Рабочая программа 11 класс

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по биологии составлена для обучающихся 11 класса общеобразовательных учреждений на базовом уровне.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Разработана на основе:

- Авторской программы общеобразовательных учреждений В.В.Пасечника. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/авт.-сост. Г.М.Пальдяева. 2-е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2010.-92, [4] с

- Учебного плана МБОУ «СОШ №65» на 2014-2015 учебный год.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета биологии, из расчета 1 учебного часа в неделю.

Настоящая программа рассчитана на 68 часов в год (1 час из федерального компонента и 1 час из школьного компонента); 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Общая биология.10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Каменский, Е.А., Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2012.

Рабочая программа имеет целью:

* формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе,

* изучения идеи эволюции органического мира,

* разноуровневой организации живой природы,

* взаимосвязи строения и функций организмов,

* взаимосвязи в биологических системах и с природной средой

и способствует решению следующих задач изучения:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: здоровьесберегающая, технология информационного и дифференцированного подхода.

Программой предусмотрено проведение:

* лабораторных работ - 5

* практических работ - 5

* самостоятельных работ- 6

Контроль достижения обучающимися уровня федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в виде текущего контроля в следующих формах: индивидуального опроса, фронтального опроса, тест, лабораторная и практическая работа.




















2.Тематическое планирование


Название раздела

Название темы

Количество часов

теоретические

практические

Раздел 1.

Вид


38ч





Тема 1. История эволюционных идей




Тема 2. Современное эволюционное учение

22ч


3



Тема 3. Происхождение жизни на Земле


1



Тема 4. Происхождение человека


1

Раздел 2.

Экосистемы


30ч




Тема 1. Экологические факторы






Тема 2. Структура экосистем

12ч


3



Тема 3. Биосфера - глобальная экосистема





Тема 4. Биосфера и человек


2




Итого: 68 ч








3.Содержание курса


РАЗДЕЛ 1 Вид (38 часов)

Тема 4.1. История эволюционных идей (2 часа)

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 4.2. Современное эволюционное учение (22 часа)

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как ос­нова устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и био­логический регресс.

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (6 часов)

Гипотезы происхождения жизни. Отличитель­ные признаки живого. Усложнение живых орга­низмов на Земле в процессе эволюции.

Тема 4.4. Происхождение человека (8 часов)

Гипотезы происхождения человека. Доказатель­ства родства человека с млекопитающими живот­ными. Эволюция человека. Происхождение чело­веческих рас.

• Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений у организмов к сре­де обитания.

Анализ и оценка различных гипотез происхож­дения жизни.

Анализ и оценка различных гипотез происхож­дения человека.

РАЗДЕЛ 2 Экосистемы (30 часов)

Тема 5.1. Экологические факторы (8 часов)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкурен­ция, симбиоз.

Тема 5.2. Структура экосистем (12 часов)

Видовая и пространственная структура экосис­тем. Пищевые связи, круговорот веществ и превра­щения энергии в экосистемах. Причины устойчи­вости и смены экосистем. Искусственные сообще­ства - агроэкосистемы.

Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема (4 часа)

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых орга­низмов в биосфере. Биомасса. Биологический кру­говорот (на примере круговорота углерода). Эво­люция биосферы.

Тема 5.4. Биосфера и человек (2 часа)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия де­ятельности человека в окружающей среде. Прави­ла поведения в природной среде.

• Лабораторные и практические работы

Выявление антропогенных изменений в экосис­темах своей местности.

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Сравнительная характеристика природных эко­систем и агроэкосистем своей местности.

Решение экологических задач.

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.







4.Требования к результатам обучения

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

• основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина; учение В. И. Вернадского о биосфере

• строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

• сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособ­ленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

• вклад выдающихся ученых в развитие биоло­гической науки;

• биологическую терминологию и символику.

уметь:

• объяснять: роль биологии в формировании на­учного мировоззрения; вклад биологических те­орий в формирование современной естественнона­учной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменя­емости видов, устойчи­вости и смены экосистем; необходимость сохране­ния многообразия видов;

• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

• описывать особей видов по морфологическому критерию;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в эко­системах своей местности;

• сравнивать: биологические объекты (химиче­ский состав тел живой и неживой природы, заро­дыши человека и других млекопитающих, природ­ные экосистемы и агроэкосистемы своей местнос­ти), процессы (естественный и искусственный отбор,) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать различные гипоте­зы сущности жизни, происхождения жизни и чело­века, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельнос­ти в окружающей среде;

• изучать изменения в экосистемах на биологи­ческих моделях;

• находить информацию о биологических объек­тах в различных источниках (учебных текстах, спра­вочниках, научно-популярных изданиях, компью­терных базах данных, интернет-ресурсах) и крити­чески ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

  • использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;

  • обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение и т.д.)

4.Ресурсное обеспечение рабочей программы

Список обязательной литературы:

1. Учебник «Общая биология». 10-11 класс. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - 6-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2010

Список дополнительной литературы:

1. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология. В 3-х томах. Под ред. Р. Сопера. М.: «Мир», 1993.

2. Петунин О.В. Уроки биологии в 11-м классе. Развернутое планирование - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.

3. О.Г. Машанова, В.В. Евстафьев. Учебно-методическое пособие по биологии. Основы цитологии. Размножение и развитие организмов. Генетика. Селекция. М.: «Московский лицей», 1997.

4. В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухова, Т.А. Козлова. Биология: Общие закономерности: Книга для учителя - М.: Изд. дом «Генжер», 1999.

5. Е.П. Сидоров. Общая биология для поступающих в ВУЗы. М.: «Уникум-центр», 1997

6. Биология: Большой справочник для школьников поступающих в ВУЗы. А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. 2-е изд. - М.: «Дрофа», 1999.

Инернет-ресурсы

Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии» bio.1september.ru

Изучаем биологию learnbiology.narod.ru

База данных по Олимпиадам. mccme.ru/olympiads/

Международная Соросовская программа образования. issep.rssi.ru/

База данных по школьным учебникам. textbook.keidysh.ru/

Сайт для абитуриентов become.ru/

Сайт, посвященный Чарльзу Дарвину.charles-darwin.narod.ru/

Сайт « Промышленная экология » promeco.hl.ru/

Сайт «Состояние окружающей среды Москвы».www/md/mos/ru/unep/

Сайт «Развитие, биология, генетика». mglinets.narod.ru/

Экологические ссылки для школьников.websib.ru/noos/ecology/

Сайт МОИП (информация о научных семинарах в Москве). seminarium.narod.ru/

Всероссийская система тестирования «Телетестинг». teletesting.ru/

Общенаучный сайт с разнообразной информацией. scientific.ru/

Сайт «Развитие жизни на Земле» dinos.

«Редкие и исчезающие животные России» - nature.ok.ru/mlk_nas.htm - на сайте представлена информация о животных Росси, внесенных в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы - записи голосов, видеосюжеты.

«БиоДан. Новости биологии» - biodan.narod.ru - авторский сайт, на котором собрана интересная и полезная для учителя научная информация, но, к сожалению, только по некоторым разделам биологии: ботанике, зоологии, генетике, антропологии. К тому же сайт лишен иллюстративного материала, что, впрочем, не снижает его информационного значения.

«Животные» - zoomax.ru

Международные природоохранные организации

- Всемирный фонд дикой природы (WWF International) panda.org/

- Greenpeace greenpeace.org/

- Greenpeace России greenpeace.ru/

- Conservation International conservation.org/

- Международный центр мониторинга (WCMC) wcmc.org.uk/

- Объединенный веб-сайт организаций ООН unsystem.org/

- Международный социально-экологический союз seu.ru/

- Международный фонд защиты животных (IFAW) ifaw.org/ifaw

ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

edu.tsu.ru/ - Образовательный портал ТГУ

9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

915394.ru/projects/bio/bio_link/ - Коллекция ссылок по биологии и экологии

college.ru/ - первый в России образовательный Internet - портал, включающий обучение школьников(математика, физика, астрономия, химия, биология и другие предметы) и курсы для профессионального образования.

vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (биология 6-11)

som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

ug.ru/ - «Учительская газета»

school.edu.ru/ - Российский образовательный портал

pedsovet.alledu.ru/ - Всероссийский августовский педсовет

1 september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

all.edu.ru/ - Все образование Интернета

Редкие и исчезающие животные (nature.ok.ru/)

Возникновение жизни на земле (news.1 september.ru/bio/1999/no36.htm)

Биологическая картина мира (nre.edu.ru/est/r4/)

Биология (chat.ru/~dronisimo/homepage 1/anatom 1.htm)

Иллюстрированная энциклопедия животных (filim.km.ru/index.html)

Биология, обучающая энциклопедия (informilka.ru/text/database/biology/)

Министерство образования РФ: mon.gov.ru/

Министерство образования ЧР: obrazov.cap.ru

Институт образования ЧР: cap.ru/

Всероссийский конкурс школьных изданий konkurs.lgo.ru Олимпиады для школьников: информационный сайт olimpiada.ru child fest.ru Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследова­тельских и творческих работ учащихся

Образовательная система "Школа 2100". school2100.ru

Оборудование и приборы:


  1. Набор таблиц по курсу «Общая биология»

  2. Набор таблиц по курсу «Экология»

  3. Набор микропрепаратов по курсу «Общая биология»

4. Персональный компьютер, копировальное устройство.

5. Микроскопы

  1. Микропрепараты


6.Календарно -тематическое планирование


Тема урока

Кол-во час

Дата планируемая

Дата фактическая

Примечание

Раздел 1. Вид

38




Тема 1. История эволюционных идей

2




1

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка





2

Предпосылки появления эволюционной теории Ч. Дарвина. Ч. Дарвин и основные положения его теории.





Тема 2. Современное эволюционное учение

22




3

Вид, его критерии





4

Популяция





5

Л. р. № 1 « Описание особей вида по морфологическому критерию».





6

Генетический состав популяций.





7

Изменение генофонда популяций.





8

Л. р. № 2 « Выявление изменчивости у особей одного вида»





9

Борьба за существование и ее формы.






10

Естественный отбор .






11

Формы естественного отбора.






12

Приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции.





13

Л. р. № 3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».





14

Изолирующие механизмы.





15

Видообразование.






16

Формы видообразования.






17

Обобщение «Микроэволюция». Самостоятельная работа № 1.





18

Макроэволюция, ее доказательства.






19

Макроэволюция, ее доказательства.






20

Система растений и животных - отражение эволюции.





21

Типы эволюционных изменений






22

Главные направления эволюции органического мира.





23

Соотношение путей эволюции






24

Обобщение «Макроэволюция». Самостоятельная работа № 2.





Тема 3. Происхождение жизни на Земле

6




25

Гипотезы о происхождения жизни.





26

Современные представления о происхождении жизни.





27

П.р. № 1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».





28

Основные этапы развития жизни на Земле.





29

Эволюция биосферы.





30

Обобщение «Эволюция биосферы»






Тема 4. Происхождение человека

8




31

Положение человека в системе животного мира.





32

Гипотезы происхождения человека. П.р. № 2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».





33

Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Отличия человека от животных.





34

Основные стадии антропогенеза.





35

Движущие силы антропогенеза






36

Биологические и социальные факторы антропогенеза. Современные проблемы человеческого общества





37

Расы, их происхождение. Самостоятельная работа № 3.





38

Обобщение «Антропогенез»






Раздел 2. Экосистемы





Тема 1. Экологические факторы

8




39

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.





40

Местообитание и экологические ниши.





41

Основные типы экологических взаимодействий.





42

Основные экологические характеристики популяции





43

Динамика популяции.





44

Обобщение «Экологические факторы».

Самостоятельная работа № 4.





45

Экологические сообщества.





46

Л. р. № 4 « Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»





Тема 2. Структура экосистем

12




47

Структура сообщества.





48

Взаимосвязь организмов в сообществе.





49

Пищевые связи





50

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. П.р. № 3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».





51

Экологические пирамиды.





52

Экологическая сукцессия





53

Влияние загрязнений на живые организмы.





54

Основы рационального природопользования





55

Причины устойчивости и смены экосистем.





56

Саморазвитие и смена экосистем.





57

Искусственные сообщества - агроэкосистемы. Л. р. № 5

«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».





58

Обобщение «Структура экосистем».

Самостоятельная работа № 5.





Тема 3. Биосфера - глобальная экосистема

4




59

Учение В.И. о биосфере.





60

Роль живых организмов в биосфере.






61

Биологический круговорот.





62

Эволюция биосферы.





Тема 4. Биосфера и человек

6




63

Антропогенное воздействие на биосферу.





64

П.р. № 4 « Решение экологических задач»





65

Последствия деятельности человека в окружающей среде.





66

П.р. № 5«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»





67

Обобщение « Биосфера - глобальная экосистема. Биосфера и человек». Самостоятельная работа № 6.





68

Заключительный урок. Основы экологии.







© 2010-2022