- Преподавателю
- Биология
- Урок биологии в 11 классе Конкурентные взаимодействия
Урок биологии в 11 классе Конкурентные взаимодействия
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Смирнова Л.В. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конкурентные взаимодействия
Цели:
-
организовать самостоятельную работу учащихся по поиску необходимой учебной информации;
-
продолжить формировать и углублять знания учащихся о многообразии отношений между организмами в природных сообществах на основе характеристики конкуренции; об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов;
-
показать, каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: наглядные материалы, демонстрирующие конкурентные взаимодействия.
Методы: репродуктивные, частично-поисковые.
Технологии: личностно-ориентированное обучение, технология уровневой дифференциации, проблемные технологии.
Ход урока
-
Проверка знаний
Письменные ответы по карточкам:
Карточка 1.
Задание: Выберите признаки, характеризующие соответственно хищника и паразита.
Коды ответов:
-
В течение своей жизни нападает на одну, иногда несколько особей.
-
В течение своей жизни нападает на большое число особей.
-
Поедает только часть вещества своей жертвы.
-
Поедает практически всю жертву.
-
Приводит свою жертву к гибели.
-
Наносит вред жертве, но редко приводит её к быстрой гибели.
-
Цикл развития тесно связан с жертвой.
-
Нападает на жертву и сам ею питается.
-
Нападает на жертву, но сам ею не питается.
Ответы:
Хищник: 2, 4, 5, 8.
Паразит: 1, 3, 6, 7, 9.
Карточка 2.
Задание: Соедините стрелками понятия с соответствующими им определениями.
-
Мутуализм
-
Комменсализм
(нахлебничество)
-
Комменсализм
(квартиранство)
-
Особи одного вида используют остатки пищи особей другого вида
-
Особи одного вида предоставляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.
-
Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух и более видов.
Ответ: 1 - 3, 2 - 1, 3 - 2.
Карточка № 3.
Задание: Взаимодействие двух организмов теоретически можно представить в виде парных комбинаций символов «+», «-» и «0», где «+» обозначает улучшение положения для организмов, «- » - его ухудшение и «0» - отсутствие значимых изменений при взаимодействии.
Поставьте напротив предложенных типов биотических взаимодействий соответствующую пару символов.
Симбиоз (++)
Нахлебничество (+0)
Квартиранство (+0)
Протокооперация (++)
2. Письменный ответ у доски.
Задание: составьте схему «Основные типы экологических взаимодействий».
3. Тестирование. Вариант 1
1. В какой тип отношений вступают рак-отшельник и актиния?
1) симбиоз
2) паразитизм
3) хищник-жертва
4) конкуренция
2. Как называют отношения березы и обитающего на ней трутовика?
1) симбиозом
2) паразитизмом
3) хищничеством
4) конкуренцией
3. Примером симбиоза, как особой формы биотических отношений, служит
1) микориза корней цветковых растений и гифов шляпочных грибов
2) обитание кожного клеща на шерсти собаки
3) подкладывание кукушкой яиц в гнезда насекомоядных птиц
4) образование финны плоского червя в теле быка
4. Какой из приведенных примеров иллюстрирует конкурентные отношения между организмами?
1) белка - дятел
2) дуб - белый гриб
3) корова - бычий цепень
4) клевер красный - шмель
5. Установите соответствие между примерами и типом взаимоотношений организмов.
ПРИМЕР
ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
А) гидра - дафния
Б) рысь - заяц-беляк
В) аскарида - человек
Г) черный коршун - лесная полевка
Д) таежный клещ - лесная мышь
Е) бычий цепень - копытное животное
1) паразитизм
2) хищничество
Ответы: 1 - 1, 2 - 2, 3 - 1, 4 - 1,
5
А
Б
В
Г
Д
Е
2
2
1
2
1
1
Вариант 2
-
Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:
-
Протокооперацией
-
Паразитизмом
-
Комменсализмом
-
Аменсализмом
-
Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:
-
Комменсализмом
-
Мутуализмом
-
Протокооперацией
-
Нейтрализмом
-
В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
-
Хищничества
-
Паразитизма
-
Комменсализма
-
Симбиоза
-
Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:
-
Хищничеством
-
Симбиозом
-
Аменсализмом
-
Паразитизмом
-
Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:
-
Взаимополезных отношений
-
Полезно-нейтральных отношений
-
Полезно-вредных отношений
-
Взаимовредных отношений
6. Беспозвоночные разных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:
1) симпатрией
2) протокооперацией
3) квартиранством
4) акклиматизацией
7. Отношения «паразит - хозяин» состоят в том, что паразит:
1) не оказывает существенного влияния на хозяина
2) всегда приводит хозяина к смерти
3) приносят определенную пользу хозяину
4) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.
8. Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:
1) паразитизмом
2) комменсализмом
3) симбиозом
4) сапрофитизмом
9. Хищники в природном сообществе:
1) уничтожают популяцию жертв
2) способствуют росту популяции жертв
3) оздоровляют популяцию жертв и регулируют её численность
4) не влияют на численность популяции жертв
10. Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:
1) основным хозяином
2) промежуточным хозяином
3) переносчиком
4) паразитом
Ответы: 1 - 3, 2 - 2, 3 - 3, 4 - 4, 5 - 2, 6 - 3, 7 - 4, 8 - 3, 9 - 3, 10 - 1.
Взаимопроверка, подведение результатов
II.Изучение нового материала
-
Работа учащихся с текстом учебника (с. 308 - 311) с целью знакомства с конкуренцией как одним из видов отрицательных взаимоотношений между организмами.
Задание 1. Внимательно прочитайте текст (с.308 - 311) и ответьте на вопросы:
1.1.Конкуренция - это …
1.2.Какова биологическая основа возникновения конкуренции?
Ответы: 1) Конкуренция - сталкивание, соперничество, соревнование.
-
У организмов возникают сходные потребности. Конкурентное взаимодействие может касаться пространства, пищи, света, зависимости от хищников и других врагов, подверженности болезням и действию различных экологических факторов (когда этого ресурса не хватает и когда его совместное потребление неблагоприятно отражается на популяции).
Задание 2.Опишите особенности конкурентных отношений внутри одного вида на примере территориальности.
Задание 3. Ответьте на вопросы:
3.1. В чем особенности межвидовой конкуренции?
3.2. Каковы формы её проявления?
(От жестокой борьбы до почти мирного сосуществования, но, как правило, из двух видов с одинаковыми потребностями, один обязательно вытесняет другой).
3.3. Приведите примеры межвидовой конкуренции.
3.4. В чем заключается принцип Гаузе?
(Два одинаковых в экологическом отношении вида сосуществовать не могут. Конкуренция особенно сурова между организмами, обладающими сходными экологическими потребностями).
Задание 4. Рассмотрите рисунок и объясните, как уживаются между собой виды со сходными экологическими потребностями (на примере насекомоядных птиц). Ответ искать на стр. 311.
Ответ: В сообществе совместно уживаются только те виды, которые хотя бы немного разойтись в экологических требованиях. Насекомоядные птицы, кормящиеся на деревьях, избегают конкуренции друг с другом благодаря разному характеру поиска добычи на разных частях дерева.
Задание 5. Ответьте на вопросы:
5.1. К чему в итоге приводит межвидовая конкуренция?
Ответ: либо вытеснение одного из двух видов из сообщества, либо расхождение обоих видов по экологическим нишам.
5.2. Какой тип конкуренции наиболее важен в формировании видового состава сообщества?
Ответ: Межвидовая.
Задание 6. Сформулируйте вывод по данной теме, вставляя в текст пропущенные слова.
Вывод: все формы биологических связей между … (видами) служат … … (регуляторами численности) животных и растений в биоценозе, определяя степень его … (устойчивости), причем, чем богаче … … (видовой состав) биоценоза, тем … (устойчивее) сообщество в целом.
В ходе эволюции и развития экосистем существует тенденция к … (уменьшению) роли отрицательных взаимодействий за счет положительных, увеличивающих выживание обоих видов. Поэтому в зрелых экосистемах доля сильных отрицательных взаимодействий … (меньше), чем в молодых.
IV. Закрепление изученного материала
Задание: охарактеризовать сущность и привести примеры различных взаимоотношений в виде таблицы, заполнить последнюю колонку таблицы примерами, характеризующими тип биотического взаимодействия между разными организмами: цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак-отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник-трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяк полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц-беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, водные бактерии, заяц-русак, карась.
Тип взаимоотношений
Количество примеров
Примеры взаимоотношений данного типа
Конкуренция
3
Заяц-беляк - заяц-русак
Бизон - мустанг
Пшеница - бодяк полевой
Паразитизм
3
Человек - аскарида
Наездник-трихограмма - яйца капустной белянки
Смородина - тля
Мутуализм
(симбиоз)
3
Береза-подберезовик
Горох - клубеньковые азотфиксирующие бактерии
Актиния - рак-отшельник
Хищничество
5
Цапля - лягушка
Росянка - муха
Амеба - водные бактерии
Щука - карась
Муравьиный лев - муравей
Комменсализм
2
Лев - шакал
Акула - рыба-лоцман
Домашнее задание § 78, ответить на вопросы, задание, отмеченное знаком ► письменно.
Список используемой литературы:
-
Калинова Г.С., Никишова Е.А., Р. А. Петросова ЕГЭ 2012 Биология Актив-тренинг, М, «Национальное образование» 2011 г.
-
Сивоглазов В. И. , Сухова Т. С, Козлова Т. А. Поурочные планы Общая биология 11 класс, Айрис Пресс М., 2004.
-
Чайка Т. И. Биология поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н.И. Сонина, Волгоград, изд. «Учитель», 2008 г.
-
Чередникова Г. В. Биология 11 класс Поурочные планы по учебнику А. А Каменского, Е.А. Криксунова, В. В. Пасечника, Волгоград, изд. «Учитель», 2009 г.
-
Воронина Г. А ЕГЭ 2012 Биология. Типовые тестовые задания/ Г. А. Воронина, Г. С. Калинова. - М.: Издательство «Экзамен», 2012. - 126, [2]с. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)