Рабочая программа факультативного курса

Данная программа факультативного курса «Жизнь животных» для 8 классов составлена на основе программы факультативного курса «Сборник №2 часть 1 (математика, биология, химия) », Москва, Просвещение, 1990 г., которая предполагает изучение программы в объеме 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на изучение в 8 классе средней школы по 1 часу в неделю. Основой изучения состоят в изучении и углублении знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных. Этот разде...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №129


Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № от

___________________



Согласовано.

Заместитель директора по УВР

_________________




«Утверждаю»

Директор школы

Воронина И.А.__




Рабочая программа

факультативного курса

«Жизнь животных»

для изучения в 8 классах


программа составлена учителями биологии

Савиной Оксаной Алексеевной

Малышевой Светланой Васильевной















г. Н. Новгород


2013-2014 учебный год





VIII КЛАСС ЖИЗНЬ животных

(34 ч, 1 ч в неделю)

Пояснительная записка

Данная программа факультативного курса

«Жизнь животных» для 8 классов

Составлена на основе программы факультативного курса «Сборник №2 часть 1 (математика, биология, химия) », Москва, Просвещение, 1990 г., которая предполагает изучение программы в объеме 1 час в неделю.

В основе факультативного курса учителя Савина О.А. и Малышева С.В. положили принципы: углубления и систематизации знаний, полученных при изучении зоологии в 7 классе, высокой степени обобщения изучения материала, развития интереса учащихся к самостоятельному приобретению знаний.

Рабочая программа рассчитана на изучение в 8 классе средней школы по 1 часу в неделю. Основой изучения состоят в изучении и углублении знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных. Этот раздел изучается в 7 классе.

Все разделы взаимосвязаны между собой, но могут изучаться как самостоятельные части на основе знаний зоологии 7 класса.

При изучении следует раскрыть сущность о взаимосвязях животных с живой и неживой природой, заложить основу экологического воспитания, продолжить формирование диалектико - материалистического мировоззрения учащихся.

При изучении курса большое внимание уделяется изучению вопросов о разнообразии животного мира, системе знаний о жизни животных, ознакомлению с действующими законами природы.

Выполнение лабораторных работ в каждой теме способствует формированию знаний, умений, навыков практической деятельности, связанных с общением с природой.





Цель курса:

  1. Углубить знания о животном мире;

  2. Углубить знания об особенностях строения, питания животных;

  3. Заложить основу экологического воспитания;

4.Сформировать диалектико - материалистическое мировоззрение учащихся.













ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

Многообразие животного мира. Общие планы строения позво­ночных и беспозвоночных животных, связь строения и функций организма. Влияние на животных факторов неживой и живой природы. Роль и место животных в природе. Средообразующая деятельность животных. Значение животных в жизни человека, использование и охрана животного мира.

1. ЖИВОТНЫЕ ВОДОЕМОВ

(8 ч, из них 1 ч на экскурсию)

Животные водоемов различных типов. Многообразие водных животных. Строение и передвижение. Приспособления к жизни в воде и к сезонным изменениям водоема. Местообитание, типы пи­тания, пищевые цепи. Роль хищных животных в ограничении чис­ленности жертв и понятие биологического равновесия. Средообрзующая роль водных беспозвоночных. Биологическая очистка воды.

Рыбы в природе и хозяйстве человека. Эксплуатация и охрана промысловых рыб. Аквариум - модель экосистемы.

Демонстрация: микропрепаратов, влажных препаратов,

диафильмов, диапозитивов.

Лабораторные работы

№ 1. Изучение строения и передвижения одноклеточных жи­вотных.

№ 2. Изучение многообразия животных пресного (морского) водоема.

№ 3. Наблюдения за питанием и передвижением головастика.

№ 4. Изучение абиотических и биотических условий водоема и их роли в жизни животных аквариума.

№ 5. Рыбы местных водоемов. Правила рыболовства.

Экскурсия

№ 1. Жизнь животных водоема (пресный водоем, море).

2.ЖИВОТНЫЕ-ПАРАЗИТЫ (2 ч]

Многообразие паразитических животных (простейшие, черви, членистоногие и др.). Приспособления к паразитическому образу жизни. Постоянные и временные паразиты. Циклы развития и роль в жизни хозяев. Использование явления паразитизма в за­щите растений.

Демонстрация влажных препаратов.

Лабораторная работа

№ 6. Изучение строения паразитов (на примере грегарины, нематод, клещей и других объектов).

3.ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА

(10 ч, из них 3 ч на экскурсии)

Население животных подстилки и почвы; особенности строе­ния в связи с передвижением и питанием. Роль животных в поч­вообразовании и повышении плодородия почв. Лесное хозяйство и животный мир.

Население животных травяного яруса; пространственные и пи­щевые связи животных с растениями и друг с другом. Муравьи как общественные насекомые и их роль в жизни леса. Насекомые групп мертвоедов и навозников, их роль в утилизации животного опада.

Животные древесного яруса, их взаимоотношения с другими животными, растениями, неживой природой. Роль животных в ре­гуляции численности насекомых, распространении плодов и се­мян. Хищные и растительноядные формы. Сезонные явления в жизни лесных животных.

Демонстрация: коллекций насекомых, чучел (птиц и мелких млекопитающих), диафильмов и кинофильмов.

Лабораторные работы.

№ 7. Изучение роющей деятельности земляных червей.

№ 8. Изучение строения ротового аппарата насекомых в свя­зи с типом питания.

Экскурсии

№ 2. Жизнь птиц весной (природа).

№ 3. Изучение животных леса по следам деятельности.

№ 4. Муравьи - санитары леса.

5.ЖИВОТНЫЕ СТЕПЕЙ И ПУСТЫНЬ

(3 ч, из них 1 ч на экскурсию)

Многообразие и характерные черты степных и пустынных животных

их строение в связи с передвижением. Сезонные и суточные ритмы.

Роль степных животных в природе. Практическое значение и охрана змей.

Демонстрация: влажных препаратов, диафильмов, диапозитивов.

Экскурсия

6. ЖИВОТНЫЕ ТУНДРЫ Изучение животных (природа, зоопарк, краеведческий музей), многообразие животных степей, и пустынь.

6.ЖИВОТНЫЕ ЛЕСОТУНДРЫ

(3 ч, из них 1 ч на экскурсию)

Характерные особенности строения и поведения животных в связи с экстремальными условиями среды (короткий световой день, низкие температуры, снежный покров и т. п.). Сезонные из­менения условий, колебания численности. Особенности использо­вания и охраны фауны Севера.

Демонстрация: диафильмов, диапозитивов, чучел мелких мле­копитающих.

Экскурсия

№ 6. Приспособленность животных к жизни в тундре (крае­ведческий музей).

7.СИНАНТРОПНЫЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ,

ЖИВОТНЫЕ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ

(4 ч, из них 1 ч на экскурсию)

Животные сельскохозяйственных угодий.

Насекомые - опылители и вредители сельскохозяйственных культур. Хищные птицы и их роль в ограничении численности мелких млекопитающих. Деятельность человека в сельскохозяй­ственных угодиях (применение удобрений и ядохимикатов, сель­скохозяйственной техники, мелиорации и др.) и ее влияние на животный мир. Динамика численности животных в агроценозах. Биологические методы защиты растений.

Особенности поведения и питания животных города. Взаимо­отношения животных и человека в городе. Эстетическое и воспи­тательное значение городской фауны. Привлечение и охрана жи­вотных города. Методы ограничения численности синантропных грызунов, насекомых.

Домашние животные и их роль в жизни человека. Методы создания многообразия пород; распространенные и редкие породы. Охрана генофонда домашних животных. Одомашнивание жи­вотных и его перспективы. Управление поведением животных.

Демонстрация чучел мелких животных, препаратов, диафиль­мов.

Экскурсия

№ 7. Особенности жизни синантропных животных (краеведче­ский музей, питомник, зверосовхоз,

сельскохозяйственное производство).

8.РЕДКИЕ И ИСЧЕЗАЮЩИЕ ВИДЫ ЖИВОТНЫХ

(2 ч, из них 1 ч на экскурсию)

Человек как природопреобразующий фактор. Виды, исчезнув­шие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. Красные кни­ги Международного союза охраны природы, СССР и союзных республик. Охраняемые животные региона. Методы восстановле­ния их численности. Охрана местообитания. Значение охраны гено­фонда. Животный мир - исчерпаемый ресурс. Система кадастров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании жи­вотного мира.

Демонстрация: таблиц, диафильмов, Красных книг.

Экскурсия

№ 8. Редкие животные СССР и их охрана (зоопарк, краевед­ческий и зоологический музеи).



Ожидаемые результаты:


1.Расширенные знания о животном мире;

2.Расширенные знания об особенностях строения, питания животных;

3.Иметь основу экологического воспитания;

4.Сформированное диалектико - материалистическое мировоззрение учащихся.

5. Любовь к животным.












ЛИТЕРАТУРА для учителя

  1. Авилова К. В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы.- М.: Просвещение, 1983.

  2. Забелин С. И., Зубакин В. А., Кавтарадзе Д. Н. Таблицы по охране природы.- М.: Просвещение, 1981.

  3. Измайлов И. В., Михлин В. Е., Шашков Э. Н. Био­логические экскурсии.- М.: Просвещение, 1983.

Мамаев Б. М., Бардукова Е. А.

  1. Энтомология для учи­теля.- М.: Просвещение, 1985.

  2. Симаков Ю. Г. Жизнь пруда.- М.: Колос, 1982.

Для учащихся

  1. Банников А. Г. Мир животных и его охрана.- М.: Педа­гогика, 1981.

  2. Кузнецов А. А., Бабенко В. А. Птицы Красной книги СССР.- М.: Педагогика, 1986.

  3. Петров В. В. Жизнь леса и человек.- М.: Просвещение, 1985.

Петров В. В. Лес и его жизнь.- М.: Просвещение, 1986.


© 2010-2022