Статья на тему Применение цифровой лаборатории Архимед на уроках биологии в 8 классе

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение ЦЛ «Архимед» на уроках биологии.

Методические разработки уроков.

Учитель биологии Соколова Т. И.

ГБОУ СОШ №368

г. Санкт - Петербург


Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений,

рождённых только воображением».

Ломоносов

Цифровая лаборатория (ЦЛ) «Архимед» - это новое поколение оборудования для проведения лабораторных работ, исследований по биологии. Работа с цифровой лабораторией вызывает интерес у учащихся, формирует навыки исследовательской работы. Это особенно важно, т. к. школа №368 - школа с углублённым изучением английского языка. Поэтому программа школы и интерес учащихся направлен на гуманитарные предметы. Применение информационных технологий, в т. ч. ЦЛ «Архимед» на уроках биологии помогает заинтересовать учащихся предметом. Без этого в современном мире невозможно образование.

Чаще учителя используют лабораторию во внеклассной работе. Считаю, что очень важно привлекать как можно больше учащихся к работе с лабораторией.

В программе базового уровня по биологии не отводится отдельных часов для лабораторных работ. Использование цифровой лаборатории требует дополнительного времени на уроке.

Применение лаборатории на уроках имеет особенности: работают учащиеся всего класса, есть ограничения по времени. Поэтому при подготовке к уроку необходимо всё продумать до мелочей. Заранее с учащимися кружка проделываем работу, записываем видеофрагмент. К уроку составляю инструктивные карточки, которые помогут учащимся в работе. Перед уроком необходимо сделать акцент на дисциплинированность и аккуратность во время проведения лабораторной работы.

Вашему вниманию предлагаю разработки трёх уроков в 8 классе с применением ЦЛ «Архимед», чтобы обосновать использование новой техники.

1. Урок «Круги кровообращения». На этом уроке проводится две лабораторные работы, описание которых есть в тексте учебника на стр. 109-110. Одна из них _ «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». Эту работу в традиционной форме заменяю на работу с использованием ЦЛ, а традиционную предлагаю выполнить дома, результаты оформить в рабочей тетради. Считаю, что такая форма проведения лабораторной работы в классе вызывает больший интерес у учащихся. На следующем уроке обсуждаем результаты двух работ.

2. Урок «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья». Чтобы на уроке использовать ЦЛ, часть материала урока (болезни и травмы органов дыхания) перенесла на предыдущий урок. На этом уроке учащимся предлагаю выполнить лабораторную работу «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» в традиционной форме, описание которой представлено в учебнике на стр. 147-148, с применением ЦЛ «Измерение объёма лёгких». Учащиеся узнают, что существуют разные методы исследования возможностей дыхательной системы.

3. Урок «Роль кожи в терморегуляции». В программе темы «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» нет лабораторной работы. Поэтому, скорректировав темы уроков, не меняя их количество, отвожу один урок на лабораторную работу «Выделительная и терморегуляторная функция кожи» с применением ЦЛ с последующим обсуждением результатов. Эта работа даёт наглядное представление о выделительной и терморегуляторной функции кожи.

Конечно, такая форма выполнения лабораторных работ вызывает интерес у всех учащихся, а не только у тех, которые увлечены предметом.

Лабораторная работа «Нарушение кровообращения при перетяжке»

Инструктивная карточка

Цель: доказать терморегуляторную функцию крови, и негативное влияние перетяжки на ткани и органы. Получить график зависимости температуры кожных покровов от продолжительности наложения перетяжки.

Оборудование

1) Прочная нить или тонкий шнур длиной около 40-60 см.

2) Из комплекта ЦЛ «Архимед»: Nova, датчик температуры

Порядок выполнения работы

  1. Запустите программу с рабочего стола: Пуск → Программы → Наука → Multilab

Будет запущена программа в графическом режиме по умолчанию.

  1. Произведите настройку датчика: Регистратор → Настройка

Настройка параметров измерений: - частота измерений - 10 замеров/сек.,

число замеров - 5000

  1. Приступайте к выполнению опыта, пока ваши пальцы свободны. Сожмите конец датчика между большим и указательным пальцами левой (или правой) руки.

Начинайте регистрацию данных. Для этого нажмите кнопку Старт Статья на тему Применение цифровой лаборатории Архимед на уроках биологии в 8 классе.

  1. Записывайте данные не менее 30 сек..

  2. Не прекращая записи данных, на несколько секунд отпустите датчик, быстро и туго обмотайте оба пальца (по отдельности!) ниткой, затем снова сожмите конец датчика.

  3. Продолжайте запись, отмечая внешние признаки нарушения кровообращения (покраснение, снижение чувствительности), примерно 5 минут.

  4. Не прекращая записи данных, на несколько секунд отпустите датчик, быстро снимите нитку, затем снова сожмите конец датчика.

  5. Дождитесь стабилизации показаний датчика, и остановите запись, нажав кнопку Стоп. Статья на тему Применение цифровой лаборатории Архимед на уроках биологии в 8 классе.

Анализ результатов эксперимента в программе MultiLab

1. Откройте файл эксперимента. Сравните температуру в начале опыта с минимальной температурой, полученной в ходе измерений, и с температурой в конце опыта.

Нажмите кнопку Статья на тему Применение цифровой лаборатории Архимед на уроках биологии в 8 классе. для указания начальной точки фрагмента графика.

Переместите стрелку в начало фрагмента (перемещение осуществляется за конец стрелки). Запишите показания в тетрадь.

С помощью кнопки Статья на тему Применение цифровой лаборатории Архимед на уроках биологии в 8 классе. укажите конец фрагмента графика. Запишите показания в тетрадь.

2. Создайте отчёт по проделанной работе. Документ должен содержать:

тему работы, цель работы, результат эксперимента, вывод по работе

Лабораторная работа №3 «Измерение объёма лёгких»

Инструктивная карточка


Цель работы: измерить объём лёгких при спокойном и глубоком дыхании., определить выносливость дыхательной мускулатуры.

Оборудование: измерительный интерфейс NOVA5000, датчик дыхания - пневмотахометр (спирометр).

Порядок выполнения работы

  1. Запустите программу с рабочего стола: Пуск → Программы → Наука → Multilab

Будет запущена программа в графическом режиме по умолчанию.

2. Приступайте к выполнению опыта. Нажмите кнопку Старт Статья на тему Применение цифровой лаборатории Архимед на уроках биологии в 8 классе.

3. Сделайте выдох в мундштук датчика.

4. Остановите запись, нажатием клавиши Стоп Статья на тему Применение цифровой лаборатории Архимед на уроках биологии в 8 классе.

5. Выделите двумя курсорами Статья на тему Применение цифровой лаборатории Архимед на уроках биологии в 8 классе. и Статья на тему Применение цифровой лаборатории Архимед на уроках биологии в 8 классе. область на графике, соответствующую одному выдоху. Для этой области проведите математическую обработку - сосчитайте интеграл: Инструмент Анализ Интеграл. Определилось обозначение интеграла на графике. Полученный результат поделите на 60. Оцените свой объём лёгких.

6. Повторите опыт при глубоком выдохе. Проведите математическую обработку данных.

7. Работу оформите в виде таблицы.


№ измерения

Объём (л)

Спокойный выдох

Глубокий выдох


8. Определите выносливость дыхательной мускулатуры: сделайте подряд 5 проб при спокойном выдохе. Сформулируйте вывод (выносливость дыхательной мускулатуры считается хорошей, если результаты не снижаются).

9. Создайте отчёт по проделанной работе. Документ должен содержать:

тему работы, цель работы, вывод по работе.

Лабораторная работа «Выделительная и терморегуляторная функция кожи»

Инструктивная карточка


Цель: исследовать выделительную и терморегуляторную функцию кожи, выявить зависимость интенсивности потоотделения от температуры окружающей среды.

Оборудование: NOVA, датчик температуры, датчик влажности, соединительный провод для датчика, герметичный прозрачный полиэтиленовый пакет.

Порядок выполнения работы:

1) Запустите программу с рабочего стола: Пуск → Программы → Наука → Multilab

Будет запущена программа в графическом режиме по умолчанию.

2) Произведите настройку датчика: Регистратор → Настройка

Настройка параметров измерений:

частота измерений - 10 замеров/сек.

число замеров - 1000

3) Положите в полиэтиленовый пакет датчики влажности и температуры.

4) Наденьте пакет с датчиками на кисть руки так, чтобы датчик температуры не касался руки, и закрепите его в области запястья с помощью резинового кольца или шнурка.

5) Приступайте к выполнению опыта. Нажмите кнопку Старт Статья на тему Применение цифровой лаборатории Архимед на уроках биологии в 8 классе.

6) Записывайте данные примерно 1-2 минуты.

7) Остановите запись, нажатием клавиши Стоп Статья на тему Применение цифровой лаборатории Архимед на уроках биологии в 8 классе.

8) Снимите пакет с руки.

9) Проведите анализ эксперимента. Можно просмотреть показания только одного датчика, воспользуйтесь раскрывающимися меню над изображением табло. Статья на тему Применение цифровой лаборатории Архимед на уроках биологии в 8 классе.

10) Выделите двумя курсорами Статья на тему Применение цифровой лаборатории Архимед на уроках биологии в 8 классе. и Статья на тему Применение цифровой лаборатории Архимед на уроках биологии в 8 классе. область на графике температуры. Сравните температуру в начале опыта с температурой в конце опыта. Данные запишите в таблицу.

Нажмите на панели кнопку аналогового прибора Статья на тему Применение цифровой лаборатории Архимед на уроках биологии в 8 классе. . Определите среднюю температуру. Данные запишите в таблицу.

11) Вернитесь к графическому изображению, нажмите на панели кнопку Статья на тему Применение цифровой лаборатории Архимед на уроках биологии в 8 классе.

Выделите двумя курсорами Статья на тему Применение цифровой лаборатории Архимед на уроках биологии в 8 классе. и Статья на тему Применение цифровой лаборатории Архимед на уроках биологии в 8 классе. область на графике влажности. Сравните влажность в начале опыта с влажностью в конце опыта. Данные запишите в таблицу.

Нажмите на панели кнопку аналогового прибора Статья на тему Применение цифровой лаборатории Архимед на уроках биологии в 8 классе. . Определите среднюю влажность. Данные запишите в таблицу.

12) Потрите руки или прогрейте под настольной лампой.

13) Повторите эксперимент.

14) Создайте отчёт по проделанной работе. Документ должен содержать:

тему работы, цель работы, таблицу с данными, ответы на вопрос

№ опыта

tо в начале

опыта

tо в конце

опыта

средние

показания

tо

влажность

в начале

опыта

влажность

в конце

опыта

средние

показания

влажности

1 опыт


2 опыт



Вопросы:

  1. Почему повышается температура в ходе первого опыта?

  2. Почему повышается влажность в ходе первого опыта?

  3. Почему во втором опыте влажность и температура увеличивались быстрее и достигли более высокого значения, чем в первом?

  4. Какое значение для организма имеет потоотделение?

  5. Почему летняя одежда обычно делается из натуральных тканей?


© 2010-2022