• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока по биологии на тему: Биология – наука о жизни. Сущность жизни и свойства живого

Конспект урока по биологии на тему: Биология – наука о жизни. Сущность жизни и свойства живого

Задачи   1.    Раскрыть понятие биология – живая природа. 2.    Определить и изучить основные свойства живого. 3.    Раскрыть многообразие живых организмов. 4.    Выучить уровневую организацию живой природы Термины и понятия ·         Биология – это комплекс наук, объектами изучения которого являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. ·         Жизнь – это активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами сущест...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение. Биология как наука. Методы научного познания.

Урок 1. Тема: Биология - наука о жизни. Сущность жизни и свойства живого.

Цели

  • Учебные: продолжить формирование знаний о биологии, как науке; дать понятия об основных разделах биологии и изучаемых ими объектах; определить понятие сущность жизни, изучить основные свойства живых организмов; сформировать знания об окружающем мире;

  • Развивающие: формировать навыки работы с литературными источниками, формирование умений проводить аналитические связи; сформировать представления об основах научных исследований и утверждений, развивать аналитическое и творческое мышление;

Задачи

1. Раскрыть понятие биология - живая природа.
2. Определить и изучить основные свойства живого.
3. Раскрыть многообразие живых организмов.
4. Выучить уровневую организацию живой природы

Термины и понятия

  • Биология - это комплекс наук, объектами изучения которого являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.

  • Жизнь - это активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление.

  • Наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

  • Жизнь - высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи, закономерно возникающая при определённых условиях в процессе её развития.

  • Эволюция - естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

  • Онтогенез - индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.

  • Филогенез - процесс исторического развития мира живых организмов, как в целом, так и отдельных групп - видов, родов, семейств, отрядов


Ход урока

Изучение нового материала

Впервые термин «биология» в 1797 году предложил немецкий профессор Т. Рузом. Но активно использоваться он начал лишь в 1802 году, после употребления этого термина Ж-Б. Ламарком в своих работах.

Сегодня биология - это комплекс наук, который образуют самостоятельные научные дисциплины, занимающиеся определенными объектами исследования.

Среди «ответвлений» биологии, можно назвать такие науки, как:
- ботаника - наука, изучающая растения и ее подразделы: микология, лихенология, бриология, геоботаника, палеоботаника;
- зоология - наука, изучающая животных, и ее подразделы: ихтиология, арахнология, орнитология, этология;
- экология - наука, о взаимосвязи живых организмов с внешней средой;
- анатомия - наука о внутреннем строении всего живого;
- морфология - наука, изучающее внешнее строение живых организмов;
- цитология - наука, занимающаяся изучением клетки;
- а также гистология, генетика, физиология, микробиология и другие.


При этом выделяют еще целый ряд наук, который образовались вследствие тесного взаимодействия биологии с другими науками, и называются они интегрированными. К таким наукам можно смело отнести: биохимию, биофизику, биогеографию, биотехнику, радиобиологию, космическую биологию и другие.

С предыдущих занятий Вы знаете, что биология, как и любая другая наука, имеет свой конкретный объект исследования. В данном случае, объектом исследования биологии является все живое.
Особенности появление и развитие жизни на Земле Вы увидите из видеоролика

Биология- это наука о живой природе и закономерностях, ею управляющих.

Биология изучает все проявления жизни, строение и функции живых организмов.
Организм, в свою очередь, является основной единицей жизни, реальным носителем её свойств, так как только в клетках организма происходят процессы жизни.
Какими же свойствами обладают живые организмы.
таблица

Далее следует список не менее важных свойств, которыми обладают все живые организмы:
- онтогенез (индивидуальное развитие);

- филогинез (историческое развитие);
- раздражимость и движение;
- гомеостаз;
- адаптация.

Все эти свойства называются эволюцией

Живой мир необычайно разнообразен (презентация)

Живая природа представляет собой систему. Система - это упорядоченное целое, которое состоит из частей, взаимосвязанных между собой.
Биологические системы организованны в зависимости от иерархии, которую невозможно нарушить, так как все внутри системы целостно. Если мы сравним системы различных уровней, то сможем заметить много общего между ними или выделить особые черты каждого уровня системы.
Принято выделять разные уровни биосистем и каждый из них характеризуется свойствами, которых нет на нижележащих уровнях. (рис1)

Конспект урока по биологии на тему: Биология – наука о жизни. Сущность жизни и свойства живого

Общая биология изучает законы, характерные для всех уровней организации жизни.

Биология многогранна и поэтому нуждается в систематизированных и разносторонних методах изучения. Выделяют следующие методы исследования, которые изображены на рисунке 2

Конспект урока по биологии на тему: Биология – наука о жизни. Сущность жизни и свойства живого

Наблюдение - позволяет выявлять объекты и явления

Описательный - Для выяснения сути явления человеку надо сначала насобирать фактическую информацию, а потом описать ее и изложить для использования другими поколениями.
Сравнительный - дает возможность установить закономерности, общие для разных явлений в живой природе.

Экспериментальный - метод дает нам возможность изолированно изучать природне явления, а, также, разрешает добиться их повторения, если соблюдать одинаковые условия.

Исторический - метод изучает закономерности появления организмов, их развития, становления структуры и функций живих организмов

Моделирование - Высшей формой эксперимента является Возможность моделирования процессов

Интересно знать, что…

- После преодоления 30-и летнего возраста, в организме человека начинают отмирать 35-50 тысяч нервных окончаний ежегодно. Поэтому людской мозг уменьшается в своих размерах.
- Киты, дельфины и другие китообразные называются также вторичноводными: их предки в процессе эволюции сначала вышли из воды, а потом вернулись туда снова.

- недавно была обнаружена безглазая рыба Phreatichthys andruzzii, живущая в подземных пещерах, у которой внутренние часы настроены не на 24 (как у остальных животных), а на 47 часов. Виновата в этом мутация, которая отключила все светочувствительные рецепторы на теле этих рыб.

- Общее количество биологических видов, обитающих на нашей планете, оценивается учёными в 8,7 млн., а открыто и классифицировано из них на данный момент не более 20% от этого числа.

- В водах Антарктики обитают ледяные рыбы, или белокровки. Это единственный вид позвоночных, в крови у которых нет эритроцитов и гемоглобина - поэтому кровь ледяных рыб бесцветна. Их метаболизм основан только на кислороде, растворённом непосредственно в крови

- Слово «ублюдок» произошло от глагола «блудить» и первоначально означало только незаконнорожденного потомка чистокровного животного. Со временем в биологии это слово было вытеснено термином «гибрид», зато стало ругательным в отношении людей.

Домашнее задание:

  1. Изучение лекции

  2. Составить схему, отражающую связь биологии с другими науками. Для этого используйте нестандартную форму схемы, проявите свои творческие способности. При этом продумайте максимальное количество возможных взаимодействий между науками.








Конспект урока по биологии на тему: Биология – наука о жизни. Сущность жизни и свойства живого

Конспект урока по биологии на тему: Биология – наука о жизни. Сущность жизни и свойства живого

Гревцева Наталия Леонидовна

1797 Т. Рузом

1802 Ж-Б Ламарк

© 2010-2022