Разработка к уроку по биологии на тему «Двудольные растения. Крестоцветные. Капуста»

Данная разработка помогает учителю «не сбиться с курса» темы и правильно расставить акценты урока, правильно распределить время каждого шага урока. В самом начале предлагается выполнить самостоятельную работу, распределив признаки растений по двум графам : 1. Однодольные растения; 2. Двудольные растения. Далее предлагается собрать «кочан капусты» из листов с вопросами, на которые необходимо ответить. Затем предлагается рассказ учителя о происхождении и распространении семейства. В конце ученики ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Биологии

7 класс

Тема урока: «Двудольные растения. Крестоцветные. Капуста»

Цель урока: познакомить с представителями нового класса растений.

Задачи урока:

Образовательные.

  • Познакомить с представителями семейства крестоцветных.

  • Дать представление об отличительных чертах семейства крестоцветных.

  • Учить распознавать их и отличать от представителей других семейств.

Коррекционно-развивающие.

  • Работать над развитием мышления, внимания, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового восприятия.

  • Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

Воспитательные.

  • Формировать бережное отношение к природе.

Оборудование: натуральный кочан капусты, словарные слова, листки с тестами, компьютер, слайды по теме, картинки с разновидностью капусты для индивидуальной работы.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Представьте себе, что сейчас не зима, а начало лета. Тепло, ласково светит солнышко, щебечут птички, в воздухе пахнет свежераспустившимися листочками. Люди заняты посадкой овощей в огороде. Хочется улыбаться и радоваться. С хорошим и радостным настроением мы начинаем наш урок биологии. Сегодня мы на уроке мысленно перенесёмся в более тёплое время года.

II.Актуализация знаний по новой теме.

Приступим к выполнению первого задания. Нужно расположить таблички с признаками однодольных растений в первый столбик, с признаками двудольных растений во второй столбик.

Однодольные растения

Двудольные растения


Таблички со словами: стержневая корневая система, мочковатая корневая система, параллельное жилкование листьев, сетчатое жилкование листьев, одна семядоля, две семядоли, деревья и кустарники, цветы и травы.

III. Проверка домашнего задания и подготовка к изучению новой темы. (Собирание макета кочана капусты)

  • К какому семейству растений относится тюльпан? (1 лист)

  • Какие ещё растения относится к этому семейству? (2лист)

  • Как называется стебель у лука? (3 лист)

  • Чем полезен чеснок? (4 лист)

  • Какое строение имеет цветок у семейства лилейных? (5 лист)

  • Как размножается лилия? (6 лист)

  • Что у нас получилось? - Капуста.

IV. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с новым семейством - семейством крестоцветных. Ученые выделили эти растения в отдельное семейство, так как они имеют общее строение цветка, плода, они отличаются от других растений способами выращивания. Это растение - капуста.

План урока: (записан на доске)

  1. Происхождение капусты.

  2. Применение капусты.

  3. Строение капусты.

  4. Виды капусты.

  5. Выращивание капусты.

  6. Использование капусты в лечебных целях.

План урока дети записывают в тетради.

V. Новый материал:

Капуста - двудольное растение, которое относится к семейству крестоцветных. Как вы думаете, почему это растение относится к классу двудольных растений?

Словарная работа. А почему семейство этих растений назвали "крестоцветные"? Оказывается за строение цветка, у которого лепестки расположены крест накрест. Само же название капуста, как считают учёные, произошло от латинского "капат" - голова.

1. Происхождение капусты.

Рассказ учителя.

На побережье Средиземного моря встречается дикорастущая трава, мало похожая на кочанную капусту. Она имеет развитый стебель и крупные листья с изрезанными краями. Тем не менее, именно эта листовая капуста стала родоначальницей многочисленных сортов капусты. Листовая капуста была известна ещё в 4-3 веке до нашей эры. Постепенно появились кочанные сорта. В Россию она пришла в уже привычном нам виде.

С тех пор капуста является одним из наиболее часто употребляемых в пищу продуктов питания. Много пословиц и поговорок связано с этим растением:

Без картошки, хлеба да капусты - какая еда.

Хлеб да капуста - на столе не пусто.

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Русские пословицы, являясь выражением мудрости народа, показывают нам, что уже в далекие времена люди приравнивали ценность этого растения к хлебу - одному из основных продуктов питания человека.

2. Применение капусты.

Из капусты варили щи, борщ, делали солянку, голубцы, салаты, квасили на зиму. Это интересно: первыми начали квасить капусту китайцы, правда, пекинскую капусту, а русские первые начали квасить белокочанную капусту.

А вот родоначальницу всех известных сортов капусты - листовая капуста - не забыта и в наши дни: её выращивают на корм скоту.

Первичное закрепление.

Игра «Убери лишнее».

Щи, солянка, гороховый суп.

Квашенная капуста, омлет, борщ.

Молочный суп, пирожки с капустой, голубцы.

Выращивание капусты.

От начала посева до созревания урожая проходит 120 - 150 дней, а иногда больше. Поэтому капусту сеют ранней весной в парники.

Рассаду пересаживают через 5-7 недель после посева семян. За день до пересадки рассаду поливают, а вовремя пересадки прищипывают главный корень растения. Это даёт возможность для развития боковых корней в верхнем слое почвы, что обеспечивает лучшее питание растения.

Осенью, в год предшествующий посадке почва должны быть перекопана на глубину двух штыков т. к. перед посадкой капусты почву не перекапывают. Капуста любит несколько уплотненную почву.

При посадке рассады лунку наполняют водой и опускают туда корни рассады с комом земли. При посадке рассады после обильного полива почву вокруг корней следует тщательно уплотнить пальцами.

Если жарко, то пересаженные растения следует накрыть колпаками из газеты. То же самое необходимо при сильных заморозках, если рассада незакаленная.

Всем видам капусты нужен постоянный и обильный полив.

Первичное закрепление.

Найти в учебнике и прочитать как выращивают капусту.

Использование капусты для лечения.

С давних времён известны лечебные свойства капусты. Измельченная сырая капуста повышает аппетит, улучшает работу кишечника и процесс пищеварения. Кислая капуста является противовоспалительным и обезболивающим средством.

Врачи древности утверждали, что дети, которые ежедневно едят капусту, становятся крепкими, сильными и стойкими к различным заболеваниям. Капустой лечат свежие раны, нарывы.

Свежеприготовленный сок капусты подавляет рост и размножение бактерий.

Именно капуста способна активизировать защитные силы организма и снизить риск раковых заболеваний. Включение капусты в рацион работающих на вредных производствах имеет большое значение для профилактики производственных отравлений и заболеваний. Нагноения ран, нехватка витаминов, ангина, бессонница, болезни суставов - все эти болезни помогает лечить капуста.

VI. Проверка пройденного в виде теста "Проверь себя". (Карточки).

1. К какому классу растений относится капуста?

К классу однодольных растений.

К классу двудольных растений.

2. Какие признаки указывают на принадлежность к классу двудольных растений?

Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, две семядоли в семени. Травянистый стебель, сетчатое жилкование листьев, строение цветка

3. Почему она получила название "крестоцветная"?

За расположение листьев

За строение кочана

За строение цветка.

4. К какой группе растений относится капуста?

Однолетнее.

Двулетнее.

5. Сколько дней проходит от посева до сбора урожая?

40 -70 дней.

150 - 180 дней.

120 - 150 дней.

6. Для чего человек выращивает капусту?

Употребление в пищу.

Для изготовления одежды.

Для украшения цветников.

VII. Итог урока.

- Что нового о капусте вы узнали сегодня на уроке?

VII. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о капусте по плану в тетрадях.

Литература:

  • Учебники: З.А.Клепенина «Естествознание. Растения» 7 класс. Е.Н.Макаревич «Биология. Растения. Грибы. Бактерии».

  • Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс.


© 2010-2022