• Преподавателю
  • Биология
  • Презентация для интерактивной доски по биологии на тему Основы наследственности и изменчивости (9 класс)

Презентация для интерактивной доски по биологии на тему Основы наследственности и изменчивости (9 класс)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Презентация для интерактивной доски по биологии на тему Основы наследственности и изменчивости (9 класс)

Презентация для интерактивной доски по биологии на тему Основы наследственности и изменчивости (9 класс)

Презентация для интерактивной доски по биологии на тему Основы наследственности и изменчивости (9 класс)

Презентация для интерактивной доски по биологии на тему Основы наследственности и изменчивости (9 класс)

МБОУ «Карпунихинская СОШ» Уренского муниципального района Нижегородской области







Открытый урок по биологии в 9 классе

Обобщение по теме «Основы наследственности и изменчивости»





Разработала

учитель биологии

Шабарова С.В.



Карпуниха

2015г

Обобщающий урок по теме

«Основы учения о наследственности и изменчивости»

Тип урока: Обобщающий урок

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Основы учения о наследственности и изменчивости "

Задачи:

  1. Образовательная: Обобщить знания учащихся об основных понятиях генетики, о типах наследования и их нарушениях, определять тип наследования и решать генетические задачи.

  2. Развивающая: Развить умение учащихся работать с генетической символикой в группах и индивидуально. Совершенствовать монологическую речь, умение участвовать в диалоге, развивать логическое мышление.

  3. Воспитывающая: Воспитывать коммуникативные навыки учащихся, способность работать индивидуально и в коллективе.

Эпиграф к уроку: «Плохо приходится тому, кто полагает,

что генетикой можно пренебрегать.

Даже самый умный не подозревает, сколько

недостатков он может таскать в своих хромосомах.»

Вильгельм Швебель немецкий ученый и публицист

Оборудование: презентация учителя, карточки «биологическое лото», карточки с задачами, маршрутный лист, тесты.



План урока

  1. Организационный момент.

  2. Цели и задачи.

  3. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Работа с терминами - «биологическое лото»

  2. Основные законы генетики

  3. Решение генетических задач

  4. Тестирование

  1. Заключительный этап

  1. Выводы

  2. Оценивание учащихся

  3. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь!

Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам приехали гости, но я надеюсь, что вы будете работать как на обычном рабочем уроке.

  1. Цели и задачи урока.

- Итак, мы сегодня с вами отправляемся в своеобразное путешествие в страну знаний, где господствует наука генетика - эта непростая, но интересная наука. Цель нашего урока сегодня - это обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости».

Задачи урока: (слайд 2)

  1. Повторить основные понятия темы

  2. Вспомнить законы генетики

  3. Проверить умения решать генетические задачи

  1. Основной этап урока

- Работать на уроке будем по следующему плану: (слайд 4)

1. Работа с терминами - «биологическое лото»

2. Основные законы генетики

3. Решение генетических задач

4. Тестирование

- Итак, приступаем. Как вы уже поняли, мы с вами сегодня работаем в группах. Каждая группа имеет маршрутный лист, в котором командир будет отмечать работу каждого члена группы. В конце урока каждый из вас получит по 2 оценки: одну за работу в группе, другую за тестирование.

1. Первый этап плана - «биологическое лото».

У вас на столах есть карточки 2 -х видов: на одних написаны термины, на других - формулировка терминов. Вы должны правильно составить пары, т.е. найти соответствие.

После выполнения задания группами - проверка (слайд 5).

Выставление баллов в маршрутный лист.

2. Основные законы генетики

- Основоположником генетики является Грегор Иоганн Мендель - чешский естествоиспытатель. Он открыл многие законы.

- И сейчас переходим к выполнению следующего задания - вспоминаем основные законы генетики. По рисункам, представленным на доске, дать определения законам Г. Менделя и Т. Моргана, а также заполнить пустые клетки. (слайд 6)

1 закон Менделя - закон единообразия первого поколения (слайд 7)

При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, все гибриды первого поколения окажутся единообразными и будет проявляться только доминантный признак.

2 закон Менделя - закон расщепления (слайд 8)

При скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения во втором поколении происходит расщепление признаков в соотношении по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1.

Неполное доминирование - промежуточное наследование (слайд 9)

Расщепление и по генотипу, и по фенотипу в соотношении 1: 2: 1

3 закон Менделя - дигибридное скрещивание, независимое наследование признаков (слайд 10)

При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся по двум парам альтернативных признаков, каждая пара при расщеплении в потомстве наследуется независимо от другой пары признаков.

Закон Т. Моргана - сцепленное наследование генов.Закономерности наследования генов, расположенных в одной хромосоме изучил американский генетик Томас Морган.(слайд 11)

Гены, локализованные в одной хромосоме, не расходятся при мейозе, а наследуются сцеплено.

Генетика пола (слайд 12)

- Как с точки зрения генетики объясняется образование разных особей - мужской и женской? Расскажите на примере человека.

В кариотипе человека 23 пары хромосом. 22 - аутосомы, и 23 пара отличается у мужчины и у женщины - половая: ХХ - у женщины ХУ - у мужчины

Т. Морган определил, что у дрозофилы некоторые признаки передаются по мужской или женской линии. Как называется такое наследование? (наследование, сцепленное с полом).

У человека также известны признаки, сцепленные с полом, многие из них вызывают заболевания. Назовите их.

Выставление баллов в маршрутный лист.

3.Решение генетических задач (слайд 13)

- Каждая группа получила карточку с задачей. Вам нужно определить какой закон в этой задаче используется, и решить ее.

Проверка решения задач (слайды 14, 15, 16)

Выставление баллов в маршрутный лист.

4.Тестирование(слайд 17)

Критерии оценки: ни одной ошибки - «5»

1-2 ошибки - «4»

3-5 ошибок - «3»

6 и более ошибок - «2».

  1. Заключительный этап (слайд 18)

Наука генетика необъятна. На одном уроке все охватить невозможно. Мы с вами вспомнили и повторили основные темы генетики. Если кого-то заинтересовали другие вопросы, можете обратиться к дополнительной литературе или Интернет.

  1. Выводы:

Я думаю, что генетика - это наука настоящего и будущего, потому что _______ .

Изучая генетику, я хочу _____________ .

На мой взгляд, знания по генетике необходимы мне в жизни, так как ___________.

  1. Выставление оценок.

- Выставляется общий балл за работу в группе

- Отдельно оценка выставляется за тестирование



  1. Домашнее задание

Составить родословную своей семьи по признаку, наиболее ярко проявляющемуся у ваших родственников.

© 2010-2022