеводороды предельного ряда (алканы). При горении у всех упаковок было выделение копоти (кроме «AlpenGold»), что свидетельствует о наличии полимеров с высоким содержанием углерода. Такие углеводороды являются инертными (малоактивными) веществами, и, следовательно, не оказывают отрицательного влияния на организм. Но при переработке путем сжигания загрязняют окружающую среду выделяющейся сажей.

  • Образование нитей говорит о том, что этот материал можно использовать вторично, так как это термопластичный полимер. Можно предположить, что данная упаковка является продуктом вторичной переработки термопластичных полимеров. Нити не образуются только у упаковки йогурта «Данон», хотя на упаковке находится знак вторичной переработки.

  • Образование капель при плавлении обнаружено у всех упаковок, кроме йогурта «Данон» и молочка «Чудо». Это свидетельствует о том, что они изготовлены из материала полистирол. Полистирол является термопластичным полимером, но является канцерогенном. Он должен подвергаться вторичной переработке.

В ходе лабораторных исследований упаковки йогурта «Данон», молочка «Чудо» выявила низкий качественный состав.

Заключение.

В своей работе я познакомилась с видами и особенностями современной упаковки и упаковки в истории, выявила химические особенности технологии производства упаковки, узнала маркетинговые условия упаковки, определила опытным путём качественный состав пищевой упаковки, рассмотреть последствия использования упаковки в жизни человека.

Изучив вопросы данной работы, я сделала следующие выводы:

  1. Упаковка является неотъемлемой частью жизни человека, которую невозможно исключить из обихода.

  2. Процессы упаковки и переработки использованных упаковочных материалов преследуют совершенно противоположные цели: производитель и потребитель хотят, чтобы упаковка не билась, не ломалась, не мялась, не горела, не растворялась в воде; все установки для переработки отходов рассчитаны на механическое, термическое, химическое разрушение.

  3. Разработчики упаковки должны искать компромиссное решение для эффективной переработки упаковки, которое должно появляться перед процессом запуска массового производства упаковки.

  4. Проблема охраны окружающей среды от использованных пластмасс может быть решена двумя путями - уничтожением (захоронение или сжигание) и утилизацией. Последняя предполагает трансформацию в полезный продукт.

  5. Использование биополимеров приводит к значительному сокращению сроков разложения материалов упаковки, что даёт возможность разлагать материал в природных условиях.

  6. Основные проблемы утилизации полимерных отходов носят не технологический и не экономический характер. Отсутствует конкретный механизм переработки мусора, включающий в себя все элементы данной цепи.



Список используемой литературы.

  1. Амблер Т., «Практический маркетинг», Санкт-Петербург, «Питер», 1999 г.

  2. Буряк В.П. «Биополимеры - настоящее и будущее»//Полимерные материалы. 2005, №11.

  3. Иванова Т.В. «Активная упаковка» реальность и перспективы ХХI века»// Полимерные материалы. 2005, №12.

  4. Кожанова Е.А., «Дизайн упаковки как часть стратегического брендинга» // Наука о рекламе, № 2, 2007.

  5. Легонькова О.А., Сухарева Л.А.. «Тысяча и один полимер от биостойких до разлагаемых». - М,: Радиософт,2004

  6. Суворова А.И., Тюрикова И.С., Труфанова Е.И. «Биоразлагаемые полимерные материалы на основе крахмала»// Успехи химии 2000 № 5

  7. Розанцева Э.Г. «Тара и упаковка»/Под ред., Москва: МГУПБ, 1999.

  8. Хайн Т. Все об упаковке. - М.: Арт-Родник, 1997.

Интернет - ресурсы:

1. poz-pak.ru/recycle_problems.php

2. revda-novosti.ru/news/zhkh/116.ht

3.upakovano.ru





Приложение 1.

История упаковки.

Глиняная амфора

Стеклянная тара

Бумажный пакет

Складная картонная коробка

Гофрированная бумага

Жестяная банка

Упаковочная плёнка

Пластиковая бутылка

Приложение 2.

Сравнение упаковки ХХ века и XIX века

ХХ век

XIX век












Приложение 3.

Современные виды упаковки

















Приложение 4.

Материалы современных упаковок.




Приложение 5

Маркетинговые ходы упаковки

Детские салфетки Мороженое Соки Острые приправы

Шоколад Футболки Кукуруза Вино

Тушёнка Чай

Каша Зефир Печенье

Приложение 6 .

Мусорные полигоны

(законные и незаконные)















Приложение 7.

Мусорный полигон г. Ревды











Приложение 8.

Статья «Городской полигон бытовых отходов планируется расширить».

[Городской полигон бытовых отходов планируется расширить. 31 января 2014 года в зале администрации состоялись общественные слушания, на которых предприятие «Горкомхоз» выступило с предложением увеличить территорию свалки.

- Действующий полигон по объему уже себя исчерпывает, то есть по прогнозам остается порядка четырех лет, хватит его емкости, что бы размещать отходы, образовавшиеся от населения, - говорит заместитель директора «Горкомхоз» по коммерческим вопросам Сергей Ильин. Полигон ТБО, расположенный на промплощадке СУМЗа, существует с 1992 года. Общая площадь его территории 20 гектар. По проекту его планируется расширить еще на десять Га.

- Разрабатываемая часть вот этих десяти гектар позволит городскому округу Ревда принимать на себя мусор на протяжении еще практически 20 лет, - заметил Сергей Ильин.

На полигоне по прежнему будут складировать твердые бытовые отходы 4 и 5 класса опасности. При этом, на этапе сбора их неплохо было бы сортировать, заметила главный специалист по природопользованию администрации Марина Натфуллина. Срок службы свалки увеличится до сорока лет, если часть мусора отправлять на вторичную переработку, а на полигон возить только биоразлагаемые отходы:

- Задача очень серьезная, но при желании с этим можно справится. По крайней мере, нужно к этому стремится, что бы полигон не на 20 лет, а на дольше нам его хватило.

Протокол, в котором все участники общественных слушаний одобрили проект расширения полигона ТБО, должен утвердить глава администрации. Сам проект будет отправлен в Министерство природных ресурсов - прежде чем получить положительное заключение он должен пройти экологическую экспертизу.]1

Приложение 9

Кадры из кинофильма «Пятый элемент».

















































Склад мусора в месте общественного пользования



Приложение 10.

Проведение опытов «Определение качественного состава пищевой упаковки».





































Приложение 11





Обнаружение угля в продуктах сгорания

Доказательство термопластичности полимеров



Проба Бейльштейна



Получение термопластичности материала

Получение нитей



Качественная реакция на углеводороды

Получение капель



1revda-novosti.ru/news/zhkh/116.ht


© 2010-2022