- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа 11 класс
Рабочая программа 11 класс
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бабенко Н.Е. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по биологии составлена для обучающихся 11 класса общеобразовательных учреждений на базовом уровне.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Разработана на основе:
- Авторской программы общеобразовательных учреждений В.В.Пасечника. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/авт.-сост. Г.М.Пальдяева. 2-е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2010.-92, [4] с
- Учебного плана МБОУ «СОШ №65» на 2014-2015 учебный год.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета биологии, из расчета 1 учебного часа в неделю.
Настоящая программа рассчитана на 68 часов в год (1 час из федерального компонента и 1 час из школьного компонента); 2 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Общая биология.10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Каменский, Е.А., Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2012.
Рабочая программа имеет целью:
* формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе,
* изучения идеи эволюции органического мира,
* разноуровневой организации живой природы,
* взаимосвязи строения и функций организмов,
* взаимосвязи в биологических системах и с природной средой
и способствует решению следующих задач изучения:
-
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
-
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
-
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: здоровьесберегающая, технология информационного и дифференцированного подхода.
Программой предусмотрено проведение:
* лабораторных работ - 5
* практических работ - 5
* самостоятельных работ- 6
Контроль достижения обучающимися уровня федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в виде текущего контроля в следующих формах: индивидуального опроса, фронтального опроса, тест, лабораторная и практическая работа.
2.Тематическое планирование
№
Название раздела
Название темы
Количество часов
теоретические
практические
Раздел 1.
Вид
38ч
Тема 1. История эволюционных идей
2ч
Тема 2. Современное эволюционное учение
22ч
3
Тема 3. Происхождение жизни на Земле
6ч
1
Тема 4. Происхождение человека
8ч
1
Раздел 2.
Экосистемы
30ч
Тема 1. Экологические факторы
8ч
Тема 2. Структура экосистем
12ч
3
Тема 3. Биосфера - глобальная экосистема
4ч
Тема 4. Биосфера и человек
6ч
2
Итого: 68 ч
3.Содержание курса
РАЗДЕЛ 1 Вид (38 часов)
Тема 4.1. История эволюционных идей (2 часа)
История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 4.2. Современное эволюционное учение (22 часа)
Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (6 часов)
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Тема 4.4. Происхождение человека (8 часов)
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
• Лабораторные и практические работы
Описание особей вида по морфологическому критерию.
Выявление изменчивости у особей одного вида.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
РАЗДЕЛ 2 Экосистемы (30 часов)
Тема 5.1. Экологические факторы (8 часов)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Тема 5.2. Структура экосистем (12 часов)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.
Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема (4 часа)
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.
Тема 5.4. Биосфера и человек (2 часа)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
• Лабораторные и практические работы
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Решение экологических задач.
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
4.Требования к результатам обучения
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
• основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина; учение В. И. Вернадского о биосфере
• строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику.
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор,) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
-
использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
-
обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
-
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение и т.д.)
4.Ресурсное обеспечение рабочей программы
Список обязательной литературы:
1. Учебник «Общая биология». 10-11 класс. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - 6-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2010
Список дополнительной литературы:
1. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология. В 3-х томах. Под ред. Р. Сопера. М.: «Мир», 1993.
2. Петунин О.В. Уроки биологии в 11-м классе. Развернутое планирование - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
3. О.Г. Машанова, В.В. Евстафьев. Учебно-методическое пособие по биологии. Основы цитологии. Размножение и развитие организмов. Генетика. Селекция. М.: «Московский лицей», 1997.
4. В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухова, Т.А. Козлова. Биология: Общие закономерности: Книга для учителя - М.: Изд. дом «Генжер», 1999.
5. Е.П. Сидоров. Общая биология для поступающих в ВУЗы. М.: «Уникум-центр», 1997
6. Биология: Большой справочник для школьников поступающих в ВУЗы. А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. 2-е изд. - М.: «Дрофа», 1999.
Инернет-ресурсы
Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии» bio.1september.ru
Изучаем биологию learnbiology.narod.ru
База данных по Олимпиадам. mccme.ru/olympiads/
Международная Соросовская программа образования. issep.rssi.ru/
База данных по школьным учебникам. textbook.keidysh.ru/
Сайт для абитуриентов become.ru/
Сайт, посвященный Чарльзу Дарвину.charles-darwin.narod.ru/
Сайт « Промышленная экология » promeco.hl.ru/
Сайт «Состояние окружающей среды Москвы».www/md/mos/ru/unep/
Сайт «Развитие, биология, генетика». mglinets.narod.ru/
Экологические ссылки для школьников.websib.ru/noos/ecology/
Сайт МОИП (информация о научных семинарах в Москве). seminarium.narod.ru/
Всероссийская система тестирования «Телетестинг». teletesting.ru/
Общенаучный сайт с разнообразной информацией. scientific.ru/
Сайт «Развитие жизни на Земле» dinos.
«Редкие и исчезающие животные России» - nature.ok.ru/mlk_nas.htm - на сайте представлена информация о животных Росси, внесенных в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы - записи голосов, видеосюжеты.
«БиоДан. Новости биологии» - biodan.narod.ru - авторский сайт, на котором собрана интересная и полезная для учителя научная информация, но, к сожалению, только по некоторым разделам биологии: ботанике, зоологии, генетике, антропологии. К тому же сайт лишен иллюстративного материала, что, впрочем, не снижает его информационного значения.
«Животные» - zoomax.ru
Международные природоохранные организации
- Всемирный фонд дикой природы (WWF International) panda.org/
- Greenpeace greenpeace.org/
- Greenpeace России greenpeace.ru/
- Conservation International conservation.org/
- Международный центр мониторинга (WCMC) wcmc.org.uk/
- Объединенный веб-сайт организаций ООН unsystem.org/
- Международный социально-экологический союз seu.ru/
- Международный фонд защиты животных (IFAW) ifaw.org/ifaw
ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
edu.tsu.ru/ - Образовательный портал ТГУ
9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
915394.ru/projects/bio/bio_link/ - Коллекция ссылок по биологии и экологии
college.ru/ - первый в России образовательный Internet - портал, включающий обучение школьников(математика, физика, астрономия, химия, биология и другие предметы) и курсы для профессионального образования.
vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (биология 6-11)
som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
ug.ru/ - «Учительская газета»
school.edu.ru/ - Российский образовательный портал
pedsovet.alledu.ru/ - Всероссийский августовский педсовет
1 september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Редкие и исчезающие животные (nature.ok.ru/)
Возникновение жизни на земле (news.1 september.ru/bio/1999/no36.htm)
Биологическая картина мира (nre.edu.ru/est/r4/)
Биология (chat.ru/~dronisimo/homepage 1/anatom 1.htm)
Иллюстрированная энциклопедия животных (filim.km.ru/index.html)
Биология, обучающая энциклопедия (informilka.ru/text/database/biology/)
Министерство образования РФ: mon.gov.ru/
Министерство образования ЧР: obrazov.cap.ru
Институт образования ЧР: cap.ru/
Всероссийский конкурс школьных изданий konkurs.lgo.ru Олимпиады для школьников: информационный сайт olimpiada.ru child fest.ru Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся
Образовательная система "Школа 2100". school2100.ru
Оборудование и приборы:
-
Набор таблиц по курсу «Общая биология»
-
Набор таблиц по курсу «Экология»
-
Набор микропрепаратов по курсу «Общая биология»
4. Персональный компьютер, копировальное устройство.
5. Микроскопы
-
Микропрепараты
6.Календарно -тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во час
Дата планируемая
Дата фактическая
Примечание
Раздел 1. Вид
38
Тема 1. История эволюционных идей
2
1
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка
2
Предпосылки появления эволюционной теории Ч. Дарвина. Ч. Дарвин и основные положения его теории.
Тема 2. Современное эволюционное учение
22
3
Вид, его критерии
4
Популяция
5
Л. р. № 1 « Описание особей вида по морфологическому критерию».
6
Генетический состав популяций.
7
Изменение генофонда популяций.
8
Л. р. № 2 « Выявление изменчивости у особей одного вида»
9
Борьба за существование и ее формы.
10
Естественный отбор .
11
Формы естественного отбора.
12
Приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции.
13
Л. р. № 3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».
14
Изолирующие механизмы.
15
Видообразование.
16
Формы видообразования.
17
Обобщение «Микроэволюция». Самостоятельная работа № 1.
18
Макроэволюция, ее доказательства.
19
Макроэволюция, ее доказательства.
20
Система растений и животных - отражение эволюции.
21
Типы эволюционных изменений
22
Главные направления эволюции органического мира.
23
Соотношение путей эволюции
24
Обобщение «Макроэволюция». Самостоятельная работа № 2.
Тема 3. Происхождение жизни на Земле
6
25
Гипотезы о происхождения жизни.
26
Современные представления о происхождении жизни.
27
П.р. № 1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».
28
Основные этапы развития жизни на Земле.
29
Эволюция биосферы.
30
Обобщение «Эволюция биосферы»
Тема 4. Происхождение человека
8
31
Положение человека в системе животного мира.
32
Гипотезы происхождения человека. П.р. № 2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».
33
Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Отличия человека от животных.
34
Основные стадии антропогенеза.
35
Движущие силы антропогенеза
36
Биологические и социальные факторы антропогенеза. Современные проблемы человеческого общества
37
Расы, их происхождение. Самостоятельная работа № 3.
38
Обобщение «Антропогенез»
Раздел 2. Экосистемы
Тема 1. Экологические факторы
8
39
Экологические факторы, их значение в жизни организмов.
40
Местообитание и экологические ниши.
41
Основные типы экологических взаимодействий.
42
Основные экологические характеристики популяции
43
Динамика популяции.
44
Обобщение «Экологические факторы».
Самостоятельная работа № 4.
45
Экологические сообщества.
46
Л. р. № 4 « Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»
Тема 2. Структура экосистем
12
47
Структура сообщества.
48
Взаимосвязь организмов в сообществе.
49
Пищевые связи
50
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. П.р. № 3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».
51
Экологические пирамиды.
52
Экологическая сукцессия
53
Влияние загрязнений на живые организмы.
54
Основы рационального природопользования
55
Причины устойчивости и смены экосистем.
56
Саморазвитие и смена экосистем.
57
Искусственные сообщества - агроэкосистемы. Л. р. № 5
«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».
58
Обобщение «Структура экосистем».
Самостоятельная работа № 5.
Тема 3. Биосфера - глобальная экосистема
4
59
Учение В.И. о биосфере.
60
Роль живых организмов в биосфере.
61
Биологический круговорот.
62
Эволюция биосферы.
Тема 4. Биосфера и человек
6
63
Антропогенное воздействие на биосферу.
64
П.р. № 4 « Решение экологических задач»
65
Последствия деятельности человека в окружающей среде.
66
П.р. № 5«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»
67
Обобщение « Биосфера - глобальная экосистема. Биосфера и человек». Самостоятельная работа № 6.
68
Заключительный урок. Основы экологии.