Рабочая программа по биологии 9 класс автор Каменский А. А

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В.Пасечника В.В.Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепр, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172.11, полностью отражающей содержание Примерной программы дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа разработана учителем первой квалификационной категории Шатохиной Ольгой Георгиевной.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи курса:

  • Обобщить знания учащихся о жизни и уровнях ее организации.

  • Углубить мировоззренческие восприятия происхождения и развития жизни на Земле, понятия об эволюционном развитии организмов.

  • Окончательно сформировать понятия учащихся о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Курс «Введение в общую биологию и экологию» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии. Изучение курса «Введение в общую биологию » в 9 классе базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне.

В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся, формированию у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объект закономерности, законы.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых проводятся.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены тестовые проверочные работы в нескольких вариантах из заданий разного вида (с выбором ответа, со свободными краткими и развернутыми ответами, на соответствие, на нахождение ошибок в приведенном тексте и др.). Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию.9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2012. - 96 с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть представляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требую от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Преподавание биологии в 9 классе в МБОУ Заворонежская СОШ Борщевской филиал ведется в соответствии с БУП - 2004г. Планирование составлено на основании Программы общеобразовательных учреждений по биологии (авторы: В.В.Пасечник, В.М.Пакулова, В.В.Латюшин, Р.Д.Маш) и рекомендовано Управлением развития Мин. Образования РФ (2004г.)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологии 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2012. - 304 с;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)


Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Со­временные научные представления о сущности жизни. Значение биологи­ческой науки в деятельности человека.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать:

- методы изучения живой природы.

Уметь:

- характеризовать методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, исторический метод; основные этапы научного исследования;

- характеризовать основополагающий принцип в науке;

- проводить сравнение гипотезы и закона или теории.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (50 ч)

Молекулярный уровень (9 ч)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекуляр­ные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Лабораторные работы

1.Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержа­щихся в живых клетках.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать:

- определения терминов;

- особенности многомолекулярных комплексных систем, их свойства, значение.

Уметь:

- характеризовать особенности строения и функционирования многомолекулярных комплексных систем, объяснять их свойства, значения.

Клеточный уровень (14ч)

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функ­циональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функ­ции органоидов. "

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное ды­хание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о деле­нии клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках ко­решков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток.

Лабораторные работы

2.Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать:

- определения терминов; органоиды клетки, группы химических элементов, включенных в химический состав клеток; перечислять типы питания; фазы митоза.

Уметь:

- характеризовать строение, функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений и животных);

- описывать суть процессов метаболизмов клетке (энергетический и пластический обмены); сущность митоза;

- приводить примеры, показывающие взаимосвязь строения и функции клеток.

Организменный уровень(14 ч)

Теории возникновения многоклеточных организмов.

Бесполое и половое размножение организмов; Половые клетки. Опло­дотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономер­ности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Ритмичность в жизни орга­низмов.

Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторная работа

  1. Выявление изменчивости организмов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать:

- определения терминов;

- законы наследственности, приспособленности организмов к среде обитания.

Уметь:

- характеризовать элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах.

- проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы.

- давать характеристики

Популяционно-видовой уровень (2 ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых расте­ний и животных.

Лабораторная работа

  1. Изучение морфологического критерия вида.


Экосистемный уровень (6 ч)

Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания,
Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Саморегуляция. Формирование, развитие и смена биогеоценозов. Искусственные биоценозы.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

. Биосферный уровень (5 ч)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот ве­ществ и энергии в биосфере.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать:

- определения терминов;

- уровни организации живой природы, биогенные элементы, биогеохимические циклы.

Уметь:

- характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение, последствия нарушения круговорота веществ в биосфере;

- объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов.

ЭВОЛЮЦИЯ (7 ч)


Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, ил­люстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, ре­зультаты искусственного отбора.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать:

- определения терминов;

- фамилии ученых-эволюционистов, типы эволюционных изменений, линии эволюции.

Уметь:

- сравнивать понятия «борьба за существование» и «естественный отбор»;

- объяснять роль генетики в формировании современных взглядов на эволюцию органического мира, роль организма, популяции и биогеоценоза в эволюции;

- характеризовать типы эволюционных изменений, главные линии эволюции и их значение и роль в эволюции.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (5 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных живот­ных, моделей.

Лабораторная работа

5. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

Количество лабораторных работ

I

ВВЕДЕНИЕ

2


II

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ




Молекулярный уровень

9

1


Клеточный уровень

14

1


Организменный уровень

14

1


Популяционно-видовой уровень

2

1


Экосистемный уровень

6



Биосферый уровень

5


III

ЭВОЛЮЦИЯ

7


IV

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ

5

1

V

ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА

2


РЕЗЕРВ

2


ИТОГО:

70

5

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых орга­низмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмена ве­ществ и превращения энергии, питания, дыхания, выде­ления, транспорта веществ, роста, развития, размноже­ния, наследственности и изменчивости, регуляции жизне­деятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и пове­дения;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании совре­менной естественно-научной картины мира, в практичес­кой деятельности людей и самого ученика; родство, общ­ность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль био­логического разнообразия в сохранении биосферы; необхо­димость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; за­висимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, прояв­ления наследственных заболеваний, иммунитета у челове­ка; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяс­нять результаты опытов; наблюдать за ростом и развити­ем растений и животных, поведением животных, сезонны­ми изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основ­ные части и органоиды клетки, органы и системы орга­нов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов живот­ных, растения разных отделов, животных отдельных ти­пов и классов; наиболее распространенные растения и жи­вотных своей местности, культурные растения и домаш­них животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособле­ния организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей от­дельных систематических групп) и делать выводы на ос­нове сравнения;

  • определять принадлежность биологических объек­тов к определенной систематической группе (классифика­ция);

  • анализировать и оценивать воздействие факто­ров окружающей среды, факторов риска на здоровье че­ловека, последствий деятельности человека в экосисте­мах, влияние его поступков на живые организмы и эко­системы;

  • проводить самостоятельный поиск биологи­ческой информации: находить в тексте учебника от­личительные признаки основных систематических групп;

  • в биологических словарях и справочниках - значение биологических терминов; в различных источниках - не­обходимую информацию о живых организмах (в том чис­ле с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызыва­емых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфек­ции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркома­ния), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при прос­тудных заболеваниях,

ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюде­ния правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

.

Литература и средства обучения


  • А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс, М.: Дрофа, 2012г.

  • А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Поурочное и тематическое планирование. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс, М.: Дрофа, 2005г.

  • М.В. Оданович, Н.И. Старикова, Е.М. Гаджиева. Развернутое тематическое планирование, Волгоград: Учитель,2006г.

  • Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

  • Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;

  • Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

  • Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

bio.1septevber.ru - газета «Биология» - приложение к 1 сентября

bio.nature.ru - научные новости биологии.

edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.

km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и

Мефодий»






Календарно-тематическое планирование уроков биологии

в 9 классе на 2014-2015 уч. год


Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Вид, форма контроля

Тема: ВВЕДЕНИЕ (2ч.)

1.

Биология как наука и методы ее исследования.

1

01.09

Фронтальный опрос.

2.

Сущность жизни и свойства живого.

1

04.09

Фронтальный опрос. Биологический диктант.

Тема: УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (50ч.)

Молекулярный уровень (9ч.)

3.

Молекулярный уровень.

1

08.09

Индивидуальный опрос.

4.

Углеводы. Липиды.

1

11.09

Текущий опрос.

5.

Состав и строение белков

1

15.09

Самостоятельная работа.

6.

Функции белков.

1

18.09

Тестирование.

7.

Нуклеиновые кислоты.

1

22.09

Устный опрос.

8.

АТФ и другие органические соединения клетки.

1

25.09

Фронтальный опрос.

9.

Биологические катализаторы.

1

29.09

Лабораторная работа № 1.

10

Вирусы.

1

02.10.

Текущий опрос.

11.

Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень».

1

06.10

Тематическое тестирование.

Клеточный уровень (14ч.)

12.

Основные положения клеточной теории.

1

09.10

Индивидуальный опрос.

13.

Общие сведения о клетках. Клеточная теория.

1

13.10

Лабораторная работа № 2.

14.

Ядро.

1

16.10

Биологический диктант.

15.

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1

20.10

Текущий опрос.

16.

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1

23.10

Фронтальный опрос.

17.

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1

27.10

Тренировочная контрольная работа.

18.

Особенности строения клеток эукариот и прокариот.

1

30.10

Блиц-контрольная.

19.

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

10.11

Текущий опрос.

20.

Энергетический обмен в клетке.

1

13.11

Взаимоопрос.

Работа в парах.

21.

Питание клетки. Гетеротрофы.

1

17.11

Программируемый опрос.

22.

Фотосинтез и хемосинтез.

1

20.11

Биологический диктант.

23.

Синтез белков в клетке.

1

24.11

Опрос по цепочке.

24.

Деление клетки. Митоз.

1

27.11

Дифференцированный опрос.

25.

Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень»

1

01.12

Тематическое тестирование.

Организменный уровень (14ч.)

26.

Бесполое размножение.

1

04.12

Входной контроль.

27.

Половое размножение.

1

08.12

Индивидуальный контроль.

28.

Оплодотворение.

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1

11.12

Фронтальный опрос.

Письменная работа по карточкам.

29.

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Многогибридное скрещивание

1

15.12

Текущий опрос.

30.

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

1

18.12

Фактологический диктант.

31.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1

22.12

Письменная работа.

32.

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

1

25.12

Текущий опрос.

33.

Взаимодействие генов.

1

29.12

Самостоятельная работа.

34.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

Письменная работа по карточкам.

35.

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.

1

Лабораторная работа № 3.

36.

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.

1

Текущий опрос.

37.

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

1

Работа в парах. Взаимоконтроль.

38.

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

Выборочный контроль.

39.

Обобщающий урок по теме: «Организменный уровень»

1

Тематическое тестирование.

Популяционно-видовой уровень (2ч.)

40.

Критерии вида.

1

Лабораторная работа № 4.

41.

Популяции. Биологическая классификация.

1

Биологический диктант.

Экосистемный уровень (6ч._)

42.

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

1

Текущий опрос.

43.

Состав и структура БГЦ: видовое разнообразие, морфологическая и пространственная структура.

1

Лабораторная работа № 5.

44.

Состав и структура БГЦ: трофическая структура.

1

Текущий опрос.

45.

Потоки вещества и энергии в экосистеме..

1

Фронтальный опрос.

46.

Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы.

1

Фронтальный опрос. Письменная работа по карточкам.

47.

Обобщающий урок по теме: «Экосистемный уровень».

1

Тематическое тестирование.

Биосферый уровень (5ч.)

48.

Понятие о биосфере.

1

Самостоятельная работа с учебником.

49.

Среда обитания: вода, почва.

1

Выборочный контроль.

50.

Среда обитания: наземно-воздушная, живые организмы.

1

Фронтальный опрос.

51.

Средообразующая деятельность организмов

1

Устный программируемый контроль.

52.

Обобщающий урок по теме: «Биосферный уровень»

1

Деловая игра «Компетентность».

Тема: ЭВОЛЮЦИЯ (7ч)

53.

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

1

Опрос по цепочке.

54.

Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.

1

Взаимоопрос.

55.

Борьба за существование и естественный отбор.

1

Фактологический диктант.

56.

Формы естественного отбора.

1

Программируемый опрос.

57.

Изоляции. Видообразование.

1

Индивидуальный опрос.

58.

Основные закономерности. Макроэволюция и микроэволюция.

1

Индивидуальный опрос.

59.

Обобщающий урок по теме: «Эволюционное учение»

1

Тематическое тестирование.

Тема: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (5 ч.)

60.

Гипотезы возникновения жизни.

1

Дифференцированный контроль

61.

Развитие представлений о происхождении жизни. Доказательства эволюции.

1

Лабораторная работа № 6.

62.

Развитие жизни на Земле в протерозой и палеозой.

1

Индивидуальный опрос. Биологический диктант.

63.

Развитие жизни в мезозой и кайнозой.

1

Выборочный контроль.

64.

Обобщающий урок по теме: «Происхождение жизни на Земле»

1

Тематическое тестирование.

Тема: ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА (2 ч.)


65.

Уровни организации жизни. Основы эволюционного учения.

1

Выборочный контроль.

66.

Итоговое тестирование.

1

Итоговое тестирование

67.

Работа на УОУ.

1

68.

Работа на УОУ.

1



© 2010-2022