Сюжетно-ролевые игры на уроках биологии

Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А.Сухомлинский.К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:● Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность к ней.● Важную рол...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая копилка для учителя биологии

(приёмы развивающего обучения)

  1. Сюжетно-ролевые игры на уроках биологии

Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А.Сухомлинский.

К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

● Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность к ней.

● Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

● Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

● Содержание игры должно быть интересно и значимо для ее участников: игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.

● Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

● Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности ее использования.

● Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

● Содержание игры должно быть интересно и значимо для ее участников: игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.

● Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

● Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности ее использования.

1.1.Урок - сказка по теме «Строение корня»

«В некотором царстве, в растительном государстве в деревеньке Мятлик жил был паренек по имени Корешок. Жил, не тужил, вместе со своей семьей корневой системой. Семья была замечательная: все в этой семье были равны, все удалы и сильны, и выделить кого-то главного было нельзя. А в соседней деревне Одуванчик жила другая семья, среди них сразу можно было узнать кто из них Главный Корень. Семьи работали хорошо, дружно и весело, но побывала у них в гостях злая колдунья. Была она злой и завистливой, решила разрушить, заколдовать эти семьи. Наслала на Мятлик и Одуванчик бурю - ураган, который все перепутал и разбросал, и отняла у корешков память.

Чтобы справиться с проклятием и вернуть мир и покой в государство нам нужно справиться с заданиями.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Ну-ка думай, вспоминай,

Корню быстро помогай!»

Задание 1.

Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид корневой системы?

Задание 2.

Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя. Укажите виды корней на схеме.

Задание 3.

В конвертах лежит изображение корня. Чтобы корешки ожили нужно так собрать корешок, чтобы участки корня (зоны) совпали с выполняемыми функциями. Данные занесите в таблицу.

Задание 4.

Чтобы узнать удалось ли нам разрушить колдовство, разгадаем кроссворд. Ключевое слово поможет нам это понять. ( Ключевое слово СПАСИБО).

1. Корневая система, имеющая главный корень. (Стержневой)

2. Название корня образующегося на стебле. (Придаточный)

3. Зона корня, в которой клетки увеличиваются в размерах. (Роста)

4. Зона корня, имеющая корневые волоски. (Всасывания)

5. Покрывает кончик корня. (Чехлик)

6. Корень, отходящий от главного. (Боковой)

7. Корневая система, в которой нельзя выделить главный корень. (Мочковатая)

«Спасибо, говорят нам корешки. Значит, мы справились со всеми заданиями и разрушили злобные чары. Опять, как и раньше корневые системы будут верой и правдой служить растениям. А пока мы боролись с колдовством, мы выяснили, как устроен и работает корень и корневая система».

1.2.Игра - путешествие.

Урок на тему «Семейство розоцветные»

- Сегодня нам предстоит необычное путешествие по удивительному царству растений отделу покрытосеменных, классу двудольных, где мы познакомимся с известным и знаменитым семейством розоцветных. Двигаясь по определенному маршруту, нам предстоит найти клад!

Станция первая «Загадкино»

Отгадав загадки, вы узнаете, какие растения относятся к данному семейству.

В сенокос - горька, Царицей цветов я зовусь,

А в мороз - сладка. На вид я прекрасна, нежна.

Что за ягода? Но тронешь меня невзначай

(Рябина) Почувствуешь, как я сильна.

(Роза)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела, Вкус у ягоды хорош,

Нежный запах источала. Но сорви ее поди-ка :

А когда пора настала, Куст в колючках будто еж,-

Разом сделалась она Вот и назван …

Вся от ягоды черна (Ежевика)

(Черемуха)

Стоит дерево древанское: Кто любит меня,

На нем платье шемаханское, Тот и рад поклониться.

Когти дьявольские, А имя дала мне

Крылья ангельские. Родная землица.

(Шиповник) (Земляника)

Станция вторая «Исследовательская»

На каждую парту раздают законсервированные в солевом растворе цветки сливы, малины, яблони, шиповника, препаровальные иглы, лупы. Необходимо подсчитать количество тычинок, пестиков, лепестков, чашелистиков и вывести общую формулу цветка.

Станция третья «Внимание! Розыск»

Каждой группе предлагается по четыре описания и пять рисунков с изображениями растений. Предлагается по описанию («фотороботу») определить растение, а для пятого составить описание самому, указав:

1. жизненная форма;

2. характер стебля;

3. листорасположение и особенности листьев;

4. особенности расположения цветков;

5. плод.

Составить общую характеристику для розоцветных.

Станция четвертая «Знайкино»

Используя учебник и дополнительную литературу составить схему - значение розоцветных. Форма произвольная.

Мы завершили путешествие и добыли бесценный клад - знания! Знания о розоцветных и окружающем нас мире. Но это только начало путешествия в огромный мир живой природы.

1.3.Дидактический спектакль.

Урок по теме «Происхождение птиц»

Инсценировка «Путешествие во времени»

Сизый голубь, случайно залетев в машину времени, попал в доисторическую эпоху - лес юрского периода.

Голубь. Что за фантастический лес, что за причудливые деревья!

Археоптерикс. Лес как лес: древовидные папоротники да хвощи. И чему тут удивляться.

Голубь. Ты кто?!

Археоптерикс. Я? Птица.

Голубь. Ты птица? Не смеши меня. Какая ты птица! Зубы, пальцы на крыльях…

Археоптерикс. Но крылья-то есть. И хвост…

Голубь. Крылья? Разве это крылья - тяжелые, коротенькие, а хвост - длинный, мясистый. Разве с этим полетаешь?

Археоптерикс. Ну, полетать может, и не полетаешь, но перелететь с дерева на дерево можно. Да и разве в полете дело?

Голубь. А в чем же. Что за птица без полета?!

Археоптерикс. Птеродактиль вон летает, не чета мне, но птицей не стал - ящер он и есть ящер. Самое главное перьевой покров. А перья у меня самые настоящие. Так что я птица - первоптица Археоптерикс.

Ребятам предлагается обсудить разговор голубя с археоптериксом. Выделить черты сходства и различия археоптерикса и птиц.


© 2010-2022