- Преподавателю
- Биология
- Презентация для интерактивной доски по биологии на тему Основы наследственности и изменчивости (9 класс)
Презентация для интерактивной доски по биологии на тему Основы наследственности и изменчивости (9 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Шабарова С.В. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
МБОУ «Карпунихинская СОШ» Уренского муниципального района Нижегородской области
Открытый урок по биологии в 9 классе
Обобщение по теме «Основы наследственности и изменчивости»
Разработала
учитель биологии
Шабарова С.В.
Карпуниха
2015г
Обобщающий урок по теме
«Основы учения о наследственности и изменчивости»
Тип урока: Обобщающий урок
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Основы учения о наследственности и изменчивости "
Задачи:
-
Образовательная: Обобщить знания учащихся об основных понятиях генетики, о типах наследования и их нарушениях, определять тип наследования и решать генетические задачи.
-
Развивающая: Развить умение учащихся работать с генетической символикой в группах и индивидуально. Совершенствовать монологическую речь, умение участвовать в диалоге, развивать логическое мышление.
-
Воспитывающая: Воспитывать коммуникативные навыки учащихся, способность работать индивидуально и в коллективе.
Эпиграф к уроку: «Плохо приходится тому, кто полагает,
что генетикой можно пренебрегать.
Даже самый умный не подозревает, сколько
недостатков он может таскать в своих хромосомах.»
Вильгельм Швебель немецкий ученый и публицист
Оборудование: презентация учителя, карточки «биологическое лото», карточки с задачами, маршрутный лист, тесты.
План урока
-
Организационный момент.
-
Цели и задачи.
-
Обобщение и систематизация знаний.
-
Работа с терминами - «биологическое лото»
-
Основные законы генетики
-
Решение генетических задач
-
Тестирование
-
Заключительный этап
-
Выводы
-
Оценивание учащихся
-
Домашнее задание
Ход урока
-
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь!
Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам приехали гости, но я надеюсь, что вы будете работать как на обычном рабочем уроке.
-
Цели и задачи урока.
- Итак, мы сегодня с вами отправляемся в своеобразное путешествие в страну знаний, где господствует наука генетика - эта непростая, но интересная наука. Цель нашего урока сегодня - это обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости».
Задачи урока: (слайд 2)
-
Повторить основные понятия темы
-
Вспомнить законы генетики
-
Проверить умения решать генетические задачи
-
Основной этап урока
- Работать на уроке будем по следующему плану: (слайд 4)
1. Работа с терминами - «биологическое лото»
2. Основные законы генетики
3. Решение генетических задач
4. Тестирование
- Итак, приступаем. Как вы уже поняли, мы с вами сегодня работаем в группах. Каждая группа имеет маршрутный лист, в котором командир будет отмечать работу каждого члена группы. В конце урока каждый из вас получит по 2 оценки: одну за работу в группе, другую за тестирование.
1. Первый этап плана - «биологическое лото».
У вас на столах есть карточки 2 -х видов: на одних написаны термины, на других - формулировка терминов. Вы должны правильно составить пары, т.е. найти соответствие.
После выполнения задания группами - проверка (слайд 5).
Выставление баллов в маршрутный лист.
2. Основные законы генетики
- Основоположником генетики является Грегор Иоганн Мендель - чешский естествоиспытатель. Он открыл многие законы.
- И сейчас переходим к выполнению следующего задания - вспоминаем основные законы генетики. По рисункам, представленным на доске, дать определения законам Г. Менделя и Т. Моргана, а также заполнить пустые клетки. (слайд 6)
1 закон Менделя - закон единообразия первого поколения (слайд 7)
При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, все гибриды первого поколения окажутся единообразными и будет проявляться только доминантный признак.
2 закон Менделя - закон расщепления (слайд 8)
При скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения во втором поколении происходит расщепление признаков в соотношении по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1.
Неполное доминирование - промежуточное наследование (слайд 9)
Расщепление и по генотипу, и по фенотипу в соотношении 1: 2: 1
3 закон Менделя - дигибридное скрещивание, независимое наследование признаков (слайд 10)
При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся по двум парам альтернативных признаков, каждая пара при расщеплении в потомстве наследуется независимо от другой пары признаков.
Закон Т. Моргана - сцепленное наследование генов.Закономерности наследования генов, расположенных в одной хромосоме изучил американский генетик Томас Морган.(слайд 11)
Гены, локализованные в одной хромосоме, не расходятся при мейозе, а наследуются сцеплено.
Генетика пола (слайд 12)
- Как с точки зрения генетики объясняется образование разных особей - мужской и женской? Расскажите на примере человека.
В кариотипе человека 23 пары хромосом. 22 - аутосомы, и 23 пара отличается у мужчины и у женщины - половая: ХХ - у женщины ХУ - у мужчины
Т. Морган определил, что у дрозофилы некоторые признаки передаются по мужской или женской линии. Как называется такое наследование? (наследование, сцепленное с полом).
У человека также известны признаки, сцепленные с полом, многие из них вызывают заболевания. Назовите их.
Выставление баллов в маршрутный лист.
3.Решение генетических задач (слайд 13)
- Каждая группа получила карточку с задачей. Вам нужно определить какой закон в этой задаче используется, и решить ее.
Проверка решения задач (слайды 14, 15, 16)
Выставление баллов в маршрутный лист.
4.Тестирование(слайд 17)
Критерии оценки: ни одной ошибки - «5»
1-2 ошибки - «4»
3-5 ошибок - «3»
6 и более ошибок - «2».
-
Заключительный этап (слайд 18)
Наука генетика необъятна. На одном уроке все охватить невозможно. Мы с вами вспомнили и повторили основные темы генетики. Если кого-то заинтересовали другие вопросы, можете обратиться к дополнительной литературе или Интернет.
-
Выводы:
Я думаю, что генетика - это наука настоящего и будущего, потому что _______ .
Изучая генетику, я хочу _____________ .
На мой взгляд, знания по генетике необходимы мне в жизни, так как ___________.
-
Выставление оценок.
- Выставляется общий балл за работу в группе
- Отдельно оценка выставляется за тестирование
-
Домашнее задание
Составить родословную своей семьи по признаку, наиболее ярко проявляющемуся у ваших родственников.