Адаптированная общеобразовательная программа по биологии 7 класс

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОУ « Нижневартовская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья №2»

Согласовано: Рассмотрено:
ПС№1 от 28.08.2015г
Зам.директора по УР Утверждено:
Приказ№54/1 от 31.08.2015г.

___________/________/ Директор КОУ «НВШООВЗ№2»
от 28.08.2015 __________В.Я. Чернышова



Адаптированная общеобразовательная программа
по биологии
на 2015/2016 учебный год

Учителя II категории
Ивановой Светланы Владимировны
Класс _____7______
По учебному плану 2часа в неделю
Количество часов на I полугодие :
всего____33____час.
Количество часов на II полугодие
всего____35 час____
Год составления 2015г.








2. Пояснительная записка.

Биология. Растения. Бактерии. Грибы.

(2 часа в неделю) 7 класс.

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежденияхVIII вида (5 - 9 класс), под ред. В.В. Воронковой, автор программы В.В.Сивоглазов Сб.1.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВАЛАДОС, 2000. и в соответствии с требованиями минимума содержания образования. Учебник: "Биология. Растения. Бактерии. Грибы. " З.А. Клепинина. 2004. М.: изд. Просвещение. 2005.

Преподавание биологии должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с человеком.

Основными задачами изучения биологии в 7 классе являются: сообщение учащимся знаний о многообразии растений, грибов и бактерий, о строении и значении органов цветкового растения, об основных группах растений, о биологических особенностях выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растениях.

Программа 7 класса состоит из 5 разделов: « Растения вокруг нас», « Общее знакомство с цветковыми растениями»,

« Многообразие растительного мира», «Бактерии» и «Грибы».

В разделе «Растения вокруг нас» рассматриваются: разнообразие растительного мира, даются понятия культурные растения и дикорастущие, даются сведения о значении и охране растений. Раздел «Общее знакомство с цветковыми растениями» охватывает сведения о внешнем строении органов цветкового растения и их роли в жизни растения. Рассматривается взаимосвязь строения органа и выполняемой им функции; растительный организм как единое целое, в котором все органы взаимосвязаны.

Большое место в программе уделено цветковым растениям, изучение которых начинается с формирования понятий об однодольных и двудольных растениях, на основании знаний полученных при изучении раздела «Общее знакомство с цветковыми растениями».

При изучении раздела «Многообразие растительного мира» учащиеся знакомятся с постепенным развитием органического мира и связями, существующими между живой и неживой природой. В разделе «Бактерии» особое внимание уделяется положительной для хозяйственной деятельности человека роли одних (разложение органических остатков, квашение капусты, получение кисломолочных продуктов и т.д.) и отрицательной в жизни человека роли других (инфекционные заболевания, порча продуктов питания). Раздел «Грибы» включает в себя сведения о строении гриба, рассматриваются понятия шляпочный гриб, пластинчатый гриб, споры, грибница, плодовое тело. Особое внимание уделяется ядовитым грибам и правилам сбора грибов, а также отличительным признакам грибов-двойников.

3. Тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание темы

Обязательный

минимум (ЗУН) по

группам

Контрольные работы (кол-во)

Практическая часть (кол-во)

Внеклассное чтение

Примечания



Диктант

Контрольные

работы

практические работ

Экскурсии

наблюде­ния

Творческая работа

Деловое письмо

Лабораторная работа

I полугодие

Растения вокруг нас.

Общее знакомство с цветковыми растениями.

2 часа


28 часов

I четверть.

1. Растения вокруг нас. Разнообразие растений.

2. Значение растений и их
охрана. Экскурсия на пришкольную территорию.

3. Общее знакомство с цветковыми растениями. Строение растения.

4. Строение цветка.

5. Виды соцветий.

6. Опыление цветков.

7. Разнообразие плодов.

8. Размножение растений
семенами. Распространение плодов и семян.

9. Семя. Внешний вид и
строение семян фасоли.

I уровень

Учащиеся должны знать:

-внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада;

-общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;

-признаки сходства и различия между растениями;

-особенности выращивания культурных растений: сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.

1

2










Многообразие растительного мира
















35 часов

10. Строение семени пшеницы.

11. Условия прорастания семян.

12. Определение всхожести семян.

Правила заделки семян в почву.

13. Экскурсия на пришкольную территорию. Корень. Виды корней.

14. Корневые системы.

15. Значение корня.

16. Видоизменение корней.

17. Обобщающий урок по теме "Семя", "Корень".

18. Контрольный срез знаний за 1 четверть.

II четверть.

1. Лист. Внешнее строение листа.

2. Из каких веществ состоит растение.

3. Образование органических веществ в растениях.

4. Испарение воды листьями.

5. Дыхание растений.

6. Листопад. Его значение.

7. Обобщающий урок по теме: "Лист"

8. Стебель. Строение стебля. Экскурсия В ЦДТ- зимний сад.

9. Значение стебля в жизни растений.

10. Разнообразие стеблей.

11. Растение целостный организм. Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания.

12. Многообразие растительного мира. .Деление растений на группы.

13.Мхи и папоротники.

14. Обобщающий урок по темам: "Лист", "Стебель".

15. Контрольный срез знаний за 2 четверть.

Учащиеся должны уметь:

-узнавать изучаемые

растения по внешнему виду;

-различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам;

II уровень

Учащиеся должны знать:

-внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада;

-общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;

-особенности выращивания культурных растений: сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.

Учащиеся должны уметь:

-узнавать изучаемые растения по внешнему виду;

-различать органы растений, а также распознавать все

изучаемые растения по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам;










1




1





Ш-четверть

Покрытосемянные или

цветковые.

1. Деление цветковых на
классы. Однодольные покрытосе­мянные растения.

2. Злаковые. Общие призна­ки злаковых.

3. Хлебные злаковые культу­ры.

4. Выращивание зерновых.

5. Использование злаков в
народном хозяйстве.

6. Лилейные. Общие при­знаки. Цветочно-декоративные лилейные. Лилия.

7. Овощные лилейные.

8. Дикорастущие лилейные.
Ландыш.

9. Обобщающий урок по теме:
«Однодольные покрытосеменные растения».

10. Пасленовые. Признаки пасленовых. Дикорастущие пасленовые. Паслен.

11. Овощные и технические пасленовые. Картофель.

12. Томаты. Баклажан. Перец.

13. Цветочно-декоративные пасленовые.

14. Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения

15. Фасоль и соя - южные бобовые культуры.

16. Кормовые бобовые культуры.

17. Розоцветные. Общие признаки. Шиповник.

18. Яблоня.

19. Груша.


III уровень

Учащиеся должны знать:

-внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику
основных растений огорода, поля, леса и сада;

-особенности выращивания культурных растений: сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.

Учащиеся должны уметь:

-узнавать изучаемые растения по внешнему виду;

-различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам;

-осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;



3

2

2








20. Обобщающий урок по теме: "Однодольные и двудольные покрытосеменные растения" .

Контрольный срез знаний за 3 четверть.

IV четверть

1. Плодово-ягодные розоцветные. Вишня.

2. Малина.

3. Земляника.

4. Персик и абрикос южные плодовые растения.

5. Сложноцветные. Общие признаки. Подсолнечник.

6. Календула и бархатцы - однолетние сложноцветные.

7. Маргаритка и георгин мно­голетние сложноцветные..

8. Комнатные растения. Перевалка комнатных растений

9. Пересадка комнатных растений.

10. Обработка почвы.

Осенняя перекопка почвы.

Обработка почвы в приствольных кругах плодового дерева.

11. Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы.


6. Уметь различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев, плодов и семян.




2



1







Бактерии. Грибы

7 часов

12. Бактерии.

13. Грибы. Строение.

14. Съедобные грибы и несъедобные грибы.
15. Обобщающий урок по
темам: "Сложноцветные растения", "Бактерии", "Грибы".

16. Контрольный срез знаний за 4 четверть

17. Контрольный срез знаний за учебный год по предмету "Естествознание" 8 класс

18. Экскурсия на школьный участок: "Разнообразие растений"














4. Календарно - поурочное планирование.

урока по теме

Дата

Факт

Тема урока

Цели (задачи) урока

Тип (вид) урока

Методы и приёмы

Работа

по

группам

Оборудование, дидактический материал

Примечание.

1.

7б-

1.09.15

I четверть.

Растения вокруг нас.

Разнообразие

растений.

На ярких примерах ознакомить учащихся с разнообразием цветковых растений, дать общее

представление о группах растительного мира; вызывать интерес к предмету.

Урок изучения новых знаний

Рассказ учителя, беседа, демонстрация

Учебник, презентация "Природа растительного мира"

2.

7а-

7б-

4.09.15

Экскурсия на пришкольную территорию

Значение растений и их охрана.

Познакомить учащихся с значением растений в природе, жизни и производственной деятельности человека. Развивать умение

анализировать и сравнивать

Урок - экскурсия

Рассказ

учителя,

беседа, наблюдение.

Блокнот, карандаш

3.

7а-

7б-

8.09.15

Общее знакомство с цветковыми растениями. Строение

Познакомить учащихся с частями цветковых растений; показать, что все растения

Урок изучения нового материала.

Рассказ учителя, беседа, демонстрация

Учебник, тетрадь, наглядное пособие, р/т





растения.

имеют корни, стебли, листья и цветки, дать первоначальное представление о разнообразии внешнего вида частей цветковых растений.






4.

7а-

7б-

11.09.15



Строение цветка

Познакомить учащихся со строением цветка, дать понятие о главных частях цветка. Развивать умение работать с учебником и речь.

Комбинированный

Рассказ, беседа, лабораторная работа

+

Учебник, тетрадь, р/т, образцы цветков.


5.

7а-

7б-

15.09.15



Виды соцветий.

Познакомить учащихся с понятием -соцветие, их видами (зонтик, колос, корзинка). Развивать умение сравнивать и обобщать.

Комбинированный

Рассказ

учителя,

беседа,

сообщения

учащихся,

демонстрация


Учебник, тетрадь, наглядное пособие.


6.

7а-

7б-

18.09.15



Опыление цветков

Дать учащимся понятие

«опыление», его значением для растений.

Комбинированный

Рассказ

учителя,

беседа,

сообщения

учащихся,

демонстрация


Учебник, тетрадь, наглядное пособие, р/т


7.






7б-

22.09.15



Разнообразие плодов

Ознакомить учащихся с

некоторыми видами сочных и сухих плодов; сформировать правильное понятие о том, что такое плод и чем он отличается от других частей цветкового растения. Развивать умение

анализировать и сравнивать.

Комбинированный.



Учебник,

тетрадь,

индивидуальные

карточки -

задания,

наглядное

пособие.


8.

7а-

7б-

25.09.15



Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян.

Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян; разъяснить, что разнообразные приспособления к рассеиванию семян обеспечивают цветковым растениям широкое

распространение

Комбинированный.

Рассказ учителя, беседа, демонстрация

+

Учебник, тетрадь, образцы плодов и семян, наглядное пособие.


9.

7а-

7б-

29.09.15


Семя. Внешний вид и строение семян фасоли.

Познакомить учащихся со строением семени фасоли. Сформировать представление о семени как о зародыше, о запасе питательных веществ и его значении.

Комбинированный

Рассказ

учителя,

беседа,

лабораторная

работа.

+

Учебник,

тетрадь,

образцы семян

фасоли разных

сортов,

гербарный

образец

растения

фасоли.


10.

7а-

7б-

2.10.15


Строение

семени

пшеницы.

Познакомить учащихся с особенностями строения семени пшеницы. Учить сравнивать особенности строения семени фасоли и пшеницы. Развивать умение анализировать и сравнивать.

Комбинированный

Рассказ

учителя,

беседа,

лабораторная

работа

+

Учебник,

тетрадь,

таблицы с

изображением

строения семян

фасоли и

пшеницы,

зерновки

пшеницы,

коллекции

семян

однодольных и

двудольных

растений.


11.

7б-

6.10.15


Условия

прорастания

семян.

Дать понятие о живом и мёртвом зародыше семени; познакомить учащихся с условиями,

Комбинированный

Рассказ

учителя,

беседа,

лабораторная

работа


Семена для проращивания, 4 стакана, вата, стёкла, р/т.






необходимыми для прорастания (вода, воздух, тепло)






12.

7а-

7б-

9.10.15


Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву

Дать учащимся понятие нормальной и некачественной всхожести семян, подвести учащихся к правильному представлению о времени посева и о глубине заделки семян в почву

Комбинированный

Рассказ, беседа


Учебник, рабочая тетрадь,

Индивидуальные карточки


13.

7а-

7б-

13.10.15


Экскурсия на пришкольную территорию. Корень. Виды корней.

Сформировать у учащихся понятия связанные с морфологией корня. Формировать понятие: корень

Урок -экскурсия

Рассказ, беседа, наблюдение


Блокнот, карандаш


14.

7а-

7б-

16.10.15


Корневые системы.

Познакомить учащихся с типами корневых систем.

Комбинированный.

Рассказ, беседа, демонстрация


Учебник, рабочая тетрадь,

демонстрационный материал, презентация


15.

7а-

7б-

20.10.15


Значение корня.

Сформировать представление о значении корня для роста растения.

Комбинированный

Рассказ, беседа, демонстрация

+

Учебник, рабочая тетрадь, презентация


16.

7а-

7б-

23.10.15


Видоизменения корней.

Познакомить с видоизменениями корней. Дать учащимся понятие о корнеклубнях и корнеплодах

Комбинированный

Рассказ, беседа, демонстрация


Учебник, рабочая тетрадь, презентация


17.



7а-

7б-

27.10.15


Обобщающий урок по темам: "Семя",

"Корень".

Обобщить знания учащихся по темам

" Семя", "Корень".

Комбинированный

Рассказ, беседа, индивидуальные карточки

+

Учебник, рабочая тетрадь


18.









7а-

30.10.15





Контрольный срез знаний за 1 четверть.

Выявить и оценить знания учащихся, полученные при изучении данных тем.

Урок проверки и контроля знаний

Самостоятельная работа


Контрольные тесты за 1 четверть






1.

7а-

10.11.15


II четверть.

Лист. Внешнее строение листа.

Сформировать понятия, связанные с морфологией листа, их многообразием и способам прикрепления к стеблю. Развивать речь и мышление.

Урок сообщения новых знаний.

Рассказ учителя, беседа, работа с учебником


Учебник,

наборы

раздаточного

материала,

комнатные

растения,

таблицы.


2.

7а-

13.11.15


Из каких веществ состоит растение.

Дать учащимся понятие об органических веществах, которые содержатся в растениях (сахар, крахмал, жир, белки, витамины). Развивать умение анализировать и делать выводы.

Комбинированный

Рассказ

учителя,

беседа,

лабораторная

работа.

+

Учебник, тетрадь, оборудование для л/р.


3.

7а-

17.11.15


Образование органических веществ в растении

В простой доступной форме познакомить учащихся с понятиями «хлорофилл», хлоропласт». Сформировать представление о значении этих веществ для роста и жизни растений

Комбинированный

Рассказ, беседа, опыты


Учебник, тетрадь, р/т, оборудование для опытов.












4.

7а-

20.11.15


Испарение воды листьями.

Познакомить учащихся ещё с одной функцией листа - испарением воды, от чего защищает испарение растение и условия для испарения.

Комбинированный

Рассказ учителя, работа с учебником, опыт


Учебник, оборудование для опыта, р/т


5.

7а-

24.11.15


Дыхание растений

Сформировать у учащихся понятие «дыхание»,сравнить процесс газообмена при дыхании с процессом газообмена при питании. Развивать умение сравнивать и обобщать.

Комбинированный

Рассказ учителя, работа с таблицей опыт

+

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, оборудование для опыта.


6.

7а-

27.11.15


Листопад. Его значение.

Познакомить учащихся с причиной осенней раскраски листьев и раскрыть механизм листопада.

Комбинированный

Рассказ

учителя,

работа с

учебником,

сообщения

учащихся.


Учебник, тетрадь, р/т.


7.

7а-

1.12.15


Обобщающий урок по теме "Лист" урок по разделу.

Проверить, уточнить, закрепить и систематизировать знания учащихся.

Комбинированный



Учебник, тетрадь, индивидуальные карточки


8.

7а-

4.12.15



Экскурсия в ЦДТ - зимний сад.

Стебель. Строение стебля.

Сформировать у учащихся понятие о стебле, его четырёх слоях, показать различие стеблей древесных и травянистых растений

Урок - экскурсия

Рассказ, беседа, наблюдение


Блокнот, карандаш


9.

7а-

8.12.15


Значение стебля в жизни растений.

Конкретизировать знания учащихся о передвижении питательных веществ по стеблю, уточнить значение стебля для роста растений; выноса листьев в высоту.

Комбинированный

Рассказ, беседа, демонстрация

+

Учебник, рабочая

тетрадь,

индивидуальные

карточки,

презентация,

комнатные

растения с

разными видами

стеблей


10.

7а-

11.12.15



Разнообразие стеблей.

Познакомить с разнообразием стеблей, их сходством и различием

Комбинированный

Рассказ, беседа, демонстрация


Учебник, рабочая тетрадь, презентация


11.

7а-

15.12.15


Растение - целостный организм. Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания

Сформировать у учащихся понятия о растении как о целостном организме. На конкретных примерах показать

Урок сообщения новых знаний

Рассказ,

беседа,

демонстрация

+

Учебник, рабочая тетрадь, презентация






взаимосвязь всех частей растения






12.

7а-

18.12.15


Многообразие растительного мира. Деление растений на группы.

Сообщить учащимся о многообразии растительного мира, дать понятие об основных группах растений.

Урок сообщения новых знаний

Рассказ, беседа.


Учебник, рабочая тетрадь, презентация


13.

7а-

22.12.15


Мхи и папоротники.



Познакомить с особенностями строения мха и папоротника

Комбинированный

Рассказ, беседа, демонстрация самостоятельная работа

+

Учебник, рабочая тетрадь, гербарии мха и

папоротника, презентация


14.

7а-

25.12.15


Обобщающий урок по темам: "Лист", "Стебель".

Обобщить и проверить знания и умения учащихся полученных во 2 четверти

Повторительно - обобщающий



Учебник, рабочая тетрадь, презентация


15.

29.12.15


Контрольный срез знаний за 2 четверть


Проверить знания и умения учащихся полученных во 2 четверти

Урок проверки и контроля знаний



Контрольные тесты за 2 четверть



5. Учебно-методический комплекс по биологии 7 класс.


Учебная программа

Учебник

Методический материал

Дидактический материал

Дополнительная литература

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежденияхVIII вида (5 - 9 класс), под ред. В.В. Воронковой, автор программы

В.В.Сивоглазов Биология. Растения.

сб. 1 М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000

стр54 - 57




«Биология. Растения, грибы и бактерии.» Клепинина З.А.,

7 класс Москва, Просвещение, 2005

Синев В.Н. Стажок Л.С. «Коррекционная работа на уроках географии и естествознания». Киев 1977.

Пароцкая Т.И. «Обучение географии во вспомогательной школе». М., - 1977.


Лифанова Т.М. «Дидактические игры на уроках естествознания. Растения». М. издательство ГНОМиД,2001. Клепинина З.А. «Рабочая тетрадь по биологии» 7 класс. М.: Просвещение. 2005.


Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития

(олигофренопедаго­гика) по редакцией Б.П. Пузанова

изд. центр «Академия». Т.Ю. Целоусова Т.В. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». 3 класс. М.: ВАКО 2003.

Словари

Энциклопедии

Периодические таблицы













































© 2010-2022