- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 9 класс автор Каменский А. А
Рабочая программа по биологии 9 класс автор Каменский А. А
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шатохина О.Г. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В.Пасечника В.В.Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепр, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172.11, полностью отражающей содержание Примерной программы дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа разработана учителем первой квалификационной категории Шатохиной Ольгой Георгиевной.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи курса:
-
Обобщить знания учащихся о жизни и уровнях ее организации.
-
Углубить мировоззренческие восприятия происхождения и развития жизни на Земле, понятия об эволюционном развитии организмов.
-
Окончательно сформировать понятия учащихся о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Курс «Введение в общую биологию и экологию» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии. Изучение курса «Введение в общую биологию » в 9 классе базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне.
В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся, формированию у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объект закономерности, законы.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых проводятся.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены тестовые проверочные работы в нескольких вариантах из заданий разного вида (с выбором ответа, со свободными краткими и развернутыми ответами, на соответствие, на нахождение ошибок в приведенном тексте и др.). Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию.9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2012. - 96 с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть представляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требую от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Преподавание биологии в 9 классе в МБОУ Заворонежская СОШ Борщевской филиал ведется в соответствии с БУП - 2004г. Планирование составлено на основании Программы общеобразовательных учреждений по биологии (авторы: В.В.Пасечник, В.М.Пакулова, В.В.Латюшин, Р.Д.Маш) и рекомендовано Управлением развития Мин. Образования РФ (2004г.)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологии 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2012. - 304 с;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ (2 ч)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
- методы изучения живой природы.
Уметь:
- характеризовать методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, исторический метод; основные этапы научного исследования;
- характеризовать основополагающий принцип в науке;
- проводить сравнение гипотезы и закона или теории.
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (50 ч)
Молекулярный уровень (9 ч)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Лабораторные работы
1.Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
- определения терминов;
- особенности многомолекулярных комплексных систем, их свойства, значение.
Уметь:
- характеризовать особенности строения и функционирования многомолекулярных комплексных систем, объяснять их свойства, значения.
Клеточный уровень (14ч)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. "
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток.
Лабораторные работы
2.Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
- определения терминов; органоиды клетки, группы химических элементов, включенных в химический состав клеток; перечислять типы питания; фазы митоза.
Уметь:
- характеризовать строение, функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений и животных);
- описывать суть процессов метаболизмов клетке (энергетический и пластический обмены); сущность митоза;
- приводить примеры, показывающие взаимосвязь строения и функции клеток.
Организменный уровень(14 ч)
Теории возникновения многоклеточных организмов.
Бесполое и половое размножение организмов; Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Ритмичность в жизни организмов.
Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа
-
Выявление изменчивости организмов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
- определения терминов;
- законы наследственности, приспособленности организмов к среде обитания.
Уметь:
- характеризовать элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах.
- проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы.
- давать характеристики
Популяционно-видовой уровень (2 ч)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Лабораторная работа
-
Изучение морфологического критерия вида.
Экосистемный уровень (6 ч)
Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания,
Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Саморегуляция. Формирование, развитие и смена биогеоценозов. Искусственные биоценозы.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
. Биосферный уровень (5 ч)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
- определения терминов;
- уровни организации живой природы, биогенные элементы, биогеохимические циклы.
Уметь:
- характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение, последствия нарушения круговорота веществ в биосфере;
- объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов.
ЭВОЛЮЦИЯ (7 ч)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
- определения терминов;
- фамилии ученых-эволюционистов, типы эволюционных изменений, линии эволюции.
Уметь:
- сравнивать понятия «борьба за существование» и «естественный отбор»;
- объяснять роль генетики в формировании современных взглядов на эволюцию органического мира, роль организма, популяции и биогеоценоза в эволюции;
- характеризовать типы эволюционных изменений, главные линии эволюции и их значение и роль в эволюции.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (5 ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Лабораторная работа
5. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название темы
Количество часов
Количество лабораторных работ
I
ВВЕДЕНИЕ
2
II
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Молекулярный уровень
9
1
Клеточный уровень
14
1
Организменный уровень
14
1
Популяционно-видовой уровень
2
1
Экосистемный уровень
6
Биосферый уровень
5
III
ЭВОЛЮЦИЯ
7
IV
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ
5
1
V
ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА
2
РЕЗЕРВ
2
ИТОГО:
70
5
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать/понимать:
-
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
-
сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
-
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
-
объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
-
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
-
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
-
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
-
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
-
в биологических словарях и справочниках - значение биологических терминов; в различных источниках - необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях,
ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
-
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
-
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
.
Литература и средства обучения
-
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс, М.: Дрофа, 2012г.
-
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Поурочное и тематическое планирование. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс, М.: Дрофа, 2005г.
-
М.В. Оданович, Н.И. Старикова, Е.М. Гаджиева. Развернутое тематическое планирование, Волгоград: Учитель,2006г.
-
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
-
Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;
-
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
-
Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
bio.1septevber.ru - газета «Биология» - приложение к 1 сентября
bio.nature.ru - научные новости биологии.
edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и
Мефодий»
Календарно-тематическое планирование уроков биологии
в 9 классе на 2014-2015 уч. год
Тема урока
Кол-во часов
Дата план
Дата факт
Вид, форма контроля
Тема: ВВЕДЕНИЕ (2ч.)
1.
Биология как наука и методы ее исследования.
1
01.09
Фронтальный опрос.
2.
Сущность жизни и свойства живого.
1
04.09
Фронтальный опрос. Биологический диктант.
Тема: УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (50ч.)
Молекулярный уровень (9ч.)
3.
Молекулярный уровень.
1
08.09
Индивидуальный опрос.
4.
Углеводы. Липиды.
1
11.09
Текущий опрос.
5.
Состав и строение белков
1
15.09
Самостоятельная работа.
6.
Функции белков.
1
18.09
Тестирование.
7.
Нуклеиновые кислоты.
1
22.09
Устный опрос.
8.
АТФ и другие органические соединения клетки.
1
25.09
Фронтальный опрос.
9.
Биологические катализаторы.
1
29.09
Лабораторная работа № 1.
10
Вирусы.
1
02.10.
Текущий опрос.
11.
Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень».
1
06.10
Тематическое тестирование.
Клеточный уровень (14ч.)
12.
Основные положения клеточной теории.
1
09.10
Индивидуальный опрос.
13.
Общие сведения о клетках. Клеточная теория.
1
13.10
Лабораторная работа № 2.
14.
Ядро.
1
16.10
Биологический диктант.
15.
Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.
1
20.10
Текущий опрос.
16.
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.
1
23.10
Фронтальный опрос.
17.
Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.
1
27.10
Тренировочная контрольная работа.
18.
Особенности строения клеток эукариот и прокариот.
1
30.10
Блиц-контрольная.
19.
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.
1
10.11
Текущий опрос.
20.
Энергетический обмен в клетке.
1
13.11
Взаимоопрос.
Работа в парах.
21.
Питание клетки. Гетеротрофы.
1
17.11
Программируемый опрос.
22.
Фотосинтез и хемосинтез.
1
20.11
Биологический диктант.
23.
Синтез белков в клетке.
1
24.11
Опрос по цепочке.
24.
Деление клетки. Митоз.
1
27.11
Дифференцированный опрос.
25.
Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень»
1
01.12
Тематическое тестирование.
Организменный уровень (14ч.)
26.
Бесполое размножение.
1
04.12
Входной контроль.
27.
Половое размножение.
1
08.12
Индивидуальный контроль.
28.
Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.
1
11.12
Фронтальный опрос.
Письменная работа по карточкам.
29.
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Многогибридное скрещивание
1
15.12
Текущий опрос.
30.
Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.
1
18.12
Фактологический диктант.
31.
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
1
22.12
Письменная работа.
32.
Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.
1
25.12
Текущий опрос.
33.
Взаимодействие генов.
1
29.12
Самостоятельная работа.
34.
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
1
Письменная работа по карточкам.
35.
Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.
1
Лабораторная работа № 3.
36.
Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.
1
Текущий опрос.
37.
Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.
1
Работа в парах. Взаимоконтроль.
38.
Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.
1
Выборочный контроль.
39.
Обобщающий урок по теме: «Организменный уровень»
1
Тематическое тестирование.
Популяционно-видовой уровень (2ч.)
40.
Критерии вида.
1
Лабораторная работа № 4.
41.
Популяции. Биологическая классификация.
1
Биологический диктант.
Экосистемный уровень (6ч._)
42.
Сообщество, экосистема, биогеоценоз.
1
Текущий опрос.
43.
Состав и структура БГЦ: видовое разнообразие, морфологическая и пространственная структура.
1
Лабораторная работа № 5.
44.
Состав и структура БГЦ: трофическая структура.
1
Текущий опрос.
45.
Потоки вещества и энергии в экосистеме..
1
Фронтальный опрос.
46.
Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы.
1
Фронтальный опрос. Письменная работа по карточкам.
47.
Обобщающий урок по теме: «Экосистемный уровень».
1
Тематическое тестирование.
Биосферый уровень (5ч.)
48.
Понятие о биосфере.
1
Самостоятельная работа с учебником.
49.
Среда обитания: вода, почва.
1
Выборочный контроль.
50.
Среда обитания: наземно-воздушная, живые организмы.
1
Фронтальный опрос.
51.
Средообразующая деятельность организмов
1
Устный программируемый контроль.
52.
Обобщающий урок по теме: «Биосферный уровень»
1
Деловая игра «Компетентность».
Тема: ЭВОЛЮЦИЯ (7ч)
53.
Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.
1
Опрос по цепочке.
54.
Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.
1
Взаимоопрос.
55.
Борьба за существование и естественный отбор.
1
Фактологический диктант.
56.
Формы естественного отбора.
1
Программируемый опрос.
57.
Изоляции. Видообразование.
1
Индивидуальный опрос.
58.
Основные закономерности. Макроэволюция и микроэволюция.
1
Индивидуальный опрос.
59.
Обобщающий урок по теме: «Эволюционное учение»
1
Тематическое тестирование.
Тема: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (5 ч.)
60.
Гипотезы возникновения жизни.
1
Дифференцированный контроль
61.
Развитие представлений о происхождении жизни. Доказательства эволюции.
1
Лабораторная работа № 6.
62.
Развитие жизни на Земле в протерозой и палеозой.
1
Индивидуальный опрос. Биологический диктант.
63.
Развитие жизни в мезозой и кайнозой.
1
Выборочный контроль.
64.
Обобщающий урок по теме: «Происхождение жизни на Земле»
1
Тематическое тестирование.
Тема: ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА (2 ч.)
65.
Уровни организации жизни. Основы эволюционного учения.
1
Выборочный контроль.
66.
Итоговое тестирование.
1
Итоговое тестирование
67.
Работа на УОУ.
1
68.
Работа на УОУ.
1