Конспект урока Охраняемые растения Самарской области

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Охраняемые растения Самарской областиУрок биологии. 6-й класс

Тема: "Охраняемые растения Самарской области".

Цели урока: Углубление и расширение знания учащихся о редких и охраняемых растениях Самарской области, их биологических особенностях, роли в природе и жизни человека; развитие экологической культуры учащихся, бережному обращению с окружающей средой.

Задачи урока:

  1. Продолжить формирование навыков самостоятельного приобретения знаний путем работы с дополнительной литературой.

  2. Обосновать необходимость бережного отношения ко всем растениям, но особенно к редким и охраняемым.

  3. Способствовать формированию сознательной мотивации своих дел и поступков в природе.

  4. Развивать умения школьников узнавать редкие растения в природе, по рисункам, открыткам, слайдам.

  5. Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по охране растений своего края.

Оборудование для урока:

  1. Презентация к уроку.

  2. Компьютер.

  3. Мультимедийный проектор.

Оформление:

На доске - эпиграф:

«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!»

Е. Евтушенко

Ход урока

  1. Организационный момент.

Жизнь человека неразрывно связана с природой, а, следовательно, и с жизнью растений. Роль растений в жизни человека и всех живых существ велика. Все мы знаем, что тот мир живой природы, который нас окружает и отличает планету Земля от других, мог сформироваться благодаря постоянной работе зеленых растений, поглощающих из атмосферы углекислый газ и выделяющих в процессе фотосинтеза кислород, без которого жизнь для нас невозможна. Кроме того, органические вещества, которые образуются в процессе фотосинтеза, обеспечивают жизнедеятельность всего живого мира - от бактерий до человека. Зеленые растения участвуют в почвообразовании. Таким образом, зеленые растения благодаря хлорофиллу осуществляют чрезвычайно важную - космическую - роль в жизни нашей планеты. Поэтому растения нужно знать и относиться к ним бережно.

К сожалению, очень часто самым отрицательным образом влияем на природу мы с вами. И тогда, когда выкапываем корень женьшеня, и тогда, когда обламываем душистые веточки черемухи, и когда без ограничения рвем для букетов фиалки и ландыши, когда после веселого пикника оставляем в лесу не затушенным костер.


  1. Что такое «Красная книга»

О том, что такое Красная книга, сегодня знают все - список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов.

Первая книга - Международная - появилась в 1966 году. Ее изданию предшествовала кропотливая работа ученых всего мира, впервые решивших подсчитать тот ущерб, который нанесли люди природе Земли. Результат ошеломил всех: опасность грозила многим видам растений и животных. Вот тогда и было решено опубликовать эти данные, оповестить всех о грозящей катастрофе. Через некоторое время выяснилось, что одной только международной книги недостаточно, ведь она отражает состояние животного и растительного мира в целом на планете. А в каждой стране положение редких и даже вымирающих видов неодинаково. Поэтому и стали создавать Красные книги отдельных стран. Красная книга нашей страны была учреждена в 1974 году.
Название "Красная книга" вполне конкретное и в то же время символическое. Все виды, занесенные в нее, разделены на категории:

  • 1 категория - виды, находящиеся под угрозой исчезновения, их численность достигла критического уровня;

  • 2 категория - виды, численность которых быстро сокращается;

  • 3 категория - редкие виды, встречающиеся в небольшом количестве;

  • 4 категория - неопределенные виды - малоизвестные, недостаточно изученные;

  • 5 категория - виды, численность которых восстанавливается благодаря вмешательству человека.

В Самарской области более многочисленной является группа растений, находящихся под угрозой исчезновения. К ней относятся виды, подвергающиеся непосредственной опасности вымирания, дальнейшее существование которых невозможно без осуществления специальных мер охраны. К этой группе в основном принадлежат растения заметные, с яркими красивыми цветками, такие, как кувшин ка белая, кубышка малая, ирисы водный и карликовый, кувшинка четырехгранная, кубышка желтая, белокрыльник болотный, рябчик русский, адонис весенний, купальница европейская, башмачок настоящий, любка двулистная, пыльцеголовник красный, лилия-саранка и многие другие. Большинство из перечисленных видов можно с полным основанием отнести и к группе растений, сокращающих свой ареал по естественным причинам или из-за вмешательства человека, либо из-за того и другого одновременно.

Наиболее многочисленную группу растений составляют редкие виды, не подвергающиеся прямой угрозе исчезновения, но встречающиеся в небольшом количестве или в ограниченных по площади и специализированных местах обитания. К ним относятся шиверекия подольская, роголистник донской, лютик бокоцветный и ряд других. Перечисленные растения из-за своего скромного вида не привлекают внимания «любителей природы», поэтому уничтожаются случайно, в местах нарушения местообитаний, вследствие избрания данного места для купания, водопоя скота и т. д.

Красная книга - это как бы красный сигнал светофора, сигнал тревоги. Человек! Остановись…Оглянись…Подумай! Подумай о своем отношении к природе, к ее дарам. Красная книга предупреждает, что эти растения требуют постоянной и строгой охраны.

Сегодня на уроке мы перевернем с вами страницы этой книги, посмотрим, какие растения нуждаются в охране, подумаем, что нужно делать для охраны растений в целом, а также для восстановления численности видов, занесенных в Красную книгу.

  1. Рассказ учащихся о редких растениях.

Рассказ учащихся с использованием презентации (задания учащимся даются за неделю до урока). /Приложение 1/

Башмачок настоящий (Венерин башмачок, Адамова голова)

Башмачок настоящий встречается довольно редко во Владимирской области. Растет в еловых и смешанных лесах, на богатых гумусом карбонатных почвах.

Род "циприпедиум" получил название от сочетания одного из имен греческой богини красоты Афродиты (Венеры) Киприда (по названию острова Кипр, на который она вышла, родившись из пены морской) и греческого слова "педилон" - обувь, т.е. дословно "башмачок Киприды". По легенде богиня Венера потеряла в лесу туфельку и, из нее вырос прекрасный цветок, форма которого напоминает сказочную обувь. Славяне за крупные цветки назвали растение "адамовой головой". Уникальность этого растения заключается в том, что от прорастания семени башмачка до первого цветения проходит 15 - 18 лет, поэтому эта северная орхидея очень нуждается в нашей защите.



Кувшинка белая

Растет на озерах, в речных заводях, реках и прудах. За удивительную красоту кувшинку называют лотосом севера.

Цветет с конца мая до августа. Цветы кувшинки раскрываются в 7 часов утра и закрываются в 5 часов вечера. Это растение использовал ученый К.Линней, когда создавал цветочные часы.

Одно из самых красивых растений, которому посвящено много легенд. Как повествует греческое сказание, кувшинка возникла из тела прелестной нимфы, погибшей от любви и ревности к безразличному к ней Геркулесу, от нее она и получила свое научное название "нимфея". Древние славяне почитали кувшинку и берегли ее. Растение запрещалось срывать и приносить в дом ради забавы. Существовала примета: если цветы белых кувшинок принести в дом, то погибнет весь домашний скот. Славяне предписывали кувшинке как мистическое, так и лечебное значение. Недаром она носила название "одолень - трава", считалось, что она может одолеть нечистую силу, болезни и недуги. Ее зашивали в ладанку и носили на груди.

Берегите этот цветок!
Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом,
И поплыла бы по реке
К приветливым подругам,
Да вот беда - привязан плот,
Он никуда не уплывет.

Колокольчики

Наибольшей красотой отличается колокольчик широколистный, растущий в лиственных лесах, по оврагам.

Сколько стихотворений и песен сложено про колокольчики!
Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня, темно-голубые?
И о чем звоните вы в день весенний мая
Средь нескошенной травы головой качая.
Лиловый колокольчик
Расту в тени лесной
И в просеке сосновой
Киваю головой.

Колокольчики напоминают нам об изобретении колоколов. Они появились в 1500 г. В Италии в провинции Кампании. Во время прогулки епископ Паулиний долго ими любовался, и ему казалось, что, качаясь от ветра, они издают мелодичный звон. Епископ приказал отлить такой колокол из меди. Это и был первый колокол.

А лесная мошкара использует колокольчики как "гостиницы". В своих "номерах" шестиногие жители не мокнут и не мерзнут. Ведь внутри такой гостиницы значительно теплее, чем под открытым небом. Колокольчики собирают в большом количестве на букеты, вот почему они нуждаются в охране.

Берегите это прелестное растение!

Прострел раскрытый (сон - трава)

Растет в разреженных сосновых лесах на песчаной сухой почве, опушках и просеках. В начале цветения у сон - травы нет ни листьев, ни стебля, а только фиолетовый мохнатый венчик с еле заметной цветоножкой и пучком желтых тычинок посередине. По мере роста стебель вытягивается, и появляются листья.

Родовое название "пульсатилла" в переводе с латинского означает "удар". Русское название "прострел" связано с легендой о том, что в зарослях этой травы повадилась прятаться нечистая сила, и архангел Михаил метнул в них громовую стрелу и прострелил траву так, что до сих пор ее листья рассечены на доли.

Существует поверье, что прострел способен навевать вещие сны. Отсюда и название растения - "сон - трава". Считалось, что больной человек, уснувший на поляне, поросшей прострелом, просыпается здоровым. Согласно легенде, снотворные свойства прострела обнаружил один охотник, который подсмотрел как медведь, выкопавший и облизавший корневище прострела, тот час уснул на поляне. Все части этого растения ядовиты!

Ирис, касатик, радужница

Растет на сырых и переувлажненных лугах, иногда встречается на опушках. Цветет в мае - июне.

Родовое название "ирис" произошло от греческого слова "радуга". Оно дано растению из - за яркой и переливающейся окраски цветков. В греческой мифологии этот цветок был посвящен крылатой вестнице богов Ириде, которая, будучи посредницей, между богами и людьми, спускалась на Землю по радуге.

В Древнем Египте ирис был символом красноречия. В Японии ирис очень почитаем, и считается символом мужества. Слова ирис и воинский дух даже обозначаются одним иероглифом. На Руси за красоту цветков ирис получил нежное название "касатик", что значит милый, дорогой, желанный. Его разводят как декоративное растение, размножается оно вегетативно - корневищем. Корневище называют "корень фиалки" за приятный фиалковый запах. Оно содержит различные масла, смолы, слизь. Применяют его в косметике и медицине.

Ятрышник шлемоносный.

Этот цветок предпочитает светлые леса, луга, склоны гор. На севере его можно встретить на почвах, богатых кальцием. Латинское название этого цветка восходит к слову "воин" ("милес"), поскольку форма цветков напоминает шлем древнего воина. А русский вариант опирается на слово "ятро" ("ядро"), поскольку именно ядро напоминают корневые шишки этого цветка. В восточносибирских деревнях рассказывают историю об этом растении…

Однажды усталый охотник заблудился в лесу, из последних сил выбрался на поляну и, разведя костер, решил переждать ночь. Достал из заплечного мешка нехитрые припасы и собрался уж было позавтракать, как вдруг вышел на огонь его костра древний старичок. Пожалел охотник старого человека и поделился краюхой хлеба и луковицей. Поужинали они и легли спать. Во сне охотнику явился тот старичок и сказал, хочет отблагодарить его за доброту и протянул похожий на ядрышко корень. Проснулся охотник утром, а старичка и след простыл, только в заплечном мешке откуда-то взялся тот самый корень. Подивился охотник, но не стал его выбрасывать. И вот чудо - дорога домой сама, точно лента, легла перед ним. С тех пор считается, что корень ятрышника шлемоносного, если носить его с собой, дарует умение всегда находить нужную дорогу и защищает от диких зверей. В народной же медицине корнеклубень этого растения широко используется при лечении дизентерии и пищевых отравлений.

  1. Отгадай загадку.

А теперь повторим еще раз растения, о которых вы рассказали.

1. У названия конфеты стал ударным первый слог.
Кто, ребята, мне ответит, что же это за цветок? (Ирис)

2. Белоснежны лепестки, желтые тычинки,
На воде качается нежная…(Кувшинка)

3. Ручьями очищается и хвоя, и валежник
И первым появляется в проталине…(Подснежник)

4. Каким растением можно:
- полюбоваться
- вылечиться
- подушиться
- отравиться (Ландыш)

5. Синий, нежный, нежный,
В чашечке зеленой,
Я стою на тонкой ножке,
От росы склоненной. (Колокольчик)

6. Что потеряла в лесу богиня красоты? (Венерин башмачок)

7.Растение это носит очень сладкое название. Цветки его вначале пурпуровые, затем фиолетовые и, наконец, синие. (Медуница)

5. Задача-шутка

Один мальчик все летние каникулы провел в деревне. Он решил написать о том, как отдыхал, небольшое стихотворение.

И вот, ребята, я в лесу опять,
Увидел ландыш и спешу сорвать.
Увидел я Венерин башмачок -
И вот в руках моих уже горит цветок.
Увидел на опушке первоцвет -
Хочу нарвать я из него букет.
Купаюсь я сейчас в пруду,
Домой с кувшинками уйду.
Цветы прекрасны - спору нет -
Несу домой большой букет!

  1. Как вы думаете, знает ли мальчик растения? (Да)

  2. Подумайте, можно ли назвать его любителем природы? (Нет)

  3. Почему нельзя делать так, как поступает этот мальчик?
    - сорваны цветы, которые быстро вянут
    - охапка цветов! Этот букет - веник говорит о душевной черствости, малой культуре человека. Одной цветущей веточки, несколько умело поставленных в воду цветков вполне достаточно для украшения комнаты.
    - представьте себе, как хороши были эти цветы, когда росли. Каждый мог любоваться их красотой сколько угодно, а у мальчика эти цветы постоят несколько дней, и он их выбросит.
    - если каждый будет делать как он, то эти растения могут со временем исчезнуть в данной местности.

  4. Можно ли этого мальчика назвать добрым? (Нет)

По отношению к природе можно многое сказать о человеке, его воспитанности и доброте.

Давайте же учится видеть красоту растений в их родной стихии, там, где им положено жить.

- Как вы думаете, что нужно делать людям, чтобы Красная книга из года в год становилась все тоньше и тоньше?

В ходе обсуждения вопроса учащиеся определяют перечень мер по охране растений:

  • Важно изучать и знать растения.

  • Необходимо запретить сбор диких цветковых растений в целях продажи.

  • Создавать микрозаказники с целью охраны конкретных видов растений.

  • Культивировать редкие растения в ботанических садах и питомниках.

  • Регулировать выпас скота в природных условиях, создавать искусственные пастбища.

  • Разрешать заготовку лекарственного сырья только по лицензиям в необходимом объеме, исключить из этого списка растения, занесенные в Красную книгу.

- Почему возникла необходимость охраны растений, о которых мы говорили с вами на уроке?

6.Правила поведения в природе.

Все горожане стремятся в природу, в лес, но прийти в него надо с миром, набраться здоровья, сил, стойкости и уйти так, чтобы не оскудела природа и чтобы тем, кто придет следом, она также радовала глаз, омолаживала сердце и душу.

Сегодня вы показали, что хорошо знаете охраняемые растения. Я надеюсь, что вы не только сами не будете рвать эти растения, но и защитите их от тех, кто это делает. В природе необходимо соблюдать определенные правила:

-«Не рви меня, пожалуйста».

-«Я из Красной книги».

-«Нас осталось очень мало». (Кувшинки)

-«Старайся ходить по тропам тихо и осторожно».

Остальные правила поведения в природе я предлагаю вам самостоятельно.

Прочитайте эпиграф. О чем говорит здесь поэт?

Ответы детей:

- что нужно беречь природу

- что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Ответы детей:

- это жадность, зависть, бездушие

- это все плохое, черное, дикое, что есть в человеке

- это то, что мешает человеку любить

Да, вы правы. Это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить мир и природу.

Рефлексия.

Что вам запомнилось из сегодняшнего урока? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Ответы детей:

- запомнились рассказы о редких растениях;

- задумаюсь над тем, что мало знаю о редких растениях нашей области;

- растения нам очень необходимы и нуждаются в нашей защите;

- я еще недостаточно культурный, много зверей внутри меня;

- самое трудное, наверное, быть добрым.

Наш урок мы хочу закончим стихотворением С. Острового (Стихи читают дети):

Как это страшно - умиранье рода,

Всех поголовно, всех до одного,

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего.

И поползет проказы запустенья.

И пересохнут ниточки воды.

И птицы вымрут. И падут растенья.

И зверь не обойдет своей беды.

И сколько тут корысти ни ищи ты,

Какой ты отговоркой ни владей,

Земля защиты требует. Защиты.

Она спасенья просит у людей.

С. Островой «Красная книга»

И я не раз еще, наверно,
Природой буду изумлен.
Она, как песня, соразмерна,
Равна со всеми, как закон.
Пройди по ней. Лесами, лугом,
Пей чудеса, как из ведра.
И если сможешь стать ей другом -
Не расточай ее добра.

Домашнее задание:

Составить правила поведения в природе;

Подобрать материал о других редких растениях Самарской области.

Список используемой литературы.

  1. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. М.: Просвещение, 1986.

  2. Ушакова О.Д. Красная книга России .С-П: Литера, 2009.

  3. Соколов В.В. Заповедники СССР. М: Мысль, 1989.

  4. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. М: Агропромиздат, 1989.



Приложение
Список растений, произрастающих на территории Самарской области, подлежащих охране и занесенных в Красную книгу РСФСР (М.: Росагропромиздат, 1988):

1. Астрагал Цингера (Astragalus zingeri Korsh).

2. Василек Талиева (Centaurea taliewii Kleop).

3. Венерин башмачок настоящий (Cypripedium calceolus L.).

4. Водяной орех плавающий (Trapa natans L. S. J.).

5. Иссоп меловой (Hyssopus cretaceus Dubjan).

6. Касатик (ирис) карликовый (Iris pumila L. S. J.).

7. Кизильник алаунский (Cotoneaster alaunicus Golits.).

8. Ковыль Залесского (Stipa zalesskii Wilensky).

9. Ковыль красивейший (Stipa pulcherrima C. Koch).

10. Ковыль опушеннолистный (Stipa dasyphylla (Lindem.) Trautv)

11. Ковыль перистый (Stipa pennata L. S. Str.).

12. Копеечник крупноцветковый (Hedysarum grandiflorum Pall.)

13. Копеечник Разумовского (Hedysarum rasumovianum Fisch et Helm.).

14. Лапчатка волжская (Potentilla volgarica Juz.).

15. Левкой душистый (Matthiola fragrans Bunge).

16. Липарис Лезеля (Liparis loeselii (L.) Rich.).

17. Люцерна решетчатая (Medicago cancellata Bieb.).

18. Майкараган волжский (Calophaca wolgarica (L. fil.) Fisch. ex DC).

19. Меч-трава обыкновенная (Cladium mariscus (L.) Pohl).

20. Молочай жигулевский (Euphorbia zhiguliensis Prokh.).

21. Надбородник безлистный (Epipogium aphyllum (F. W. Schmidt).

22. Неоттианте клобучковая (Neottianthe cucullata (L.) Schlechter).

23. Пальцекоренник балтийский (Dactylorhiza baltica (Klinge) Orlova).

24. Пион тонколистный (Paeonia tenuifolia L.).

25. Полынь солянковидная (Artemisia Salsoloides Willd).

26. Прострел луговой (Pulsatilla pratensis (L.) Mill. S. L.).

27. Пупавка Корнух-Троцкого (Anthemis trotzkiana Claus ex Bunge).

28. Пыльцеголовник красный (Cephalanthera rubra (L.) Rich.).

29. Роголистник донской (Ceratophyllum tanaiticum Sapjeg.).

30. Рябчик русский (Fritillaria ruthenica Wikstr).

31. Солодка Коржинского (Glycyrrhiza korshinskyi Grig.).

32. Тимьян клоповый (Thymus cimicinus Blum ex Ledeb.).

33. Тонконог жестколистный (Koeleria sclerophylla P. Smirn.).

34. Тюльпан Шренка (Tulipa Schrenkii Regel.).

35. Чина Литвинова (Lathyrus litvinovii Iljin).

36. Шаровница точечная (Globularia punctata Lapeyr.).

37. Ятрышник обожженный (Orchis ustulata L.).

38. Ятрышник шлемоносный (Orchis militaris L.).

Башмачок настоящий

Конспект урока Охраняемые растения Самарской области





Кувшинка белая

Конспект урока Охраняемые растения Самарской области

Колокольчик карликовый

Конспект урока Охраняемые растения Самарской области

Сон трава

Конспект урока Охраняемые растения Самарской области

Ирис Конспект урока Охраняемые растения Самарской области



Ятрышник

Конспект урока Охраняемые растения Самарской области

Адонис

Конспект урока Охраняемые растения Самарской области



Астрагал

Конспект урока Охраняемые растения Самарской области



Рябчик

Конспект урока Охраняемые растения Самарской области

тюльпан

Конспект урока Охраняемые растения Самарской области

шиверекия

Конспект урока Охраняемые растения Самарской области

Конспект урока Охраняемые растения Самарской области

Конспект урока Охраняемые растения Самарской области

Конспект урока Охраняемые растения Самарской области

© 2010-2022