Творческая работа на тему Эффективные формы и методы работы на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

П Л А Н

  1. Урок - основная форма организации учебного процесса.

  2. Эффективные формы и методы на уроках.

  1. Технология общения с помощью цветовых сигналов.

  2. Нетрадиционные формы организации урока:

а) уроки - парадоксы;

б) забавные тесты

в) дидактические сказки

3) Проблемное обучение

4) Задачи - дилеммы.

5) Дидактические стихи

6) Модульное обучение

  1. Учитель - творец и изобретатель.

  2. Литература.











А Н О Т А Ц И Я

На каждом уроке учитель дает знания детям, учит познавать мир, учит мыслить, самостоятельно приобретать новые знания, учит проявлять творческую инициативу, прививает интерес к предмету, учит видеть и замечать прекрасное вокруг.

И вот как учитель может достигнуть всего этого, я хотела показать в своей творческой работе.

Работа - это творческий отчет об эффективных и доступных методов, приемов и формах, которые я использую, чтобы развить мыслительную деятельность детей и их познавательный интерес на уроке.

Целесообразность применения того или иного метода обучения рассматривается на конкретном материале (из опыта работы).

Тема работы выбрана не случайно. Чтобы урок был эффективен, надо вызвать интерес к изучаемому предмету у детей. Чтобы их заинтересовать, учитель должен работать творчески, продумать все до мелочей. Об этом я и хотела рассказать в работе. Поделиться опытом с другими учителями - биологии.




«Страшная это опасность - безделье за партой,

безделье месяцы, годы. Это развращает морально

калечит человека и…ничего не может возместить

того, что упущено в самой главной сфере, где че-

ловек должен быть тружеником - в сфере мысли».


В.А.Сухомлинский.

Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Урок - это единение интеллекта, нравственности, профессионального мастерства и искусства.… И от того, как соотносятся друг с другу эти качества, зависит успех воспитывающего обучения. Урок по-прежнему остается главной формой организации учебного процесса. Однако ни для кого не секрет, что ученик на уроке лишь пассивный созерцатель, а главное место отводится учителю. Сегодня творческий поиск учителя не только возможен, но и необходим. Нельзя ждать от ученых и методистов, чтобы они разработали все возможные варианты каждого урока, их надо искать, изобретать, афишировать. Однако нельзя упускать в этом процессе: урок есть урок и каждый ученик должен получать обязательный минимум знаний, в полном объеме. Что можно сделать за один урок? За 45 минут? Очень много. А можно ничего. Все зависит от профессионального мастерства учителя, творческого подхода к делу, глубины его знаний, опыта, неустанного поиска эффективных форм и методов обучения. За 45 минут учитель должен реализовать конкретную учебную задачу, организовать и провести изучение нового материала, достичь программных требований.

90 % всей информации об окружающем мире человек воспринимает посредством зрения. Современное общество отличается повышенным уровнем визуального восприятия, где зрительные образы становятся ведущей частью привычного бытия. Подрастающее поколение - это поколение «бегущей картинки», ярко окрашенной на экране телевизора или компьютера. К сожалению, на уроке дети испытывают недостаток цветных ощущений, особенно в зимний период. Зачастую черно-белые страницы учебника и слова, чуть ли не единственное средство общения. Уровень восприятия учебного материала конечно снижается. Поэтому на практике можно использовать технологию общения с помощью цветовых сигналов.

На уроках биологии (6 - 8 классы) школьники знакомятся с разнообразием биологических объектов и их систематизаций. Нагромождение признаков различных представителей царства растений и животных вызывает у детей серьезные затруднения и зачастую приводит к потере интереса. Этот методический прием позволяет сформировать прочные знания по систематике биологических объектов; упростить контроль за усвоением учебного материала.

Технология общения с помощью цветовых сигналов состоит из трех этапов.

На начальном этапе происходит кодирование систематических единиц цветом. Дети с удовольствием подбирают цвета для сравниваемых групп, тел или явлений. Например, при изучении темы «Отделы растений» ребята предложили следующие цветовые сигналы: водоросли - синий цвет (живут в воде). Мхи - зеленый (по цвету пушистого ковра, образуемого ими), папоротникообразные - черный (цвет угля), голосеменные - коричневый (по цвету шишек), Цветковые - красный (по самому яркому цвету венчиков), или желтый. Процесс подбора цвета - важное, увлекательное и творческое дело, стимулирующее к дальнейшей работе.

На втором этапе формируется связь: признак - цвет. На столе у каждого ученика лежат цветные карточки (10*10 или кружочки). Работа организуется следующим образом. Учитель называет признак, показывает гербарий или открытку с изображением вида, а ученики показывают цветные карточки, соответствующие тому отделу, признак которого был назван. Например, демонстрирую открытку с изображением сосны, класс поднимает коричневые карточки. При этом видны и знания и ошибки.

Третий этап отличается повышенной мыслительной активностью ребят. Формируются двухсторонние связи: признак - цвет, цвет - признак. Например, называю признак «фитонциды», дети поднимают коричневые и красные карточки, так как этот признак относится и к голосемянным и к покрытосемянным. Или показываю черную карточку, а учащиеся называют признаки папоротникообразных. Эту работу можно проводить и в группах. В случае возникновения несогласия, дети обращаются или к учебнику или к учителю.

Все три этапа можно использовать в ходе закрепления знаний или промежуточного контроля за усвоением материала.

Цветовые сигналы не заменимыми помощниками на уроке. При изучении семейств покрытосеменных растений используют цвета: крестообразные - желтый, розоцветные - красный, бобовые - синий, пасленовые - черный, злаковые - зеленый, лилейные - белый. Пример теста:

  1. Паслен

  2. Жилкование лилейное

  3. Соя

  4. Выделяют фитонциды

  5. Соцветие кисть

  6. Плод костянка

  7. Яблоня

  8. Плод стручок

  9. Обогащают почву азотом

10. Кукуруза полевая

11. Плод яблоко

12. В семенах много белка

13. Клевер

14. Плод зерновка

15. Семя с двумя семядолями

и так далее.

Побудить школьников к активности, к самостоятельному творчеству, к реализации скрытых возможностей помогают и нетрадиционные формы организации урока. Но следует учитывать, что положительный результат достигается лишь только в том случае, если есть система в работе учителя, если ребята приучены готовиться к таким урокам. Практика показывает, что учебный материал стандартных уроков забывается труднее, чем тот, что обобщается в ходе деловых игр, заседаний клубов или уроков - праздников, уроков - парадоксов, в ходе подготовки к которым школьники работают с дополнительной литературой, развивают фантазию, воображение. Однако следует учитывать, что проводить подобные уроки целесообразно 1-2 раза в четверть.

Высокую познавательную активность, проявляют ребята в ходе проведения урока - парадоксов. Смысл его заключается в том, что в содержание объяснения учителя включаются ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности. Задача учащихся - найти ошибки, преднамеренно допущенные учителем. Такой урок, как правило, проводится после изучения темы и преследует цель повторения изученного учебного материала. Развития внимания и критического мышления школьников.

Например, после изучения темы «Птицы» в 7 классе можно использовать художественные произведения, в которых авторы допустили биологические неточности, ошибки.

  1. А.Н. Плещеев.

Травка зеленеет

Солнышко блестит

Ласточка с весною

В сени к нам летит

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

Ошибка: ласточка - насекомоядная птица, поэтому зерна не ест.


  1. С. Есенин.

Выткался на озере

Алый цвет зари

На бору со звоном

Плачут глухари

Плачет где-то иволга,

Схоронясь в дупло

Только мне не плачется

На душе - светло.

Ошибка: Иволга в дупле не живёт, строит гнездо в кроне деревьев.


  1. В.А. Жуковский.

Где же ты, птаха!

Где ты, певичка!

В дальнем краю

Гнездышко вьёшь ты.

Там и поёшь ты

Песню свою.

Ошибка: Перелётные птицы вьют гнёзда и выращивают птенцов только на родине.


  1. С.Я. Маршак.

А эта весёлая птица - синица,

Которая часто ворует пшеницу

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Ошибка: синица питается насекомыми, и даже в стужу клюёт семена подсолнуха или конопли, но не пшеницы.


  1. Р.Б. Шеридан « Школа злословия»

Голубок и горлица

Никогда не ссорятся

Мирно живут

Целый день поют

Ошибка: брачные пары создаются только между представителями одного вида.

Одной из форм контрольного усвоения знаний могут быть забавные тесты, построенные в форме небольших рассказов об экскурсии детей в природу. Чтобы проверить знания детей, учитель специально делает ошибки, а дети должны их найти. Эта форма работы может быть использована при изучении раздела «Растения» как на уроке, так и при проведении олимпиад и каких-либо конкурсов по биологии. Приведу пример рассказа «Экскурсия в лес».

Воскресным утром дети отправились в лес. Посмотрите, дети, вон пчёлы собирают нектар с цветов березы. Как они дружно трудятся: славный будет мёд. Давайте соберём гербарий кормовых растений леса - сныти типчака и клевера горного. Для всех домашних животных очень важно, чтобы в корме было много белка. Самые богатые белком растения - злаки. А теперь давайте заготовим лекарственные растения: «Соберите листья дуба, заготовьте кору липы и накопайте корневищ крапивы». И в заключение экскурсии давайте соберём для родителей по большому букету цветов из лилий, колокольчиков, нивяника, адониса и шалфея.

Учащиеся должны отыскать шесть ошибок:

  • Пчёлы не могут собирать нектар с цветов берёзы, это ветроопыляемые растения, в ее цветах нет нектара.

  • Типчак и клевер - степные травы, в лесу не растут.

  • Много белка не в злаков, а у бобовых растениях.

  • У дуба заготавливается кора, у липы цветки, а у крапивы молодые листья.

  • Собирать в лесу букеты нельзя.

  • Нивяник - это луговое растение, а шалфей и адонис - степные травы.

И таких рассказов может быть множество: экскурсия на луг, поле, степь, пастбище, пустошь, пригород, по городу, по селу, по ферме и так далее.

Одна из задач, которая стоит перед учителем на уроке - заинтересовать ученика изучаемым материалом. Для этого можно использовать различные методы и формы обучения. В свою «методическую копилку» я добавила еще и дидактические сказки. Сказки производят большой познавательный эффект. С помощью сказки материал усваивают даже самые слабые дети. Сказки позволяют установить контакт с ребенком, создать комфортную среду, активизировать познавательные и психические процессы, стимулировать детское творчество. Сказки «разговаривают» с ребенком на близком ему языке, без прямого наставления. Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевленный герои, решать задачи, за которых могут только учащиеся. Дидактические сказки можно использовать как при объяснении нового материала, так и при закреплении пройденного. Сказка может быть дополнена наглядными источниками (таблицы, плакаты, диафильмы), демонстрацией опытов. На своих уроках я использую различные виды дидактических сказок: сказки - повествование, сказка - ложный рассказ, сказки - игры, сказки - загадки, сказки - задачи.

Например, при изучении растений семейства бобовых используем сказку - задачу «На зеленых волнах качается лодочка с парусом и веслами. В лодочке сидит принц, а вокруг него вельможи. Что за лодочка? Кто такие принц и вельможи? Сколько их?

Чтобы найти правильные ответы, нужно хорошо изучить материал и проявить творческий подход и сообразительность.

Сказки - загадки используют чаще всего при закреплении материала или при повторении домашнего задания.

Например, при повторение семейства розоцветных может быть такая сказка « Жила была на свете семья розоцветных и были все родственники дружны и воспитаны. Однажды к ним пришла злая и завистливая соседка, не понравилась ей, что в этой семье все ладно да хорошо, все дружны и культурны. Решила она внести разлад и смуту в семейство. Украла самое драгоценное - семейную формулу цветка, перессорила всех родственников между собой. Ребята, помогите восстановить порядок и спокойствие в семье, а для этого вам нужно найти формулу семейства и отгадать загадки.

  1. В сенокос - горька, а в мороз - сладка. Что за ягода? (рябина)

  2. Царицей цветов я зовусь, на вид я прекрасна, нежна, но тронешь меня невзначай, почувствуешь, как я сильна. (Роза)

Иногда даю творческое задание детям, например, придумать сказку о корме или о скромной пшенице. Творчество учителя неограниченно. Сколько приемов, форм, методов разной работы на уроке. Главное условие успеха творчества учителя - это стремление, готовность, самовыражение в сотрудничестве с учащимися.

Проблемное обучение - одно из важнейших условий, обеспечивающих возникновения и укрепления познавательного интереса, учащихся в учебном процессе. Оно является составной частью развивающего обучения и способствует повышению качества знаний. Сила проблемного обучения состоит в побуждении учащихся к вопросам, возникающих у них в связи с наблюдениями, противоречиями в изучаемых явлениях, в развитии у детей интереса к познанию мира.

При объяснении нового материала можно использовать проблемные изложения и поисковую беседу. Проблемное изложение осуществляет учитель в тех случаях, когда дети не имеют достаточного запаса знаний.

Поисковая беседа проводится на основе проблемной ситуации, создаваемой учителем. Например, такую проблемную ситуацию можно создать при объяснении нового понятия «линька» в 7 классе при изучении ракообразных. Дети знают, что рак имеет твердый покров. Сообщаю, что покров не растягивается. Но дети в природе видели раков различной величины. Ставлю проблемный вопрос, каким же образом увеличиваются размеры рака? В ходе поисковой беседы подвожу учащихся к мысли о том, что у речного рака происходит смена покрова и не один раз.

В педагогическом отношении более важным оказывается не быстрое получение однозначно правильного ответа, а сам процесс поиска, имеющий ярко выраженный развивающий характер. Поэтому проблемные вопросы и задачи целесообразно обсуждать в ходе коллективной работы класса, совместного поиска решений, обращения к учебнику и другим источникам информации. Например, при изучении темы «Кровь» в 8 классе использую следующие проблемные задачи:

  • Замечено, что не все члены семьи, контактирующие с родственником - инфекционным больным, в последствии заболевают сами. Объясните, почему это возможно.

  • Строение клеток крови у человека и многих позвоночных животных в принципе одинаковое. Можно ли это сходство считать случайным. Что оно может означать? И так далее.

Задача современной школы - не только вырабатывать у учащихся определенную систему навыков и умений, но главное - научить активному творческому применению их во взаимоотношениях с природой, сформировать научное мировоззрение. Этому способствует решение школьниками на уроках биологии в старших классах задач - дилемм.

В житейском обиходе под «дилеммой» понимают «обстоятельства, заставляющие принять одно из двух решений, выбор между которыми крайне затруднителен». (Толковый словарь русского языка). В данном случае на уроке биологии школьнику требуется найти и обосновать избранный вариант поступка по отношению к окружающей среде. Например, задачу - дилемму можно использовать в 11 классе в разделе «Экология».

…В национальном парке вы директор. Редкие образцы нескольких видов растений срочно нуждаются в спасении. Хозяйство парка находиться в экономическом упадке, на его развитие нет средств. В этой ситуации вы:

  • Сформируете группу добровольцев, чтобы пересадить эти растения;

  • Издадите дополнительный указ о защите этих растений;

  • Развернете агитацию против уничтожения растений через местную печать;

  • Попытаетесь найти денежные фонды для содержания этих растений;

  • Другое действие.

Учащимся 6 - 7 классов можно предложить такую задачу:

Семья живет в большом городе. Вы один из родителей. В предновогодние дни перед вами встала проблема: купить живую или искусственную елку. Вы знаете, что в лесу ель до высоты 1 метра растет около 5 - 6 лет, а искусственная очень дорогая, но ее можно использовать несколько лет. Живая ель дешевле и ваша семья всегда покупала живые елки. Вы:

  • Покупаете елку на «елочном базаре»;

  • Не покупаете елку и идете на новый год к друзьям на дачу;

  • Приобретаете искусственную ель;

  • Составляете композицию из живых веток.

Задачи - дилеммы имеют определенную структуру.

Первый компонент - содержательный - включает знания, которые необходимы школьникам для формирования прогноза.

Второй компонент - операционный - навыки и умения как единицы предметной деятельности учащихся, реализуемые в установлении причинно-следственных связей, реконструкций и преобразовании знаний, выдвижении и анализе гипотез, планировании.

Третий компонент - мотивация - проявляется как потребность выходить за свои пределы, переносить себя в будущее и необходимость использовать эти знания для наиболее целесообразной организации своей жизнедеятельности.

Процесс решения задач - дилемм развивает важнейшие качества личности учащегося по взаимодействию с природой, самосознание, волю, способность к прогнозированию, нравственные чувства: долг, ответственность, симпатия ко всему живому.

Все это позволяет рассматривать задачи-дилеммы в качестве доступного и эффективного средства обучения, способствующего интенсификации биологического образования.

Среди целей гуманитаризации биологического образования выделяют не только формирование мировоззрения учащихся, но и становление познавательного интереса к изучению биологии как части общечеловеческой культуры, а также развитию всех сфер личности учащихся. Содержание школьного курса биологии характеризуется большим объемом информации. Однако не всякая информация способна пробудить у них познавательный интерес. Любая деятельность по усвоению учебной информации лишь тогда продуктивна, когда она вызывает у учащихся определенные эмоции и чувства. Эмоционально окрасить биологическое содержание можно различными способами, в том числе и при помощи дидактических стихов. К дидактическим относятся стихи, которые написаны или подобраны для применения в процессе обучения и содержат учебную информацию. Многие биологические явления, закономерности описаны поэтами гораздо лучше, чем это может сделать учитель. Например, при изучении темы «Способы распространения семян» можно использовать стихотворение Х. Эрхарда об одуванчике. …Пока тихо он молчит,

Но лишь ветер налетит,

Шлет в воздушный океан

Парашютный свой десант…

При изучении материала о болезнетворных бактериях можно использовать описание «черной смерти» из «Пира во время чумы» А. С. Пушкина. …Царица грозная, Чума

Теперь идет на нас сама

И льстится жатвою богатой

И к нам в окошко день и ночь

Стучит могильною лопатой…

Что делать нам? И чем помочь?

Стихотворение Маяковского можно использовать при изучение гигиенических вопросов в 8 классе:

«Грязные руки грозят бедой

Чтобы хворь тебя не сломила

Будь аккуратней: перед едой

Мой

руки

мылом

Можно и кепки,

можно и шляпы

Можно перчатки

надеть на лапы

Но нет на свете

прекрасной одежи

Чем бронза мускулов

и свежесть кожи».

А как уместно будет при изучении Типа членистоногих использовать стихотворение:

«У всех членистоногих,

Сказу без промедления

Конечности имеют

Членистое строение

На несколько отделов

Раздельно их тело,

Отделы - их сегментов,

Такое, братцы, дело.

Скелет у них наружный -

Хитиновый покров

Он защитить способен

От всяческих врагов

Все это характерные особенности

Многих животных,

Относящихся к типу

Членистоногих.

Использование дидактических стихов на уроках способствует не только формированию познавательного интереса учащихся при обучении биологии, но и позволяет глубже и доступнее раскрыть научные понятия, сформулировать у учащихся творческое отношение к познанию, положительно влияет на развитие интереса к творчеству.

Дидактические стихи, вплетенные в канву урока, находят не только живой эмоциональный отклик у учащихся, но и часто побуждают их к выполнению творческих заданий. (написанию стихов, рассказов, сказок, выполнению рисунков).

Таким образом, использование дидактических стихов ведет к интенсификации обучения и является эффективным средством в преподавании биологии.

В последнее время все больше учителей склоняются к мысли о том, что процесс обучения не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, то есть осуществлять мотивационное направление их учениям. В этой ситуации особая роль отводиться системе модульного обучения, которая интегрирует все прогрессивное, что накоплено педагогической теорией и практикой.

Модульная технология обучения привлекает тем, что она ориентирована на активную учебную деятельность школьников, освоение приемов которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержанию учебного материала. На таких уроках присутствует элемент соревнования, что тоже - определенный стимул повышения познавательной активности учащихся. Учитель выступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся; передавая часть функций дитем (оценка работы). На этапе «рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «листок контроля» - каждый выставляет себе оценку с учетом набранных бланков. Выявляется с наивысшей рейтинговой оценкой и самая рейтинговая группа. Вместе с детьми мы обсуждаем, что им понравилось на уроке, что - нет, что бы они хотели изменить, вместе новое, в чем испытывали затруднения.

Творческий учитель ищет, находит, изобретает свои приемы. Каждый оригинально составленный план урока - творческий акт. Практика накопила много интересного, полезного, достойного, широкого распространения. Умение отобрать и использовать уже известное - это не уход от творчества.

Но в это же время даже маленькое новшество на уроке предает тонус к его проведению. Творчество требует не только подготовку к уроку, но и проведение самого урока. Главное условие успеха - стремление и готовность к самовыражению в сотрудничестве с учащимися. Учитель выражает себя отношением к предмету, радостью от занятий любимым делом, вдохновением от возможности передать свои знания другим. Ведь каждый ученик должен получить определенный объем знаний, согласно программе, в полном объеме. Ведь в знаниях - сила.






Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Бабанский Ю. «Педагогика»

М: 1988 год.

2.Виноградова М. Д. «Коллективная и познавательная деятельность к воспитанию школьников».

М: Просвещение, 2003 год.

3.Грехова Л. И. «В союзе с природой»

М: «Илекса, Ставрополь», 2002 год.

4. Железовский Б. «Хрестоматия по природоведению»

Саратов, «Детская книга», 1995 год.

5.Журнал «Биология в школе»

6. Коростелева Т. В. «Развитие экологической деятельности учащихся при обучении биологии»

РГПУ им. А.И. Герцена, 2009 год.

7. Молис С.С. « Активные формы и методы обучения биологии»

М. Просвещение, 1998 год

8. Сонин Н.И. «Живой организм»

М: Дрофа, 2006 год

9.Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова.

М: Наука, 1972 год

10. Хильми Г.Ф. «Поэзия науки»


© 2010-2022