- Преподавателю
- Биология
- Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вострякова Г.С. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
№п/п
Дата
Тема
Количество
часов
Общие виды учебной деятельности
Планируемые результаты
Предметные результаты
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные результаты
П
Ф
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8ч)
1
Что такое живой организм.
1
Инструктаж по технике безопасности при работе в биологическом кабинете.
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль.
Наглядный, словесный.
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности. Знать свойства и основные признаки живого организма
Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения Уметь сопоставлять свойства живых организмов
Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Формировать познавательный интерес
2
Наука о живой природе
1
Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой.
Словесный, наглядный, частично-поисковый
Знать основные свойства живой природы
Уметь ставить задачу. Определять значение биологических знаний в современной жизни.
Формировать навыки осознания ценности живых объектов
3
Методы изучения природы.
1
Индивидуальная, работа в парах, группах.
Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний
Знать характеристику методов биологических исследований.
Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты.
Формировать ответственное отношение к обучению.
4
Увеличительные приборы.
Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними».
1
Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний
Знать устройство светового микроскопа, лупы.
Уметь работать с увеличительными приборами
Формировать навыки работы с увеличительными приборами
5
Живые клетки.
Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука».
Тест № 1
1
Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль.
Знать основные органоиды клетки.
Уметь находить отличия у живых клеток.
Формировать навыки сравнения живых клеток.
6
Химический состав клетки.
Практическая работа№1 «Определение химического состава семян пшеницы».
1
Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.
Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в семенах.
Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества
Уметь работать с наглядным материалом
Сформировать познавательный интерес. Сформировать представление о единстве живого.
7
Вещества и явления в окружающем мире.
Практическая работа №2 «Описание и сравнение признаков различных веществ».
1
Знать отличие веществ и явлений.
Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации.
Формировать познавательный интерес.
8
Великие естествоиспытатели.
Тест № 2
1
Индивидуальная. Работа в группах. Сообщения учащихся, работа с учебником.
Знать ученых сделавших, открытия.
Умение работать с разными источниками биологической информации.
Формировать познавательный интерес.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (15ч)
9
Как развивалась жизнь на Земле.
Тест № 3
1
Эвристическая беседа
Групповая работа, работа с учебником
Приобретение и первичный контроль знаний.
Просмотр фильма.
Практикум
Знать этапы развития жизни на Земле
К: умение слушать и вступать в диалог, работать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками
Р: умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов деятельности
П: Уметь находить закономерности
Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты
Формировать познавательный интерес.
Формировать уважительное отношение к учителю и одноклассникам
10
Разнообразие живого.
1
Индивидуальная, работа с учебником, приобретение знаний и первичный контроль, взаимоконтроль
Просмотр фильма
Знать отличия живых организмов друг от друга
К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог
Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
П: умение давать определениям понятия, классифицировать объекты, уметь систематизировать многообразие живого
Формировать этическое отношение к живым организмам
Формировать уважительное отношение к учителю и одноклассникам
11
Бактерии.
Тест № 4
1
Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, беседа, сообщения учащихся
Приобретение знаний и первичный контроль
Работа в парах
Знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий, давать характеристику, объяснять роль бактерий в природе и жизни человека
К: умение эффективно строить взаимодействие с одноклассниками
Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
П: умение работать с различными источниками информации , преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал
Формировать познавательный интерес, потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников
12
Грибы.
Лабораторная работа № 3.
«Строение шляпочных грибов.»
Тест № 5
1
Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль.
Знать особенности строения и жизнедеятельности грибов, их значение в природе и жизни человека. Дать характеристику съедобных и ядовитых грибов
К : умение работать в составе творческих групп
Р: умение организовывать выполнения задания учителя, развитие навыка самооценки и самоанализа
П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Формировать познавательный интерес, оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья
13
Общая характеристика растений. Водоросли.
Лабораторная работа №4 «Знакомство с внешним строением водоросли.»
1
Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, сообщения учащихся и беседа.
Просмотр фильма
Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей
К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение
Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов
П: Уметь дать характеристику водорослям,
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
14
Мхи.
Лабораторная работа № 5.
«Изучение строения мхов: сфагнума и кукушкина льна. »
Тест № 6
1
Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, сообщения учащихся и беседа
Знать особенности строения мхов
К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение
Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов
П: Уметь дать характеристику мхам, различать
виды мхов
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы,
уважительное отношение к учителю и одноклассникам
15
Папоротники.
Лабораторная работа № 6.
«Строение папоротника»
Тест № 7
1
Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа
Индивидуальная работа
Просмотр фильма
Знать особенности строения папоротников
К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение
Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов
П: Уметь дать характеристику папоротников Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
16
Голосеменные растения.
Тест № 8
1
Приобретение и закрепление знаний, беседа , индивидуальная работа и работа с учебником
Знать особенности строения голосеменных
К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение
Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов
П: Уметь дать характеристику
голосеменных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
17
Покрытосеменные (Цветковые ) растения.
Лабораторная работа № 7. «Органы цветкового растения»
Тест № 9
1
Эвристическая беседа, работа с учебником, работа в парах, первичный контроль знаний
Просмотр фильма.
Знать отличительные признаки цветковых растений
К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов
П: Уметь дать характеристику покрытосеменным
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
18
Значение растений в природе и жизни человека.
Тест № 10
1
Индивидуальная работа, проекты учащихся по заданным темам (презентации)
Просмотр фильма
Контроль и углубление знаний
Знать о значении растений в природе и жизни человека
К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение
Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию
П: Уметь узнавать изучаемые объекты в природе , различать лекарственные и ядовитые растения
Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям
Формирование навыков поведения в природе, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
19
Общая характеристика животных. Простейшие.
1
Эвристическая беседа, Наблюдение за передвижением животных, приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником в парах
Знать отличительные признаки
К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов
П: Уметь определять простейших
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы
Формировать осознание ценности живых объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья
20
Беспозвоночные.
1
Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа
Индивидуальная работа
Просмотр фильма
Знать отличительные признаки и значение беспозвоночных
К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов
П: Уметь определять беспозвоночных
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы
Формировать осознание ценности беспозвоночных, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья
21
Позвоночные
1
Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником,
Сообщения учащихся Просмотр фильма
Индивидуальная работа
Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение
К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов
П: Уметь находить на плакатах и систематизировать позвоночных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы
Формировать осознание ценности позвоночных, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья
22
Значение животных в природе.
1
Индивидуальная работа,
Контроль знаний, углубление знаний проекты учащихся по заданным темам (презентации)
Знать значение животных в природе.
К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение
Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию
П: Уметь находить изучаемые объекты в природе
Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям
Формирование навыков поведения в природе, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
23
Значение животных в жизни человека.
Проверочная работа № 1
1
Индивидуальная работа,
Контроль знаний, углубление знаний проекты учащихся по заданным темам (презентации)
Знать значение животных в жизни человека
К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение
Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию
П: Уметь находить изучаемые объекты в природе
Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям
Формирование навыков поведения в природе, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
Раздел 3. Среда обитания живых организмов - 5 часа
24
Три среды обитания.
1
Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль
Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания.
К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.
25
Жизнь на разных материках.
Тест № 11
1
Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль.
Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах.
К: овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Р: Развитие навыков оценки и самоанализа.
П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное.
Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.
26
Природные зоны Земли.
Практическая работа № 3.
Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации.
1
Индивидуальный, фронтальный. Приобретение знаний, контроль и самоконтроль. Словесные, наглядные.
Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка.
К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
П: умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.
Умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.
27
Жизнь в морях и океанах.
Тест № 12
1
Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся.
Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).
Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущие на дне.
К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете,
развитие навыков оценки и самоанализа
П: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
.
Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.
28
Что мы узнали о живой природе. Жизнь на Земле.
Проверочная работа № 2.
1
Контрольное-обобщение
Приведение в систему изученного материала
К: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассником.
Р: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практики.
П: умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Формирование стремления к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Раздел 4. Человек на Земле (7 часов)
29
Как человек появился на Земле?
Лабораторная работа № 8.
«Измерение своего роста и массы тела.»
1
Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.
Представление об эволюции человека как биологического и социального существа.
К: умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений перед одноклассниками.
Р: умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением.
П: умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства.
Осознание человека разумного как биологического вида.
30
Как человек изменил Землю.
1
Работа в группах, фронтальная. Словесные, наглядные. Сообщения учащихся, беседа, рассказ. Приобретение знаний.
Понимание закономерностей развития природной среды и соответствие хозяйственной деятельности человека законам развития природы.
Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе.
К: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
П: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Осознание необходимости личного участия в природоохранной деятельности.
31
Жизнь под угрозой.
1
Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.
Знание конкретных примеров негативной деятельности человека моделирование иного поведения человека на Земле.
К: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
П: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
формировать личные представления о причинах изменения биологического разнообразия и проблемах его сохранения, эмоционально - ценностного отношения к вопросу последствий влияния деятельности человека на живые организмы.
32
Не станет ли Земля пустыней?
1
Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.
Знание причин постепенного превращения засушливых земель в пустыню
К: адекватное восприятие устной речи и способность передавать в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Р: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.
П: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение влияния человека на природу.
33
Здоровье человека и безопасность жизни.
Практическая работа № 4. «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.»
Проверочная работа № 3.
1
Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.
Умение применять полученные на уроке знания на практике.
Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека.
К: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
П: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных.
34
Тест № 13.
Подготовка к исследовательскому проекту по выбранной проблеме.
35
Исследовательский проект «Есть ли экологические проблемы в нашем крае».
Тест № 14.
1
Стимулировать поисковую деятельность учащихся
Создать условия для выявления причинно-следственных связей: местоположение района, хозяйственная деятельность человека, экологические проблемы.
Способствовать обучению школьников умению выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения в процессе анализа собственного материала.