Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс


п/п

Дата

Тема

Количество

часов

Общие виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Предметные результаты

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные результаты

П

Ф


Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8ч)


1

Что такое живой организм.

1

Инструктаж по технике безопасности при работе в биологическом кабинете.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль.

Наглядный, словесный.

Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности. Знать свойства и основные признаки живого организма

Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения Уметь сопоставлять свойства живых организмов

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Формировать познавательный интерес

2

Наука о живой природе

1

Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой.

Словесный, наглядный, частично-поисковый

Знать основные свойства живой природы

Уметь ставить задачу. Определять значение биологических знаний в современной жизни.

Формировать навыки осознания ценности живых объектов

3

Методы изучения природы.

1

Индивидуальная, работа в парах, группах.

Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний

Знать характеристику методов биологических исследований.

Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты.

Формировать ответственное отношение к обучению.

4

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними».

1

Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний

Знать устройство светового микроскопа, лупы.

Уметь работать с увеличительными приборами

Формировать навыки работы с увеличительными приборами

5

Живые клетки.

Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Тест № 1

1

Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль.

Знать основные органоиды клетки.

Уметь находить отличия у живых клеток.

Формировать навыки сравнения живых клеток.

6

Химический состав клетки.

Практическая работа№1 «Определение химического состава семян пшеницы».

1

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в семенах.

Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества

Уметь работать с наглядным материалом

Сформировать познавательный интерес. Сформировать представление о единстве живого.

7

Вещества и явления в окружающем мире.

Практическая работа №2 «Описание и сравнение признаков различных веществ».

1

Знать отличие веществ и явлений.

Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации.

Формировать познавательный интерес.

8

Великие естествоиспытатели.

Тест № 2

1

Индивидуальная. Работа в группах. Сообщения учащихся, работа с учебником.

Знать ученых сделавших, открытия.

Умение работать с разными источниками биологической информации.

Формировать познавательный интерес.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (15ч)

9

Как развивалась жизнь на Земле.

Тест № 3

1

Эвристическая беседа

Групповая работа, работа с учебником

Приобретение и первичный контроль знаний.

Просмотр фильма.

Практикум

Знать этапы развития жизни на Земле

К: умение слушать и вступать в диалог, работать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками

Р: умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов деятельности

П: Уметь находить закономерности

Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты

Формировать познавательный интерес.

Формировать уважительное отношение к учителю и одноклассникам

10

Разнообразие живого.

1

Индивидуальная, работа с учебником, приобретение знаний и первичный контроль, взаимоконтроль

Просмотр фильма

Знать отличия живых организмов друг от друга

К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

П: умение давать определениям понятия, классифицировать объекты, уметь систематизировать многообразие живого

Формировать этическое отношение к живым организмам

Формировать уважительное отношение к учителю и одноклассникам

11

Бактерии.

Тест № 4

1

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, беседа, сообщения учащихся

Приобретение знаний и первичный контроль

Работа в парах

Знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий, давать характеристику, объяснять роль бактерий в природе и жизни человека

К: умение эффективно строить взаимодействие с одноклассниками

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

П: умение работать с различными источниками информации , преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Формировать познавательный интерес, потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников

12

Грибы.

Лабораторная работа № 3.

«Строение шляпочных грибов.»

Тест № 5

1

Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль.

Знать особенности строения и жизнедеятельности грибов, их значение в природе и жизни человека. Дать характеристику съедобных и ядовитых грибов

К : умение работать в составе творческих групп

Р: умение организовывать выполнения задания учителя, развитие навыка самооценки и самоанализа

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Формировать познавательный интерес, оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья

13

Общая характеристика растений. Водоросли.

Лабораторная работа №4 «Знакомство с внешним строением водоросли.»

1

Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, сообщения учащихся и беседа.

Просмотр фильма

Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

П: Уметь дать характеристику водорослям,

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

14

Мхи.

Лабораторная работа № 5.

«Изучение строения мхов: сфагнума и кукушкина льна. »

Тест № 6

1

Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, сообщения учащихся и беседа

Знать особенности строения мхов

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

П: Уметь дать характеристику мхам, различать

виды мхов

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы,

уважительное отношение к учителю и одноклассникам

15

Папоротники.

Лабораторная работа № 6.

«Строение папоротника»

Тест № 7

1

Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа

Индивидуальная работа

Просмотр фильма

Знать особенности строения папоротников

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

П: Уметь дать характеристику папоротников Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

16

Голосеменные растения.

Тест № 8

1

Приобретение и закрепление знаний, беседа , индивидуальная работа и работа с учебником

Знать особенности строения голосеменных

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

П: Уметь дать характеристику

голосеменных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

17

Покрытосеменные (Цветковые ) растения.

Лабораторная работа № 7. «Органы цветкового растения»

Тест № 9

1

Эвристическая беседа, работа с учебником, работа в парах, первичный контроль знаний

Просмотр фильма.

Знать отличительные признаки цветковых растений

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

П: Уметь дать характеристику покрытосеменным

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

18

Значение растений в природе и жизни человека.

Тест № 10

1

Индивидуальная работа, проекты учащихся по заданным темам (презентации)

Просмотр фильма

Контроль и углубление знаний

Знать о значении растений в природе и жизни человека

К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение

Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию

П: Уметь узнавать изучаемые объекты в природе , различать лекарственные и ядовитые растения

Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям

Формирование навыков поведения в природе, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

19

Общая характеристика животных. Простейшие.

1

Эвристическая беседа, Наблюдение за передвижением животных, приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником в парах

Знать отличительные признаки

К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль

Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов

П: Уметь определять простейших

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы

Формировать осознание ценности живых объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья

20

Беспозвоночные.

1

Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа

Индивидуальная работа

Просмотр фильма

Знать отличительные признаки и значение беспозвоночных

К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль

Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов

П: Уметь определять беспозвоночных

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы

Формировать осознание ценности беспозвоночных, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья

21

Позвоночные

1

Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником,

Сообщения учащихся Просмотр фильма

Индивидуальная работа

Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение

К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль

Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов

П: Уметь находить на плакатах и систематизировать позвоночных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы

Формировать осознание ценности позвоночных, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья

22

Значение животных в природе.

1

Индивидуальная работа,

Контроль знаний, углубление знаний проекты учащихся по заданным темам (презентации)

Знать значение животных в природе.

К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение

Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию

П: Уметь находить изучаемые объекты в природе

Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям

Формирование навыков поведения в природе, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

23

Значение животных в жизни человека.

Проверочная работа № 1

1

Индивидуальная работа,

Контроль знаний, углубление знаний проекты учащихся по заданным темам (презентации)

Знать значение животных в жизни человека

К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение

Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию

П: Уметь находить изучаемые объекты в природе

Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям

Формирование навыков поведения в природе, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

Раздел 3. Среда обитания живых организмов - 5 часа

24

Три среды обитания.

1

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль

Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.

25

Жизнь на разных материках.

Тест № 11

1

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль.

Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах.

К: овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Р: Развитие навыков оценки и самоанализа.

П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное.

Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.

26

Природные зоны Земли.

Практическая работа № 3.

Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации.

1

Индивидуальный, фронтальный. Приобретение знаний, контроль и самоконтроль. Словесные, наглядные.

Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П: умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.

Умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

27

Жизнь в морях и океанах.

Тест № 12

1

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся.


Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).

Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущие на дне.

К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете,

развитие навыков оценки и самоанализа

П: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

.

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

28

Что мы узнали о живой природе. Жизнь на Земле.

Проверочная работа № 2.

1

Контрольное-обобщение

Приведение в систему изученного материала

К: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассником.

Р: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практики.

П: умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Формирование стремления к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Раздел 4. Человек на Земле (7 часов)

29

Как человек появился на Земле?

Лабораторная работа № 8.

«Измерение своего роста и массы тела.»

1

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Представление об эволюции человека как биологического и социального существа.

К: умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений перед одноклассниками.

Р: умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением.

П: умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства.

Осознание человека разумного как биологического вида.

30

Как человек изменил Землю.

1

Работа в группах, фронтальная. Словесные, наглядные. Сообщения учащихся, беседа, рассказ. Приобретение знаний.

Понимание закономерностей развития природной среды и соответствие хозяйственной деятельности человека законам развития природы.

Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе.

К: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

П: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Осознание необходимости личного участия в природоохранной деятельности.

31

Жизнь под угрозой.

1

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Знание конкретных примеров негативной деятельности человека моделирование иного поведения человека на Земле.

К: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

П: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

формировать личные представления о причинах изменения биологического разнообразия и проблемах его сохранения, эмоционально - ценностного отношения к вопросу последствий влияния деятельности человека на живые организмы.

32

Не станет ли Земля пустыней?

1

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Знание причин постепенного превращения засушливых земель в пустыню

К: адекватное восприятие устной речи и способность передавать в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Р: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.

П: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение влияния человека на природу.

33

Здоровье человека и безопасность жизни.

Практическая работа № 4. «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.»

Проверочная работа № 3.

1

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Умение применять полученные на уроке знания на практике.

Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека.

К: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

П: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных.

34

Тест № 13.

Подготовка к исследовательскому проекту по выбранной проблеме.


35

Исследовательский проект «Есть ли экологические проблемы в нашем крае».

Тест № 14.

1

Стимулировать поисковую деятельность учащихся

Создать условия для выявления причинно-следственных связей: местоположение района, хозяйственная деятельность человека, экологические проблемы.

Способствовать обучению школьников умению выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения в процессе анализа собственного материала.





















































© 2010-2022