Название разработки: конспект урока на тему РЫБЫ

Урок- игра проводится в 7 классе после изучения всех классов рыб. Учитель нацеливает обучающихся  внимательно слушать ответы своих товарищей, чтобы "улов" был успешным.Обучающиеся делятся на две команды"Сазаны"и "Лещи". Учащимся предлагаются 6 конкурсов,включающих различные задания:восстановить текст письма,расшифровать названия рыб,которые употребляют в пищу. ответить на 8 вопросов по теме (для каждой команды), отгадать загадки о рыбах, ответы на вопросы о строении рыб.В конце урока подводятся ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по биологии в 7 классе



Земцова Любовь Евгеньевна

учитель биологии и химии второй категории

МБОУ «Писарёвская СОШ»

Фроловского муниципального района Волгоградской области



Тема урока: «Рыбы»

































Цели урока:

1) расширить и систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности рыб, их разнообразии и приспособленности к условиям среды.

2)развивать наблюдательность, внимание, любознательность.

3)воспитывать любовь к природе.

Оборудование: карточки с заданиями (2 шт), рыбки, вырезанные из старых учебников, журналов, 2 текста с пропущенными словами.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя: «Сегодня у нас заключительный урок по теме «Рыбы». Он будет проходить в форме игры. Для этого класс разделим на две команды. Для того, чтобы «наловить» как можно больше рыб, командам нужно показать свои знания, смекалку, эрудицию, сплоченность. Ребята, вам нужно быть внимательными к ответам товарищей по команде. Итак, « рыбалка» начинается!»

Конкурс 1 «Визитная карточка»

Каждая команда представляет свое название, девиз, приветствие, которые отражают тему урока. Первая команда « Сазаны», вторая команда «Лещи».

Конкурс 2 «Загадка Робинзона Крузо»

Учитель: Все вы знаете, что знаменитый персонаж Даниэля Дефо Робинзон Крузо написал послания с просьбой о помощи и бросил их в океан в запечатанных бутылках. И эти послания через много - много лет выбросило на берег. Чтобы спасти Робинзона и при этом получить « улов», вам нужно восстановить текст письма, который немного подпортила морская вода.

( Каждая команда получает бутылку с «письмом». Во всех письмах утрачены некоторые слова, которые нужно восстановить.)


Текст для 1-ой команды

1. Практически у всех рыб … форма тела (обтекаемая)

2. Тело рыб покрыто … (чешуёй)

3. Окраска рыб… (разнообразна) и определяется … (фоном) окружающей среды.

4. Кожные железы вырабатывают … (слизь), которая уменьшает трение тела рыб при движении в воде.

5. Орган дыхания рыб…(жабры)

6.Дышат рыбы …, который растворен в воде (кислородом)

7.Орган передвижения рыб … (плавники)

8.Среди органов чувств можно выделить:…, …, …, ….(органы слуха, зрения, обоняния, осязания)

9.Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают с помощью…(боковой линии)

.

Текст для 2-ой команды

1.У рыб, которые являются …(раздельнополыми) животными, есть … (парные) половые железы.

2.У самцов их называют …(семенники), а у самок…(яичники).

3. Время, когда рыбы размножаются, называется …(нерест)

4. В яичниках зреют …(яйцеклетки), в семенниках…(сперматозоиды).

5.Оплодотворение у многих рыб…(наружное), хотя существуют рыбы, у которых …(внутреннее) оплодотворение.

6. В результате оплодотворения в …(икринках) развивается …(многоклеточный зародыш)

7.Через некоторое время личинка становится похожа на взрослую рыбу и ее называют…(мальком)

8.Уряда не очень плодовитых рыб появилась такая форма приспособленности к выживанию, как …(забота о потомстве)

9.Рыбы являются …(холоднокровными) животными, так как температура их тела нестабильна и определяется температурой среды.

Команда, давшая правильную расшифровку «послания», получает 5 баллов.

Конкурс 3 «Разгадай шифровку»

Учитель: Из океана от Нептуна мы получили шифровки. Буквы в словах поменяли местами. Переставьте буквы таким образом, чтобы получилось название рыб, которые можно употреблять в пищу.

Карточка 1-ой команде

Тапвол (плотва)

Дукса (судак)

Секрат (треска)

Карточка 2ой команде

Знаас (сазан)

Торес (осётр)

Млина (налим)





Конкурс 4 « Кто быстрее»

Заданием 1-ой команде: Написать названия отделов головного мозга рыб.

(передний, промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый)

Задание 2-ой команде: Перечислить парные и непарные плавники рыб. (грудные, брюшные - парные .Спинные, хвостовой, анальный - непарные)

Конкурс 5 «Рыбные вопросы»

Вопросы 1- ой команде

1.Сколько отделов включает в себя тело рыб? (3: голова, туловище, хвост)

2.С помощью какого органа рыбы способны менять глубину погружения?

(плавательный пузырь)

3.Сколько кругов кровообращения у рыб? (1)

4.Какая самая крупная рыба на Земле? (китовая акула)

5.Как называется наука о рыбах? (ихтиология)

6. Все ли рыбы способны откладывать икру? (нет, есть живорождение)

7.Ответная реакция организма на раздражение называется? (рефлексом)

8. Самая крупная промысловая рыба России, около 6 м. длиной и 1 т весом? (белуга)

Вопросы 2-ой команде:

1.Почему тяжело держать в руках рыбу? (чешуя покрыта слизью)

2.Чем прикрываются жабры рыб снаружи? (жаберными крышками)

3. Какие отделы включает в себя сердце рыб? (предсердие и желудочек)

4. Как определяется возраст рыб? (по линиям годового прироста на чешуе)

5.Как называется одомашненная форма сазана? (карп)

6.У какой рыбы нет чешуи? (сома)

7.Какие рыбы имеют оружие на носу? (пила - рыба, меч- рыба)

8. Рыба, семейства карповых, с красными плавниками? (красноперка)

( За каждый правильный ответ дается «рыбка»)

Конкурс 6 «Отгадай загадки»

(За правильный ответ - 1 балл)



1) Рот есть - не говорю, глаза есть - не мигаю. (Рыба)

2) Драчун и забияка, живет в воде, когти на спине - и щука не проглотит (Ёрш)

3) Он в самом омуте живет-

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (Сом)

4) Отнимите от названия паукообразного животного одну букву и получите название рыбы ( Клещ - лещ)

5) Название какого европейского города надо прочитать справа налево, чтобы получить название рыбы? ( Милан - налим)

6) С буквой «с» живу в пруду

Все рыболовы меня знают

С буквой «ф» за красоту

Меня жар-птицей называют

(Сазан - фазан)

Подведение итогов игры

Учитель: Улов богаче у команды «Лещи»

Они получают оценку 5, вторая команда «Сазаны» получают оценку 4.








Список литературы:


  1. Часы занимательной зоологии, автор Т.И. Жукова М. Просвещение 1973 г,

  2. Я иду на урок биологии. Зоология «Рыбы» М. «Первое сентября» 2001 г.

  3. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9 классы. М. «Глобус»

4) «Зоология. Животные» В.В. Латюшин М. Издательство «Дрофа» 2005 г.

© 2010-2022