Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по предмету биология составлена на основе: •          федерального компонента государственного образовательного стандарта основного (общего) образования (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089); •          авторской  программы основного общего образования по биологии Пономаревой И.Н.,  Кучменко В.С. Из сборника «Природоведение. Биология. Экология» 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008; •          регионального компонента («Региональный компонент общего...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГУМАНИТАРНАЯ ГИМНАЗИЯ № 8»

г. Северодвинска





Рассмотрено «Утверждаю»

на методическом совете директор МБОУ

Протокол № 6 «Гуманитарная гимназия № 8»

от 26 мая 2014 г. ______________ Н.П. С.

1 сентября 2014 г.


Рабочая учебная программа

по предмету

Биология


основное общее образование

6 аб


2014 - 2015 учебный год


Составитель программы: Михеева О.В.,

учитель биологии

первой квалификационной категории

Учитель, реализующий программу:

Михеева О.В.,

учитель биологии

первой квалификационной категории






Программа по биологии для 6 класса составлена на основе программы Пономаревой И.Н., Кучменко В.С. Растения. Грибы. Лишайники //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2008; сборника «Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области»- Архангельск, 2006г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету биология составлена на основе:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного (общего) образования (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);

  • авторской программы основного общего образования по биологии Пономаревой И.Н., Кучменко В.С. Из сборника «Природоведение. Биология. Экология» 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2008;

  • регионального компонента («Региональный компонент общего образования Архангельской области. Биология». Архангельск, АО ИППК РО, 2006 год)

  • учебного плана гимназии.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. -3-е изд., перераб.- М.: Вентана - Граф, 2009. - 240 с.:ил.

Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления.

Срок реализации программы по биологии 6 класс составляет 1 год.

Общее количество часов по программе может варьироваться в соответствии с годовым календарным учебным графиком. Обязательное количество часов - 68 (34 учебные недели), максимальное количество часов - 70 (35 учебных недель). Данная рабочая программа рассчитана на изучение предмета 2 часа в неделю в течение 1 года (68 часов).

В рабочую программу по биологии для 6 класса включен региональный компонент (34 часа).

Рабочая программа предполагает параллельное изучение федерального и регионального компонентов. Но такие темы как «Клеточное строение растений», «Царство Бактерий», а также частично «Органы цветковых растений», «Основные процессы жизнедеятельности растений», не могут быть рассмотрены в региональном компоненте (на основе сборника «Региональный компонент общего образования Архангельской области (биология)»). Поэтому в данной программе при изучении некоторых тем на изучение регионального компонента отводится больше часов, чем на изучение федерального компонента.

В данной рабочей программе произошло увеличение количества часов в разделах № 1 «Общее знакомство с растениями» на три часа, № 5 «Основные отделы царства растений» на 19 часов, № 6 «Историческое развитие растительного мира на Земле» на два часа, № 8 «Царство Грибы. Лишайники» на два часа, № 9 «Природные сообщества» на 4 часа. Увеличение часов произошло за счет регионального компонента.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Для систематического и разноуровневого контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся, полученных при изучении биологии, используются тесты, обобщающие уроки.

Содержание

1. Введение. Общее знакомство с растениями (6 часов).

Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях - ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Многообразие растений Архангельской области. Основные направления применения ботанических знаний.

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

Лабораторная работа:

1. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения(на примере пастушьей сумки, ветки сосны с шишками)

Экскурсии:

1. Мир растений вокруг нас.

2. Клеточное строение растений (2 часов)

Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические.

Процессы жизнедеятельности клеток: рост деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды.

Лабораторные работы:

1. Знакомство с клетками растений (на примере клеток томата и кожицы лука)

3. Органы цветковых растений (10 часов)

Семя(2 часа)

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Условия прорастания семян. Особенности прорастания семян на Севере. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян.

Лабораторные работы:

1. Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли)

Корень (1 час)

Виды корней (главный, боковые, придаточные).Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.

Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения.

Побег (5 часов)

Строение и значение побегов для растений. Почва - зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. Разнообразие листьев и их значение для растений.

Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица.

Лабораторная работа:

1. Строение вегетативных и генеративных почек

2. Строение корневища, клубня и луковицы

Экскурсии:

1. Жизнь растений зимой

Цветок и плод (2 часа)

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик.

Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

4. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов)

Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).

Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез - процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.

Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ - обеспечение связи организма с окружающей средой.

Роль воды в жизнедеятельности растений.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений.

Лабораторная работа:

1.Черенкование комнатных растений

5. Основные отделы царства растений (25 часов)

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.

Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе Архангельской области. Охрана моховидных растений.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников. хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Многообразие папоротниковидных Архангельской области. Охрана растений и мест их произрастания.

Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека (на примере Архангельской области)

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений.

Экскурсии:

1. Представители отделов царства растений (уголок живой природы в школе)

6. Историческое развитие растительного мира на Земле (3 часа)

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.

7. Царство Бактерии (2 часа)

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие прокариотах.

Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).

8. Царство Грибы. Лишайники (5 часов)

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы - Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы - дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы (на примере представителей Архангельской области)

Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека.

Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников (на примере Архангельской области)

Лабораторная работа:

1. Изучение строения плесневых грибов

9. Природные сообщества (7 часов)

Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз - совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

Экскурсии:

1. Жизнь растений в весенний период года

Заключение по курсу (1 час)

Учебно-тематическое планирование


Название темы

Кол-во часов

Лабораторные

работы


Экскурсии

1

Введение. Общее знакомство с растениями

6

+

+

2

Клеточное строение растений

2

+


3

Органы цветковых растений




3.1.

Семя

2

+


3.2

Корень

1



3.3

Побег

5

++

+

3.4

Цветок и плод

2



4

Основные процессы жизнедеятельности растений

7

+


5

Основные отделы царства растений

25


+

6

Историческое развитие растительного мира на Земле

3



7

Царство Бактерии

2



8

Царство Грибы. Лишайники

5

+


9

Природные сообщества

7


+

10

Заключение по курсу биология 6 класс

1



Итого:

68

7

4

*Лабораторные работы проводятся в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ по выбору учителя.

Обязательные лабораторные работы:

  1. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения (на примере пастушьей сумки, ветки сосны с шишками)

  2. Знакомство с клетками растений (на примере клеток томата и кожицы лука)

  3. Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли)

  4. Строение вегетативных и генеративных почек

  5. Строение корневища, клубня и луковицы

  6. Черенкование комнатных растений

  7. Изучение строения плесневых грибов

Обязательные экскурсии:

  1. Мир растений вокруг нас.

  2. Жизнь растений зимой

  3. Представители отделов царства растений (уголок живой природы в школе)

  4. Жизнь растений в весенний период года

Календарно-тематическое планирование

№ п.п.

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

по программе

Л/Р

Экскурсии

Примерная дата

Д/З

Введение

1

1. Наука о растениях - ботаника.

1


01.09

Стр. 4-7, §3, реферат, определ.

Раздел 1. Общее знакомство с растениями

2

1. Мир растений.







5

05.09

§1, вопросы,

определ

3

2. Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений.

Л/Р № 1

08.09

§2, вопросы,

определ.

4

3. Условия жизни растений

12.09

§4

вопросы,

определ

5

4. РК Сезонные изменения в природе. Ведение дневника наблюдений (фенологические наблюдения).

15.09

§5, подг. ответы на вопросы с. 24-25

6

5. РК Экскурсия «Мир растений вокруг нас»

Экс. № 1

19.09

Отчет

Раздел 2. Клеточное строение растений


7

1. Особенности растительной клетки



2

Л/Р № 2

22.09

§7, таблица

8

2. Жизнедеятельность клетки

26.09

§8, вопросы, определ.

Раздел 3. Органы цветковых растений

Семя



9

1. Семя. Внешнее и внутреннее строение семени.




2

Л/Р № 3

29.09

§10, таблица, определ.


10

2. Условия прорастания семян.


03.10

§10, 11,

опыт с семенами, вопросы

Корень


11

1. Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.


1


06.10

§13, определ.

Побег


12

1. Побег. Строение и значение побега. Развитие побегов из почек растения.






5

Л/Р № 4

10.10

§16, 17

определ.

13

2. Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Значение листа в жизни растения


13.10

§18, 19 вопросы,

определ., таблица

14

3. Стебель, его внешнее и внутреннее строение стебля и значение.

17.10

§20, вопросы,

определ.

15

4. Видоизменения побегов.

Л/Р № 5

20.10

§21, рефераты

16

Р.К. 5. Экскурсия «Зимние явления в жизни растений»

Экс. № 2

24.10

Отчет по экскурсии

Цветок и плод


17

1. Цветок - генеративный орган, его строение и значение





2


27.10

§22, вопросы,

определ.

18

2. Плод. Разнообразие и значение плодов.

31.10

§24, задание в тетрадях

Раздел 4. Основные процессы жизнедеятельности растений

19

1. Минеральное (почвенное) питание растений















7

10.11

§26, вопросы, определ.

20

2. Воздушное питание растений - фотосинтез.

14.11

§27, вопросы, таблица, определ.

21

3. Дыхание и обмен веществ у растений

17.11

§29, вопросы, определ.

22

4. Значение воды в жизнедеятельности растений.

21.11

§30, вопросы, определ.,

23

5. Размножение и оплодотворение у растений.


24.11

§31, вопросы

24

6. Использование вегетативного размножения человеком.

Л/Р № 6


§33 схемы

25

7. Рост и развитие растительного организма.

28.11

§34, вопросы

Раздел 5. Основные отделы царства растений

26

1. РК Основные группы растений (водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, цветковые)






25


01.12

Записи в тетради

27

2. РК Экскурсия «Представители отделов царства растений»

Экс. № 3

05.12

Отчет

28

3. Водоросли. Общая характеристика водорослей. Значение водорослей.


08.12

§37, рефераты

29

4. РК Водоросли. Многообразие водорослей. Строение многоклеточных водорослей.


12.12

Конспект

30

5. РК Бурые и красные водоросли Белого моря.


15.12

Сообщения

31

6. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.


19.12

§39, таблица

32

7. РК Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.


22.12

Записи в тетради

33

8. Папоротники. Хвощи. Плауны.


26.12

§40, вопросы

34

9. РК Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания.



Рефераты

35

10. РК Папоротники, хвощи, плауны. Роль в природе и жизни человека, их охрана.



Записи в тетради, таблица

36

11. РК Отдел Голосеменные



§41,

вопросы, определ.

37

12. РК Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания.



§41,

Записи в тетради

38

13. РК Распространение голосеменных. Значение голосеменных в природе и жизни человека, их охрана.


§41,

рефераты

39

14. Отдел Покрытосеменные.


§42,

таблица

40

15. РК Цветковые растения и их многообразие.


§42,

Записи в тетради

41

16. РК Охрана растений. Красная книга Архангельской области.


§42,

таблица

42

17. Систематика растений. Семейства класса Двудольные.


§36, 43,

таблица

43

18. РК Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства Мотыльковые (Бобовые)


§43,

таблица

44

19. РК Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства Крестоцветные (Капустные)


§43,

таблица

45

20. РК Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства Сложноцветные (Астровые)


§43,

таблица

46

21. РК Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства Розоцветные


§43,

таблица

47

22. Семейства класса Однодольные


§44,

таблица

48

23. РК Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков.


§44,

таблица

49

24. РК Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика лилейных.


§44,

таблица

50

25 РК Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания.


Записи в тетради

Раздел 6. Историческое развитие растительного мира на Земле.

51

1. Многообразие и происхождение культурных растений.




3

§47, таблица


52

2. РК Влияние деятельности человека на растительные сообщества.

Записи в тетради

53

3. РК Роль человека в природе. Охрана природы. Красная книга.

Записи в тетради

Раздел 7. Царство Бактерии

54

1. Бактерии. Общая характеристика, строение. Многообразие бактерий.



2

§49, 50 вопросы, определ., сообщ.

55

2. Значение бактерий в природе и жизни человека.

§51 вопросы, таблица

Раздел 8. Царство Грибы. Лишайники

56

1. Царство Грибы. Общая характеристика.





5

Л/Р № 7

§52, вопросы

57

2. РК Многообразие и значение грибов Архангельской области


§ 53, записи в тетради

58

3. РК Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана.


Записи в тетради

59

4. Лишайники. Общая характеристика и значение.

§54, задание в тетради

60

5. РК Лишайники, их строение, разнообразие

Записи в тетради

Раздел 9. Природные сообщества.

61

1. Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.




7



§55, отчет

62

2. РК Понятие о растительном сообществе как совместной жизни растений. Основные экологические факторы и их влияние на растения.


§56, отчет

63

3. РК Характеристика основных экологических групп растений.


Записи в тетради

64

4. РК Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания.


Записи в тетради

65

5. РК Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов)


Записи в тетради

66

6. РК Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк - смешанный лес - ельник)


Записи в тетради

67

7. РК Экскурсия «Жизнь растений в весенний период года»

Экс. № 4

отчет

68

Роль человека в природе. Охрана природы. РК Красная книга. Архангельской области. Задание на лето.

1


Записи в тетради


ИТОГО

68 часов (из них РК - 34)

7 Л/Р

4

экскурсии


Контрольно-измерительные материалы


Лабораторная работа № 1

по теме: " Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения (на примере пастушьей сумки, ветки сосны с шишками)"

Цель: познакомиться с внешним строением цветкового и спорового растения, научиться распознавать его вегетативные и репродуктивные органы.

Оборудование: 1) растение пастушья сумка, ветка сосны с шишками

2) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите растение пастушью сумку.

2. Найдите:

- корень и побег, определите их размеры;

- цветки и плоды, определите их размеры, форму, окраску и количество;

- вскройте плод, что находится внутри?

Оформление результатов: зарисуйте внешний вид растения;

пользуясь текстом учебника, подпишите вегетативные органы пастушьей сумки зеленым цветом, а генеративные - красным.

Вывод: у цветковых растений есть следующие органы…

Лабораторная работа № 2

по теме: " Знакомство с клетками растений (на примере клеток томата и кожицы лука)".

Цель: научиться готовить временные микропрепараты,

закрепить умение пользоваться микроскопом.

Оборудование: 1) микроскоп;

2) предметное и покровное стекла;

3) флакон с водой;

4) луковица, томат

Ход работы:

1. На предметное стекло капните каплю воды.

2. С чешуи лука снимите кусочек кожицы, поместите его на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

3. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат.

4. На предметное стекло положите мякоть томата, рассмотрите микропрепарат под микроскопом.

5. Сравните результаты.

Оформление результатов:

зарисуйте клетки кожицы лука и томата, укажите увеличение микроскопа, при котором вы их увидели.

Вывод: чтобы приготовить микропрепарат, нужно…

Лабораторная работа № 3

по теме: " Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли)"

Цель: познакомиться со строением семян двудольных растений

Оборудование: 1) проросшие семена фасоли;

2) лупа,препаровальная игла

Ход работы:

  1. Рассмотрите плоды фасоли - бобы. Раскройте их. Рассмотрите, как прикреплены в бобе семена.

  2. Рассмотрите внешний вид семенит фасоли, отметьте его форму и окраску.

  3. Найдите рубчик семявход.

  4. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени кожуру.

  5. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корешок, стебель и почечку.

  6. Определите, в какой части семени находятся питательные вещества.

  7. Зарисуйте семя и надпишите его части.

Сделайте вывод, почему фасоль относят к двудольным растениям?

Лабораторная работа № 4

по теме: "Строение вегетативных и генеративных почек"

Цель: познакомиться с расположением почек на стебле, их внешним и внутренним строением, научиться сравнивать их

Оборудование: 1) побег с почками;

2) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите побег, найдите верхушечную и пазушные почки.

2. Отделите от побега одну почку, пользуясь лупой и текстом учебника, найдите почечные чешуи, зачаточный стебель, зачаточные листья.

3. Рассмотрите вегетативную и генеративную почки. Опишите, чем они отличаются друг от друга.

Оформление результатов:

1. Зарисуйте и подпишите расположение почек на стебле.

2. Сделайте схематический рисунок почки, подпишите ее части.

Сделайте вывод, в котором сравните вегетативную и генеративную почку и обоснуйте, почему почку называют зачаточным побегом.

Лабораторная работа № 5

по теме: "Строение корневища, клубня, луковицы"

Цель: изучить строение видоизмененных подземных побегов,

научиться приводить аргументы и делать выводы,

производя доказательство.

Оборудование: 1) гербарный лист с корневищным растением;

2) клубень картофеля;

3) луковица лука;

4) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите на гербарии корневище, найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.

2. Рассмотрите клубень картофеля, найдите на нем глазки.

3. Рассмотрите разрезанную луковицу лука, найдите стебель и листья.

Оформление результатов:

зарисуйте корневище, клубень и луковицу в тетрадь и подпишите их части.

Сделайте вывод, в котором объясните назначение подземных побегов и докажите, что корневище, клубень и луковица - видоизменённые побеги.

Лабораторная работа № 6 (домашняя)

по теме: "Черенкование комнатных растений"

Цель: научиться черенковать комнатные растения

и вести наблюдения за развитием черенков

Оборудование: комнатные растения (традесканция, колеус, сансевьера, сентполия и др.).

Ход работы:

1. Рассмотрите побеги традесканции, колеуса, разрежьте побег на черенки с 3-4 листьями на каждом, удалите нижний лист; поставьте черенки на 1/3 в воду.

2. Срежьте у сентполии или глоксинии лист и поставьте в неглубокую воду.

3. Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые черенки длиной по 5-6 см и поставьте в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).

Пронаблюдайте за развитием корней у черенков (запишите даты появления первых корней, развития корней длиной 1,5 - 2 см) и сделайте вывод.

Лабораторная работа № 7

по теме: "Изучение строения плесневых грибов"

Цель: познакомиться со строением шляпочных, плесневых грибов и дрожжей, научиться сравнивать их и делать выводы.

Оборудование: 1) набор картинок шляпочных грибов;

2) микропрепарат "Плесень мукор";

3) культура дрожжей;

4) микроскоп, пипетка, предметное и покровное

стекла.

Ход работы:

1. Рассмотрите набор картинок шляпочных грибов, разделите их на пластинчатые и трубчатые.

2. Рассмотрите под микроскопом плесневый гриб мукор, в учебнике - пеницилл.

3. Приготовьте и рассмотрите микропрепарат дрожжей.

Оформление результатов:

1. Выпишите в тетрадь названия пластинчатых и трубчатых грибов. Напишите их сходства и различия.

2. Зарисуйте мукор и пеницилл. Напишите их сходства и различия.

3. Зарисуйте дрожжевую клетку.

Сделайте вывод об особенностях строения шляпочных, плесневых грибов и дрожжей.

Требования к уровню подготовки учащихся, изучивших курс

Учащиеся должны знать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; популяций; экосистем и биосферы; растений, животных и грибов Архангельской области;

  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

  • основные данные о распространении различных видов зависимостей;

  • собственные индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;

  • специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • основные методы осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;

  • эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека; необходимость защиты окружающей среды.

Учащиеся должны уметь

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения различных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • выявлятьизменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания;

  • сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • определятьпринадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • использованиеприобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии

Общедидактические

Оценка «5» ставится в случае:

  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

  3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:

  1. Знания всего изученного программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

  3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае:

  1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

  2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

  3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

  1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

  2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1» ставится в случае:

Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

  3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

  2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

  3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится в случае:

Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

  2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

  2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет не менее половины работы.

  2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

  3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.

  2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

  3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1» ставится в случае:

Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы

Оценка «5» ставится, если:

  1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

  2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

  3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

  4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

  2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

  2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

  3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

  4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

  2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Оценка «1» ставится в случае:

Нет ответа.




Список литературы

Учебно-методический комплект


Наименование учебника:

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. -3-е изд., перераб.- М.: Вентана - Граф, 2009. - 240 с.:ил.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. В.И. Артамонов Занимательная физиология растений - М.: Агропромиздат, 1991.

  2. Б.Н. Головкин О чем говорят названия растений - М.: Колос, 1992.

  3. М.С. Кузнецова, А.С. Резникова Сказание о лекарственных растениях - М.: Высшая школа, 1992

  4. И. Петерман, В. Чирнер Интересна ли ботаника? - М.: Мир, 1979

  5. Энциклопедия для детей. Том 2 Биология - М.: Аванта+, 2001

Методическая литература для учителя:

  1. Акимов С.И. и др. Учебно-образовательная серия Биология в таблицах, схемах, рисунках- М: Лист-Нью, 2004

  2. Пономарева И.Н., Кучменко В.С. 6 класс. Растения. Грибы. Лишайники (68 часов, 2 раза в неделю)//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2008.

  3. Е. Шалапенок, Л. Камлюк, Н. Лисов Тесты по биологии - М.: Айрис-Пресс, 1999.

Электронные методические пособия:

  1. 1:С Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл.,

  2. Кассеты «Биология» ч.1-4

  3. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Растительный мир.

  4. Ботаника 6-7 класс (таблицы, схемы)


© 2010-2022