- Преподавателю
- Биология
- План-конспект урока биологии «Практикум по решению генетических задач»
План-конспект урока биологии «Практикум по решению генетических задач»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бабушкина М.С. |
Дата | 18.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План-конспект урока.
Тема урока: Практикум по решению генетических задач.
Урок № 24.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Задачи урока
-
образовательные - закрепить знания закономерностей независимого наследования признаков, создать условия для отработки навыков решения простейших генетических задач;
-
воспитательные - создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к биологии и медицине; создать условия для творческого роста одаренных учащихся, слабым же учащимся позволить увидеть перспективу развития своих знаний и умений в области биологии; создать благоприятные условия для развития личности учащегося как индивидуальности;
-
развивающие - обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения простейших генетических задач; способствовать развитию умения понимать по условию задачи, о каком типе наследования идет речь, какой признак из данной пары является доминантным, вычислять генотип исследуемых особей; обеспечить условия для развития у учащихся умения оформлять генетические задачи.
Средства обучения: мультимедийный проектор, комплекты карточек с генетическими задачами трех уровней сложности (Приложение №1).
ЦОРы: авторская презентация
План урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Слайд презентации на экране
-
Организация начала урока.
Учитель объясняет цель данного урока - научиться решать генетические задачи, просит решить каждого самостоятельно, к какой из трех групп по уровню владения навыком решения задач он себя относит.
Определяются, к какой группе себя относят и рассаживаются по соответствующим рядам, получают карточки, начинают работать.
-
Практикум по решению задач.
Учитель большую часть своего времени уделяет группе №1, сидящей на первом ряду. Работая с ними фронтально, выясняет, какой признак из пары считается доминантным, какой рецессивным, какие два варианта генотипов встречаются у организмов, начинает с ними решать простейшую задачу на моногибридное скрещивание, вторую задачу предлагает решить самостоятельно. Для учащихся из первой группы, которые намерены получить положительную оценку за работу на этом уроке, учитель предлагает решить 1-2 задачи из карточки №2.
Учащиеся группы №1 работают под руководством учителя, группы №2 и №3 работают большей частью самостоятельно, поднимая руку, чтобы подозвать учителя для консультации.
Для второй группы учитель дает пояснения, что для получения оценки «отлично» необходимо решить минимум 4 задачи из 6-ти (обязательна задача на дигибридное скрещивание). В ходе урока учитель неоднократно обходит этих учащихся, просматривает их работы, дает подсказки и делает замечания по ходу решения и оформлению работ
Для третьей группы учитель дает пояснения, что для получения оценки «отлично» необходимо решить минимум 5 задач из 6-ти.
-
Домашнее задание.
Дает домашнее задание: выучить основные термины темы и формулировки трех законов Менделя, гипотезу чистоты гамет.
Записывают домашнее задание.
Приложение №1.
Карточка 1. Практикум по решению генетических задач.
-
Заполните пропуски в тексте: Г.Мендель скрещивая растения, отличающиеся по………………………………………, установил следующие закономерности:
-
Наследование……………………………..определяется……………………………………….;
-
Каждый признак контролируется ………………………………..аллелями, которые могут быть…………………………………………или……………………………………………………..;
-
Если два аллеля ………………………………., то организм называется гомозиготным и дает ………………………………….. гамет;
-
Если два аллеля ………………………………., то организм называется…………………………………..и дает ……………………………………….гамет;
-
У гетерозиготных особей в первом поколении проявляется ……………………..;
-
При оплодотворении гаметы объединяются…………………………………, и в результате такого объединения можно предсказать………………………………………….. .
-
У человека ген, определяющий карий цвет глаз, доминирует над геном, определяющим голубой цвет. Гомозиготный кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. Определите, какой цвет глаз могут иметь их дети.
-
Запишем обозначение генов.
ГЕН ПРИЗНАК
А -
А-
-
Определим возможные генотипы и фенотипы.
Генотип
Фенотип
АА
Карий цвет глаз
Аа
Голубой цвет глаз
-
Запишем схему скрещивания:
Р: аа АА При скрещивании двух гомозиготных организмов
гол кар (в соответствии с законом……………………………………)
все дети будут кареглазыми (по генотипу-………).
а
G:
F: Аа
Кар 100%
-
Гетерозиготная кареглазая женщина вышла замуж за гетерозиготного кареглазого мужчину. Может ли ребенок от этого брака быть голубоглазым?
-
Запишем схему скрещивания:
Р: Аа Аа При скрещивании двух гетерозиготных организмов
кар кар (в соответствии с законом……………………………………)
G: вероятность рождения голубоглазого ребенка -…
F:
Карточка 2. Практикум по решению генетических задач.
-
У человека ген, определяющий карий цвет глаз, доминирует над геном, определяющим голубой цвет. Гомозиготный кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. Определите, какой цвет глаз могут иметь их дети.
-
Гетерозиготная кареглазая женщина вышла замуж за гетерозиготного кареглазого мужчину. Может ли ребенок от этого брака быть голубоглазым?
-
У человека ген полидактилии (шестипалости) является доминантным по отношению к гену пятипалости.
-
От брака гетерозиготного шестипалого мужчины с женщиной с пятипалой кистью родились два ребенка: пятипалый и шестипалый. Определите генотип родившихся детей.
-
Гомозиготный шестипалый мужчина женился на пятипалой женщине. Определите генотип и фенотип их ребенка.
-
У кур черный цвет оперения обусловлен доминантным геном Е, красный - его рецессивным аллелем е. наличие гребня обусловлено доминантным геном С, отсутствие гребня - его рецессивным аллелем с. Красный петух, имеющий гребень, скрещивается с черной курицей без гребня. Получено многочисленное потомство, половина которого имеет черное оперение и гребень, а половина - красное оперение и гребень. Каковы наиболее вероятные генотипы родителей?
-
Муж и жена имеют вьющиеся (А) и темные (В) волосы. у них родился ребенок с вьющимися и светлыми волосами. Каковы возможные генотипы родителей?
-
При скрещивании двух свинок кремового цвета в потомстве происходит расщепление: 1 желтая, 1 белая, 2 кремовые. Какой тип взаимодействия аллельных генов имеет место в данном случае? Какое потомство следует ожидать при скрещивании кремовой свинки с белой?
Карточка 3. Практикум по решению генетических задач.
-
Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, отец которой имел карие глаза, а мать голубые. От этого брака родился голубоглазый сын. Определите генотипы всех упомянутых лиц. (карий цвет глаз доминирует)
-
При скрещивании двух свинок кремового цвета в потомстве происходит расщепление: 1 желтая, 1 белая, 2 кремовые. Какой тип взаимодействия аллельных генов имеет место в данном случае? Какое потомство следует ожидать при скрещивании кремовой свинки с белой?
-
Муж и жена имеют вьющиеся (А) и темные (В) волосы. У них родился ребенок с вьющимися и светлыми волосами. Каковы возможные генотипы родителей?
-
В семье, где родители хорошо слышали и имели: один гладкие волосы, а другой вьющиеся, - родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Вьющиеся волосы и нормальный слух доминируют. Определить генотипы родителей и детей.
-
У человека свободная мочка уха доминирует над несвободной, а подбородок с треугольной ямкой - над гладким подбородком. У мужчины - несвободная мочка уха и подбородок с треугольной ямкой, а у женщины - свободная мочка уха и гладкий подбородок. У них родился сын с несвободной мочкой уха и гладким подбородком. Какова вероятность рождения ребенка со свободной мочкой уха и гладким подбородком? Какова вероятность рождения ребенка с треугольной ямкой на подбородке?
-
При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью с черными кроликами с мохнатой шерстью получено потомство: 25% черных мохнатых; 25% черных гладких; 25% белых мохнатых; 25% белых гладких. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и тип скрещивания ( белый цвет и гладкая шерсть -рецессивные признаки).