Рабочие программы по биологии 6-9 класс по программе В. В. Пасечник

Рабочие программы по биологии для 6-9 классов разработаны по программе В.В.Пасечник.Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального базисного учебного плана. Разработаны лабораторные, практические работы, а также контрольные работы по всему курсу биологии. Рабочие программы имеют календарно-тематическое планирование, в 6 классе включен региональный компонент.Содержание  календарно-тематического планирования пре...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ООШ №4





Рабочая программа по биологии

7 класс


















Составитель:

Качаева Л.А.,

учитель биологии

МБОУ ООШ №4

г.Междуреченск

Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса


Нормативная база преподавания предмета:

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089 (на основании п.6, ч. 2, ст.32 закона РФ «Об образовании»);

- Рабочие программы учебных дисциплин созданы на основе примерных программ ФГОС РФ по заказу Министерства просвещения России (п.7, часть 2, статья 32 закона РФ «Об образовании»;

Программа Биология к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника для общеобразовательных учреждений V - XI классы, авт.-сост. Г.М. Пальдяева - М.: «Дрофа», 2011г

Учебник: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология: Животные. учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных - М.: Дрофа, 2012;

Методические пособия для учителя:

  1. Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2004, - 128с.;

  2. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

Количество часов за год: 70 (в неделю - 2)

Цель и задачи курса:

В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен знать:

На базовом уровне:

-характерные признаки царства животных;

-строение и жизнедеятельность простейших (на примере амебы и инфузории-туфельки);

роль простейших в биосфере и жизни человека;

-многоклеточность и ее биологический смысл;

-отличительные черты планов строения важнейших типов животных (кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые);

-основные жизненные формы морских организмов (планктонные, бентосные и пелагические; прикрепленные и подвижные; фильтраторы, растительноядные, хищники; рифостроители), их роль в природе и значение для человека;

-особенности жизненных циклов морских беспозвоночных;

-особенности жизненных циклов и хозяев паразитических червей, их природные очаги и профилактика вызываемых ими болезней;

-основные приспособления беспозвоночных к жизни на суше;

-основные жизненные формы моллюсков и членистоногих, их роль в природе и значение для человека;

важнейшие отряды насекомых;

-о размножении и развитии насекомых с неполным и полным превращением;

-роль в природе и хозяйстве человека насекомых-опылителей, общественных насекомых, кровососущих насекомых; одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд);

-важнейшие группы «вредителей» сельскохозяйственных и лесных культур на примере своего региона; причины возникновения «вредителей»;

-насекомые человеческого жилища на примере своего региона;

-роль клещей и насекомых в распространении инфекционных заболеваний;

-классы позвоночных животных;

-приспособления основных групп позвоночных к жизни в воде и на суше;

-особенности размножения и развития представителей разных классов позвоночных;

-роль рыб и наземных позвоночных в биосфере Земли;

-особенности образа жизни земноводных, пресмыкающихся в связи с их строением, птиц в связи с приспособлением их к полету, млекопитающих в связи с освоением ими разных сред жизни;

-роль земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в природе и жизни человека;

-об охране животных, роли заповедников и заказников.

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона.

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии у животных.

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды.

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать готовые микропрепараты и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части, органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных,

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Содержание программы по биологии для 7 класса.

Тема 1. Общие сведения о животном мире (2 часа)

Зоология - наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Методы изучения животных.

Среды жизни и места обитания животных. Зависимость жизни животных от человека

Систематика животных. Основные систематические категории животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Роль зоологии в практической деятельности людей.

Тема 2. Многообразие животных (35 часов)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

2.1. Подцарство Простейшие (2 часа)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных. .

Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: Знакомство с многообразием водных простейших. Изучение строения инфузории-туфельки.

2.2. Тип Губки (1 час)

Классы губок. Роль губок в природе и жизни человека.


2.3. Тип кишечнополостные (1час)

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе. Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

2.4. Типы червей:

Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (4 часа)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторная работа: Знакомство с многообразием кольчатых червей.

2.5. Тип Моллюски (2часа)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

2.6. Тип Иглокожие(1 час)

Классы иглокожих. Роль иглокожих в природе и жизни человека.

2.7. Тип Членистоногие (7 часов)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: Знакомство с многообразием ракообразных.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Лабораторная работа Изучение отрядов насекомых

Контрольная работа Беспозвоночные животные.

2.8. Тип Хордовые (17 часов)

Класс ланцетник. Класс Круглоротые рыбы (1 час.)

Краткая характеристика типа хордовых.

Ланцетник - представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Надкласс Рыбы (3 часа)

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб.. Основные группы промысловых рыб. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение для экономики. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные работы: Внешнее строение и передвижение рыб.

Класс Земноводные (1час)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 часа)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Класс Птицы (4 часа)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Лабораторная работа: Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни

Класс Млекопитающие, или Звери (6 часов)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Контрольная работа Многоклеточные хордовые животные

Тема 3. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов).

Функции покровов тела. Основные виды покровов тела.

Лабораторная работа: Изучение особенностей покровов тела.

Функции опорно - двигательной системы. Факторы эволюционных изменений ОДС. Особенности строения скелета позвоночных животных. Соединения костей. Строение сустава.

Способы передвижения. Виды движения. Приспособления к различным способам движения у животных. Полости тела.

Органы пищеварения. Обмен веществ. Значение питания. Функции пищеварительной системы. Процессы обмена веществ и превращения энергии.

Органы дыхания, функции органов дыхания. Газообмен. Пути и механизм поступления кислорода. Газообмен у животных разных систематических групп. Строение легких, увеличение дыхательной поверхности.

Кровеносная система. Кровь. Строение крови, форменные элементы крови. Гемоглобин. Типы кровеносных сосудов. Замкнутая и незамкнутая системы кровообращения. Движение крови по малому и большому кругам кровообращения. Строение сердца у различных животных. Функции крови.

Органы выделения, их строение. Почки. Пути удаления веществ из организма. Значение органов выделения. Изменение органов выделения в процессе эволюции.

Нервная система. Раздражимость. Функции нервной системы. Строение нервной клетки. Строение НС у различных животных. Строение головного мозга у позвоночных животных. Изменение нервной системы в процессе эволюции.

Поведение. Рефлекс, виды рефлексов. Инстинкт. Регуляция. Нервный импульс.

Органы чувств. Значение органов чувств. Основные виды чувствительности: равновесие, зрение, осязание, обоняние, слух, химическая чувсвительность. Зависимость строения органов чувств от развития головного мозга.

Контрольная работа Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов.

Тема 4. Индивидуальное развитие животных ( 3 часа).

Размножение - свойство живых организмов. Способы размножения у животных: бесполое и половое. Органы размножения. Значение размножения. Строение половой системы животных: половые железы, половые пути. Гермафродиты. Влияние среды обитания на строение органов размножения. Внутреннее и внешнее оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Усложнение строения органов размножения в процессе эволюции. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Лабораторная работа Изучение стадий развития животных и определении их возраста

Тема 5. Развитие животного мира на Земле (3 часа)

Историческое развитие животного мира. Доказательства эволюции животных: палеонтологические, эмбриологические. Сходство в строении зародышей животных. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Рудименты и атавизмы. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы.

общества. Дарвин о причинах эволюции животных. Результаты эволюции. Дивергенция. Разнообразие видов как результат эволюции.

Тема 6. Закономерности размещения животных на Земле (2 часа)

Ареалы обитания. Механизм образования ареалов. Закономерности размещения животных. Эндемики. Миграции. Причины миграций животных. Виды миграций. Зоогеографические области.

Тема 7. Биоценозы (6 часов)

Естественные и искусственные биоценозы. Агробиоценозы. Структура биоценоза. Устойчивость биоценозов.

Факторы среды и их влияние на биоценозы. Среда обитания, экологические факторы.

Цепи питания. Поток энергии. Пищевая пирамида. Продуктивность биоценоза.

Взаимосвязь компонентов биоценоза. Трофические связи. Экологические группы животных по объектам питания.

Экскурсия «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных»

Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза».

Тема 8. Животный мир и хозяйственная деятельность человека ( 5 часов)

Воздействие человека на животных. Рациональное использование животных. Промысел. Одомашнивание животных. Селекция.

Законы РФ об охране животного мира. Система мониторинга.

Заповедники, заказники, памятники природы. Красная книга России и Кировской области. Система мониторинга.

Экскурсия Посещение выставок домашних животных.


Раздел

Тема урока

Кол-во

час

Дата

Форма

контроля

Планируемый результат

знать

уметь

Введение.

Общие

сведения о

животном мире.

2 час.

1.История развития зоологии. Современная зоология.

2. Современная зоология.

Систематика животных.

1

1


- историю развития зоологии;

-систематику животных;

-основные разделы зоологии;

-черты сходства и различия животных и растений;

-ориентироваться в учебнике

работать с научно-популярной литературой

литературой;

-сравнивать классификацию

животных и растений;

-объяснять значение наук о животных;

Многообразие

животных

35 час.

Простейшие

2 час

Беспозвоночные животные

16 час







Позвоночные животные

Тип Хордовые

17 час

3 Общая характеристика простейших.

4.Классы простейших.

Лабораторная работа №1 Знакомство с многообразием водных простейших. Изучение строения инфузории-туфельки

5.Тип Губки.

6. Тип Кишечнополостные

7.Тип Плоские черви.

8. Тип Круглые черви.

9. Тип Кольчатые черви

10.Классы Малощетинковые, Пиявки.

Лабораторная работа №2 Знакомство с многообразием кольчатых червей

11.Тип Моллюски. Общая характеристика.

12. Классы моллюсков: Брюхоногие,

Головоногие, Двустворчатые.

13 Тип Иглокожие. Классы:

Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры..

14. Тип Членистоногие .Класс Ракообразные.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с многообразием ракообразных»

15. Класс Паукообразные.

16 Класс Насекомые общая характеристика

17 Лабораторная работа №4 «Изучение

представителей отрядов насекомых».

18. Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки, Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

19. Отряды насекомых: Бабочки,Равнокрылые,

Двукрылые. Перепончатокрылые.

20. Контрольная работа №1 Беспозвоночные животные»

21. Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные и Черепные. Класс Ланцетники. Класс Круглоротые.

22. Класс Рыбы: Хрящевые, Костные. Лабораторная работа №5 «Внешнее строение и передвижение рыб».

23. Класс Хрящевые рыбы. Отряды:Акулы.

Скаты и Химерообразные.

24. Класс Костные рыбы.

Отряды рыб.

25. Класс Земноводные.

Отряды: Безногие, Хвостатые Бесхвостые.

26. Класс Пресмыкающиеся.

Отряд Чешуйчатые.

27.Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.

28. Класс Птицы. Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни»

29. Отряд Пингвины. Страусообразные,

Нандуообразные, Казуарообразные, Гуси.

30. Отряды птиц: Дневные хищники, Совы, Куриные.

31. Отряды птиц: Воробьинообразные,

Голенастые.

32. Класс млекопитающие.

Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

33.Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

34.Отряды млекопитающих: Китообразные,

Ластоногие. Хоботные, Хищные.

35.Отряды млекопитающих: Парнокопытные,

Непарнокопытные.

36.Отряд млекопитающих: Приматы.

37. Контрольная работа №2 Многоклеточные хордовые животные

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

лаб. раб.



лаб. раб.


лаб. раб.

лаб. раб.



лаб. раб.



лаб. раб.













контр. раб.









контр. раб.

-основные понятия темы;

-взаимосвязь особенностей строения в связи со средой обитания изученных типов, классов, отделов, семейств ;

-общую характеристику типов, классов, отрядов;

-черты приспособленности животных к образу жизни;

-циклы развития паразитических червей;

-меры предупреждения заражения паразитическими червями;

-основные виды животных Кемеровской области, а также занесенных в Красную книгу;

-значение изученных типов, классов, отрядов животных;

-меры борьбы с насекомыми вредителями человека, животных, сельскохозяйственных растений;

-основные признаки усложнения строения изученных типов, классов в процессе эволюции;

-характеристику подтипа Бесчерепные и Черепные;

-экологические группы животных, их приспособленность к среде

обитания;

-происхождение изученных типов, классов;








-описывать морфологические особенности изученных типов, классов, отделов, семейств;

-сравнивать особенности строения и жизнедеятельности изученных животных в связи со средой обитания;

-узнавать животных на таблицах, рисунках, коллекциях;

- определять принадлежность животных к систематическим категориям;

- использовать рисунки, таблицы, коллекции, текст учебника как руководство к выполнению лабораторных работ;

-пользоваться лабораторным оборудованием, научно-популярной литературой;

-сравнивать изученные типы, классы, отряды животных;

-характеризовать изученные классы, отряды;

-соблюдать правила наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных, поведением аквариумных рыб;

-доказывать, что членистоногие, птицы, млекопитающие являются высокоорганизованными животными;

-наблюдать за сезонными изменениями в жизни животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

-применять знания о строении и жизнедеятельности животных для объяснения их выращивания, мер охраны;





















Эволюция

строения. Взаимосвязь

строения и

функций

органов и их

систем

у животных.

14 часов.


38 Покровы тела. Лабораторная работа №.7 Изучение особенностей покровов тела

39.. Опорно-двигательная система.

40. Способы передвижения животных.

41. Полости тела.

42. Органы дыхания и газообмен.

43. Органы пищеварения.

44. Обмен веществ и превращение энергии.

45. Кровеносная система. Кровь.

46. Органы выделения.

47. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. 48.Органы чувств.

49 Регуляция деятельности организма..

50. Органы размножения. Продление рода.

51. Контрольная работа №3 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

лаб. раб.









контр. раб.

-виды регуляции в организме;

-основные понятия темы;

-эволюцию строения органов и их систем;

-признаки усложнения в процессе эволюции;

-взаимосвязь строения органов систем органов в связи с выполняемыми функциями;

-сходство и отличие систем органов у беспозвоночных и позвоночных животных;

-характерные признаки рефлексов;

-особенности обмена веществ и энергии у изученных классов;

- доказывать усложнение строения животных;

-характеризовать много-

образие видов как результат эволюции;

-работать с учебником: выделять

-характеризовать эволюцию систем органов изученных типов, классов животных;

-объяснять особенности обмена веществ у животных различных систематических групп;

-работать с влажными препаратами, лабораторным оборудованием;

Индивидуальное развитие животных.

3 час.


52. Способы размножения животных. Оплодотворение.

53. Развитие животных.

Лабораторная работа №8 «Изучение стадий развития животных и определении их возраста».

54. Периодизация и продолжительность жизни животных.

1

1


1

лаб. раб.

-виды оплодотворения, способы размножения, развитие животных с превращением и без превращения;

-периодизацию и продолжительность жизни животных;

- характеризовать способы размножения животных,

развитие животных с превращением и без превращениях;

-объяснять продолжительность жизни животных в зависимости от их образа жизни;

Развитие животного мира.

на Земле

3 час.


55. Доказательства эволюции.животных

56.Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.

57. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

1

1

1

- доказательства эволюции животных и причины эволюции животного мира;

-усложнение строения животных в процессе эволюции;

-применять знания о движущих силах эволюции

для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразие

видов;

-приводить. доказательства эволюции животных;

Закономерности размещения животных на Земле

2 часа

58Ареалы обитания. Закономерности размещения.

59. Миграции животных, их значение..

Термины

АреалЭндемики

Виды-космополиты

Причины, определяющие границы ареала

ТерминыМиграция

Причины миграций животных, виды миграций и их значение для животных;

Зоогеографические области

Давать определения терминам.

Приводить примеры животных с различными ареалам

Объяснять механизм образования ареалов.

Приводить примеры миграций животных

Объяснять причины миграций.

Биоценозы.

6 час

60. Естественные и искусственные биоценозы.

61 Факторы среды и их влияние на биоценоз.

62. Цепи питания, поток энергии.

63.Взаимосвязь компонентов биоценоза и их

приспособленность друг к другу

64. Экскурсия «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных»

65. Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза».

1

1

1

1

1


отчет

отчет

-цепи питания, поток энергии в биоценозе;

-сходство и отличие

естественных и искусственных биоценозов;

- факторы среды и их влияние на биоценозы;


-составлять цепи питания;

-выявлять причины изменения ареала;

-объяснять закономерности размещения животных,

причины миграций;

- сравнивать естественные и искусственные биоценозы;

Животный мир и хозяйственная деятельность

человека.

5 час.

66. Воздействие человека и его деятельности на животный мир.

67. Одомашнивание. Основы содержания и селекция сельскохозяйственных животных.

68. Контрольная работа №4 Индивидуальное развитие животных. Развитие животного мира на Земле. Биоценозы.

69. Законы об охране животного мира. Красная книга России, Кемеровской области.

70.Экскурсия Посещение выставок домашних животных.

1

1

1

1

1


контр. раб.

отчет

-центры происхождения домашних животных;

-положительное и отрицательное, воздействие человека и его деятельности на животных;

-законы об охране животного мира заповедники, заказники и национальные парки России, Кемеровской области;

-животных, занесенных в Красную книгу России, Кемеровской области.


-соблюдать правила бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

-выявлять причинно-следственные связи, возникшие в результате деятельности человека на животных и на растения.

-объяснять происхождение домашних животных;

-объяснять рациональное использование животного мира, ее значение для природы и человека.


Ресурсное обеспечение рабочей программы по биологии для 7 класса:

Учебно-методическая литература для учителя:

Дмитриева, Т. А., Суматохин, С. В. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128 с.: ил. (Дидактические материалы).

Дидактические карточки-задания по биологии: животные / Бровкина, Е. Т., Белых, В. И. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 56 с.

Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001. - 192 с.

Латюшин, В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2004. - 160 с.

Никишов, А. И., Теремов, А. В. Дидактический материал по зоологии. - М.: РАУБ «Цитадель», 1996. - 174 с.

Теремов, А., Рохлов, В. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 258 с.: ил. («Занимательные уроки»)

Фросин, В. Н., Сивоглазов, В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004. - 272 с.

Шарова, И. Х. Зоология беспозвоночных: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304 с.

Дополнительная литература для учащихся:

Глаголев, С. М., Беркинблит, М. Б.: Учебные материалы для учащихся VII-VIII классов. В 2 ч. - М.: МИРОС, 1997. - 432 с.: ил.

Дольник, В. Р., Козлов, М. А. Зоология: учебник. - СПб.: Специальная литература, 1996. - 240 с.: ил.

Животные / пер. с англ. М. Я. Беньковский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 624 с.: ил.

Красная книга Волгоградской области. Т. 1. Животные. - Волгоград: ООО «Издательство Волгоград», 2004. - 172 с.

Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 144 с.: ил.

Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас. - М.: «Росмэн», 1998. - 88 с.

Секреты природы / пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432 с.

Суматохин, С. В., Кучменко, В. С. Биология / Экология. Животные: сборник заданий и задач с ответами: пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206 с.: ил.

Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп./ глав. ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 1998. - 704 с.: ил.

Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных / автор А. Х. Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. - 464 с.: ил.

Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2001. - 400 с.: ил.

Я познаю мир: детская энциклопедия: амфибии / автор Б. Ф. Сергеев. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. - 480 с.: ил.

Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Кроме того, при ведении курса в 7 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (school-collection.edu.ru/) .

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

bio.1september.ru - газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

bio.nature.ru - научные новости биологии

edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)

- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);

- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).

Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).


© 2010-2022